Лекции по "Таможенной системе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:55, курс лекций

Описание работы

ВОПРОС 1. ЕДИНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЦЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ. ВОПРОС 2. ПОНЯТИЕ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРА. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ. 3 ВОПРОС. РОЛЬ БАЗИСНЫХ УСЛОВИЙ ПОСТАВКИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРА.

Файлы: 1 файл

Shpory_korotkaya_versia.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

Перечислим условия  применения данной льготы:

- льгота в отношении  сырья или материалов предоставляется,  если таковые не производятся  в странах ТС или производимое  сырье не соответствует техническим характеристикам проекта;

- инвестиционный проект, в рамках которого ввозятся  товары, включен в перечень, составляемый Комиссией ТС;

- товары, ввезенные на  территорию ТС с тарифной льготой,  предназначены исключительно для  использования в инвестиционном  проекте. Порядок контроля за  целевым использованием ввезенных  товаров определяется Комиссией ТС.  

В конце 2008 г. страны Таможенного  союза подписали Протокол о единой системе тарифных преференций, которая  применяется с 1 января 2010 г. Тарифные преференции дают право импортерам применять нулевые либо сниженные ставки ввозной таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров.

В рамках применения единой системы преференций на уровне Комиссии ТС утверждены:

- Перечень развивающихся  стран (103 государства) - снижение  ставки ввозной пошлины на 25%;

- Перечень наименее  развитых стран (49 государств) - применение нулевой ставки ввозной пошлины;

- Перечень преференциальных  товаров (товары из 49 товарных  групп).

Условия применения тарифных преференций аналогичны тем, что  установлены в рамках национальной преференциальной системы в России.

Во-первых, это означает закупку товара у лица, зарегистрированного  в развивающейся (наименее развитой) стране, с территории которой товар  происходит. Во-вторых, поставка из развивающейся (наименее развитой) страны на единую территорию Таможенного союза будет происходить без провоза через территорию другого государства. Из этого правила есть исключения, предполагающие экономическую нецелесообразность или географическую невозможность проложения маршрута следования товаров без заезда на территорию третьих стран. В-третьих, условием применения преференций является их документальное подтверждение, что означает обязанность представления при таможенном оформлении товара сертификата происхождения по форме "А". Важно знать, что срок применения сертификата ограничен 12 месяцами и при оформлении товара таможенные органы могут требовать перевода сертификата на национальный язык и подтверждения его подлинности.

В качестве особенности  применения тарифных преференций следует  отметить возможность расхождения (не более чем на 5%) фактически поставленного количества товара с количеством, указанным в сертификате происхождения товара. 

Страны - участницы Таможенного  союза договорились об установлении тарифных квот в отношении сельскохозяйственных товаров (группы 01 - 24 ТН ВЭД ТС) при их ввозе на территорию Таможенного союза. Тарифные квоты означают возможность ввоза определенного количества товара по сниженной ставке пошлины. В случае превышения квоты импортер обязан уплатить более высокую ставку импортной пошлины. Тарифные квоты устанавливаются и распределяются между странами-участницами Комиссией ТС. Основным условием, при котором импортер может оформить товар в рамках квоты, является получение соответствующей лицензии. Отмечаем: таможенное оформление в рамках тарифных квот возможно только в стране, где импортеру была выделена квота и выдана лицензия. В качестве примера можно привести установление с 1 января 2010 г. странами Таможенного союза тарифных квот в отношении мясных продуктов. Например, квота на ввоз свинины в Россию в 2010 г. составила 472 тыс. т, в Казахстан - 7,4 тыс. т, в Белоруссию - 30 тыс. т. При ввозе свинины в рамках тарифной квоты применяется 15%-ная ставка пошлины (так называемая внутриквотная ставка), а при ввозе сверх квоты - 75%-ная.

Протокол о  единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года ;

Протокол о  предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года 

Соглашение  об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года.

