Экономическая природа таможенного тарифа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение экономической природы таможенного тарифа и таможенной пошлины.
В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:
- определить сущность, роль таможенного тарифа в системе экономических методов регулирования ВЭД;
- определить роль таможенного тарифа в защите внутреннего рынка и отечественных производителей;
- рассмотреть пути совершенствования таможенного тарифа.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и роль таможенного тарифа в системе экономических методов регулирования ВЭД 5
2. Роль таможенного тарифа в защите внутреннего рынка и отечественных производителей 13
3. Совершенствование таможенного тарифа России 29
Заключение 33
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

03.Курсовая таможня Экономическая природа таможенного тарифа и пошлины.doc

— 261.50 Кб (Скачать файл)

При установлении ставок ввозных таможенных пошлин целесообразно  исходить из реализации регулятивных целей таможенного дела. Многоплановость  и специфика влияний таможенного  тарифа на развитие внешнеторговых отношений  и экономики в целом требуют от государственных структур взвешенного подхода к определению уровня пошлин, учитывающего всю совокупность возможных последствий. Значит, наиболее высокими должны быть ставки на те товары, которые производятся внутри страны в достаточном количестве и спрос на них удовлетворяется отечественным производителем.

Сбалансированные импортные  пошлины должны быть установлены  на такие категории товаров, которые  производятся в России, но не могут  пока составить достойную конкуренцию  их зарубежным аналогам. Необходимо максимально снизить ставки таможенных пошлин (либо ликвидировать их) на товары, которые не производятся и не могут производиться российскими предприятиями.

Тарифная защита должна распространяться на отрасли, развитие производства которых находится на начальном этапе, а также на отрасли, продукция которых в России по качеству соответствует мировым стандартам, а по цене находится примерно на одном уровне с импортными товарами. С помощью высоких импортных пошлин Правительство РФ должно защищать на внутреннем рынке отрасли, имеющие хороший производственный потенциал, но в то же время нуждающиеся во временной защите для адаптации к мировой конкуренции [13].

Стимулирования развития отдельных отраслей можно добиться, в частности, и отменой пошлин на импорт высокоэффективного оборудования, которое в России не выпускается. Переоснащение производств позволит добиться предприятию большей конкурентоспособности, что, безусловно, будет способствовать росту экономики, созданию дополнительных рабочих мест, увеличению собираемости налогов. В конечном итоге снижение таможенного бремени путем отмены ввозных таможенных пошлин на станки, комплектующие, фурнитуру позволит перейти к экспорту продукции, производимой на таком оборудовании.

Проведение гибкой таможенно-тарифной политики в немалой степени обусловлено задачами борьбы с нарушениями законодательства в этой сфере. Высокой уровень ставок таможенных пошлин способствует выработке субъектами внешнеэкономической деятельности различных способов уклонения от их уплаты.

Итак, таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком; систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу; конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны.

 

2. Роль таможенного  тарифа в защите внутреннего рынка                                      и отечественных производителей

 

В настоящее время  таможенный тариф является основным регулятором ввоза и вывоза товаров в системе государственного тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли, при этом таможенные пошлины одновременно являются важным источником пополнения доходов федерального бюджета страны.

Правительством России проводится постоянная работа по таможенно-тарифному  регулированию ввоза и вывоза товаров, направленная на защиту и поддержку отечественных товаропроизводителей, создание благоприятных условий для развития различных отраслей народного хозяйства.

Внешнеторговый оборот в России за 2009-2011 гг. изменялся как  в количественном так и стоимостном  выражении (табл. 2.1) [18].

Таблица 2.1

Итоги внешней торговли за 2009-2011 гг.

Показатели

2009

2010

2011

Темп роста  2011 к 2009, %

млн. долл.

уд.

вес, %

млн. долл.

уд.

вес, %

млн. долл.

уд.

