Меры не тарифного регулирования внешнеторговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: целостное рассмотрение мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть теоретические основы нетарифных ограничений внешнеторговой деятельности.
2. Представить классификацию мер нетарифного регулирования.
3. Исследовать принцип действия нетарифных методов регулирования внешнеторговой деятельности .

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……...3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИ.6
1.1. Цели и задачи введения нетарифных мер регулирования…………..……..6
1.2. Классификация мер нетарифного регулирования……………………..….10
Выводы по I главе ………………………………………………………………16
Глава II. НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………..17
2.1. Международные экономические отношения и их субъекты………….....17
2.2. Особенности применения нетарифных методов……………………..…...22
2.3. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности……..…27
Выводы по II главе ……………………………...……………………………....32
Глава III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РФ) …………………..33
3.1. Демпинг как финансовый метод…………………………….…………….33
3.2. Антидемпинговые меры……………………………………………..……37
Выводы по III главе …..…………………………………………………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………. ………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Меркулова.docx

— 79.73 Кб (Скачать файл)

2. Реализация разрешительного  порядка экспорта и (или) импорта  отдельных видов товаров, которые  могут оказать неблагоприятное  воздействие на безопасность  государства, жизнь или здоровье  граждан, имущество физических или  юридических лиц, государственное  или муниципальное имущество, окружающую  среду, жизнь или здоровье животных и растений.

3. Предоставление исключительного  права на экспорт и (или) импорт  отдельных видов товаров (например, вооружения, военной техники).

4. Выполнение Российской  Федерацией международных обязательств [9].

Другим инструментом прямого количественного ограничения является квотирование (контингентирование).

Квота - это ограничение в стоимостном или физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды).

В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые "добровольные" ограничения экспорта [25].

Добровольные ограничения экспорта означает обязательство одного из государств-партнеров, или взаимное обязательство, ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.

Например, в феврале 1995 года было подписано соглашение РФ с ЕОУС, содержащие такое обязательство по некоторым изделиям из стали. В 1994 году, например, были введены «добровольные» ограничения по поставке в ЕС карбида кремния, алюминия, текстильных товаров.

Меры прямого ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации. В ст. 21 закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» говорится, что импорт и экспорт товаров осуществляется без количественных ограничений [8].

В качестве отдельной группы мер можно рассматривать специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров. Применение таких мер предусмотрено федеральными законами «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара». К ним относятся:

  1. Импортные квоты.
  2. Специальные пошлины.
  3. Антидемпинговые пошлины.
  4. Установление барьера по минимальным ценам на рынке страны-импортера.
  5. Компенсационные пошлины [21].

Специальные защитные меры с точки зрения изложенной выше классификации представляют комбинацию таможенно-тарифных мер и мер прямого ограничения.

Административные и таможенные формальности.

Среди мер нетарифного регулирования ВЭД можно выделить категорию мер, связанных с выполнением таможенных или административных формальностей.

К импортным налогам и сборам относятся:

1. Импортные налоги (не  следует их смешивать с импортными  пошлинами):

  1. Пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы.
  2. Сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его  качества.
  3. Другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т.п.).

Особой разновидностью импортного налога являются скользящие импортные сборы, широко применяемые в ЕС в качестве протекционистской меры в аграрном секторе. По характеру своего действия скользящие импортные сборы близки и таможенным пошлинам, но в отличие от них постоянно меняют свой уровень в зависимости от соотношения внутренних и мировых цен на сельскохозяйственную продукцию.

2. Импортные депозиты  представляют собой денежный  залог, под оплату таможенных  пошлин который импортер должен  внести в местной или иностранной  валюте в уполномоченный банк, перед закупкой иностранного  товара. Сумма импортного депозита  устанавливается в виде определенного  соотношения к стоимости импортируемого  товара.

Одной из разновидностей административных и таможенных формальностей является сертификация ввозимых товаров и услуг. Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ. Запрещается ввоз товаров, которые не соответствуют указанным выше стандартам и требованиям, не имеют сертификата, маркировка или знака соответствия в предусмотренных законодательством случаях, запрещены к использованию как опасные потребительские товары, имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется законом РФ «О сертификации продукции и услуг» и иными правовыми актами.

В целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в Российскую Федерацию товарах, в том числе занижения их стоимости, Правительство РФ вправе вводить предотгрузочную инспекцию, включая выдачу сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции, в отношении отдельных товаров, импортируемых в РФ.

К прочим нетарифным мерам относятся:

1. Валютные ограничения.

2. Валютный контроль.

Особое место в ряду нетарифных инструментов регулирования ВТД занимают валютные ограничения и валютный контроль. Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Основные понятия, права и обязанности, положения, регулирующие валютное обращение и контроль содержатся в законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и других нормативных актах.

