Меры не тарифного регулирования внешнеторговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: целостное рассмотрение мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть теоретические основы нетарифных ограничений внешнеторговой деятельности.
2. Представить классификацию мер нетарифного регулирования.
3. Исследовать принцип действия нетарифных методов регулирования внешнеторговой деятельности .

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……...3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИ.6
1.1. Цели и задачи введения нетарифных мер регулирования…………..……..6
1.2. Классификация мер нетарифного регулирования……………………..….10
Выводы по I главе ………………………………………………………………16
Глава II. НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………..17
2.1. Международные экономические отношения и их субъекты………….....17
2.2. Особенности применения нетарифных методов……………………..…...22
2.3. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности……..…27
Выводы по II главе ……………………………...……………………………....32
Глава III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РФ) …………………..33
3.1. Демпинг как финансовый метод…………………………….…………….33
3.2. Антидемпинговые меры……………………………………………..……37
Выводы по III главе …..…………………………………………………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………. ………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Меркулова.docx

— 79.73 Кб (Скачать файл)

Демпинг может привести как к положительным, так и к отрицательным результатам. К концу 1997 года эта компания была одним из лидеров на российском рынке. Но уже летом 1998 компания решила отвоевать позиции «Сибири» и «Красэйр» на южных направлениях. В результате уже через несколько месяцев авиаперевозчик даже не располагал средствами на то, чтобы заправлять самолеты. А еще через несколько лет компания обанкротилась, и ее имущество досталось всё той же «Сибири». То есть можно говорить о том, что здесь демпинг фактор сыграл явно не в пользу инициатора.

В 70-е годы компания «Sony» вышла на американский рынок со своими телевизорами, продавая их на 40 процентов дешевле, чем на собственном японском рынке. Такие демпинг методы не понравились правительству страны, и компания была призвана к ответу. Но здесь производители поступили действительно гениально: они открыли производство на территории США и прекратили ввоз из Японии. В штатах же выпускались совершенно новые модели, что не давало возможностей американским властям сравнивать цены. Таким образом, в результате этого демпинга компания инициатор выиграла, ведь она упрочила свои позиции на американском рынке и удерживает их в настоящее время.

Известно разбирательство с демпингом на авто рынке несколько лет назад. Тогда компания «Nissan» активно размещало свои производства на территориях европейских стран. Это привело к тому, что цены на их продукцию стали значительно ниже и компания получила возможность продавать автомобили по более низким ценам в сравнении с импортерами из других стран. Такой демпинг Нисана вызвал волну агрессии и ряд судебных разбирательств. Но в результате с них были сняты все обвинения.

Что касается примеров демпинга в России, то несколько лет назад в одном из регионов сложилась следующая ситуация. У достаточно крупного производителя канцелярских товаров было два клиента, которые стабильными партиями закупали продукцию с целью ее реализации. Появившийся новый клиент был готов закупить в два раза большие объемы продукции, но со значительными скидками. Производитель, просчитав возможную прибыль от расширения производства, согласился. Результатом этого стал явный демпинг в магазинах, так как новый клиент получил возможность значительно снизить цены и вытеснить таким образом старых продавцов. Те в свою очередь разорились, прекратили закупки товара, и пострадал еще и завод-производитель. Рынок рухнул на несколько лет [5].

В 1990 году было подписано торговое соглашение между Михаилом Горбачёвым и Джорджем Бушем-старшим о поставке в Россию замороженных куриных окороков. Так как в те времена советские прилавки практически пустовали, «ножки Буша» пользовались большой популярностью. Поставки американской курятины используются обеими сторонами как рычаг политического давления, так как на Россию приходится до 40% экспорта окороков из США. Когда в 2002 году в американской курятине были найдены бактерии сальмонеллы, ввоз «ножек Буша» на территорию России был запрещён. В ответ на прекращение импорта курятины американская сторона пригрозила повысить пошлины на импорт стали и не отменять дискриминационную поправку Джексона-Вэника. Через месяц запрет на импорт был снят [7].

 

 

 

3.2. Антидемпинговые меры

Правилами Всемирной торговой организации демпинг запрещен. Демпинг нарушает правила справедливой конкуренции и влечет убытки местных производителей. В мировой экономической практике, в ряде стран принято противостоять демпингу путем применения антидемпинговых законов, установления специальных противодемпинговых пошлин. Государство имеет законное право облагать антидемпинговыми пошлинами товары, которые продаются по ценам ниже справедливых и наносят материальный ущерб отрасли государства-импортера.

Впервые законодательное воздействие на демпинг осуществила Канада в 1904 г. При этом демпингом признавался любой импорт по ценам ниже тех, которые установились на канадском рынке.

Основным международным нормативно-правовым актом, регулирующим осуществление антидемпинговых мер, является  «Соглашение о применении статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994» к Маракешскому Соглашению о создании ВТО, называемое также Антидемпинговым кодексом ВТО. Этот кодекс был разработан на основании нескольких предыдущих Соглашений о применении статьи VI ГАТТ, поскольку формулировка статьи позволяла использовать ее как средство противоправной борьбы с иностранными конкурентами [23].

Для борьбы с демпингов в РФ разработаны специальные антидемпинговыми меры. Это меры, принимаемые государством в целях защиты внутреннего рынка от демпинга, установления игроками рынка цен на товары сопоставимых, или ниже их себестоимости при производстве в рамках существующего баланса цен и услуг. Как правило, антидемпинговые меры заключаются в повышении импортных пошлин на те товары страны-экспортера, которые ввозятся по демпинговым ценам. Введение дополнительной пошлины в отношении страны-экспортера используется для того, чтобы увеличить цену экспортируемого товара до «нормального» в стране-импортере уровня цен и предотвратить ущерб национальным компаниям страны-импортера [1].

