Контрольная работа по "Таможенное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 08:43, контрольная работа

Описание работы

В Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) таможенным делом понимается сама таможенная политика, а также средства ее реализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Файлы: 1 файл

Таможка.docx

— 283.50 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1

В Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) таможенным делом понимается сама таможенная политика, а также средства ее реализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Структуру современного таможенного дела в общем виде можно представить следующим образом:

  1. Принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств.

  1. Таможенные режимы.

  1. Таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей.

  1. Таможенное оформление.

  1. Таможенный контроль.

  1. Предоставление таможенных льгот.

  1. Ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

  1. Правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.

Таможенное дело берет свое начало от зарождения товарного хозяйства и торгового обмена, от простейших форм налогообложения. Точное время его зарождения определить вряд ли возможно, но доподлинно известно, что уже в III в. до н.э. в г. Тарифе (в нынешней Андалузии) в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносились название товара, его единицы измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров), систематизировавшая порядок и величину пошлины, была названа в честь города — тариф. Таможенный тариф стал для государства важным инструментом пополнения казны. Ставки тарифа ежегодно увеличивались или уменьшались с учетом экономической конъюнктуры.

В России история таможенного дела имеет более чем 1000-летний период своего существования и прослеживается от взимания денежных сборов и пошлин с продаваемых или обмениваемых предметов в оживленных торговых пунктах и на перекрестках древних торговых путей, от возникновения там г сборных торговых или так называемых гостиных мест, пунктов промышленного обмена, перевалки и складирования товаров. Их появление историки относят к VIII в. В Киевской Руси среди многочисленных сборов и пошлин были распространены «осмничее» и «мыт» — сбор за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, за пользование участком, отведенным для торга, либо за покровительство, оказываемое купцам.

Сильное влияние на развитие таможенного дела в России оказали монголо-татарские завоеватели. В этот период в оборот вошло тюркское слово «тамга»,т. е. пошлина, от которого произошли слова «тамжить», т. е. взыскивать пошлину, «таможня» — место на ярмарке или рынке, где тамжили товар, и, естественно, «таможенник» — служилый человек, взимавший тамгу.

Картины развития таможенного дела в России и других государствах во многом сходны. Его основная цель и направленность заключались в удовлетворении потребностей государственной казны посредством взимания торговых пошлин и сборов и в регулировании внешнеторговых связей. Таможня, став неотъемлемым атрибутом внутренней и внешней торговли, посредством своей деятельности всегда оказывала мощное влияние и на формирование благоприятного торгово-экономического режима в стране.

В начале XVI в., когда завершилось создание Московского государства, предпринимаются первые попытки унификации сбора пошлин с товаров. В грамоте таможенникам г. Дмитрова 1521 г. содержались отдельные правовые нормы о порядке сбора пошлин с некоторых товаров. Позже в Таможенной новгородской грамоте о сборе пошлин от 17 марта 1571 г. наряду с росписями о ставках пошлин с товаров впервые было отражено требование о ведении таможенных книг.

Значительное развитие таможенное дело в России получило в период царствования Петра I. Этому способствовали бурное развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства, выход России к Балтийскому морю, многочисленные внешнеполитические акции правительства, открывшие путь русским товарам в Европу.

Создание таможенной системы России в современный период опирается на ее предшествующий опыт, в том числе накопленный и в советский период развития нашего государства.

Становление и развитие современного таможенного дела в нашей стране началось с конца 1991 г. Распад СССР на ряд независимых государств, становление новой российской государственности, либерализация внешнеэкономической деятельности и ряд других факторов нашли свое отражение в изменении таможенной политики обновленной России и вызвали необходимость преобразования таможенной системы в соответствии с существующими реалиями.

 

Вопрос 2

 

Таможенное право — самостоятельная отрасль российского права и стоит в одном ряду с традиционно выделяемыми и изучаемыми материальными и процессуальными отраслями.

 

У таможенного права как нормативно-правового образования:

 

существует свой самостоятельный предмет правового регулирования, представляющий собой специфический обособленный комплекс общественных отношений, связанных с перевозкой через государственную границу определенных материальных ценностей;

 

есть собственный комплексный метод правового регулирования — система приемов и способов, применяемых для регулирования предмета и определяемых его спецификой;

 

есть свой круг субъектов регулирования — таможенные органы и их должностные лица, с одной стороны, и занятые во внешнеэкономической деятельности физические и юридические лица — с другой;

 

есть свой комплекс объектов регулирования — перемещаемые через таможенную границу товары и транспортные средства;

 

имеется собственная система источников права, в основе которой лежит комплексный нормативный правовой акт — Таможенный кодекс РФ и которая включает в себя сложную, но единую систему законов и подзаконных актов.

Предмет и метод таможенного права

 

Предметом таможенного таможенного права являются общественные отношения в сфере таможенного дела. Это довольно сложный комплекс отношений, имеющий собственную структуру и продолжающий динамично развиваться.

 

Отношения, входящие в предмет регулирования таможенного права, можно классифицировать следующим образом:

 

1) отношения, связанные с  организацией таможенного дела  в стране (основы таможенной политики, структура таможенных органов, их  правовой статус, компетенция и  правовое положение их должностных  лиц);

 

2) отношения, связанные с  перемещением через таможенную  границу государства товаров  и транспортных средств (их оформление, взимание таможенных платежей, таможенный  контроль);

 

3) отношения, характеризующие  таможенные режимы (их статус, порядок  определения, механизмы реализации);

 

4) отношения, связанные со  специальными таможенными процедурами;

 

5) отношения, связанные совершением  правонарушений в таможенной  сфере (виды таких правонарушений, борьба с ними, уголовная и  административная ответственность  в таможенном деле, производство  по делам о нарушении таможенного  законодательства);

 

6) отношения, связанные с  участием России в международно-правовом  сотрудничестве в сфере таможенного  дела (цели, принципы, формы такого  сотрудничества, основные его направления).

