Сущность таможенного тарифа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 23:06, реферат

Описание работы

Таможенно-тарифное регулирование рассматривается ГАТТ в качестве основного, а в перспективе – единственного механизма регламентирования внешнеторговых операций стран-участниц. В частности, в ст.11 ГАТТ записано, что «ни одна из стран-участниц не должна устанавливать на ввоз любого товара с территории другой страны-участницы или на продажу для экспорта любого товара, предназначенного для территории другой страны-участницы, никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов».

Содержание работы

Введение
1. Сущность таможенного тарифа, виды тарифов
2. Принцип построения таможенных тарифов
3. Таможенные пошлины, виды таможенных пошлин
4. Таможенная стоимость товара
5. Налоговое регулирование
Заключение

Файлы: 1 файл

09.docx

— 35.34 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Сущность таможенного тарифа, виды тарифов

2. Принцип построения таможенных  тарифов

3. Таможенные пошлины, виды таможенных  пошлин

4. Таможенная стоимость товара

5. Налоговое регулирование

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из распространенных методов экономического регулирования внешней торговли в мировой практике является таможенно-тарифноерегулирование , которое предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ.

Прежде всего, тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, причины установления и взимания таможенных пошлин, режим предоставления таможенных льгот, а также комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно-импортных операций.

Таможенно-тарифное регулирование рассматривается ГАТТ в качестве основного, а в перспективе – единственного механизма регламентирования внешнеторговых операций стран-участниц. В частности, в ст.11 ГАТТ записано, что «ни одна из стран-участниц не должна устанавливать на ввоз любого товара с территории другой страны-участницы или на продажу для экспорта любого товара, предназначенного для территории другой страны-участницы, никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов».

Благодаря деятельности международных организаций и объединений (СТС, Европейской экономической комиссии, ВТО, Конференции ООН по торговле и развитию), а также на основе многосторонних международных соглашений – прежде всего ГАТТ и Брюссельской конвенции о товарной номенклатуре (1950 г.), а также Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) (1983 г.), национальные системы тарифного регулирования большинства стран имеют много общего, базируясь на единых принципах и нормах, что значительно облегчает процесс международной торговли.

Для реализации указанных выше направлений большинство государств в качестве основной законодательной базы имеет законы о таможенных тарифах, а также таможенные кодексы. Таможенный кодекс, как правило, является стабильным правовым документом, действие которого распространяется на национальную систему и не связано с предметом международных переговоров.

Что касается таможенных тарифов, то они согласуются с международными правилами и периодически обсуждаются на международных встречах (раундах). Предметом обсуждения являются, в частности, перечень, условия и порядок применения таможенных тарифов, структура и уровень ставок экспортно-импортных пошлин.

1. Сущность таможенного тарифа, виды тарифов.

Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф , который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, т.е. таможенные пошлины. Как активный инструмент государственного регламентирования таможенный тариф используется во всех развитых государствах, охватывая около 2/3 их внешнеторгового товарооборота. Увеличивая цену импортного и/или экспортного товара, он тем самым оказывает влияние на объем и структуру внешней торговли.

Классическими функциями таможенного тарифа являются протекционизм (защита отечественных товаров от иностранной конкуренции) и фиск (пополнение госбюджета). С помощью тарифов можно также воздействовать на формирование активного сальдо внешнеторгового баланса, на увеличение притока валюты, на развитие отдельных регионов страны, особенно если речь идет о создании в них зон свободного предпринимательства. Кроме того, функции тарифного регулирования реализуются в тесной взаимосвязи с налоговой системой, которая частично берет на себя элемент тарифа и дополняет его.

Таким образом, таможенный тариф по своему содержанию имеет экономический характер, предпочтение которому отдается, прежде всего, в условиях рыночной экономики, предполагающей объективное установление соотношения внутренних мировых цен, реального валютного курса. В условиях дефицитной экономики, исключающей названные условия, таможенный тариф теряет свою эффективность и подменяется более жесткими методами нетарифного характера.

