Экономическая природа предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 12:32, контрольная работа

Описание работы

Предприятие является основным агентом рынка. Однако рынок – это сфера бессознательной, спонтанной координации действий его участников. Предприятия же – это участники сознательной координации (кооперации) между людьми. В противоположность рынку они представляют собой плановую или иерархическую систему, где все вопросы решаются собственниками. Таким образом, предприятия и рынок являются альтернативными способами организации экономической деятельности людей.
Встает вопрос: если рыночный механизм достаточно совершенен, только он эффективно распределяет ресурсы и обеспечивает согласование цен и количеств экономических благ, то зачем нужны тогда предприятия, эти иерархические структуры, почему они появляются? Этот вопрос можно сформулировать иначе: если основу экономики составляют предприятия, то почему все общество не превратится в одно огромное предприятие, которое вытеснило бы спонтанный рыночный порядок.

Файлы: 1 файл

экономика.doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)

Предприятия с иностранными инвестициями

Одна из особенностей экономического развития России в последние годы является ее активное включение в мировую систему внешнеэкономических связей.

В Российской Федерации  предприятия с иностранными инвестициями могут создаваться и действовать  в виде:

- предприятий с долевым участием иностранных инвестиций (совместных предприятий), а также их дочерних предприятий и филиалов;

- предприятий, полностью  принадлежащих иностранным инвесторам

(иностранных предприятий), а также их дочерних предприятий  и филиалов;

- филиалов иностранных юридических лиц.

Сравнительная характеристика

Классификация по виду и характеру деятельности

Прежде всего, предприятия отличаются друг от друга  отраслевой принадлежностью. Они подразделяются на предприятия производственной и  непроизводственной сферы, далее – по менее крупным подразделениям (промышленные, сельскохозяйственные, кредитно-финансовые, транспортные и т.п.).Торговые предприятия занимаются осуществлением в основном операций по купле-продаже товаров. Они могут либо входить в систему сбыта крупных промышленных предприятий, либо существовать независимо юридически и в хозяйственном отношении от других фирм и осуществлять торгово-посреднические операции.Транспортно-экспедиторские предприятия специализируются на осуществлении операций по доставке товаров покупателю, выполняя поручения промышленных, торговых и других фирм. Функции этих предприятий весьма многообразны. Сюда входит проверка состояния тары, упаковки и маркировки, оформление товаросопроводительных документов, оплата стоимости перевозки по поручению грузовладельца, осуществление погрузочно-разгрузочных работ, хранение, страхование, подбор и комплектация мелких отправок, информация грузополучателя о прибытии груза, получение акта об ущербе, если таковой был, осуществление таможенных формальностей, организация контейнерных перевозок, обеспечение грузовых поставок документами карантинного, санитарного и ветеринарного надзора и др.

Классификация по размерам предприятия

 

Составной частью экономической политики государства  является развитие

малого предпринимательства. Это важнейший элемент рыночной

структуры, наиболее гибкая и динамичная форма развития

предпринимательства.

В стране насчитывается  около 900 тыс. малых предприятий.

Вместе с  тем доля малых предприятий в  объеме валового выпуска 

товаров и услуг  в целом по России соответствует  их удельному 

весу в общей  численности занятых. Это свидетельствует  о том, что 

эффективность затрат труда в малом бизнесе  не превышает среднего

уровня в  экономике страны.


 

Взаимодействие  государство и предприятий. Реалии переходных процессов

 

   В  условиях широкомасштабной приватизации  собственности в России, перехода  к использованию различных ее  форм весьма актуальна задача  определения роли и функций государства в рыночной экономике, взаимодействия государства и предприятий. 

 

 

     Преобразование  предприятий в акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью  и другие организационно-правовые  формы требует изменений и  в структуре их управления. Наряду с созданием экономических, правовых и организационных условий для формирования и успешного функционирования разнообразных структур предпринимательской деятельности важнейшей функцией государства является содействие развитию так называемой предпринимательской инфраструктуры, т. е. той среды, в которой осуществляется деловая активность. Продавцы и покупатели, работодатели и наемный персонал, кредиторы и заемщики действуют в определенной экономической обстановке, политической ситуации, правовой, социально-культурной, технологической и географической среде. Организация предпринимательской деятельности является производным продуктом социально-экономической среды, в которой формируется бизнес и которая определяет положение предпринимателей в экономике и обществе.    

 Переходный период  радикальной экономической реформы  протекает в условиях борьбы  между старыми и новыми формами  управления, между административными  и экономическими методами. Формирование  хозяйственной системы нового  типа, в основе которой лежит  предпринимательская деятельность и использование современных методов государственного регулирования, происходит в нелегких условиях. При этом ключевое значение приобретает деятельность по преодолению возникшего в переходный период кризиса управления, основные черты которого отражены в табл. 1.    

