Экономическая природа предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 12:32, контрольная работа

Описание работы

Предприятие является основным агентом рынка. Однако рынок – это сфера бессознательной, спонтанной координации действий его участников. Предприятия же – это участники сознательной координации (кооперации) между людьми. В противоположность рынку они представляют собой плановую или иерархическую систему, где все вопросы решаются собственниками. Таким образом, предприятия и рынок являются альтернативными способами организации экономической деятельности людей.
Встает вопрос: если рыночный механизм достаточно совершенен, только он эффективно распределяет ресурсы и обеспечивает согласование цен и количеств экономических благ, то зачем нужны тогда предприятия, эти иерархические структуры, почему они появляются? Этот вопрос можно сформулировать иначе: если основу экономики составляют предприятия, то почему все общество не превратится в одно огромное предприятие, которое вытеснило бы спонтанный рыночный порядок.

Файлы: 1 файл

экономика.doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)
  1. Экономическая природа предприятия

 

   Предприятие является основным агентом рынка. Однако рынок – это сфера бессознательной, спонтанной координации действий его участников. Предприятия же – это участники сознательной координации (кооперации) между людьми. В противоположность рынку они представляют собой плановую или иерархическую систему, где все вопросы решаются собственниками. Таким образом, предприятия и рынок являются альтернативными способами организации экономической деятельности людей. 
   Встает вопрос: если рыночный механизм достаточно совершенен, только он эффективно распределяет ресурсы и обеспечивает согласование цен и количеств экономических благ, то зачем нужны тогда предприятия, эти иерархические структуры, почему они появляются? Этот вопрос можно сформулировать иначе: если основу экономики составляют предприятия, то почему все общество не превратится в одно огромное предприятие, которое вытеснило бы спонтанный рыночный порядок. 
   В экономической литературе существуют разные объяснения причин возникновения предприятия. Наиболее глубокое объяснение этого дал Р. Коуз, суть которого состоит в нижеследующем. 
   Предприятие как экономический институт возникает в связи с дороговизной рыночной координации. В условиях частной собственности предприятие сокращает издержки рыночного обмена, которые в противном случае несли бы индивидуальные, не объединенные в организации производители. Такие издержки (трансакционные) обусловлены не технологией производства, а самим процессом взаимодействия рыночных агентов в ходе совершения ими различных сделок. 
   Если бы можно было представить экономику в виде «сплошного» рынка, состоящего из одних только физических лиц, бремя трансакционных затрат было бы столь велико, что многие товаропроизводители отказались бы от участия в рыночном обмене и нашли бы другие альтернативные способы координации своих действий. Предприятия и становятся такими альтернативными организациями, которые вытесняют ценовой (рыночный) механизм и заменяют его системой административного контроля. Этот процесс состоит в том, что многие операции осуществляются внутри предприятия, без посредничества рынка, что обходится дешевле. В пределах предприятия сокращаются затраты на поиск информации, исчезает необходимость непрерывного продления контрактов. Вот почему при незначительных трансакционных издержках предприятия были бы не нужны. 
   Но если предприятия сокращают свои издержки, то зачем тогда нужен рынок и почему все производство не осуществляется одним гигантским предприятием? Этому есть следующее объяснение. 
   Деятельность любой иерархии также связана с определенными издержками, как и функционирование рынка. Их называют издержками бюрократического контроля. С увеличением масштабов предприятия эти издержки возрастают, иерархия начинает терять управляемость, затраты на поиск и обработку информации поднимаются вверх, обеспечение заинтересованности работников в достижении целей предприятия с помощью системы стимулов и контроля обходится все дороже. Поэтому организация экономики всей страны по типу одного громадного предприятия приводит не к сокращению, а к возрастанию трансакционных издержек в форме затрат бюрократического контроля. 
   Отсюда следует, что ни у рынка нет преимуществ перед иерархией, ни у иерархии – перед рынком. И то и другое имеет свои плюсы и минусы. Предприятие необходимо, когда благодаря ему достигается более высокая эффективность, чем у нескольких мелких единиц. И наоборот, экономическая эффективность требует ограничения размеров предприятия, когда одно крупное предприятие не в состоянии получить результаты, которых добиваются несколько мелких единиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

Структура видов  и форм собственности в РФ

 

Вид собственности

 

государственная

 

муниципальная

 

Частная

Общественных  организаций

 

Форма собственности

Федеральная

Субъектов федерации

Районная, городская, поселковая и т.д.