Так как поставка товара по демпинговым ценам может нанести ущерб, создать угрозу нанесения ущерба определенной отрасли промышленности импортирующей страны или оказать негативное воздействие на становление такой отрасли, власти импортирующей страны, после проведения антидемпингового расследования, вправе обложить такие товары антидемпинговой пошлиной с целью нейтрализации или минимизации отрицательного воздействия демпинговой внешнеторговой операции на отрасль отечественной промышленности.

В соответствии с ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара» антидемпинговая пошлина - пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

А если быть точнее антидемпинговая пошлина — это временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.

В некоторых случаях страны применяют так называемые компенсационные пошлины - когда установлено, что экспортер товара получил государственную субсидию на его производство. В некоторых случаях применяется регулирование внешнеэкономических связей посредством мер административного характера, такие как: технические нормы и стандарты, таможенные формальности, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке товара и так далее.

Антидемпинговые пошлины вводятся государством в качестве средства, противодействующего мероприятиям по форсированию экспорта при помощи внешнеторговых поставок по заниженным ценам. В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О таможенном тарифе» антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства данных товаров в Российской Федерации.

В настоящее время антидемпинговые меры  регулируются  ФЗ « О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара», целью  которого является защита экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации. В соответствии с ч 1, ст. 12, гл 3 этого ФЗ  товар является предметом демпингового импорта, если экспортная цена данного товара ниже сопоставимой цены аналогичного товара, складывающейся при обычном ходе торговли таким аналогичным товаром на рынке иностранного государства, из которого экспортируется данный товар [2].

Применение антидемпинговых пошлин связано с наличием одновременно трех обстоятельств:

1.  Факта ввоза товаров на таможенную территорию страны импорта по цене более низкой, чем их нормальная цена, сложившаяся на момент ввоза товаров в стране экспорта.

2.  Наличия материального ущерба или угрозы его нанесения.

3. Причинно-следственной связи между ввозом таких товаров, с одной стороны, и нанесением (угрозой нанесения) материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствием организации или расширению производства подобных товаров в стране импорта, с другой стороны.

Ставку антидемпинговой пошлины обычно определяют одним из следующих способов:

1.       Как разницу в цене, по которой товар реально продается на рынке экспортирующей страны и на рынке импортирующей. Если товар производится только на экспорт и не продается на рынке страны экспортера, то цена на него на внутреннем рынке страны импортера сравнивается с его ценой на внутреннем рынке любой третьей страны.

2.        Как разницу в цене, по которой товар должен был бы продаваться на рынке экспортирующей страны, и цены, по которой он реально продается на рынке импортирующей страны. Потенциальная цена продажи товара на рынке экспортера устанавливается на базе суммы издержек производства, общих издержек, прибыли на продажу на внутреннем рынке и стоимости упаковки и транспортировки товара в импортирующую страну [14].

В настоящее время в России антидемпинговые меры применяются

Процедура расследования антидемпингового дела довольно длительна, однако избыточного количества аргументов и показателей всё-таки не содержит. Тем не менее эффективность применения антидемпинговых мер в России явно недостаточна.

Сегодня в России расследуется 7 подобных дел, действует 5 защитных мер и 2 расследования завершены. В эти же дни в Беларуси завершено 2 расследования и применяются 2 меры, а в Казахстане 4 расследования завершено и проводится одно. То есть и в странах Таможенного союза активность применения антидемпинговых мер не столь велика.

С 1 июля 2010-го года вступило в действие соглашение Таможенного союза (ТС) по защитным мерам. Оно рассматривает импорт на территорию ТС и возможный ущерб от импорта на эту территорию. Согласно нормам ВТО, снижен порог для предоставления доказательств демпинга – с 50 до 25% национальных производителей аналогичного продукта.

Функция ввода защитных пошлин сегодня отдана Минпромторгу. По решению заседания комиссии Таможенного союза, прошедшего 17 августа 2010-го года, специальные защитные меры будут применяться странами союза автономно. То есть, в Беларуси – МИДом республики, в Казахстане – Министерством экономического развития республики, в России – Минпромторгом РФ.

Минпромторгом РФ сегодня ведется работа по трем направлениям совершенствования антидемпингового законодательства: в области новых расследований, действующих защитных мер и проводимых расследований [22].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО III ГЛАВЕ

Демпинг  — метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.

Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм:

1.       Спорадический демпинг — эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происходит тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка и перед компанией встает дилемма — либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внешний рынок.

2.        Преднамеренный демпинг — временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства.

3.       Постоянный демпинг — постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой.

4.        Обратный демпинг— завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке.

5.        Взаимный демпинг — встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается также редко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе  были рассмотрены теоретические основы нетарифных ограничений внешнеторговой деятельности.

В соответствии с ФЗ от 8 декабря 2003 г. № 164 от «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» нетарифное регулирование – это метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.

Как известно, в мире действуют официальные классификационные схемы нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, разработанные ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Международным валютным фондом, Мировым банком, Международной торговой палатой (МТП) и рядом других авторитетных организаций. Классификацию нетарифных ограничений можно представить в унифицированной форме:

1.     Меры финансового  воздействия (сборы, налоги, пошлины).

2.     Административные  меры (количественные, скрытые, финансовые  меры)

Особенность применения нетарифных мер заключается в том, что они, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами; более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике; позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике; не являются дополнительным налоговым бременем для населения.

Информация о работе Меры не тарифного регулирования внешнеторговой деятельности