Контрольная работа по "Таможенное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 08:43, контрольная работа

Описание работы

В Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) таможенным делом понимается сама таможенная политика, а также средства ее реализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Файлы: 1 файл

Таможка.docx

— 283.50 Кб (Скачать файл)

 

Исследовав систему источников права в той или иной правовой отрасли, можно сделать вывод о специфике правового регулирования, об основных применяемых в ходе такого регулирования приемах и способах, об особенностях правового воздействия на общественные отношения. Особенности системы источников права наряду с предметом и методом правового регулирования служат средством идентификации отрасли права, способом отличить ее от других отраслей и исследовать отдельно и целенаправленно.

 

В нашей стране, относящейся к романо-германской правовой семье, основным источником права выступает законодательствоЗаконодательство, т.е. система нормативно-правовых актов, действующих на территории государства. Не является исключением и таможенное правоПраво таможенное. Основным источником в этой отрасли права выступают нормативные правовые актыАкт нормативный правовой, т.е. властные распоряжения специально уполномоченных государственных органов, содержащие нормы таможенного праваНорма таможенного права (таможенная норма) — правила поведения в таможенной сфере.

 

В России, являющейся федерацией и имеющей две параллельные (несоподчиненные, независимые друг от друга) системы законодательства — федеральную и региональную, — правовое регулирование в таможенной сфере конституционными положениями отнесено к федеральному уровню, так как таможенные вопросы действующей российской Конституцией, как уже отмечалось, отнесены к ведению федеральных органов государственной власти.

 

Конституция РФ как источник таможенного права

Конституция РФКонституция РФ как основной закон нашей страны является универсальным нормативно-правовым актом. Он регулирует все без исключения общественные отношения, входящие в сферу правового воздействия, является основным источником любой отрасли права, в том числе и таможенного. Конституция может рассматриваться как источник основополагающих, принципиальных, декларативных положений, являющихся основой правового регулирования, на конкретизацию которых направлено действие всех остальных источников права, которые издаются в строгом соответствии с Конституцией и во исполнение конституционных положений.

 

Конституция РФ содержит сравнительно небольшое число положений, непосредственно относящихся к таможенному праву. Как уже отмечалось, Конституция относит таможенное регулирование к исключительному ведению федеральных органов государственной власти. Именно Конституция (п. «ж» ст. 71) закрепляет исключительно федеральный характер государственно-правового воздействия на таможенное дело. В соответствии с Конституцией России какие-либо ограничения в перемещении товаров, услуг и денежных средств могут вводиться только в соответствии с федеральным законом (а не подзаконным актом) и только если это необходимо для обеспечения безопасности государства, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей общесоциального значения.

 

Ч. 1 ст. 74 Конституции запрещает устанавливать на территории России таможенные границы, пошлины, сборы и какие-либо иные препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Тем самым устанавливается федеральная монополия в сфере таможенного регулирования и в определении таможенной политики в нашей стране.

 

Высшее образование в Московском Университете им. С.Ю. Витте по специальности «Связи с общественностью» дистанционно: 14 900 руб. в семестр

2.5.3.

Законы как источники таможенного права

Ведущую роль среди источников таможенного праваИсточники таможенного права играют федеральные законыЗакон федеральный.

 

Основополагающим, ключевым для всей отрасли таможенного права нормативно-правовым актом является уже упоминавшийся действующий Таможенный кодекс РФТаможенный кодекс РФ 2003 г.. Это кодифицированный акт, призванный объединить в себе основные нормативные предписания в сфере таможенного права и служить ядром, базой для всей отрасли права.

 

Он состоит из 6 разделов, 42 глав, 439 статей. Таможенный кодекс составлялся в соответствии с нормами и принципами международного права и нового российского законодательства, сложившегося в ходе кардинальной правовой реформы 90-х гг. XX в.

