Таможенный тариф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть таможенные тарифы как инструмент торговой политике государств стран – участниц Таможенного союза, сосредоточив при этом внимание на Российской Федерации.
Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть историю тарифного регулирования в России;
дать характеристику единому таможенному тарифу и изучить его виды;
рассмотреть правовое регулирование таможенного тарифа;
исследовать таможенный тариф как средство внешнеполитической деятельности;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….............3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА……………………………..5
1.1 История тарифного регулирования в России……………………………..............5
1.2 Понятие таможенного тарифа …………………………………………………..…11
1.3 Единый таможенный тариф и его виды…………………………………………...13
ГЛАВА 2. РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ТАРИФОВ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ……………………………….……17
2.1 Правовое регулирование таможенного тарифа………………………………….17
2.2 Тарифы как средство внешнеполитической деятельности………………….…….21
2.3 Изменение таможенного тарифа, в связи вступления РФ в ВТО…………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...………………………………………………………………33
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ………………………………………35

Файлы: 1 файл

Kursovaya (1).docx

— 70.29 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….............3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА……………………………..5
1.1 История тарифного регулирования в России……………………………..............5

1.2  Понятие таможенного тарифа …………………………………………………..…11

1.3  Единый таможенный тариф и его виды…………………………………………...13

ГЛАВА 2. РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ТАРИФОВ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ……………………………….……17
2.1 Правовое регулирование таможенного тарифа………………………………….17

2.2 Тарифы как средство внешнеполитической деятельности………………….…….21

2.3 Изменение  таможенного  тарифа, в  связи вступления РФ  в ВТО…………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...………………………………………………………………33

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ………………………………………35

 

ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемая тема работы «Таможенные тарифы как инструмент торговой политики государства» относится  к числу актуальных тем. Таможенный тариф является классическим средством общегосударственного управления импортом.

Таможенные  тарифы являются важным инструментом регулирования ввоза товаров  на территорию государства и вывоза товаров с его территории. Содержание таможенных тарифов в значительной степени определяется национальным интересом государства и политической волей.

С созданием  Таможенного союза, особое внимание уделялось Таможенным тарифам, а  именно - Единому Таможенному тарифу (ЕТТ). Следует обратить внимание, что  именно Таможенные тарифы влияют не только на отдельные группы внешнеторговой деятельности, но и на всю экономику  Таможенного союза и её стран-участниц в отдельности.

Формирование  Таможенного союза существенно  изменило ситуацию на внутреннем и  международном положении России: формируется принципиально новое пространство взаимодействия отечественной экономики с зарубежной, внутреннего рынка - с внешним.

Это вызывает необходимость постоянного  развития специфического вида государственной и профессиональной деятельности по налаживанию внешних связей и определяет особое значение таможенного регулирования экономических связей.

Таким образом, актуальность темы представленной курсовой работы определяется тем, что в условиях формирования Таможенного союза возникла необходимость в создании адекватного таможенно – тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений.

Цель  работы - рассмотреть таможенные тарифы как инструмент торговой политике государств стран – участниц Таможенного союза, сосредоточив при этом внимание на Российской Федерации.

Для достижения данной цели, необходимо решить следующие  задачи:

    • рассмотреть историю тарифного регулирования в  России;
    • дать характеристику единому таможенному тарифу и изучить его виды;
    • рассмотреть правовое регулирование таможенного тарифа;
    • исследовать таможенный тариф как средство внешнеполитической деятельности;
    • рассмотреть  изменение таможенного тарифа, в связи  вступления РФ в ВТО.

Предметом исследования курсовой работы являются таможенные тарифы как инструмент политики Российской Федерации и Таможенного Союза во внешнеторговой деятельности.

Объектом  данной курсовой работы являются правоотношения, которые складываются по поводу установления и реализации таможенных тарифов на территории Российской Федерации и Таможенного Союза.

В работе использованы статьи о создании ТС, научная литература по тематике, нормативно-правовая база и Интернет-ресурсы.

Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников информации.

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА

 

    1. ИСТОРИЯ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ

 

История таможенных тарифов в России начинается с XVIII века. В конце царствования Петра I был разработан и введен в  действие первый в России таможенный тариф. Замысел монарха состоял  в том, чтобы таможенное обложение  соответствовало степени развития российского производства. Поэтому  тарифом 1724 г. предусматривались разнообразные пошлины, размер которых колебался от 3 до 75% стоимости товара. Например, ввозимое железо, парусина, шелк, иглы, воск и другие предметы, производство которых в России было освоено или только налаживалось, облагались пошлиной в 75%, а товары, непроизводимые в стране, - от 4 до 10%. С вывозимой продукции взимался 3%-ный таможенный налог. Таким образом, таможенная пошлина была своего рода премией за успешное развитие производства и снабжение внутреннего рынка. Центральным таможенным органом Петровской эпохи стала учрежденная в 1718 г. Коммерц-коллегия. В целях пресечения контрабанды большое внимание уделялось охране государственной границы с помощью регулярных войск.