Граждан

Общественных  организаций, партий, церкви и т.д.


Основой  современной рыночной экономики, в том числе и регулируемой государством, выступает частная собственность в ее разнообразных типах и формах. Многообразие форм собственности отражает разную степень развития производительных сил и организационно-экономических отношений, неодинаковую меру обобществления производства в различных областях хозяйства. В индустриально развитых капиталистических странах наблюдается большое разнообразие типов и форм частной собственности: единоличная собственность фермеров; трудовая частная собственность (лавка, магазин, кафе, станция технического обслуживания, аптека и т.д.); индивидуальное частное предприятия с относительно небольшим числом работников, работающих по найму, акционерные общества и др. Такая смешанная экономика отличается от полностью монополизированной или огосударствленной тем, что она лучше реагирует на многообразие изменения общественных потребностей и более полно отражает их.

По признаку присвоения все многообразие форм собственности можно свести к трем группам: индивидуальная, коллективная и государственная.  
Индивидуальная включает в себя личную собственность на предметы потребления и домашнего обихода, личное подсобное хозяйство, индивидуальную трудовую деятельность. В этом типе собственности все ее аспекты представлены в одном лице или семье.

Коллективная представлена кооперативами, коллективными, арендными  предприятиями, товариществами, акционерными предприятиями и др. Кооперативная форма собственности широко распространена в большинстве стран мира. Основной сферой деятельности кооперативов является переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции. На территории бывшего СССР коллективная собственность была представлена колхозами и потребительскими обществами на селе.

Разновидностью коллективной собственности является и акционерная  собственность.  
        Государственная собственность бывает: общегосударственной, региональной и муниципальной.

По правовым признакам  различают: частную собственность (граждан  и юридических лиц), государственную (опять-таки федеральную, субъектов  федерации и муниципальную) и  смешанную или совместную форму  собственности.

Объектами собственности  являются товары, рабочая сила, земля, природные ресурсы, жилые дома, ценные бумаги, капитал в денежной или вещественной форме.

В каждом государстве установилось свое соотношение между различными формами собственности, а в каждой отрасли хозяйства, в материальном производстве и в нематериальной сфере утвердилось преимущество тех или иных форм.

Многообразием форм собственности  определяется предпринимательская  деятельность разных уровней. Предпринимательство - это инициатива физического или  юридического лица, направленная на производство продукции, выполнение различных видов работ, оказание услуг и занятие торговлей с целью получения прибыли. Субъектами предпринимательской деятельности могут быть граждане, не ограниченные законом в правоспособности или дееспособности, а также юридические лица всех форм собственности. Предприниматель имеет право без ограничений и на собственный риск принимать решения и осуществлять самостоятельно любую деятельность, не противоречащую законодательству.

Классификация предприятий  по формам собственности:

1.    Индивидуальное предприятие - собственность одного человека и труд только лично его. Индивидуальное предприятие регистрируется в общем порядке в органах власти и осуществляет свою деятельность на общих основаниях. По отношению к ним применяется щадящее налогообложение.

2.    Семейное предприятие - это собственность одной семьи и труд только членов этой семьи. По отношению к семейным предприятиям также применяется щадящее налогообложение.

3.    Частное предприятие - это собственность отдельного гражданина, который имеет право нанимать рабочую силу, количество которой не ограничивается. Оно облагается налогом по полной схеме.

Частное предприятие обязательно  должно иметь устав, в котором  оговариваются основные принципы работы этого предприятия. Устав предприятия не должен противоречить действующему законодательству.

4.    Коллективные предприятия - это предприятия, собственность которых принадлежит определенному числу людей, которые имеют право нанимать рабочую силу. К коллективным предприятиям относятся:

¨            арендные предприятия - арендуется государственная собственность или собственность коллектива;

¨            кооперативы - собственность определенного коллектива людей. При этом собственники обязаны принимать и активное и пассивное участие в работе предприятия; - хозяйственные общества - предприятия, существующие на основе устава и уставного фонда, который сформирован путем паевых взносов его участников.

5.    Государственное предпринимательство.      

