Институт таможенного брокера: его развитие в таможенном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с названием темы курсовой работы и вышеизложенным обоснованием ее актуальности целью исследования является: рассмотреть, проанализировать и показать процесс, цели и инструменты деятельности таможенных брокеров в производстве таможенных процедур. Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие задачи: 1) раскрыть сущность, понятие и историю становления таможенного брокерства;
2) рассмотреть и проанализировать основные аспекты введения в реестр таможенных брокеров;
4) раскрыть и проанализировать виды деятельности, права и обязанности таможенного брокера;
5) рассмотреть и проанализировать основные проблемы и перспективы таможенного брокерства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННЫЙ БРОКЕР В РОССИИ 6
1.1 Становление института таможенных брокеров в России 6
1.2 Понятие и функции таможенного брокерства 11
1.3 Включение в реестр таможенных брокеров 13
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННОГО БРОКЕРА В ПРОИЗВОДСТВЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР 18
2.1 Права, обязанности, виды деятельности таможенного брокера 18
2.2 Проблемы и перспективы таможенного брокерства. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Файлы: 1 файл

богдашина.docx

— 69.09 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Байкальский государственный  университет экономики и права» в г. Якутске

Кафедра государственно-правовых дисциплин и таможенного дела

 

Специальность 036401  «Таможенное дело»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Таможенное оформление товаров и транспортных средств

по теме:

ИНСТИТУТ ТАМОЖЕННОГО  БРОКЕРА : ЕГО РАЗВИТИЕ В ТАМОЖЕННОМ ПРАВЕ

 

 

 

Исполнитель: студент гр. ТД-11    _________________  М.В.Богдашина

                                                                подпись, дата

 

Руководитель: старший преподаватель  _________________ А.Ю.Попов

                                                                 подпись, дата

 

 

 

 

 

Якутск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННЫЙ БРОКЕР В РОССИИ 6

1.1 Становление института таможенных брокеров в России 6

1.2 Понятие  и функции таможенного брокерства 11

1.3 Включение  в реестр таможенных брокеров 13

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННОГО БРОКЕРА В ПРОИЗВОДСТВЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР 18

2.1 Права,  обязанности, виды деятельности  таможенного брокера 18

2.2 Проблемы  и перспективы таможенного брокерства. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

    Сегодня российские предприниматели, занимающиеся ВЭД, все больше и больше приходят к осознанию того, что таможенный брокер - это обязательное условие успешного целенаправленного развития их бизнеса, это незаменимый помощник в отношениях с таможенными органами. Для успешных предпринимателей давно уже не стоит вопрос "нуждаюсь ли я в собственном представителе на таможне?" Но, конечно, некоторых коммерсантов все еще обуревают сомнения и мысли "не лучше ли самому заняться таможенным оформлением и декларированием товаров, постараться разобраться в тонкостях таможенного законодательства, вникнуть, научиться правильно оформлять все документы, собственноручно проводить мониторинг и аналитику, своими силами осуществлять погрузочно-разгрузочные, складские и экспедиционные мероприятия?" Но, рано или поздно, выбрав путь эффективных организаций, они принимают решение доверить это профессионалам - таможенным брокерам - а все свое время и усилия посвятить тому, что они могут делать максимально эффективно - своей основной деятельности. Правда, экономически эффективно и важно принять это правильное решение на раннем этапе сражения с конкурентами на поле под названием «грамотный бизнес».

