Меры не тарифного регулирования внешнеторговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: целостное рассмотрение мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть теоретические основы нетарифных ограничений внешнеторговой деятельности.
2. Представить классификацию мер нетарифного регулирования.
3. Исследовать принцип действия нетарифных методов регулирования внешнеторговой деятельности .

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……...3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИ.6
1.1. Цели и задачи введения нетарифных мер регулирования…………..……..6
1.2. Классификация мер нетарифного регулирования……………………..….10
Выводы по I главе ………………………………………………………………16
Глава II. НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………..17
2.1. Международные экономические отношения и их субъекты………….....17
2.2. Особенности применения нетарифных методов……………………..…...22
2.3. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности……..…27
Выводы по II главе ……………………………...……………………………....32
Глава III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РФ) …………………..33
3.1. Демпинг как финансовый метод…………………………….…………….33
3.2. Антидемпинговые меры……………………………………………..……37
Выводы по III главе …..…………………………………………………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………. ………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Меркулова.docx

— 79.73 Кб (Скачать файл)

Право каждого государства,  как суверенное и неотъемлемое, выбирать свою экономическую  систему и защищать ее закреплено  в Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятой в  виде Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 12 декабря 1974 г. Государства имеют право участвовать в международной торговле и других формах экономического сотрудничества, независимо от каких-либо различий в политических, экономических и социальных системах [26].

В процессе  сотрудничества не может быть никакой дискриминации, основанной на таких различиях. При этом государства имеют право свободно выбирать формы организации своих внешнеэкономических отношений. Сотрудничество государств должно строиться с учетом либерализации мировой торговли.

Российская Федерация и ее хозяйствующие субъекты являются активными участниками международных торгово-экономических связей, подчиняя их осуществление действующим международным правилам. В то же время Россия принимает и свое национальное законодательство. Характерная особенность российского законодательства последнего времени заключается в его либерализации. Одним из основных правовых актов, регламентирующих процесс осуществления операций в области внешней торговли, является принятый в декабре 2003 г. Федеральный закон Российской Федерации об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Закон 2003 г. принят в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, защиты экономических и политических интересов России. Он применим ко всем участникам внешнеторговой деятельности - российским и иностранным лицам, участвующим в такого рода деятельности [26].

Закон предусматривает, что в основе государственного регулирования внешнеторговой деятельности лежат сформулированные в нем принципы. В соответствии со ст. 4 Закона основными принципами являются: 

  1. Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг.
  2. Равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности.
  3. Единство таможенной территории Российской Федерации.
  4. Взаимность в отношении другого государства.
  5. Обеспечение выполнения обязательств по международным договорам.
  6. Выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не обременительными для участников внешнеторгового оборота.
  7. Гласность в отношении мер государственного регулирования, их обоснованность и объективность.
  8. Исключение неоправданного вмешательства со стороны государства в деятельность участников внешних связей.
  9. Обеспечение безопасности страны.
  10. Обеспечение права на защиту нарушенных прав участников торговой деятельности.
  11. Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
    1. Единство применения методов государственного регулирования на всей территории Российской Федерации.

Методами   государственного   регулирования  внешнеторговой деятельности  закон  называет:

  1. Таможенно-тарифное регулирование.
  2. Нетарифное регулирование.
  3. Запреты и ограничения внешней торговли.
  4. Меры экономического и административного характера.

Иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности Закон не допускает.

     В соответствии  с Законом предусматривается  обеспечение благоприятных условий для доступа российских лиц на внешние рынки. Для этого Правительство РФ должно принимать соответствующие меры, в том числе заключать двусторонние и многосторонние договоры по вопросам внешнеэкономического сотрудничества, вести переговоры, участвовать в создании и деятельности международных организаций.    

       Внешнеторговые интересы России и ее субъектов в соответствии с Законом обеспечиваются также дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, а также торговыми представительствами. Компетентные органы власти контролируют осуществление внешнеторговой деятельности.

     С целью  защиты прав и интересов российских  производителей и потребителей товаров и услуг, а также безопасности страны в декабре 2003 года был принят Федеральный закон о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров. Введение соответствующих мер на основе этого Закона осуществляется с учетом указанных выше принципов.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности имеет место при экспорте объектов внешнеторгового оборота. Основой для этого служит принятый в июле 1999 г. Федеральный закон Российской Федерации об экспортном контроле. В законе указано, что целью экспортного контроля являются защита интересов Российской Федерации, создание условий для интеграции экономики России в мировую экономику, а также реализации требований международных договоров по определенным вопросам, прежде всего в области нераспространения оружия массового поражения, в отношении продукции военного и двойного назначения. Экспортный контроль осуществляется в том случае, если соответствующие товары включены в списки контролируемых товаров и технологий. Закон определяет и методы такого контроля.