 Либерализация экономики,  крупномасштабная приватизация  государственной собственности,  включение предприятий в мирохозяйственные  связи привели к отказу от  административных методов управления  на разных уровнях, открыли дорогу новому экономическому мышлению. С другой стороны, сохраняется (а в некоторых отношениях и растет) чрезмерная государственная (федеральная и региональная) управленческая надстройка; медленно формируется рынок; предприятия недостаточно активно организуют прямые хозяйственные связи, нередко в угоду местным интересам нарушают сложившиеся отношения. Противоречия усугубляются тем, что старый экономический механизм, имея глубокие корни, создал многочисленные защитные системы. Это проявляется в разных формах: новые формы хозяйствования втягиваются в русло сложившихся структур и приемов работы; под флагом использования экономических рычагов нередко сохраняется неоправданное государственное вмешательство в деятельность негосударственных предприятий; то в явной, то в скрытой форме нарушается хозяйственное законодательство; в свою очередь, часть предпринимателей при переходе к новым методам хозяйствования испытывает неуверенность, боязнь остаться без сырья и материалов, которые они ранее гарантированно получали «сверху».    

 В настоящее время  степень вмешательства государства  в хозяйственную жизнь в России  определяется главным образом  конкретными условиями переходного  периода, а не теоретическими  моделями и условными экономическими  расчетами. Принципиальная схема взаимодействия федеральных и местных органов власти, например, с субъектами промышленной сферы, представлена на рис. 1. 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

     

 Приватизация и  массовое акционирование российских  предприятий привели к созданию  уже не государственных, но  и не вполне рыночных, независимых субъектов хозяйствования, которые, с одной стороны, стремятся максимизировать прибыль, а с другой - все еще не адаптировались к потребностям рынка. Если добавить к этому отсутствие рыночного менталитета, стремление ряда хозяйственных руководителей и коллективов- владельцев акций к сиюминутному обогащению, то становится совершенно очевидным, что государство на современном этапе не должно терять управления «несущими конструкциями» экономического компаса. В течение всего переходного периода государство призвано играть существенную роль в регулировании экономических процессов.    

 Таким образом,  до тех пор пока рыночные  отношения не займут господствующего  положения, управление предприятиями  и роль в нем государства  будут существенно отличаться, в частности, от западных прототипов. Перспектива развитие заключается, видимо, в создании механизма, объединяющего рыночные и государственные рычаги управления. Для этого формы последнего надо трансформировать так, чтобы указанное сочетание носила непротиворечивый характер.

 

 

 

 

Тенденции развития

 
С точки зрения отдельного предприятия, действующего в рыночной среде, можно выделить следующие  виды планов: 
* стратегический план - долговременный план, как правило, охватывающий период 10 - 15 лет, в котором формулируются главные цели предприятия на перспективу, конкретные задачи, привязанные по времени и ресурсам, общая стратегия достижения поставленных целей; 
* долговременные планы - разрабатываются не несколько лет и нацеленные на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии фирмы. Такие планы разрабатываются как составная часть стратегического плана; 
* текущие планы - детальные планы, в которых увязываются все направления деятельности фирмы и работа всех функциональных подразделений на текущий финансовый год. Охватывают сбыт, производство, исследования и разработки, снабжение, маркетинг, развитие персонала и финансовые итоги. 
* оперативные планы - детальные планы, посвящённые решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде. Имеют узкую направленность, высокую степень детализации характеризуются большим разнообразием используемых приёмов и методов; 
* инвестиционные проекты - долговременные планы капитальных вложений, направляемые на создание новых производственных мощностей; 
* бизнес-план - план создания новой фирмы, выхода на рынок и обеспечения прибыльности хозяйственной деятельности. 
Стратегический план - документ, выражающий миссию предприятия, его долгосрочные цели и задачи, стратегию их достижения с учётом внешней среды и внутренних особенностей предприятия. 
Конкурентная стратегия. 
После рассмотрения деятельности ближайших конкурентов, у аналитиков появляются возможности достаточно уверенно спланировать возможные конкретные шаги конкурентов, сегмент рынка, где следует ожидать атаки задействованные инструменты конкуренции (цены, реклама и т. п.) и другие параметры. Когда проясняются возможные действия ближайших конкурентов, тогда появляется возможность планировать систему ответных мер для поддержки собственной стратегии или меры, направленные на усиление собственной стратегии, если положение конкурентов позволяет это сделать. 
Обобщённые показатели успешности действующей стратегии: 
1) увеличение/уменьшение доли рынка; 
2) изменение рентабельности; 
3) динамика объёма чистой прибыли; 
4) окупаемость капиталовложений; 
сравнение темпов роста продаж фирмы и роста фирмы в целом. 
Если стратегия в целом успешна, это не означает, что нет необходимости внести коррективы в её отдельные элементы. Процесс стратегического управления включает активную обратную связь и корректировку, в случае необходимости, элементов стратегического плана. 
Стратегическое планирование само по себе не обеспечивает успеха. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации. Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период. При выборе стратегии необходимо иметь в виду, что новые стратегии, как в традиционных отраслях, так и в новых сферах бизнеса должны соответствовать накопленному потенциалу фирмы. 
Стратегический план придает предприятию определённость, индивидуальность, что позволяет ему привлекать определенные типы работников, и в то же время, не привлекать работников других типов.  
Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1) http://www.bestreferat.ru/referat-63735.html

2) Курс экономической теории: учебник / Под общей редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2007. – 848с.

3) Экономическая теория. Учебник для вузов  (2006г.) А.И.Попов.

4) Кантор Е.Л., Маховикова Г.А., Кантор В.Е. Экономика предприятия 2009г.

5) http://sergeigiv.siteedit.ru/page38


Информация о работе Экономическая природа предприятия