 В  таможенной политике, проводимой  преемниками Петра I, появляются  элементы либерализма. Тариф 1731 г. значительно снизил размер пошлин (до 10%) и изменил порядок их взимания. Таможенные пошлины с объявленной цены товара (адвалорные пошлины) были оставлены только для предметов галантереи. Остальные товары подлежали обложению с меры или веса (т.е. с них взимались специфические пошлины).

В 1765 году в России была упразднена последняя  внутренняя таможня. Одной из первых рекомендаций Вольно-экономического общества, учрежденного через три года после  прихода к власти Екатерины II , в 1774 году стало введение протекционистского тарифа для защиты не столько внутреннего  рынка (внешняя торговля России была незначительной), сколько одних производителей перед другими. Попытка взломать внутренний рынок за счет внедрения  мощного корпоративного еврейского капитала (после раздела Польши Российской империи достались территории, на которых плотность еврейского населения была самой высокой в Европе) была осуществлена отнюдь не экономическими методами: введением черты еврейской оседлости, внутри которой был установлен свой торговый тариф и система налогообложения.

Павел I одно время был в дружеских отношениях с консулом Французской республики Наполеоном Бонопартом и в 1797 году ввел очень высокий тариф на торговлю с Англией, в 1800 году - сделал его еще более высоким. Обороты на рынке корабельного леса резко упали, англичане несли значительные убытки. Положение было исправлено лишь после смещения императора Павла I и воцарения Александра I: внешнеполитический курс России изменился и, соответственно, изменилось и тарифное регулирование: в 1801 году последовало значительное снижение торговых тарифов с Англией – давним торговым партнером России, одним из ведущих потребителей российского зерна на мировом рынке ого времени. Но ненадолго.

Вскоре, после поражения России в битве  при Аустерлиц, в составе антинаполеоновской коалиции, была вынуждена присоединиться к французской континентальной блокаде Великобритании (Тильзитский мир 1807 года) и не ввозить зерно бывшей союзнице и торговому партнеру. Три года Александру I удавалось лавировать с торговыми тарифами, император Наполеон Бонопарт понуждал Россию придерживаться условий Тильзитского мирного договора на Эрфуртской встрече (1808), в 1810 году были приняты строго запретительные тарифы. Лишь после окончания заграничных походов и свержения Наполеона Бонопарта в 1815 году, после итоговой конвенции Венского конгресса, российские таможенные тарифы были приведены в соответствие с довоенными тарифами.

Таким образом, пример изменений таможенно-тарифного регулирования эпохи наполеоновских войн наглядно показывает, каким образом внешняя политика (участие в коалициях, проигрыши и победы), влияют на изменение таможенных тарифов. [14]

Рассмотрим, как проведение финансовых реформ влияло на становление тарифов.

К 20-30-м  годам XIX века относится и первая в России «финансовая революция», известная также как реформа  Е.Ф. Канкрина. Егор Францевич Канкрин, министр финансов Александра I и Николая I, восстановил финансовую систему страны после войны с Наполеоном, ввел серебряное денежное обращение, наконец, ввел протекционистский тариф, направленный на развитие собственной промышленности внутри страны. К сожалению, помимо вывоза зерна, наиболее экономически прибыльной промышленностью в то время было винокурение, и поощрение этой деятельности оказалось «палкой о двух концах». С одной стороны, бюджет регулярно пополнялся за счет алкогольного акциза, но с другой – не позволяло правительству обратить внимание на более перспективные в плане импорта виды продукции, например, металлопрокат. Тем не менее, доходы от политики протекционизма обращались в бюджет, что позволило уйти от дефицита уже через год после назначения Канкрина на эту должность, в 1824 году.

Другой  приметой второй четверти XIX стало вовлечение окраинных территорий Российской империи в сферу внешнеторговой деятельности и установление для них своих таможенных тарифов. Можно сказать, что в 20-е годы XIX века Россия училась использовать торговые и таможенные тарифы для развития окраинных территорий. Речь идет о введении системы «порто-франко» в Одессе, что позволило настолько продвинуть развитие территории, что Одесса уже к концу 20-х годов была четвертым по величине городом Империи после Москвы, Петербурга и Варшавы. Впоследствии этот же опыт был использован во Владивостоке.

До Крымской войны вся российская внешняя  торговля разделялась на два пространства: Европейская и Американская. В  европейской торговле вся тарифная политика осуществлялась Министерством  финансов по согласованию с различными заинтересованными ведомствами.

После Крымской войны тарифная политика России была направлена, прежде всего, на защиту собственного производителя, по сути говоря - рынка труда. Очень высокими пошлинами облагались товары идентичные тем, которые производились в самой России, тарифом пониже - те, которые не могли составить реальной конкуренции произведенным в стране. Политика потерпела крах: реально Россия ни в чем соперничать с Европой не могла.

