Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:55, курс лекций
ВОПРОС 1. ЕДИНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЦЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ. ВОПРОС 2. ПОНЯТИЕ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРА. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ. 3 ВОПРОС. РОЛЬ БАЗИСНЫХ УСЛОВИЙ ПОСТАВКИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРА.
Перечислим условия применения данной льготы:
- льгота в отношении
сырья или материалов
- инвестиционный проект, в рамках которого ввозятся товары, включен в перечень, составляемый Комиссией ТС;
- товары, ввезенные на
территорию ТС с тарифной
В конце 2008 г. страны Таможенного союза подписали Протокол о единой системе тарифных преференций, которая применяется с 1 января 2010 г. Тарифные преференции дают право импортерам применять нулевые либо сниженные ставки ввозной таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров.
В рамках применения единой системы преференций на уровне Комиссии ТС утверждены:
- Перечень развивающихся стран (103 государства) - снижение ставки ввозной пошлины на 25%;
- Перечень наименее развитых стран (49 государств) - применение нулевой ставки ввозной пошлины;
- Перечень преференциальных товаров (товары из 49 товарных групп).
Условия применения тарифных преференций аналогичны тем, что установлены в рамках национальной преференциальной системы в России.
Во-первых, это означает закупку товара у лица, зарегистрированного в развивающейся (наименее развитой) стране, с территории которой товар происходит. Во-вторых, поставка из развивающейся (наименее развитой) страны на единую территорию Таможенного союза будет происходить без провоза через территорию другого государства. Из этого правила есть исключения, предполагающие экономическую нецелесообразность или географическую невозможность проложения маршрута следования товаров без заезда на территорию третьих стран. В-третьих, условием применения преференций является их документальное подтверждение, что означает обязанность представления при таможенном оформлении товара сертификата происхождения по форме "А". Важно знать, что срок применения сертификата ограничен 12 месяцами и при оформлении товара таможенные органы могут требовать перевода сертификата на национальный язык и подтверждения его подлинности.
В качестве особенности применения тарифных преференций следует отметить возможность расхождения (не более чем на 5%) фактически поставленного количества товара с количеством, указанным в сертификате происхождения товара.
Страны - участницы Таможенного
союза договорились об установлении
тарифных квот в отношении
Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года ;
Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года
Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года.
ВОПРОС 9. ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ВНЕШНЕТОРГОВЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИМИ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
На территории РФ валютное регулирование и валютный контроль осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон).
Закон устанавливает
правовые основы и принципы валютного
регулирования и валютного
В Законе преобладают нормы, однозначно определяющие порядок осуществления тех или иных действий, конкретные права и обязанности лиц, их совершающих, правила об ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение юридических обязанностей. Возможность выбора вариантов правомерных действий для участников соответствующих правоотношений сведена к минимуму - диспозитивные правовые нормы в Законе используются редко.
На территории РФ, таможенные органы являются агентами валютного контроля ( часть 3 ст. 22 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"), и осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через границу, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле ст. 94 п.5 ТК ТС. Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам.
Валютный контроль является механизмом административного надзора со стороны государства за соблюдением правил и норм валютного регулирования. Валютный контроль активно использовался абсолютным большинством государств в кризисные периоды в целях защиты финансовой самостоятельности, стабильности их денежной системы, укрепления курса национальной валюты, мобилизации валютных ресурсов.
В сфере деятельности валютного контроля находятся все виды валютных операций, а также операции, предусматривающие расчеты в национальной валюте при осуществлении ВЭД, а именно:
- валютные операции, связанные с внешнеторговой деятельностью резидентов;
- операции резидентов по предоставлению и погашению кредитов в иностранной валюте;
- инвестиционная деятельность
резидентов и вопросы контроля
инвестиций в российскую
- валютные операции, связанные с предоставлением и оплатой услуг;
- операции по перемещению
через границу валютных
- другие валютные операции.