Таможенные тарифы могут быть импортные и экспортные, простые и сложные. Импортные тарифы в таможенном регулировании играют главную роль и параллельно с внутренней налоговой системой оказывают влияние, прежде всего на уровень внутренних цен, рентабельность предприятий, состояние национальной валюты, формирование оптимальной товарной структуры импорта, обеспечивают экономическую безопасность государства и защиту отдельных отраслей национальной экономики от иностранной конкуренции. Процесс построения импортного тарифа требует не только определения позиции номенклатуры товара в таможенном тарифе, по отношению к которой установлена ставка, но и тесно увязан с такими методами, как определение таможенной стоимости или страны происхождения ввозимых товаров, порядком введения, изменения, отмены и взимания пошлин. Активной частью импортного таможенного тарифа служат ставки таможенных пошлин.

Экспортный таможенный тариф как инструмент регулирования во внешней торговле используется ограниченным числом стран, в основном развивающихся, причем обладающих значительными объемами природного сырья и удерживающих, благодаря этому, свои позиции на конкретных мировых товарных рынках.

В отдельных случаях они оказывают влияние на рост экспортной цены и служат источником пополнения валютных ресурсов страны. Однако попытки регламентирования с помощью экспортных тарифов объема и структуры экспорта чреваты подрывом экспортного потенциала, инфляционным давлением на внутренние цены и т.д.

Развитие таможенных тарифов у большинства стран осуществляется двумя способами – увеличением номенклатуры товаров и установлением нескольких видов ставок по одним и тем же товарам. Первый способ известен как простой таможенный тариф , который предусматривает единый размер ставки для каждого товара определенной номенклатуры независимо от страны его происхождения.

Второй называют сложным таможенным тарифом . Он предполагает установление двух или более ставок по каждому товару, в зависимости от страны происхождения. В последнем случае наиболее высокая ставка такого тарифа считается автономной и называется генеральной, предполагая распространение ее на товары тех государств, с которыми не заключены торговые договора и соглашения.

Более низкая – конвенционная или минимальная ставка применяется по отношению к товарам тех стран, которым предоставлен режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Так, минимальные ставки в таможенном тарифе ЕС, установленные в рамках РНБ, применяются к товарам, ввозимым из стран – членов ВТО, а также из стран, подписавших ЕС соглашение о данном режиме. Их размер составляет 25-70% от автономных ставок, а средний уровень не превышает 6,4%. В ставках пошлин США и Японии этот разрыв еще больше.

В системе таможенно-тарифного регулирования существует такой элемент, как тарифные преференции : сложные таможенные тарифы предусматривают наличие особо льготных (преференциальных) пошлин для конкретных стран, обычно при формировании замкнутых экономических союзов, режимов ассоциаций, а также в отношении развивающихся стран.

Преференциальные ставки пошлин имеют по существу нулевое значение, т.е. означают беспошлинный ввоз.

В частности, в странах ЕС имеют место шесть схем предоставления преференций. Наиболее общая из них – схема Общей системы преференций (ОСП), предоставляемых развивающимся странам.

Схема ОСП ЕС распространяется с 1993г. на Россию, благодаря чему уровень ввозных пошлин на российские товары понизился с 1 до 0,3%, а отдельные позиции освобождены от уплаты пошлин полностью или в пределах установленных квот. Однако в последние два года страны ЕС по отношению к России пытаются установить более высокие ставки ввозных пошлин по нефтепродуктам, металлам, а также текстилю, в связи с окончанием соглашения о поставках последнего на рынки ЕС в рамках установленных ими ввозных квот и неспособностью России урегулировать вопрос о подписании нового.

Сложные таможенные тарифы предусматривают также возможность введения дополнительных антидемпинговых и компенсационных пошлин, уровень которых может значительно превышать уровень максимальных ставок тарифа. Наиболее сложные тарифы в Конго, Венесуэле, Мали (от 5 до 17 колонок).

Во внешнеторговом регулировании ЕС применяется интегрированный тариф, содержащий одиннадцать колонок. В нем приводятся сведения не только о таможенных пошлинах, но и о других средствах внешнеторгового регламентирования. Например, в седьмой колонке этого тарифа представлены используемые ставки пошлин, которые фактически имеют место в процессе таможенного оформления: ставки РНБ или автономные, размер импортных сборов в совокупности с таможенной ввозной пошлиной или вместо нее. Кроме того, здесь указаны ставки пошлин к товарам, ввозимым в пределах тарифных квот.