ВОПРОС 9. ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ВНЕШНЕТОРГОВЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИМИ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

На территории РФ валютное регулирование и валютный контроль осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон).

Закон устанавливает  правовые основы и принципы валютного  регулирования и валютного контроля на территории РФ, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

В Законе преобладают  нормы, однозначно определяющие порядок  осуществления тех или иных действий, конкретные права и обязанности лиц, их совершающих, правила об ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение юридических обязанностей. Возможность выбора вариантов правомерных действий для участников соответствующих правоотношений сведена к минимуму - диспозитивные правовые нормы в Законе используются редко.

На территории РФ, таможенные органы являются агентами валютного  контроля ( часть 3 ст. 22 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"), и осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через границу, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле ст. 94 п.5 ТК ТС. Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам.

Валютный контроль является механизмом административного надзора со стороны государства за соблюдением правил и норм валютного регулирования. Валютный контроль активно использовался абсолютным большинством государств в кризисные периоды в целях защиты финансовой самостоятельности, стабильности их денежной системы, укрепления курса национальной валюты, мобилизации валютных ресурсов.

В сфере деятельности валютного контроля находятся все  виды валютных операций, а также  операции, предусматривающие расчеты  в национальной валюте при осуществлении ВЭД, а именно:

- валютные операции, связанные с внешнеторговой деятельностью резидентов;

- операции резидентов  по предоставлению и погашению  кредитов в иностранной валюте;

- инвестиционная деятельность  резидентов и вопросы контроля  инвестиций в российскую экономику;

- валютные операции, связанные с предоставлением и оплатой услуг;

- операции по перемещению  через границу валютных ценностей,  валюты РФ, ценных бумаг в валюте  РФ;

- другие валютные операции.

Компетенция таможенных органов РФ как органов и агентов  валютного контроля заключается в том, что они осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу России валюты РФ, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанные с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств. Таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль:

- за перемещением валюты  Российской Федерации, ценных  бумаг в валюте Российской  Федерации и валютных ценностей  через таможенную границу Российской Федерации;

- валютных операций, связанных с перемещением или предполагаемым перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств;

- своевременности и  полноты поступления в Российскую  Федерацию валютной выручки от  экспорта товаров;

- за ведением учета  и составлением отчетности по валютным операциям, установленных ГТК России совместно с Банком России.

Контроль за перемещением иностранной валюты в ходе экспортных, импортных и бартерных операций осуществляется посредством механизма, разработанного ФТС России совместно с ЦБ России. Этапы:

Первый этап (предварительный  контроль). На этом этапе предусматривается  контроль правильности оформления ТД и ПС, достоверности содержащихся в них данных; контроль соответствия осуществляемой сделки действующему законодательству; формирование и направление в ФТС России сводных форм отчетности.

Второй этап (информационно-аналитический  контроль). Он предусматривает проверку достоверности получаемых от таможенных органов сведений; формирование основного обменного документа валютного контроля учетной карточки; получение и обработку УК, оформленных банком; сопоставление и анализ информации таможенных органов об экспорте товаров и уполномоченных банков о реальном зачислении валютных средств на транзитный счет экспортера и т.д.

Третий этап (окончательный контроль). На этом этапе осуществляется целевая проверка экспортера по факту возможного непоступления валютной выручки; применяются санкции, установленные КоАП РФ.

Технологией валютного  контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары предусмотрено формирование паспорта импортной сделки, учетной карточки, а также карточки платежа. К бартерным сделкам также применяется валютный контроль, особенностью которого является формирование паспорта бартерной сделки.