Компетенция таможенных органов РФ как органов и агентов валютного контроля заключается в том, что они осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу России валюты РФ, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанные с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств. Таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль:
- за перемещением валюты
Российской Федерации, ценных
бумаг в валюте Российской
Федерации и валютных
- валютных операций, связанных с перемещением или предполагаемым перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств;
- своевременности и
полноты поступления в
- за ведением учета и составлением отчетности по валютным операциям, установленных ГТК России совместно с Банком России.
Контроль за перемещением иностранной валюты в ходе экспортных, импортных и бартерных операций осуществляется посредством механизма, разработанного ФТС России совместно с ЦБ России. Этапы:
Первый этап (предварительный контроль). На этом этапе предусматривается контроль правильности оформления ТД и ПС, достоверности содержащихся в них данных; контроль соответствия осуществляемой сделки действующему законодательству; формирование и направление в ФТС России сводных форм отчетности.
Второй этап (информационно-аналитический контроль). Он предусматривает проверку достоверности получаемых от таможенных органов сведений; формирование основного обменного документа валютного контроля учетной карточки; получение и обработку УК, оформленных банком; сопоставление и анализ информации таможенных органов об экспорте товаров и уполномоченных банков о реальном зачислении валютных средств на транзитный счет экспортера и т.д.
Третий этап (окончательный контроль). На этом этапе осуществляется целевая проверка экспортера по факту возможного непоступления валютной выручки; применяются санкции, установленные КоАП РФ.
Технологией валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары предусмотрено формирование паспорта импортной сделки, учетной карточки, а также карточки платежа. К бартерным сделкам также применяется валютный контроль, особенностью которого является формирование паспорта бартерной сделки.
Целью проводимого таможенными органами контроля неторговых валютных операций является обеспечение соблюдения норм и правил, регулирующих перемещение через таможенную границу юридическими и физическими лицами иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, драгоценных металлов и камней. Вывоз валютных ценностей при соблюдении таможенных правил производится беспрепятственно в следующих случаях:
- если валютные ценности
были ранее ввезены,
- если иностранная валюта была приобретена в России;
- в иных случаях,
установленных российским
ВОПРОС 10. ПАСПОРТ СДЕЛКИ: ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В ЦЕЛЯХ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
Паспорт сделки - это документ, служащий целям валютного контроля. ПС оформляется в случае, если имеют место валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а в некоторых случаях — через счета в банке-нерезиденте.
Представление ПС (паспорта импортной сделки, паспорта бартерной сделки) и указание его реквизитов (номера и даты) в таможенной декларации требуется при помещении товаров под заявляемую таможенный процедуру. ПС не представляется при помещении товаров под таможенные процедуры таможенного транзита, перемещения припасов.
Паспорт сделки требуется, если одновременно выполняются три условия:
Ситуации, не требующие оформления паспорта сделки:
Если валютные операции (при внешнеторговом контракте на импорт или экспорт товаров или кредитном договоре) производятся с представительством иностранной организации, находящимся на территории России, то паспорт сделки должен быть составлен в обязательном порядке, поскольку по валютному законодательству представительство (обособленное подразделение) даже на территории РФ является нерезидентом.
Дата оформления паспорта сделки должна быть согласована с банком; наступить не позднее даты одного из событий (валютной операции по внешнеторговому контракту (не позднее первых расчетов с контрагентом); другого исполнения обязательств по контракту).
Для оформления паспорта сделки организация должна предъявить в банк следующие документы:
Банк может потребовать от организации документы, относящиеся только к совершаемой валютной операции.
Паспорт сделки заполняется по форме:
Ряд разделов в паспорте сделки заполняет ответственный сотрудник банка. Паспорт сделки обеих форм состоит из двух листов.
Листы 1 и 2 паспорта сделки подписываются и заверяются двумя лицами, наделенными правом первой и второй подписи в организации (генеральный директор, главный бухгалтер организации). При отсутствии должности, в обязанности которой входит ведение бухучета, подписать паспорт сделки может лишь руководитель организации.