Тарифная квота означает количество товара, в пределах которого он может быть вывезен беспошлинно или облагаться пониженной ставкой пошлины. Товар, который ввозится сверх квоты, облагается при этом в полном размере величины пошлины.

Пониженные пошлины в рамках этих квот в ЕС установлены по отношению к продуктам питания (мясо, рыба), фруктам, сокам, какао-бобам, кофе и к части продукции промышленного назначения: газетная бумага в рулонах, текстиль, ремесленные изделия из железа и стали, цветных металлов.

2. Принципы построения таможенных тарифов.

Важнейшим организационным принципом построения таможенных тарифов является классификация товаров . Классификационные схемы, положенные в основу национальных таможенных тарифов, во многом определяют их экономическую эффективность.

Основой построения таможенных тарифов является Гармонизированная система описания и кодирования товаров , разработанная в рамках СТС в период 1950-1981 гг., вступившая в действие с 1 января 1988 г. и используемая в практике более 100 государств. Она представляет собой многоцелевую международную классификационную систему, т.е. многоцелевую товарную номенклатуру, в основу построения которой заложена совокупность различных признаков товаров, и, прежде всего таких его характеристик, как степень технологической обработки, назначение, вид материала и сырья, из которого он изготовлен, значимость в системе мировой торговли. ГС отвечает потребностям таможенных и статистических органов и предпринимательской деятельности, что позволяет одинаково успешно использовать ее в классификационных целях в международной торговле, таможенном деле, в процессах производства, транспортно-экспедиторских операциях, в национальной и международной статистике.

Принцип построения ГС базируется на цифровых кодах и описании товаров в составе групп, подгрупп и других детализированных позиций.

Объектом классификации в ГС являются товары, обращающиеся в международной торговле, которые сгруппированы в составе шести подразделений: разделов, групп, подгрупп, товарных позиций, подпозиций и субпозиций. Наиболее крупными из них выступают разделы (21), выполняющие вспомогательную классификационную функцию. Разделы служат для удобства пользования системой, их цифровые обозначения не входят в рабочий цифровой код ГС. Ее главными рабочими подразделениями являются группы (94); подгруппы (33), также не имеющие цифрового обозначения; позиции (1241); подпозиции (3553), как и подгруппы без цифрового кода, и субпозиции (5019).

Классификационная схема имеет сквозное цифровое кодирование, где первые две цифры обозначают группу товаров, а каждые последующие пары цифр соответственно: место товара внутри группы (товарную позицию), затем внутри товарной позиции (субпозицию). К примеру, шестизначный код 56.05.07 будет означать группу 56 (сталь и изделия из нее), товарную позицию 56.05 – стальную проволоку, субпозицию 56.05.07 – стальную проволоку диаметром сечения 7 мм.

Конвенция ГС содержит обязательства развитых стран применять шестизначную степень дробности для таможенных и статистических целей. Развивающиеся страны могут ограничить свою классификационную систему четырехзначным уровнем, т.е. группой и товарной позицией. Система ГС допускает также возможность дальнейшей товарной классификации в пределах субпозиций в случае, если это требуется в интересах национальной практики.

Таким образом, описания подразделений субпозиций и их цифровых кодов в системе различных стран могут не совпадать. Однако международная практика свидетельствует, что ГС значительно ускорила время на таможенное оформление, позволила не только использовать компьютерные системы в таможенном контроле и обработке данных, повышая их достоверность и оперативность информации об экспортно-импортных потоках в системе международной торговли, но и обеспечила также возможность обработки систем дифференцированных технологий в международной реализации продукции и услуг в зависимости от категории товара, меры принадлежности перемещающим его лицам (поставщикам, декларантам) и уровня унификации процедур таможенного оформления и технической обработки в рамках отдельных стран.

3. Таможенные пошлины, виды таможенных пошлин.

Таможенные пошлины, как и тарифы, по своему экономическому содержанию и характеру воздействия также относятся к рыночным регуляторам внешнеторгового процесса.

Информация о работе Сущность таможенного тарифа