 Хозяйственными  обществами законом признаются предприятия, учреждения, организации, созданные на началах договора юридическими лицами и гражданами путем объединения их имущества и предпринимательской деятельности в целях получения прибыли. Общества являются юридическими лицами и могут заниматься любой предпринимательской деятельностью, не противоречащей законодательству.  
        Учредителями и участниками общества могут быть предприятия, учреждения, организации, а также граждане. Причем, предприятия, учреждения и организации, ставшие участниками общества, не ликвидируются как юридические лица.

К хозяйственным  обществам относятся: акционерные  общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, полные общества.

Указанные правовые формы коллективных предприятий призваны регламентировать формы материальной ответственности за ведение предпринимательской деятельности.

1.            Акционерное общества.

Классическое  акционерное общество (корпорация) представляет собой объединение  вкладчиков капитала (акционеров), образуемое на основе устава и имеющие уставной фонд, разделенный на определенное количество акций равной номинальной стоимости, учредителями которого могут выступать и физические и юридические лица. Общество должно состоять не менее чем из двух участников, при этом максимальное их число не ограничено.

Акционерные общества - это наиболее демократичная форма  бизнеса, потому как купить акции  и стать акционером (и тем самым  собственником) предприятия, может  при открытой подписи на акции  любой человек. В мировой практике существует, конечно, и закрытая подписка на акции, применяющаяся, как правило, в том случае, когда учредители акционерного общества обладают достаточными средствами, чтобы полностью сформировать уставный фонд предприятия.

В качестве основных особенностей акционерной формы предприятия можно назвать следующее:

¨            акционеры не несут ответственности по обязательствам общества перед его кредиторами. Имущество общества полностью обособлено от имущества отдельных акционеров. В случае несостоятельности общества акционеры несут лишь риск возможного обесценивания принадлежащих им акций;

¨            акционерная форма предприятия позволяет объединить практически неограниченное число вкладчиков, в том числе и мелких, и сохранить при этом контроль крупных вкладчиков за деятельностью предприятия;

¨            акционерное общество представляет собой наиболее устойчивую форму объединения капиталов, поскольку выбытие из него любого из вкладчиков не влечет за собой обязательного закрытия предприятия.      

 Ограниченность  риска заранее обусловленной  суммой делает акционерное общество  наиболее привлекательной формой  вложения капиталов и, как следствие,  дает возможность для централизации  больших средств.      

 Можно сказать,  что выпуск акций - одно из наиболее значительных достижений рыночной экономики. Это способ мобилизации ресурсов, способ "распыления" риска и способ мгновенного перелива финансовых средств из одних отраслей в другие.

2.            Общество с ограниченной ответственностью. Другой разновидностью коллективного бизнеса, предполагающей наличие ограниченной экономической ответственности, является общества с ограниченной ответственностью. Они представляют собой предприятия, имеющие уставный фонд, разделенный на доли, размер которых определяется учредительными документами. Участники общества могут быть и физические, и юридические лица, причем участники общества несут ответственность по его обязательствам только в пределах их вкладов. Многое в устройстве общества с ограниченной ответственностью напоминает акционерное общество, но есть и серьезные различия:

¨            во-первых, такое общество ¾ это предприятие непременно закрытого типа;

¨            во-вторых, создание акционерного общества требует больших усилий, чем общества с ограниченной ответственностью.

3.            Общество с дополнительной ответственностью. Участники такого общества, в отличие от общества с ограниченной ответственностью отвечают по его долгам своими взносами в уставный фонд, а при недостаточности этих сумм¾ дополнительной принадлежащих им имуществом в одинаковом для всех участников кратном размере к взносу каждого участника.       

 Предельный  размер ответственности предусматривается  в учредительных документах.

4.            Полное общество. Полным является такое общество, все участники которого занимаются совместной предпринимательской деятельностью и несут солидарную ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом.

5.            Доверительное общество ¾ общество с дополнительной ответственностью, осуществляющее представительскую деятельность в соответствии с договором, заключенным с доверителями имущества относительно реализации их права собственников. Под имуществом доверителя понимаются денежные средства, ценные бумаги и документы, удостоверяющие право собственности доверителя.  
Доверительное общество осуществляет доверительные операции:

¨            для граждан - хранение и представительские услуги для обслуживания      имущества доверителей;

¨            для юридических лиц - распоряжение имуществом, агентские слуги, ведение счетов для собственников, их ценные бумаги и управление голосующими акциями, переданными доверительному обществу путем участия в общих собраниях акционерного общества.