   Любой бизнесмен знает, что определение специализации работника очень сильно сказывается на скорости работ, а значит и эффективности труда. Именно поэтому все операции, занимающие значительное время с удовольствием перепоручаются – в том числе и таможенное оформление. Затратив определенную и весьма скромную сумму можно быть уверенным, что процесс оформления будет проведен на самом высоком уровне. Для специалиста, много лет работающего в одной и той же сфере, не составит труда дать максимальные гарантии на проводимые работы – ведь эти операции уже давно стали рутиной и не требуют работы в режиме форс-мажора. Если все-таки имело место нарушение закона, то всероссийский таможенный брокер разделит ровно пополам всю ответственность с владельцем перевозимых товарно-материальных ценностей. Предусмотренные правила отчетности вменяют организации, оказывающие услуги таможенного брокера, внимательно следить за тем, какие операции и в отношении какой продукции были проведены. Эта информация в любой момент может быть затребована соответствующими органами. То есть для описания этой профессии, в упрощенном варианте подходит слово посредник, т.е. компания, которая ведет сотрудничество с двумя фирмами, каждая из которых находится в собственном государстве, но при этом между ними налажены деловые связи. Если необходимо, то компании - таможенные брокеры могут совершать множество дополнительных операций, как, например, сертификация товара, работа с экспертами. Можно даже доверить оплату таможенных сборов – ведь работа профессионального брокера отличается высочайшей надежностью.

   Таким образом, деятельность таможенных брокеров сегодня  играет весьма немаловажную роль в развитии бизнеса предпринимателей  и внешнеэкономической деятельности предприятий и государства в целом. Именно этим и определяется актуальность данной темы.

  В соответствии с  названием темы курсовой работы  и вышеизложенным обоснованием  ее актуальности целью исследования является: рассмотреть, проанализировать и показать процесс, цели и инструменты деятельности таможенных брокеров в производстве таможенных процедур.

Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие задачи:

1) раскрыть сущность, понятие и историю становления таможенного брокерства;

2) рассмотреть и проанализировать основные аспекты введения в реестр таможенных брокеров;

4) раскрыть и проанализировать виды деятельности, права и обязанности таможенного брокера;

5) рассмотреть и проанализировать основные проблемы и перспективы таможенного брокерства.

  Объектом исследования курсовой работы является институт таможенного брокера: его развитие в таможенном праве.

   Поставленные цели и задачи  определили структуру курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Теоретическую базу исследования составили труды: Бабин Э.П., Балабанов А.И., Балабанов И.Т., Иванов И., Исаченко Т.М., Истомин С.И., Ковальский Е., Ливенцев Н.Н., Лопатников Д.Л., Покровская В. В., Поспелов В.К., Ситорян С,               Смитиенко Б.М., Сумароков В.Н., Фурман Е., Харламова В.Н., Шишков Ю.В., Юрик В..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННЫЙ БРОКЕР В РОССИИ

    1. Становление института таможенных брокеров в России

 

Понятие «таможенный брокер»  знакомо за рубежом многим участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) уже более 100 лет. Во многих странах  мира таможенное оформление товаров  и транспортных средств производится, как правило, только при участии таможенных брокеров. 
Отношение к таможне во всех странах, в разное время изначально было сложным, это постоянно подтверждали и участники внешнеэкономической деятельности и транспортники - те, кто лицом к лицу сталкивается ежедневно с таможней. Чтобы исправить это положение в Европе в начале ХIХ века было принято решение создать структуру, имеющую перед собой цель упростить отношения таможни с участниками внешнеэкономической деятельности. В то время, как в России о таможенном брокере еще и не слышали, в Германии он был главной фигурой всего транспортного процесса - его доходы составляли 70% от всей стоимости услуг по грузообработке и только 30% доставались транспорту.

История российских таможенных брокеров не столь продолжительна и  начиналась она с того, что в  целях обеспечения эффективного управления внешнеэкономической деятельностью  государства Постановлением Совета 
Министров СССР от 7 марта 1989 г. № 203 «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» была введена система государственного регулирования ВЭД, которая предусматривала: регистрацию участников внешнеэкономических связей; декларирование товаров и иного имущества, перемещаемых через государственную границу СССР.

Настоящим постановлением впервые  в Российской Федерации и СССР в процедуру таможенного оформления товаров и иного имущества, перемещаемых через государственную границу  СССР, вводилось понятие «декларирование», которое осуществлялось путем представления  таможенным органам грузовой таможенной декларации (ГТД) установленного образца, который полностью соответствовал аналогичному документу, принятому в зарубежной практике, -Единому административному документу ЕС.

С введением ГТД в процедуру  таможенного контроля в нашей  стране, были созданы предпосылки  для зарождения нового института  – таможенного брокера.

