Экономическая природа таможенного тарифа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение экономической природы таможенного тарифа и таможенной пошлины.
В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:
- определить сущность, роль таможенного тарифа в системе экономических методов регулирования ВЭД;
- определить роль таможенного тарифа в защите внутреннего рынка и отечественных производителей;
- рассмотреть пути совершенствования таможенного тарифа.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и роль таможенного тарифа в системе экономических методов регулирования ВЭД 5
2. Роль таможенного тарифа в защите внутреннего рынка и отечественных производителей 13
3. Совершенствование таможенного тарифа России 29
Заключение 33
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

03.Курсовая таможня Экономическая природа таможенного тарифа и пошлины.doc

— 261.50 Кб (Скачать файл)

В целом таможенные платежи составили 42% от доходной части федерального бюджета в 2009 г., 47% от доходной части федерального бюджета в 2010 г. и 51% от доходной части федерального бюджета 2011 г.

По всем периодам плановое задание по перечислению таможенными органами средств в бюджет было перевыполнено в среднем на 5%.

Как правило, таможенные пошлины, установленные с целью пополнения доходной части бюджета применятся к товарам, производство которых хорошо развито и налажено на внутреннем рынке, т.е. те которые не нуждаются в защите государства и могут достойно составлять конкуренцию иностранным аналогам - товары первой группы (табл. 2.3.) [1].

 

 

 

 

Таблица 2.3

Товары, на которые установлены  фискальные пошлины

Код товарной группы

Наименование позиции

Преобладающая ставка пошлины, %

03

Рыба и ракообразные, моллюски и  другие водные безпозвоночные

10

16

Готовые продукты из мяса, рыбы или  ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных

15

51

Шерсть, тонкий и грубый волос животных; пряжа и ткань из конского волоса

15

52

Хлопок

- ткани х/б

15

54

Химические нити

10

55

Химические волокна

- ткани из синтетических волокон

10

60

Трикотажное полотно машинного  или ручного вязания

10

73

Изделия из черных металлов

15

84

Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; и их части:

- бульдозеры, грейдеры

- машины швейные

- станки металлорежущие

 

 

10

20

10

85

Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности:

10, 15


 

Данная таблица подтверждает, что на товары, производство которых  развито в нашей стране, установлены  довольно высокие ставки. Следовательно, эти ставки не несут какой-либо протекционистской нагрузки, а выполняют главным образом фискальные функции.

Именно товары, пользующиеся особым, широким спросом, в большинстве  случаев не изменяющимся при изменении  цены, облагаются высокими фискальными пошлинами в размере от 20 до 100%. Такие товары представлены в Таможенном Тарифе группами «Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус», «Табак и промышленные заменители табака», «Взрывчатые вещества; пиротехнические изделия; спички; пирофорные сплавы; некоторые горючие вещества», «Жемчуг природный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них, монеты», «Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности».

Таблица 2.4

Реализация функций  таможенных пошлин по разделам таможенного тарифа

Функция

Группа товаров

Размер ставки

Защитная

1603, 1604, 1605

15%

 

1701

140-340 долл. США за 1000 кг

 

1702

0,23 евро за 1 кг

 

1806

0,6 евро за 1 кг

 

1901, 1903, 1904

15%

 

2003, 2005, 2006

15%

 

2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106

15%

 

2201, 2202

15%, но не < 0,07 евро за 1 л

 

2203

0,6 евро за 1 л

 

2204, 2205, 2206

20%

 

2207

100%, но не < 2 евро за 1 л

 

2208

2 евро за 1 л

 

2208 90 910 0, 2208 90 990 0

4 евро за 1 л

 

2209

15%

 

2309

20%, но не < 0,16 евро за 1 кг

 

2403

20%

 

7101-7118

20%

Регулирующая

1602 10 001 0

5%

 

1702, 1703

5%

 

1801

0%

 

1802-1806

5%

 

1901 10 000 0

5%

 

2005 10 001 0

5%

 

2009

5%

 

2301, 2304

0%

 

2302-2308

5%

 

2401

5%

 

7102 31 000 0

0%

Фискальная

1601

20%, но не < 0,4 евро за 1 кг

 

1604

20%, но не < 22 евро за 1 кг

 

1605

20%, но не < 3,5 евро за 1 кг

 

1704

20%, но не < 1,2 евро за 1 кг

 

1902

15%, но не < 0,06 евро за 1 кг

 

1905

15%, но не < 0,15 евро за 1 кг

 

2001, 2002

15%, но не < 0,075 евро за 1 кг

 

2207

100%, но не < 2 евро за 1 л

 

2309

20%, но не < 0,16 евро за 1 кг

 

2402

30%, но не < 3 евро за 1000 шт.