 

Таможенное право регулирует отношения, затрагивающие интересы общества в целом и государства. Перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств — важнейших элементов экономического оборота — напрямую связано с обеспечением государственной экономической (и не только экономической) безопасности, эти отношения во многом определяют жизнь и развитие общества. Поэтому можно сделать вывод, что предмет правового регулирования этой отрасли права носит публично-правовой характер.

 

В предмете правового регулирования таможенного права доминирующую роль играют отношения, связанные с властно-распорядительной деятельностью таможенных и некоторых иных органов государственной власти (действующих в сфере таможенного дела), их подразделений и должностных лиц. Определение их правового статуса, компетенции, порядка работы является главной задачей таможенного права.

 

Метод таможенного права представляет собой совокупность приемов, способов и средств осуществления таможенной политики, реализации норм таможенного законодательства. В рамках таможенного регулирования применяются два метода правового воздействия.

 

Императивный методМетод таможенного права императивный — это метод властных предписаний. Лицо при осуществлении внешнеэкономической деятельности вступает в определенные отношения с государственными органами, уполномоченными в области таможенного дела. Данные таможенные правоотношения регулируются строго установленными правилами поведения.

 

Диспозитивный методМетод таможенного права диспозитивный — это метод дозволений. Данный метод правового регулирования таможенных правоотношений имеет место лишь тогда, когда поведение участников регламентируется гражданско-правовыми нормами (чаще всего при заключении гражданско-правовых договоров, например, при регулировании договора перевозки).

 

Система и принципы таможенного права

 

Система таможенного праваСистема таможенного права достаточно сложна, поскольку само таможенное право является комплексной отраслью права. В этой отрасли можно выделить три составные части: общую, особенную и специальную.

 

Общая часть таможенного праваЧасть таможенного права общая включает следующие институты:

 

1) понятие, особенности, методы  и систему таможенного права;

 

2) его институты;

 

3) правовой статус таможенных  органов и их должностных лиц;

 

4) ответственность в таможенном  праве.

 

Особенная часть таможенного праваЧасть таможенного права особенная содержит такие институты, как:

 

1) таможенное оформление;

 

2) таможенные тарифы;

 

3) таможенные процедуры;

 

4) таможенные платежи;

 

5) таможенный контроль.

 

Специальная часть таможенного праваЧасть таможенного права специальная включает в себя:

 

1) международное таможенное  право;

 

2) сотрудничество РФ с  государствами-участниками СНГ по  таможенным вопросам;

 

3) международные соглашения  и двусторонние договоры по  таможенным вопросам.

 

Правовое воздействие каждой отрасли права во многом определяется ее принципами — основополагающими началами, главными идеями, которые являются основой, фундаментом нормативно-правовых предписаний. Принципы отрасли праваПринципы отрасли права являются выражением целей правового регулирования в соответствующей сфере общественных отношений и определяются характером этих отношений, их значением в жизни общества.

 

Можно выделить следующие основополагающие принципы таможенного праваПринципы таможенного права.

 

ЗаконностьЗаконность. Этот принцип означает, что все участники таможенных правоотношений должны действовать в соответствии с законом. Это означает, что действия как государственных органов и должностных лиц, так и частных юридических и физических лиц должны отвечать требованиям Конституции РФ, международным договорам России, а также ее законодательству (включающему в себя как законы, так и подзаконные нормативно-правовые акты различного уровня). Никакие цели, никакая необходимость не могут оправдывать нарушение закона.

 

ДемократизмДемократизм. Этот принцип имеет многообразные формы. Во-первых, он предполагает, что таможенное право служит народу и государству, физическим и юридическим лицам страны. В преамбуле Таможенного кодексаТаможенный кодекс РФ 2003 г. — основного источника таможенного права — содержится положение о защите прав граждан и хозяйствующих субъектов в сфере таможенного права. Множество иных принципиальных положений таможенного права закрепляет приоритет интересов членов общества в таможенном регулировании.

 

Кроме того, демократизм таможенного права, например, проявляется в возможности защиты субъектами таможенных правоотношений своих прав. Таможенное законодательство предполагает следующие правомочия лица, привлекаемого к ответственности за нарушение нормативных предписаний в области таможенного права:

 

знать, за какое правонарушение он привлекается к ответственности;

 

знакомиться с материалами дела;

 

давать объяснения по делу;

 

представлять доказательства;

 

обжаловать решение государственного органа о применении мер ответственности.

 

Также демократизм таможенного права выражается в наличии возможности у граждан и хозяйствующих субъектов в сфере таможенных правоотношений воздействовать на деятельность государственных органов: обжаловать их действия и бездействие, решения, требовать совершения определенных действий и т.д. Принципы законности и демократизма присущи любой отрасли современного российского права. Помимо них правовое регулирование в таможенной сфере определяется комплексом специфических принципов.

 

Вопрос 3

Понятие и виды источников таможенного права

Под источниками праваИсточники права в юридической науке традиционно понимаются способы внешнего выражения и формального закрепления правовых норм. Это формы внешнего существования нормативно-правовых предписаний, позволяющие оказывать воздействие на поведение людей и общественные отношения. Источники права определяются спецификой правовой системы, а также особенностями той или иной конкретной отрасли права.

Информация о работе Контрольная работа по "Таможенное право"