Экономическая природа таможенного тарифа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение экономической природы таможенного тарифа и таможенной пошлины.
В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:
- определить сущность, роль таможенного тарифа в системе экономических методов регулирования ВЭД;
- определить роль таможенного тарифа в защите внутреннего рынка и отечественных производителей;
- рассмотреть пути совершенствования таможенного тарифа.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и роль таможенного тарифа в системе экономических методов регулирования ВЭД 5
2. Роль таможенного тарифа в защите внутреннего рынка и отечественных производителей 13
3. Совершенствование таможенного тарифа России 29
Заключение 33
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

03.Курсовая таможня Экономическая природа таможенного тарифа и пошлины.doc

— 261.50 Кб (Скачать файл)

 

В отношении  регулирования импорта фруктов принцип тарифной эскалации соблюдается. Данные отличия в регулировании овощей фруктов связано с тем, что овощи (картофель, морковь, капуста белокочанная, чеснок и другие) выращиваются на территории РФ и к их импорту применяются защитные меры тарифного регулирования, в отличие от фруктов (апельсины, бананы виноград и другие), которые не выращиваются или выращиваются на территории РФ в малом объеме (табл. 2.10) [1].

Таблица 2.10

Тарифная  эскалация ввозных таможенных пошлин на апельсины и продукты их переработки

 

Код ТН ВЭД РФ

Наименование товара

Ставка ввозной пошлины

0805 10 200 0

Апельсины свежие

5%, но не менее 0,02 евро за кг

0812 90 200 0

Апельсины консервированные для кратковременного хранения, но пригодные к употреблению в таком виде

10%

2007 00 380 0

Апельсины консервированные с помощью сахара

15%


 

Принцип эскалации не применятся в 17 группе таможенного  тарифа. При переводе специфической  пошлины на сахар-сырец тростниковый ставка таможенной пошлины при цене более 198,43 долларов за тонну составит 70,5%, на сахар белый почти 90%. В свою очередь средняя ставка на кондитерские изделия из сахара в адвалорной части комбинированной пошлины 20%. Следовательно, в 17 группе принцип тарифной эскалации не соблюдается из-за защиты отечественных производителей сахарной свеклы и сахара белого.

Наиболее последовательно  принцип тарифной эскалации таможенных пошлин реализуется в отношении  продуктов переработки пшеницы, равномерно увеличиваясь в зависимости  от степени переработки товара. При  этом в целях усиления защитной функции таможенной пошлины при импорте готовых хлебобулочных изделий установлена комбинированная ставка ввозной пошлины, также усиливающая фискальный эффект (табл. 2.11) [1].

 

Таблица 2.11

Тарифная эскалация  ввозных таможенных пошлин на продукты из пшеницы

Код ТН ВЭД РФ

Наименование товара

Ставка ввозной пошлины

1001 10 000 0

Пшеница твердая

5%

1101 00 1100

Мука из твердой пшеницы

10%

1905 90 300 0

Хлебобулочные изделия, не содержащие добавок

15%, но не менее 0,15 евро за  кг


 

Одним из важных принципов формирования ввозных таможенных пошлин является поддержание равновыгодной конкурентной среды для отечественных и зарубежных производителей на товарных рынках продуктов, производство которых является приоритетным для национальной экономики. Если данная отрасль или производство приоритетны для развития экономики страны, то условия их конкуренции с импортными товарами должны обеспечить реализацию потребителям товаров примерно по одной и той же цене с учетом потребительских свойств и полезности товаров, а отечественным производителям - прибыль достаточную для поддержания нормального функционирования предприятий.

В настоящее время  этот принцип не всегда соблюдается, т.к. импортные цены на некоторые  продовольственные товары значительно  ниже цен отечественных производителей (табл. 2.12).

Таблица 2.12

Соотношение импортных  и отечественных цен на продовольственных  товары на внутреннем рынке РФ в  апреле 2012 г.

Товары

Импортная цена, руб./т

Цена российского производителя, руб./т

Мясо свежее и мороженое  (без мяса птицы)

95700

142800

Мясо птицы свежее и мороженое

81500

75600

Злаки

7092

4549

Сахар белый

18300

20500


 

Импортная цена на мясо намного  ниже цен отечественных производителей. Отечественным производителям мяса требуется защита от импорта.