 

7101-7118

20%

 

7117

20%, но не < 4 евро за 1 кг


 

По рассмотренным разделам функции таможенных пошлин реализуются  в полной мере. Защищается национальная готовая пищевая продукция 15% ставками и комбинированными ставками для взимания больших сумм в бюджет. Защищаются российские производители алкогольной и табачной продукции высокими ставками таможенных пошлин. В то же время стимулируется ввоз продукции для детского питания, сырьевые товары и полуфабрикаты, на которые ставки снижены до 5% и 0%. Многие ставки выполняют одновременно защитную и фискальную функции, что позволяет в полной мере реализовывать основные цели пошлин

Итак, после проведенного анализа ставок действующего тарифа можно сделать вывод о том, что все виды ставок таможенной пошлины выполняют фискальную функцию, то есть пополнение бюджета РФ. Также некоторые ставки выполняют защитную функцию, то есть защищают отечественных товаропроизводителей от иностранных конкурентов. Таможенный тариф путем удорожания ввозимых товаров защищает отечественных поставщиков аналогичных или взаимозаменяемых товаров от чрезмерной иностранной конкуренции на внутреннем рынке, особенно нежелательной, когда значительный импорт ограничивает возможности сбыта продукции национальных предприятий. Потребность в защите отечественного товаропроизводителя связана с тем, что на мировом рынке в силу ряда причин существуют поставщики товаров более конкурентоспособные, чем отечественные производители.

В ЕТТ установлена  новая принципиально отличительная  тарифная льгота, речь идет об освобождении от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении оборудования, комплектующих, запасных частей и сырья, которые ввозятся в рамках реализации инвестиционных проектов.

Вводимая странами Таможенного  союза аналогичная льгота очень  важна для бизнес-сообщества. Ее значимость состоит в том, что  она предоставляется в отношении  не только технологического оборудования (ставки пошлин на которое в большинстве случаев обнулены), но и сырьевых товаров, облагаемых достаточно высокими ставками ЕТТ.

Перечислим условия  применения данной льготы:

- льгота в отношении сырья или материалов предоставляется, если таковые не производятся в странах Таможенного союза или производимое сырье не соответствует техническим характеристикам проекта;

- инвестиционный проект, в рамках которого ввозятся товары, включен в перечень, составляемый Комиссией ТС;

- товары, ввезенные на территорию Таможенного союза с тарифной льготой, предназначены исключительно для использования в инвестиционном проекте. Порядок контроля за целевым использованием ввезенных товаров определяется Комиссией ТС [14].

К сожалению, данная льгота не может применяться компаниями на практике ввиду неразрешенности ряда принципиальных вопросов, связанных с порядком ее предоставления. К ним относятся:

- определение группы инвестиционных проектов, которые смогут претендовать на данную тарифную льготу (т.е. какие проекты будут относиться к категории инвестиционных, останутся ли те же критерии оценки размера инвестиций и доли иностранного инвестора, смогут ли льготой пользоваться те проекты, которые уже реализованы на территории России, или это коснется только новых проектов и т.д.);

- определение порядка обращения компаний, претендующих на включение инвестиционного проекта в перечень, который ведется Комиссией ТС (т.е. кто будет являться адресатом обращений, какие документы необходимо представлять компаниям, в какие сроки будут приниматься решения и т.д.).

При формировании импортного таможенного тарифа России используется наиболее эффективный способ, получивший распространение в таможенных тарифах промышленно развитых странах - принцип тарифной эскалации. Рассмотрим эскалацию ставок ввозных таможенных пошлин на продовольственные товары.

Данный принцип используется как для регулирования ввоза сельскохозяйственного сырья, так и для продуктов его переработки. В табл. 2.5 представлен пример эскалации ставок ввозных таможенных пошлин на мясную продукцию [1] .