В процессе осуществления внешнеторговой деятельности имеет место движение валютных ресурсов. Для обеспечения реализации единой государственной валютной политики, стабильности внутреннего валютного рынка, устойчивости валюты как факторов прогрессивного развития национальной экономики в декабре 2003 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле. Валютное регулирование и валютный контроль осуществляются на основе принципов, сформулированных в Законе: 

1.     Приоритет экономических мер в реализации государственной   политики в области валютного регулирования.

2.    Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов.

3. Единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации.

4.  Единство системы валютного регулирования и валютного контроля.

5. Обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Таможенно-тарифное регулирование происходит на основе Федерального закона о таможенном регулировании в Российской Федерации и Федерального закона РФ о таможенном тарифе.

Конкретизация положений указанных актов имеет место в постановлениях Правительства РФ, а также достаточно большом количестве различных подзаконных актов министерств и ведомств.

Меры государственного регулирования, предусмотренные российским законодательством, в настоящее время согласуются с теми мерами, которые принимаются в других странах. В них государственное регулирование чаще всего осуществляется в рамках правовых актов, принимаемых отдельно по импорту и по экспорту. При этом, например, в США экспортному законодательству присуще экстерриториальное действие. Если иностранное государство имеет федеративное устройство, то наблюдается разграничение регулирования на федеральном и региональном уровнях. Однако регионам отводится весьма незначительная роль в такой регламентации: это могут быть вопросы налогообложения, отнесенные к компетенции субъекта федерации, вопросы приграничной торговли и некоторые другие вопросы внешней торговли, в решении которых компетентен субъект федеративного государства.

Основное регулирование осуществляется на основе федерального законодательства. В Федеральном законе РФ об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности также определены предметы ведения в области внешнеторговой деятельности Российской Федерации, ее субъектов, а также предметы совместного ведения.

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

Таким образом, международные экономические отношения представляют собой обширный комплекс торговых, производственных, научно-технических, финансовых связей между государствами, приводящих к обмену экономическими ресурсами, совместной экономической деятельности.

Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:

1.     Нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами. В этой связи объем и методика их применения полностью регулируется национальными государственными органами и определяется рамками хозяйственного и технического законодательства страны.

2.     Нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике.

3. Нетарифные методы позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока.

4.     Нетарифные методы не являются дополнительным налоговым бременем для населения. Нетарифные методы регулирования внешней торговли включают в себя: импортные квоты, «добровольные» ограничения экспорта, демпинг, торговое эмбарго и др. Из всех видов нетарифных ограничений наибольшее распространение получили квоты на импорт и экспорт.

Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализуются в рамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторгового оборота.

Глава III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1.   Демпинг как финансовый метод

 Демпинг  — метод  финансовой нетарифной торговой  политики, заключающийся в продвижении  товара на внешний рынок за  счет снижения экспортных цен  ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах [11].

Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм:

1.     Спорадический демпинг — эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происходит тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка и перед компанией встает дилемма — либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внешний рынок.

2. Преднамеренный демпинг — временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства.

3.   Постоянный демпинг — постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой.

4.      Обратный демпинг— завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке.

5.     Взаимный демпинг — встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается также редко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.

В основе демпинга обычно лежит рыночная ситуация, при которой эластичность спроса по цене на внутреннем рынке ниже, чем на внешнем. Это позволяет фирмам, имеющим относительно монопольное положение на внутреннем рынке, продавать свои товары по более высоким ценам, чем на внешнем рынке, где спрос более эластичен по цене и где конкуренция выше.

Если у фирмы есть выбор, где продавать товар — внутри страны или за рубежом, то в целях максимизации прибыли предельный уровень доходов должен быть равен предельным издержкам на каждом из рынков. Исходя из этого, если известен оптимальный объем производства на совокупном рынке, можно определить оптимальный объем производства на каждом из рынков.

В результате возникает ценовая дискриминация местных потребителей, которые вынуждены покупать товар по более высоким ценам, и зарубежных производителей, которые сталкиваются с нечестной конкуренцией со стороны импортных товаров. Производитель, осуществляющий такую ценовую дискриминацию, может быть обвинен в демпинге.                                                                                                                              

Необходимыми условиями для осуществления демпинга являются:

1.        Различия в эластичности спроса на товар в различных странах — спрос внутри страны должен быть менее эластичным по цене, чем спрос за рубежом.

2.  Ситуация несовершенной конкуренции, которая позволяла бы производителю устанавливать и диктовать цены.

3.   Сегментированность рынка, то есть способность производителя отгородить внутренний рынок, где он продает товар по высоким ценам, от внешнего рынка, где он это делает по более низким ценам. Обычно этому способствуют высокие транспортные расходы и установленные государством торговые барьеры.

Демпинг запрещен как международными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми законами многих стран, которые позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта демпинга.

Серьезным доказательством демпинга является продажа товаров по ценам ниже издержек -производства. По результатам расследования, если факт демпинга доказан, страны вправе вводить односторонние торговые ограничения в виде антидемпинговых пошлин [15].

Информация о работе Меры не тарифного регулирования внешнеторговой деятельности