При импорте злаков таможенно-тарифная политика ориентируется на принцип приоритетного развития отечественного производства.

Импортные цены на сахар  белый ниже чем, цены отечественных  производителей. Даже столь высокая  пошлина 340 долларов за тонну сахара не выравнивает цены для создания конкурентной среды на российском рынке сахара.

Отличительная характеристика действующего российского таможенного тарифа - применение сезонных пошлин. Большое количество сезонных пошлин применяется на сельскохозяйственные товары.

В зависимости от специфики производства и потребления конкретных товаров, степени изменчивости рыночной ситуации таможенные пошлины могу быть дифференцированы по уровню ставок непосредственно в таможенном тарифе или могут быть введены в оперативном порядке. В этом смысле сезонные таможенные пошлины можно подразделять на постоянные и оперативные.

Постоянные  сезонные пошлины заранее расписываются  в таможенном тарифе по периодам времени. Примером постоянных сезонных пошлин может быть установление ставок на огурцы и корнишоны (0707 00), яблоки (0808 10).

Типичным примером оперативных  сезонных пошлин являются сезонные пошлины на морковь (0706 10 000 1), на сахар-сырец.

Отечественная практика показывает, что сезонная пошлина устанавливается на более высоком уровне в период сбора урожая или переработки сельскохозяйственного сырья с целью создание более благоприятных условий отечественным товаропроизводителям.

Таким образом, таможенно-тарифная политика в Российской Федерации реализуется лишь частично.

Как мы видим из данных проанализированных в вышеприведенной таблице, ставка ввозной таможенной пошлины увеличивается по мере обработки товара, тем самым явно прослеживается принцип тарифной эскалации, сущность которого описана ранее. При полном анализе Таможенного тарифа, применение данного принципа находит свое отражение во всех товарных группах, а также иных позициях и подсубпозициях, в которых товары разделяются по принципу обработки.

 

3. Совершенствование таможенного  тарифа России

 

 

Проанализировав таможенный тариф, мы считаем, целесообразным отменить большую часть пошлин в 5 процентов. Сегодня эта пошлина, по данным минэкономразвития, применяется в отношении четверти всех импортируемых в Россию товаров. В таможенном тарифе огромное количество товаров облагаются по пошлине 5 процентов, но это бессмысленная пошлина. Она ничего не регулирует, но составляет огромное препятствие для бизнеса с точки зрения таможенного администрирования.

Поставленные задачи будут обеспечиваться следующими мерами таможенно-тарифной политики:

Первое - стимулирование переноса производств на территорию России путем дифференциации ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки и предназначения товаров. Для этого должна будет проведена дифференциация ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки товаров.

В таких отраслях, как  автомобилестроение, сельхозмашиностроение, должны быть подготовлены правила классификации  товаров, ввозимых в разобранном  виде, по той номенклатуре, где ставки ввозных таможенных пошлин на готовые изделия ниже, чем на материалы и комплектующие. Должна продолжаться работа по дифференциации ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых в отношении компонентов и комплектующих элементов, в одном случае ввозимых для промышленного производства товаров, а в другом случае - не предназначенных для такого производства.

Второе - усиление регулирующей функции таможенного тарифа, обеспечение  сбалансированности и рациональная защита внутренних рынков. Здесь речь идет о применении специфических  тарифных инструментов в аграрном секторе (сезонные пошлины, тарифные квоты). Кроме того, необходимо гибко реагировать на потребности производителей и потребителей, ценовую ситуацию на рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных таможенных пошлин, применять специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. Необходимо снизить ставки ввозных пошлин на прогрессивное технологическое оборудование, не имеющее отечественных аналогов, при одновременном сохранении защитных ввозных таможенных пошлин на конкурентоспособное оборудование, производимое отечественными предприятиями. Приоритет должен отдаваться импорту высокотехнологичного оборудования.

Третье - отказ от необоснованных ограничений российского экспорта за счет оптимизации применения вывозных таможенных пошлин. Постепенно должен осуществляться переход к отказу от применения вывозных таможенных пошлин, за исключением товаров энергетической группы, а также необработанного леса, металлолома и некоторых других видов сырьевых товаров.