вес, %

Товарооборот

439294

100,00

551684

100,00

734 991

100,00

167,31

Импорт

301530

68,64

351930

63,79

467 907

63,66

155,18

Экспорт

137764

31,36

199754

36,21

267 084

36,34

193,87


 

Анализ основных показателей  внешней торговли России выявил следующие  тенденции:

- относительно устойчивый рост  объемов внешней торговли;

- положительное сальдо внешнеторгового оборота. Так, прирост стоимостных показателей товарооборота в 2011 г. составил 67,3% по отношению к 2009 г. Однако сальдо товарооборота в 2010 уменьшилось на 7%, но уже в 2011 г. увеличилось на 32%. В 2011 году прирост импорта был больше чем экспорта на 38,69%.

Таким образом, мы видим, что товарооборот по всем показателям растет, все это, с учетом современных тенденций развития таможенно-тарифной политики таможенного союза может служить лишь следствием реализации тех нормотворческих принципов, заложенных при заключении этого союза.

Импорт России сырья в 2011 году увеличился на 36,8%, в том числе из стран дальнего зарубежья на 35,6%, из стран СНГ рост на 44,8%. Причина такого существенного увеличения показателя импорта сырья за один год кроется в унификации ставок ввозных таможенных пошлин, ввиду принятия ЕТТ. Для России целесообразней и правильней было бы говорить не про унификацию, а про существенное снижение ставок, что можно наглядно проиллюстрировать в нижеприведенной таблице (табл. 2.2) [1].

Таблица 2.2

Понижение ставок ввозных  таможенных пошлин на сырье

Код

ТН ВЭД ТС

Товар

Ставка

ТТ РБ

ТТ РФ

ТТ РК

ЕТТ

0809, 0810

Фрукты тропические

5-15

5-10

5

0-5

Из гр. 25, 26, 28, 29

Сырье минеральное и химическое

5

5

0

0

2937, 2941, 3003,

из гр. 32

Сырье для фармацевтической и лакокрасочной промышленности

5-10

5-10

0-5

0

Из гр. 39, 4001

Полимеры (сырье), каучук натуральный

5-10

0-10

0-5

0

4701–4707

Целлюлоза, бумажная масса

15

5-15

0

10

5101–5105

Шерсть

10-15

10-15

5

5


 

Таким образом, видно, что  ставка ввозной таможенной пошлины по целому ряду сырьевых товаров была занижена в 2-3 раза, что естественно позволило иностранному сырью войти на российский рынок и составить ему конкуренцию, тем самым увеличив суммарную долю общего импорта.

В целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым товарам могут временно применяться следующие виды пошлин: специальные пошлины; антидемпинговые пошлины; компенсационные пошлины. В отличии от обычных таможенных пошлин особые пошлины вводятся только при условии проведения специальных расследований относительно влияния импорта на ухудшение состояния соответствующей отрасли и срок их действия ограничен. Особые пошлины уплачиваются сверх ставки обычной таможенной пошлины.

Обязательным условием применения особых пошлин является наличие существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозы его причинения вследствие ввоза зарубежных товаров. Если возникновения существенного ущерба связанно с ввозом на таможенную территорию РФ товаров по искусственно заниженным ценам, по применяются антидемпинговые пошлины. Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию ТС товаров при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии. В случае, когда товар ввозиться по нормальным не заниженным ценам и в его отношении не использовались субсидии, но этот импорт явно наносит существенный ущерб отрасли отечественной экономики, применяются специальные пошлины.

Временная специальная  и специальные пошлины не применяются  в отношении товаров, помещаемых под следующие таможенные режимы: магазин беспошлинной торговли, таможенный склад, транзит, переработка товаров под таможенным контролем, свободная экономическая зона, свободный склад, реимпорт, перемещение припасов, условия которых предусматривают освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и неприменение мер экономической политики. В настоящее время в России специальной пошлиной облагаются: трубы из черных металлов, происходящие из Украины; варенные конфеты, тоффи и карамели, за исключением товаров, происходящих из Республики Беларусь; крахмал картофельный, крахмал кукурузный, за исключением крахмала, ввозимого из стран – участников Таможенного союза; сахарный сироп, за исключением товаров, происходящих из Республики Беларусь; компрессоры, используемые в холодильниках, кроме используемых в гражданской авиации, за исключением компрессоров, ввозимого из стран – участников Таможенного союза.

В табл. 2.3 представлены товары, на которые установлены протекционистские пошлины [1].