Важной составной частью валютно-хозяйственного механизма управления внешнеэкономической деятельностью является установление курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

В РФ органом государственной власти, ответственным за обеспечение устойчивости рубля, является Центральный Банк РФ. Он устанавливает официальный курс рубля по отношению к ведущим иностранным валютам, который используется для решения многих задач, связанных с ВЭД: таможенные платежи и сборы, обязательная продажа валютной выручки (до 2008 г.) и другие. Официальный курс устанавливается с учетом рыночного курса рубля, показателем которого могут служить котировки на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Центральный Банк, являясь активным участников торгов на ММВБ и используя свои резервы национальной и иностранных валют, также оказывает существенное влияние на формирование рыночного курса рубля. Таким образом осуществляется влияние государства в лице ЦБ РФ на рыночный и официальный курс рубля, который в существенной мере будет определять поведение экспортеров, импортеров, инвесторов как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

К числу мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности следует отнести различные мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности.

В соответствии с законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ в рамках своей компетенции осуществляют в соответствии с международными договорами РФ мероприятия (включая их финансирование), содействующие развитию внешнеторговой деятельности:

  1. Кредитование участников внешнеторговой деятельности.
  2. Функционирование системы гарантий и страхования экспортных кредитов.
  3. Организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них.
  4. Проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки. Ранее была разработана федеральная программа развития экспорта, которая включала пять основных направлений:

5. Финансовая поддержка.

6. Налоговое стимулирование.

7. Таможенно-тарифное стимулирование.

8. Специальные мероприятия в поддержку экспорта.

9. Меры общеэкономического характера.

В целом действующее законодательство в области внешнеэкономической деятельности предоставляет большие возможности хозяйственникам и предпринимателям в проявлении инициативы и самостоятельности при работе на внешнем рынке. Однако их самостоятельность не беспредельна, она находится под влиянием регулирующего и координирующего воздействия государственной власти и органов ее управления [20].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

Цели нетарифного регулирования состоят в улучшении конкурентных условий в импортирующей стране и в защите национальной промышленности, здоровья населения, охране окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности.

Задачами нетарифного регулирования являются : защита общественной морали и правопорядка; защита культурных ценностей; обеспечение национальной безопасности; выполнение международных обязательств.

Нетарифные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности делятся на три группы:

1. Меры прямого ограничения.

2. Таможенные и административные  формальности.

3. Прочие нетарифные методы.

В соответствии с законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ в рамках своей компетенции осуществляют в соответствии с международными договорами РФ мероприятия (включая их финансирование), содействующие развитию внешнеторговой деятельности:

  1. Кредитование участников внешнеторговой деятельности.
  2. Функционирование системы гарантий и страхования экспортных кредитов.
  3. Организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них.
  4. Проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки.

 

Глава II. НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

           2.1. Международные экономические  отношения и их субъекты

Движение к рыночной экономике проявляется не только в развитии товарно-денежных отношений внутри страны, но и в возрастающем приобщении к мировом хозяйственной системе.

Давно закончилась эпоха натуральных хозяйств. Экономику стало трудно оградить границами страны, наоборот, границы становятся все более экономически прозрачными. Впрочем, изолировать себя практически редко кто и пытается, во всяком случае в экономическом смысле. Торговля между странами, экономическое сотрудничество, расширение мирохозяйственных связей, международное разделение труда дают ощутимые взаимные выгоды. B результате экономического взаимодействия и интеграции складывается мировая экономика.

Сегодня ни одна из стран не может эффективно продвигаться по пути экономического прогресса в стороне от мирохозяйственных процессов. Состояние национальной экономики все в большей степени определяется не только внутренним потенциалом, но также масштабами и степенью участия в международном разделении труда, общемировым характером научно-технического и технологического прогресса, общим состоянием ресурсов планеты.

Экономические отношения между странами уже не ограничиваются внешней торговлей, товарообменом. Они включают движение капитала между странами, валютные отношения, миграцию рабочей силы, научно-технический обмен.

Международные экономические отношения представляют собой обширный комплекс торговых, производственных, научно-технических, финансовых связей между государствами, приводящих к обмену экономическими ресурсами, совместной экономической деятельности. Проще, международные экономические отношения – это система хозяйственных отношений между странами мира.

В международные  экономические отношения в широком их понимании вступают различные субъекты: государства, международные организации, транснациональные и иные многонациональные компании, хозяйствующие субъекты различной государственной принадлежности. Их взаимоотношения подчиняются определенным правилам, содержащимся в разнообразных международных актах, национальном законодательстве государств.

Основной объем хозяйственных мировых связей при этом реализуют непосредственные их участники - хозяйствующие субъекты. Именно между ними заключаются соответствующие внешнеэкономические контракты. Однако государства сохраняют за собой право определенного контроля  за тем, в каких формах и на каких условиях лица, находящиеся в их юрисдикции, осуществляют внешнеэкономическое сотрудничество. Это объясняется тем, что государство защищает права и интересы своих производителей соответствующих товаров, права и интересы потребителей продукции, ввозимой из-за рубежа, обеспечивает собственную экономическую безопасность. Такое право государства обусловлено, прежде всего, общепризнанными принципами и нормами международного права.

Информация о работе Меры не тарифного регулирования внешнеторговой деятельности