 

Таможенный кодекс предназначен для регулирования основ таможенного дела:

 

отношений по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

 

отношений, возникающих в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;

 

отношений по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

 

Он содержит основные понятия и правовые категории таможенного права, служит основой единого категорийного аппарата этой правовой отрасли. Этот документ также приводит перечень участников таможенных отношений, устанавливает правовой режим основных таможенных режимов, порядок определения размеров и взимания таможенных платежей, порядок осуществления таможенного контроля, вопросы, связанные с выявлением нарушений таможенных норм и борьбой с ними, закрепляет статус таможенных органов, правовые основы службы в них и содержит множество иных основополагающих для отрасли таможенного права положений.

 

Таможенный кодекс является основным, но не единственным федеральным законом-источником таможенного права.

 

Надоело писать лекции под диктовку? Получи диплом в Московском Университете им. С.Ю. Витте дистанционно

2.5.4.

Нормативные правовые акты как источники таможенного права

Подзаконные актыАкт подзаконный — указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативно-правовые акты — играют менее значимую роль в таможенно-правовом регулировании. В основном такие акты посвящены регулированию второстепенных вопросов в соответствии с законами и во исполнение законов.

 

Тем не менее, для системности правового регулирования в таможенной сфере эти акты необходимы. Они служат связующим звеном между законами и непосредственным правоприменением, конкретизируют нормативные предписания, приближая их к реалиям жизни.

 

Указы Президента РоссииУказ Президента РФ являются источниками таможенного права в соответствии с п. 3 ст. 3 Таможенного кодексаТаможенный кодекс РФ 2003 г. России и регулируют общий предмет таможенного законодательства:

 

отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

 

отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;

 

отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

 

Постановления Правительства РоссииПостановление Правительства РФ могут регулировать остальные таможенные отношения, не отнесенные ст. 3 ТК к предмету регулирования указами Президента. В соответствии со сложившейся в нашей стране законотворческой практикой постановления Правительства принимаются для утверждения положений, перечней, определения правового статуса государственных органов и т.д.

 

В качестве такого наиболее важного постановления необходимо упомянуть о Постановлении Правительства РФ от 21.08.2004 г. № 429 «О Федеральной таможенной службе»Постановление Правительства РФ «О Федеральной таможенной службе» 2004 г., определяющем систему, права и обязанности таможенных органов России, а также Постановление Правительства РФ от 26.07.2002 г. № 566 «О территориальных органах Государственного таможенного комитета Российской Федерации и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков»Постановление Правительства РФ «О территориальных органах Государственного таможенного комитета Российской Федерации и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» 2002 г..

 

Дистанционное обучение для молодых мам по доступным ценам

2.5.5.

Международные акты в области таможенного права

Таможенное правоПраво таможенное регулирует отношения, связанные с международной торговлейТорговля международная, т.е. сферу общественных отношений, имеющую иностранный элемент. Поэтому огромную роль в таможенном правовом регулировании имеют международные договорыДоговор международный.

 

Исключительно важное значение для таможенного права (и для системы отечественного права вообще) имеет положение КонституцииКонституция РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, участником которых является Россия, являются составной частью законодательства нашей страны, и если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены национальным законодательством, то применяются нормы международного права. Впрочем, система законодательства нашей страны имеет специальный механизм, не позволяющий таким противоречиям возникнуть.

 

В настоящее время Россия участвует в подавляющем большинстве значимых международных договоров и соглашений, касающихся таможенного права. Среди них следует выделить:

 

Таможенную Конвенцию о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП)Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г. 1975 г. с поправками, внесенными в 1997 г.;

 

Таможенную Конвенцию о карнете АТА для временного ввозаТаможенная Конвенция о карнете АТА для временного ввоза 1961 г. 1961 г.;

 

Конвенцию о временном ввозе (Стамбульская конвенция 1990 г.)Конвенция о временном вывозе (Стамбульская Конвенция) 1990 г.;

 

Конвенцию о гармонизированной системе классификации и кодировании товаровКонвенция о гармонизированной системе классификации и кодировании товаров 1983 г. 1983 г.;

 

Международную Конвенцию о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушенийМеждународная Конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Конвенция Найроби) 1977 г. 1977 г.;

 

Таможенную Конвенцию о контейнерахТаможенная Конвенция о контейнерах 1972 г. 1972 г.;

 

ряд двусторонних договоров Российской Федерации с иностранными государствами в области таможенного дела.