Формы собственности  в переходной экономике

Трансформация собственности - от монополизма к плюрализму форм

Изменения в  отношениях собственности стали  основным стержнем экономических реформ в бывших советских республиках. В теоретическом плане трансформация собственности потребовала решения проблемы: до какого уровня должна снизиться доля государственной собственности, какими темпами и способами пойдет это снижение, как и к кому должна переходить государственная собственность.

В России и в  других государствах СНГ взят курс на переход к системе, сочетающей частную (индивидуальную и групповую), государственную и смешанную формы собственности на средства производства. Это вполне логично сопрягается с курсом на переход к рынку. Раз рынок предполагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, значит должно быть преодолено господство какой-то одной формы собственности. Оно должно быть заменено взаимно дополняющими друг друга различными формами собственности, каждая из которых оказалась бы наиболее приспособленной к конкретной сфере экономики, к каждому специфическому виду экономической деятельности.

Госсобственность  в переходный период

Особенность отношений  между субъектами и объектами  собственности на федеральном уровне объясняются следующими обстоятельствами:

·    результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности;

·    федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами;

·    объекты федеральной собственности отличаются большим организационным и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального хозяйства и предназначены для использования в самых разнообразных направлениях;

·    реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью, представляющей собой трехуровневую иерархическую структуру.

Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена  всей хозяйственной цепи. Процесс  приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свернута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.

Это относится  прежде всего к крупным, наиболее важным комплексам, работающим в интересах  всего государства. Очевидно, что в России энергетика, транспорт, производство оборонной продукции и некоторые другие отрасли должны оставаться в сфере государственной собственности. Сюда должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной.

В рекомендациях  различных авторов, доля государственной  собственности должна составлять 50-30% основных производственных фондов.

Еще долгое время  государственному сектору будут  принадлежать значительные позиции  в народном хозяйстве России,  и этот сектор требует адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены на две категории: одна - под прямым управлением государства, вторая - на полном коммерческом расчете.

Важная проблема в развитии государственной собственности - преодоление монополизма, характерного для административно-командной системы. К концу 1990 г. в машиностроении бывшего СССР доля монополизированного производства достигла 72%. С превращением бывших республик в независимые государства монополизм еще более усугубился, так как многие предприятия-дублеры оказались по разные стороны новых государственных границ.

Понятно, что  демонополизация производства, основанного  на государственной собственности, - это долгий и сложный процесс. Отчасти преодоление монополизма может осуществляться путем разукрупнения предприятий, механического раздела их на части. Для строительства же новых предприятий-дублеров потребовалось бы слишком много средств, которыми наша страна в настоящее время не располагает.

Можно предположить, что преодоление монополизма пойдет за счет диверсификации производства на действующих предприятиях, которым под силу использовать свободные мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных товаров.

В преодолении  монополизма может играть положительную роль использование опыта стран Запада. Во многих из них действуют антимонопольные законы. В частности, в США в 1890 г. был принят закон Шермана ("хартия экономической свободы"), в 1914г. - закон Клейтона, запрещавший горизонтальное слияние фирм, если оно могло уничтожить конкуренцию. Закон Целлера-Кефовера (1950 г.) распространил это запрещение на вертикальные слияния. За нарушение антимонопольных законов предусмотрена уголовная ответственность (штраф до 100 тыс.долл. с должностного лица и тюремное заключение до 3 лет). Суд может заставить компенсировать убытки в тройном размере для фирмы, пострадавшей от монополизма.

В ряде стран  Запада действуют административные запреты на высокую степень монополизма. В США при монополизации одной  фирмой 90% рынка предусмотрен принудительный раздел этой фирмы, при 60% и выше монополист ставится под контроль государства. В ФРГ один предприниматель может владеть не более чем 30% рынка выпускаемой продукции, 2-3 фирмы - не более чем 50%, 4-5 - не более 70%. Верхняя планка для одной фирмы в Великобритании установлена на уровне 20% рынка, в Норвегии и Индии-25%.

Тем не менее, одной  из главных теоретических и практических проблем явилось разгосударствление, определение и использование  наиболее рациональных путей, моделей приватизации.

Приватизация  ¾ это переход государственной  собственности в руки отдельных  граждан, трудовых коллективов, юридических  лиц, или возникновение на базе государственных  предприятий различных смешанных  форм собственности. После приватизации субъектами собственности становятся частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, акционерные общества, холдинги и т.д.  
        Объектами приватизации могут быть предприятия торговли и сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, мелкие, средние и крупные предприятия промышленности и сельского хозяйства.