 

Таблица 2.3

Товары, на которые установлены  протекционистские пошлины

Код товарной группы

Наименование позиции

Преобладающая ставка пошлины

02

Мясо и пищевые мясные субпродукты

15%, но не менее 0,2 евро за 1 кг – 25%, но не менее 0,2 евро  за 1 кг

17

Сахар и кондитерские изделия из сахара

270 долларов США за 1000 кг

19

Готовые продукты из зерна злаков, муки, крахмала или молока; мучные кондитерские изделия

15%

22

Алкогольные и безалкогольные напитки  и уксус

20%; 100%, но не ме- нее 2 евро за 1 л

31

Удобрения

10%

39

Пластмассы и изделия из них:

- изделия для транспортировки  или упаковки товаров, из пластмасс;  пробки, крышки, колпаки и другие  изделия для закупорки, из пластмасс

 

 

 

10, 20%

42

Изделия из кожи

20, но не менее 1,9 евро за 1 кг

44

Древесина и изделия из нее:

- изделия столярные и плотницкие, деревянные, строительные

15%

 

20%

47,48

Масса из древесины или из других волокнистых целлюлозных материалов; Бумага и картон

15%

58

Специальные ткани; тафтинговые текстильные  материалы; кружева; гобелены; отделочные материалы; вышивки

20%

61,62,63

Предметы одежды; прочие готовые  текстильные изделия

20%, но не менее 2 евро за 1 кг - 20%, но не менее 0,7 евро за 1 кг

65

Головные уборы и их части

20%

68

Изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды или аналогичных материалов

15%

69

Керамические изделия

20%

70

Стекло и изделия из него

15%

71

Жемчуг природный

20%

76

Алюминий и изделия из него

20%

88

Летательные аппараты, космические  аппараты, и их части

20%


 

 

Производство этих товаров в нашей стране слабо развито и поэтому для поддержки развития отстающих производителей государство устанавливает высокие таможенные пошлины. Размер ставок на эти товары колеблется от 15-20%.

Самые высокие практически  запретительные ставки введены на ввоз спирта этилового с концентрацией спирта 80% или более – 100% от таможенной стоимости или 2 евро за 1 л. без дифференциации и по субпозициям и подсубпозициям.

Можно сделать вывод  о том, что применение протекционистских  ставок необходимо, так как высокие  ставки ограничивают ввоз товаров, которые составляют конкуренцию отечественным товарам, а, следовательно, помогают развиваться молодым отраслям.

Протекционистские пошлины  в мировой практике промышленно  развитых стран недостаточно высоки для прекращения импорта, но они  все же ставят иностранного производителя в невыгодное конкурентное положение при торговле на внутреннем рынке.

Таможенная политика России нацелена так же на выполнение фискальной функции.

Уплачиваемые таможенными  органами таможенные платежи (пошлины, НДС, акциз, таможенные сборы) являются важным источником государственных доходов.

О значении этой задачи таможенного  регулирования свидетельствуют  бюджетные задания по таможенной пошлине и иным таможенным платежам.

Но, несмотря на это в большинстве стран фискальная функция таможенного тарифа отошла на второй план (таможенные пошлины, как правило, составляют лишь несколько процентов в общей сумме бюджетных доходов).

 

 

 

Но в ряде развивающихся  стран, особенно промышленно наименее развитых, эта функция по-прежнему имеет важное значение.

К их числу относится  и Россия, как было сказано выше.

С учетом того, что таможенный тариф выполняет, прежде всего, фискальную функцию, подходы по формированию таможенно  – тарифной политики ориентированы  на фискальные меры.

При такой оценке таможенного тарифа он имеет ряд слабых сторон:

Во-первых, абсолютный размер ставок пошлин не учитывает платежеспособность населения.

Во-вторых, при завышенных ставках пошлин, а они установлены на уровне 30% от таможенной стоимости, не учитывались реалии, связанные с возможностью «ухода» от причитающихся платежей через декларирование товаров не своим наименованием по коду товарной номенклатуры, где ставки пошлин ниже [11].

Как уже говорилось, таможенные платежи являются одним  из основных и самых надежных источников пополнения доходной части бюджета.

Информация о работе Экономическая природа таможенного тарифа