Четвертое - адаптация инструментов тарифно-таможенной политики к условиям таможенного союза и зон свободной торговли. Должны быть уточнены условия взаимной торговли в рамках СНГ, подготовлено новое соглашение о свободной торговле в рамках ЕврАзЭС, к которому в будущем смогут присоединиться другие страны - участницы СНГ.

Пятое - оптимизация национальной схемы тарифных преференций. В среднесрочной  перспективе должна быть пересмотрена национальная схема преференций  в торговле с развивающими и наименее развитыми странами в части уточнения перечня стран - бенефициаров, перечня товаров, а также правил происхождения товаров для целей предоставления тарифных преференций.

Шестое - последовательное сокращение тарифных льгот, искажающих регулятивную функцию таможенных тарифов. Ввиду значительных изменений в Таможенном тарифе в части снижения (вплоть до нуля) ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое и иное оборудование, аналоги которого не производятся в России, должны быть отменены тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями.

И последнее, седьмое - обеспечение  стабильности и транспарентности применения мер таможенно-тарифного регулирования.

Анализ показывает, что  на современном этапе созрели предпосылки для научного обоснования ставок таможенных пошлин. Сегодня на мировых рынках сохраняется не совсем благоприятная ситуация для отечественной экспортной продукции, но это пока позволяет изменить направленность таможенного тарифа с фискальных импортных таможенных пошлин на регулирующие. В настоящее время необходимы новые меры стимулирования экономики страны и одним из них может стать тариф. Основным направлением таможенно-тарифного регулирования должен стать выборочный протекционизм потенциально конкурентных отраслей экономики при общем снижении ставок пошлин, который можно достигнуть посредством научного обоснования размера таможенного обложения.

Необходимо постепенно переходить к использованию пиковых  значений таможенных пошлин по определенным товарам, производство которых особо важно для экономики страны. Компенсировать сверхвысокие ставки для недопущения повышения общего обложения можно снижением ставок ввозных таможенных пошлин на сырьевые товары. Очень важно провести анализ современного состояния отраслей и выбрать из них те, которые нуждаются в защите. Анализ должен учитывать также важность отрасли для хозяйства страны. Следует отметить, что совокупная конкурентоспособность конечной продукции складывается не только из ее собственной конкурентоспособности, но зависит и от промежуточных продуктов, тарифная защита которых тоже должна быть на определенном уровне.

Таким образом, необходимо обратить внимание на тарифную эскалацию. Как показали исследования в России тарифная эскалация находится на очень низком уровне по сравнению с другими странами. Эскалация российского таможенного тарифа по некоторым отраслям в несколько раз меньше той, что используется в развитых странах. Активное применение эскалации таможенного тарифа сегодня фактически не применяется из-за отраслей с низкой степенью обработки, которые нуждаются в тарифной защите. Однако выход заключается в том, что возможно увеличить разрыв в обложении сырья и полуфабрикатов. Для стимулирования переориентации производства на готовую продукцию возможно использование эскалации на этапе полуфабрикат - готовая продукция.

 

Заключение

 

 

Таможенный тариф является одним из инструментов таможенной политики, использующейся для регулирования  экономики стран, ведения таможенной политики государства. Под таможенными тарифами понимается свод ставок, использующихся для расчета таможенных пошлин на оформляемые товары.

Таможенный тариф устанавливает соотношение между товарной номенклатурой и ставками таможенной пошлины. Главный вектор развития таможенного тарифа - создание наиболее приоритетных направлений в структуре российской экономики. При этом должны быть учтены и максимально сбалансированы интересы государства и общества в соответствии с проблемами, условиями, целями и возможностями, имеющимися в стране.

В целях защиты внутреннего  рынка и стимулирования национального  производства построение импортных таможенных тарифов основывается на ряде принципов, наиболее универсальными среди них являются:

- принцип эскалации  ставок таможенных пошлин;

- система построения  тарифа на основе принципа  эффективной защиты (эффективного  тарифа).

Использование указанных  подходов позволяет рационально  выстроить структуру ставок импортного тарифа по всей номенклатуре товаров, придать всему тарифу единую направленность на создание условий для облегчения конкуренции отечественных предприятий с иностранными конкурентами.

Информация о работе Экономическая природа таможенного тарифа