 

Международные таможенные договоры не только выражают основные признанные общемировым сообществом таможенные нормы и принципы, но и отечественные основы таможенного правового регулирования. Международные таможенные договоры являются неотъемлемой и важнейшей составляющей системы таможенного права.

 

Вопрос 4

Принципы таможенного права

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ в части прохождения обязательных формальностей обусловлено различными факторами, среди которых могут быть:

а) категории перемещаемых товаров (подакцизные товары, энергия, продовольствие, вооружение);

б) вид транспортного средства (морской и речной транспорт, воздушный транспорт, железнодорожный и автомобильный);

в) избираемый таможенный режим перемещения и др.

Вместе с тем существуют общие, или исходные, положения, которые проявляют себя постоянно вне зависимости от возможных вариантов перемещения товаров. Это общие принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, несоблюдение которых делает перемещение невозможным и(или) приводит к совершению таможенных правонарушений.

Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Большая часть принципов выделена законодателем в отдельные статьи ТК. В частности, гл. 2 ТК содержит основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

1. Принцип свободы и равенства прав лиц на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу (п. 1 ст. 12 ТК).

2. Принцип обязательности соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу (ст. 13 ТК). Запреты и ограничения могут быть предусмотрены как в соответствии с международными договорами Российской Федерации, так и в соответствии с внутренним законодательством России. Действие данного принципа распространяется равным образом на всех лиц, перемещающих товары через границу, при этом конкретные запреты и ограничения устанавливаются только в отношении отдельных видов товаров, в том числе товаров, происходящих из определенных стран (подп. 2, 3 п. 2 ст. 38 ТК).

Последствием несоблюдения данного принципа может быть привлечение лица к административной ответственности в соответствии со ст. 16.3 КоАП.

3. Принцип обязательности прибытия товаров (транспортных средств) на таможенную территорию Российской Федерации или убытия товаров (транспортных средств) с таможенной территории Российской Федерации в установленных для этого местах и во время работы таможенных органов. При этом согласно норме п. 3 ст. 69 ТК таможенные органы обязаны представлять в общедоступной форме информацию о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов. Несоблюдение порядка прибытия (убытия) товаров на таможенную территорию Российской Федерации (за ее пределы) может повлечь привлечение лица к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 16.1 КоАП.

4. Принцип обязательности таможенного оформления и контроля перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств (ст. 14 ТК). Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных ТК. Несоблюдение данного принципа может повлечь уголовную ответственность (по ст. 188 УК «Контрабанда») либо административную ответственность (по ст. 16.1 КоАП «Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации», ст. 16.2 КоАП «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств»).

5. Принцип ограничения прав пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем (ст. 15, ст. 360 ТК). Данный принцип затрагивает несколько основных таможенно-правовых институтов, а именно: таможенное оформление и таможенный контроль товаров.

Институциональные принципы таможенного права. Кроме общих принципов перемещения товаров (транспортных средств) через таможенную границу РФ можно выделить отдельные группы принципов, относящихся к конкретным таможенно-правовым институтам, т. е. институциональные принципы таможенного права. К ним относятся, в частности, принцип обязательности нахождения прибывших на таможенную территорию Российской Федерации товаров на временном хранении (п. 2 ст. 77 ТК), принцип обязательности таможенного декларирования товаров (ст. 123 ТК РФ). Применение конкретных таможенных режимов основано на принципе свободы выбора режима, равно как и принципе свободы изменения действующего таможенного режима на иной таможенный режим (п. 2 ст. 156 ТК). Проведение таможенного контроля основано на принципе его выборочности (пункт 1 ст. 358 ТК РФ). Выбор необходимых форм таможенного контроля проистекает из использования системы управления рисками (вероятности несоблюдения таможенного законодательства).

Информация о работе Контрольная работа по "Таможенное право"