Мировая практика накопила определенный опыт приватизации. В странах, где процесс национализации принимал относительной широкие  масштабы (Великобритания, Франция), приватизация проходила, например, в Великобритании, путем: распродажи и безвозмездного распределения акций; подряда на оказание услуг; продажи государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Процесс этот длительный. В Западной Европе он продолжался 10-15 лет. Проведению приватизации предшествовала большая кропотливая работа. Определяются основные направления: бесплатная передача собственности, выкуп предприятий на льготных условиях, продажа акций, сдача предприятий в аренду, продажа мелких предприятий с аукциона и т.д.  
Цели приватизации связаны с повышением эффективности хозяйственной деятельности через развитие рынка и формирование слоя частных собственников-предпринимателей, стимулирование предпринимателей на повышение эффективности работы предприятий, расширение индивидуальных свобод и создание конкурентной среды, привлечение иностранных инвестиций, содействие демократизации экономики.  

Приватизация  направлена на социальную защиту населения  и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.  
Процесс приватизации в России начался раньше, чем сформировалась сама концепция приватизации, и понятие частной собственности было признано официально. В результате, происходила своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов, а по существу, разграбление государственной собственности. Смена собственников не привела к эффективному хозяйствованию. В экономике утвердилось господство естественных монополий, экономический и финансовый кризис углубился. В связи с этим, необходимы следующие меры, которые ранее были использованы другими странами:

·    дифференцированный подход к приватизации крупных государственных объектов с целью создания экономической структуры с разумным балансом малых, средних и крупных предприятий, с достаточной степенью конкуренции между предприятиями в различных отраслях и с достаточным участием иностранных инвесторов;

·    разнообразие способов передачи государственной собственности в частные руки;

·    предоставление краткосрочных кредитов с гарантией государства предприятиям, деятельность которых находится под квалифицированным контролем, для финансирования заработной платы и обязательств перед поставщиками и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предприятие и рынок

 

Экономические условия хозяйствования. Виды рынков. Общая стратегия предприятия в рыночных условиях рынка.

Предприятие и рынок

Экономические условия хозяйствования имеют важное значение для предприятия, поскольку, без преувеличения, определяют саму "линию поведения" - стратегию и тактику развития бизнеса.

 

Попробуем выделить основные черты рыночного хозяйствования.

1. Самоокупаемость  и самофинансирование, подразумевающие,  что предприятие пользуется только  собственными источниками средств,  а также средствами кредиторов, которые необходимо вернуть с процентами и в срок.

2. Самостоятельность  в принятии экономических и  иных решений означает, что предприятие  само определяет, что, когда, сколько  производить и продавать (как  правило, это определяют акционеры,  еще на этапе учреждения предприятия), с кем заключать договоры и вообще какие осуществлять сделки.

3. Правовая защищенность  предприятия, его акционеров и  работников от произвольного  и необоснованного вмешательства  в дела предприятия со стороны  других лиц, в том числе,  государства. Это означает, что свобода рынка подразумевает обязательства его участников, в том числе, обязательство уважать права и независимость других, что защищается законом (в судебном и ином порядке).

4. Свобода ценообразования  и конкуренции означает, что по большей части цены складываются на рынке под воздействием факторов спроса и предложения, а не устанавливаются каким-либо вышестоящим государственным органом, а также, что возможно войти на рынок и выйти с него.

Можно выделить еще многие присущие капитализму черты, однако выполнение хотя бы подавляющей (в экономическом смысле) частью субъектов указанных условий уже, по сути, гарантирует наличие рыночных отношений. Однако то, какой вид рынка сложится, зависит от удельного веса различных, в том числе, перечисленных выше факторов.