Поэтому таможенный тариф 1868 года был выстроен по другому принципу: уменьшены пошлины  по 152 статьям, уравнены пошлины по морской  и сухопутной границам. Наименьшей пошлиной на ввоз облагалось сырье, наивысшей - готовых фабрикатов. Однако и эта политика не дала ожидаемого результата: уже с середины семидесятых Россия опять возвращается к протекционизму. С 1877 года таможенные пошлины начали взимать золотой валютой, что сразу увеличило их номинальную стоимость на 25%. До 1891 года все таможенные пошлины были направлены на поддержание развития собственной индустрии, таможенная политика была на особом контроле у Александра III. [18]

Новые принципы тарифной политики были закреплены в  Государственном тарифе 1891 года, предоставленном  Министерством финансов. Этот тариф  соединял, систематизировал все положительно себя зарекомендовавшие изменения  предшествующих лет и был нацелен  на поддержание тех отраслей промышленности, которым существовавшей поддержки  было недостаточно: в первую очередь  торговому мореплаванию, сельскому  хозяйству и металлургии.

К 90-м  годам XIX в. относится радикальное изменение российской тарифной политики, выразившееся в принятии двойного конвекционного тарифа. До 1890 года таможенный тариф России носил вполне автономный характер: однородные иностранные товары, привозимые в Россию, облагались одинаковыми пошлинами, независимо от страны-производителя. В то же время таможенная борьба западноевропейских государств привела к системе двойного конвекционного тарифа: договаривающиеся стороны делали взаимные уступки в пошлинах на товары, в получении или сбыте которых они были заинтересованы. Первый торговый договор на конвекционных началах был заключен с Францией. Основным его положением было обоюдное пользование правом благоприятствующей нации во всем, что касается ввоза, вывоза, транзита и прочее. Кроме того, обе стороны обязались не допускать в пользу фабрикатов третьего государства никаких льгот, которые не были бы распространены на произведения договаривающейся стороны. На основании этого договора Франция понизила пошлины на керосин на 50%, открыв тем самым французский рынок для русских нефтепродуктов. Впоследствии такие же договора были заключены с Германией, Австро-Венгрией, Болгарией, Данией, Португалией, Сербией, Японией, Тунисом, но не с США, Англией и Турцией. [16]

Первым  русским теоретиком тарифной политики был Сергей Юльевич Витте математик  по образованию, начинавший карьеру  билетным кассиром, а закончивший  ее Председателем Совета Министров  Российской империи. Именно он написал  в 80-е годы XIX в. книгу «Принципы железнодорожных тарифов», которая выдержала четыре издания только при жизни автора и была переведена на 6 языков. Принципы, описанные в этой книге, Витте пришлось применить на практике во время российско-германской «таможенной войны из-за 10 копеек с пуда». В течение года 1893-94 годов Германия пыталась изменить русские тарифы на хлебную торговлю и совсем снять тарифы на поставки сельхозмашин. Ни того, ни другого Витте сделать не дал, и в 1894 году был подписан взаимовыгодный договор между Россией и Германией.

После Октябрьской  революции новая власть также  придавала значение регулированию  таможенных тарифов. 19 декабря 1928 г. был принят Таможенный кодекс Союза ССР, в соответствии с которым главной задачей таможен стал «фактический контроль за выполнением постановлений о государственной монополии внешней торговли». Обеспечение фискальных интересов (т.е. взимание пошлин и таможенных сборов) рассматривалось законодателем как дополнительная, второстепенная функция.

Уже с  конца 20-х годов и особенно в начале 30-х годов XX в. происходит полный отказ от экономических методов управления, утверждаются командно-административные начала регулирования общественных отношений. Этот процесс затронул и таможенную сферу. Вследствие резкого сокращения оборота международного пассажирского сообщения, уменьшения числа участников внешнеторговых связей таможенное дело в целом и таможенный контроль в частности перестали играть важную роль в регулировании экспортно-импортных операций. Такая ситуация сохранялась вплоть до конца 1980-х годов.

Экономическая реформа, начатая в 1986 г., открыла новый этап в развитии отечественной таможенной системы. Таможенное дело стало ориентироваться на свободный рынок. Существенные изменения в механизме таможенного регулирования приходятся на 1989 г., когда, вслед за отменой государственной монополией внешней торговли и расширением числа участников экспортно-импортных операций, было введено обязательное декларирование товаров и иного имущества, перемещаемого через границу. Именно тогда на таможню в качестве основной возлагается задача взимания таможенных пошлин, налогов, акцизных сборов, а также поручается ведение таможенной статистики.

С конца 1993 - начала 1994 гг., когда со всей очевидностью стали проявляться ошибки, допущенные в результате чрезмерной либерализации  внешнеэкономической деятельности, акцент стал смещаться в сторону  разработки и внедрения в практику системы контроля за ее осуществлением. Государство начало активнее регулировать внешнеторговую деятельность, посредством разработки соответствующей нормативной правовой базы, которая призвана заложить качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики в целом и отдельных ее отраслей с внешним рынком. Последовала целая череда различных по уровню нормативных правовых актов, в частности, Федеральный закон № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» был принят 13 октября 1995 года. [6] Его принятием в 1995 году были закреплены важнейшие результаты реформ во внешнеэкономической сфере, в результате которых была ликвидирована монополия государства на осуществление внешнеэкономической деятельности. Государство взяло курс на последовательную либерализацию внешнеэкономических связей. В дальнейшем были приняты Таможенный кодекс РФ, внесены изменения в Закон «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. [10]

Информация о работе Таможенный тариф