Целью проводимого таможенными органами контроля неторговых валютных операций является обеспечение соблюдения норм и правил, регулирующих перемещение через таможенную границу юридическими и физическими лицами иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, драгоценных металлов и камней. Вывоз валютных ценностей при соблюдении таможенных правил производится беспрепятственно в следующих случаях:

- если валютные ценности  были ранее ввезены, переведены, пересланы в Россию. В этом  случае основанием для их вывоза может являться ввозная декларация или иной таможенный документ, подтверждающий ввоз, а в случае их перевода в Россию – справка, выдаваемая уполномоченным банком при снятии данных средств со счета;

- если иностранная  валюта была приобретена в России;

- в иных случаях,  установленных российским действующим  законодательством. К примеру,  разрешается вывоз наличной иностранной  валюты, снятой со счета юридического лица на командировочные расходы.

 

ВОПРОС 10. ПАСПОРТ  СДЕЛКИ: ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В ЦЕЛЯХ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Паспорт сделки - это документ, служащий целям валютного контроля. ПС оформляется в случае, если имеют  место валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в  осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а в некоторых случаях — через счета в банке-нерезиденте.

Представление ПС (паспорта импортной сделки, паспорта бартерной  сделки) и указание его реквизитов (номера и даты) в таможенной декларации требуется при помещении товаров под заявляемую таможенный процедуру. ПС не представляется при помещении товаров под таможенные процедуры таможенного транзита, перемещения припасов.

Паспорт сделки требуется, если одновременно выполняются три  условия:

  • валютная операция проводится с нерезидентом (при этом расчеты в рублях, совершаемые между резидентом и нерезидентом, признаются валютной операцией);
  • между сторонами операции заключен внешнеторговый контракт на экспорт или импорт товаров (выполнение работ и т. д.) или договор займа (кредита);
  • расчеты (переводы) по операции проходят через счета, открытые в уполномоченном банке или через счета в банке-нерезиденте.

Ситуации, не требующие  оформления паспорта сделки:

    • если сумма внешнеторгового контракта не превышает 5000 долларов США. Курс иностранной валюты к рублю берется на дату заключения договора (курс Банка России):
    • если производится оплата международных пошлин во Всемирную организацию интеллектуальной собственности за международную регистрацию товарных знаков;
    • если производится заправка топливом судов нерезидентов в российских портах, вывозимым с таможенной территории в таможенном режиме перемещения припасов;
    • если производится сбор обязательных аэропортовых, аэронавигационных и прочих платежей в аэропортах.

Если валютные операции (при внешнеторговом контракте на импорт или экспорт товаров или  кредитном договоре) производятся с  представительством иностранной организации, находящимся на территории России, то паспорт сделки должен быть составлен в обязательном порядке, поскольку по валютному законодательству представительство (обособленное подразделение) даже на территории РФ является нерезидентом.

Дата оформления паспорта сделки должна быть согласована с  банком; наступить не позднее даты одного из событий (валютной операции по внешнеторговому контракту (не позднее первых расчетов с контрагентом); другого исполнения обязательств по контракту).

Для оформления паспорта сделки организация должна предъявить в банк следующие документы:

    • два экземпляра заполненного паспорта сделки (заполненного в части, оформляемой организацией);
    • внешнеторговый контракт (кредитный договор);
    • разрешение на проведение валютных операций, а также на открытие счета в банке за рубежом (при необходимости подобного разрешения);
    • свидетельство о государственной регистрации организации-резидента;
    • свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции и др.

Банк может потребовать  от организации документы, относящиеся  только к совершаемой валютной операции.

Паспорт сделки заполняется  по форме:

    • по форме 1 - если заключен внешнеторговый контракт на импорт (экспорт) товаров (выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности);
    • по форме 2 - если заключен кредитный договор.

Ряд разделов в паспорте сделки заполняет ответственный сотрудник банка. Паспорт сделки обеих форм состоит из двух листов.

Листы 1 и 2 паспорта сделки подписываются и заверяются двумя  лицами, наделенными правом первой и второй подписи в организации (генеральный директор, главный бухгалтер  организации). При отсутствии должности, в обязанности которой входит ведение бухучета, подписать паспорт сделки может лишь руководитель организации.

Информация о работе Лекции по "Таможенной системе"