Таблица 2.5

Тарифная  эскалация вводных таможенных пошлин на продукты из мяса (говядины)

Код ТН ВЭД ТС

Наименование товара

Ставка ввозной пошлины

0102296100

Коровы убойные

5%

0202100001

Туши и полутуши свежие или охлажденные

15%, но не менее 0,2 евро кг

1602906100

смеси отварного мяса или субпродуктов и сырого мяса или субпродуктов

25%, но не менее 0,4 евро за кг


 

В данном случае прослеживается увеличение ставки пошлины пропорционально  степени переработки мяса с 5% в 5 раз. При этом, при регулировании  импорта мясопродуктов более  высокой степени переработки  отмечается использование комбинированных  ставок ввозных таможенных пошлин.

Принцип тарифной эскалации  также применяется в отношении  регулирования импорта мяса птицы  и продуктов его переработки. Так при импорте курицы домашней применяется адвалорная ставка ввозной  таможенной пошлины в размере 5%, тогда как «70%-ные цыплята» - 25%, но не менее 0,2 евро за кг. Вне квоты ставка таможенной пошлины на «70%-ные цыплята» установлена в размере 80%, но не менее 0,7 евро за кг. При этом данная ставка выше в адвалорной части комбинированной пошлины, чем ставка ввозной таможенной пошлины на консервы из мяса домашней птицы, имеющие более высокую степень переработки - 25%, но не менее 0,4 евро за кг. В этом случае принцип тарифной эскалации реализуется в специфической части таможенных пошлин, т.к. стоимость «куриных консервов» выше стоимости «куриных полуфабрикатов», и в случае занижения стоимости срабатывает специфическая составляющая таможенной пошлины (табл. 2.7) [1].

Таблица 2.7

Тарифная  эскалация ввозных таможенных пошлин на продукты из мяса домашней птицы

Код ТН ВЭД ТС

Наименование товара

Ставка ввозной пошлины

0105 94 000 0

Куры домашние

5%

0207 11 300 1

«70%-ные цыплята» свежие или охлажденные

25%, но не менее 0,2 евро за кг

1602 50 100 0

Смеси отварного мяса в  герметичных контейнерах

25%, но не менее 0,4 евро за кг


 

При регулировании ввоза  рыбы и продуктов ее переработки  тарифная эскалация выражена не так  явно, как в предыдущих примерах (табл. 2.8) [1].

 

Таблица 2.8

Тарифная  эскалация ввозных таможенных пошлин на ввоз продуктов из рыбы

Код ТН ВЭД ТС

Наименование товара

Ставка ввозной пошлины

030199 110 0

Лосось тихоокеанский живой

10%

0302 13 000 0

Лосось тихоокеанский, свежий или охлажденный

10%

0303 12 000 0

Лосось тихоокеанский  мороженный

10%

0304 41 000 0

Филе рыбное и прочее мясо лосося тихоокеанского свежее

10%

0305 41 000 0

Рыба копченая, включая  филе лосося тихоокеанского

20, но не менее 4 евро  за 1 кг

1604 11 000 0 

Консервированный лосось

20%, но не менее З евро за кг


 

Тем не менее, на импорт копченого  и консервированного лосося установлена комбинированная ставка ввозной пошлины, размер адвалорной составляющей которой в 2 раза выше, чем на ввоз живой и разделанной рыбы.

При регулировании ввоза  овощей принцип тарифной эскалации  не применяется. Примером тому может  служить томаты и продукты из них. Комбинированные ставки применяются на томаты свежие; или охлажденные, так и на томаты консервированные. Адвалорная составляющая совпадает, а специфическая часть комбинированной пошлины на томаты консервированные меньше на 0,005 евро за кг, чем на томаты свежие. В этом случае наблюдается явление обратное принципу тарифной эскалации (табл. 2.9) [1].

Таблица 2.9

Тарифная  эскалация ввозных таможенных пошлин на томаты и продукты их переработки

Код ТН ВЭД ТС

Наименование товара

Ставка ввозной пошлины

0702 00 000 1

Томаты свежие или охлажденные

15%, но не менее 0,08 евро за кг

0710 80 700 0

Томаты замороженные

15%

0712 90 300 0

Томаты сушеные

15%

2002 10 100 0

Томаты консервированные, очищенные

15 %, но не менее 0,075 евро за 1 кг

Информация о работе Экономическая природа таможенного тарифа