Виды  рынков

Предприятие может  быть стопроцентным сторонником  рыночных отношений, но вынуждено работать с другими участниками этих отношений, которые могут находиться в иных условиях. От того, каково "соотношение  сил" зависит, каков будет результат деятельности каждого участника. В этой связи принято различать множество видов и

Виды  рынков Критерием характеристики является свобода ценообразования и вхождения в рынок/выхода из него

Рынок совершенной конкуренции Ценообразование свободно. Вхождения в рынок и вход из него, получение информации тоже

Рынок несовершенной конкуренцииКоличество участников так или иначе ограничено. Ценообразование не свободно

МонополияЕдинственный продавец. Цены сравнительно выше, что приводит к его сверхприбылям

Олигополия Крайне ограниченное количество участников рынка. Они и делят рынок, договариваясь о ценах

МонопсонияЕдинственных покупатель, диктующий свои цены и иные условия продавцам




 

подвидов, все  из которых мы не будем анализировать  подробно, а лишь коснемся их основных черт:

  Конкуренция

Почему же так  важна конкуренция? Из курса макроэкономики известно, что на несовершенных рынках присутствуют монопольные, т.е. завышенные цены. Общество теряет от того, что монополист поставляет меньшее, чем требуется потребителям, количество товаров и услуг, зато для монополиста это ведет к поддержанию повышенного спроса и, следовательно, к сверхприбылям.

Для нас важно  следующее: в большинстве секторов нормального рыночного хозяйства  предприятие вынуждено сталкиваться с той или иной степенью и напряженностью конкуренции; уже только одно это заставляет рассматривать конкуренцию как неизбежность и, следовательно, стараться работать именно в таких условиях.

  Способ деловой  активности - какое-то время получать  сверхприбыли под прикрытием какого-либо нормативного акта, устанавливающего ограниченность конкуренции на данном рынке, но затем оказаться перед угрозой полного поглощения или банкротства, либо сразу ориентироваться на стратегию выживания и получения прибыли не за счет взвинчивания цен, а путем минимизации затрат - выбирает само предприятие. Далее мы будем вести речь преимущественно об экономике тех предприятий, которые выбрали последнее.

 

Общая стратегия  предприятия в рыночных условиях рынка

 

Этой стратегии  необходимо учиться, поскольку еще очень сильны административные методы хозяйствования, волевые и не всегда рациональные решения. Весь этот процесс можно назвать реформированием предприятия. Задачами реформы предприятия являются:

(1)защита прав  участников (учредителей);

(2)четкое разграничение  ответственности участников (учредителей)  и руководителей предприятий,  развитие механизмов корпоративного  управления, обеспечение свободного  перераспределения прав участия  в капитале акционерного общества  и перехода таких прав к лицам, заинтересованным в долгосрочном развитии предприятия (эффективным собственникам);

(3)обеспечение инвестиционной  привлекательности предприятия;

(4)создание системы хозяйственно - договорной деятельности предприятия,  обеспечивающей соблюдение контрактных обязательств;

(5)достижение прозрачности  финансово - экономического состояния  предприятий для их участников (учредителей), инвесторов, кредиторов;

(6)создание эффективного  механизма управления предприятием;

(7)использование  предприятием рыночных механизмов  привлечения финансовых средств;

(8)повышение  квалификации работников предприятия  как один из факторов повышения  устойчивости развития предприятия.

Основные направления  проведения стратегической политики предприятия

Основными направлениями  стратегии предприятия являются следующие:

(1)выявление  и устранение нарушенных прав  акционеров (для акционерных обществ);

(2)инвентаризация  имущества и осуществление реструктуризации  имущественного комплекса предприятия;

(3)рыночная оценка активов предприятия;

(4)анализ положения  предприятия на рынке, его финансово  - хозяйственной деятельности и  эффективности управления предприятием;

(5)выработка  стратегии развития предприятия;

(6)подготовка  и переподготовка кадров.

 

 

 

ЦЕЛИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 Основные  цели и функции предприятия в условиях рынка

 Предприятия  могут добиться устойчивого получения  прибыли, если в своей работе будут придерживаться определенных принципов и выполнять необходимые функции. Видный немецкий экономист Г. Шмален выделяет следующие «краеугольные камни» управления предприятием: экономичность, финансовая устойчивость, прибыль.

Принцип экономичности  требует, чтобы достигался:

определенный  результат при наименьших затратах - принцип минимизации;

при заданном объеме затрат наибольший результат — принцип максимизации.

Высшая цель предпринимательской деятельности — превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.

Для достижения поставленной цели предприятия должны:

1. выпускать  высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;

2. рационально  использовать производственные  ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;

3. разрабатывать  стратегию и тактику поведения  предприятия и корректировать  их в соответствии с изменяющимися  обстоятельствами;

4. систематически  внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;

Информация о работе Экономическая природа предприятия