Возникновение потребности  в появлении организаций, осуществляющих на профессиональном уровне деятельность по декларированию ввозимых и вывозимых  грузов, возникла по следующим причинам:

Во-первых, именно тогда государство  отказалось от монополизма в области  внешнеторговой деятельности и разрешило  частнопредпринимательским структурам свободный, самостоятельный выход  на внешние рынки;

Во-вторых, тогда же в деятельность таможенных органов стали активно  внедряться современные способы  и методы таможенного оформления и контроля, что потребовало специальных  знаний от лиц, перемещающих товары через  таможенную границу.

Во времена СССР заниматься экспортно-импортной торговлей имело  право только государство в лице Министерства Внешней торговли. С  переходом на рыночные отношения, субъекты федерации, предприятия и предприниматели  получили право в пределах выделяемых квот заниматься внешнеэкономической  деятельностью. На этом этапе возникла необходимость в сотрудничестве с экспедиторами - таможенными брокерами.

Для успешного завершения процесса перевозки, отправки и получения  товаров, как импортных так и экспортных, у предпринимателей возникли большие сложности, такие как отсутствие обеспеченности в

погрузочно - разгрузочных механизмах, отсутствие в штате специалистов по таможенному оформлению, а так же площадок для складирования и подготовки груза к отправке, невозможность содержания дорогостоящей вычислительной техники обеспеченной узкоспециализированными программами, отсутствие знаний по заполнению таможенной декларации, отсутствие в наличии складов временного хранения, являющегося началом или продолжением процесса перевозки. Все это есть в наличии у предприятий - таможенных брокеров.

Таким образом, взаимодействие участников ВЭД и таможенных брокеров напрямую приводит к дальнейшему  сотрудничеству сторон.

По отношению к таможенным органам брокеры в лице декларантов  несут стопроцентную гарантию за предоставленные данные. Институт брокеров предназначен для того, чтобы таможня  всегда имела конкретную организацию, к которой могла бы предъявить претензии, разрешить возникшие  проблемы.

Первоначально услуги по декларированию грузов предоставлялись новым российским предпринимателям так называемыми спецэкспортерами – организациями, занимавшимися внешнеэкономической деятельностью еще во времена советской государственной внешнеторговой монополии и потому обладавшими значительно большими знаниями и опытом в вопросах трансграничной торговли.

Правовой основой их деятельности служило Положение о порядке  пропуска и декларирования товаров  и имущества, перемещаемых через  государственную границу СССР, утвержденное приказом Главного управления государственного таможенного контроля при Совмине  СССР (ГУ ГТК СССР) от 18.08.1989г. №137.

В разделе 7 Положения было предусмотрено, что декларирование на договорной основе товаров и имущества, принадлежащих другим предприятиям, объединениям, организациям, может  осуществляться советской организацией, признанной таможней в качестве декларанта, а также определен перечень минимальных  требований к такой организации  и утверждена форма свидетельства  на право декларирования внешнеторговых грузов.

За три года (1989 – 1991) было выдано 62 свидетельства. В тот период на каждой российской таможне действовало  в среднем не более 5 фирм- декларантов. Распад СССР и установление границ со странами Балтии придали новый импульс развитию данного вида коммерческой деятельности. С 1992-го по 1994 г. ГТК России выдал уже 384 свидетельства на право декларирования грузов. В последующие годы ежеквартально более 100 новых компаний становились декларантами на договорной основе.

Однако эффективность  их была далеко не одинакова. Например, в 1996 г. чуть более 10 % от общего количества организаций-декларантов оформили от одной до пяти и более тысяч таможенных деклараций. При этом около 15 % из них оформили менее 10 деклараций. Эти данные указывают на то, что отнюдь не для всех декларирование являлось основным видом деятельности. В ряде случаев эта деятельность дотировалась за счет иных источников доходов либо фирмы были созданы для осуществления разовых операций, чаще всего противоправного характера.

Таможенный кодекс РФ 1993 г. уже содержал отдельную главу (гл. 24), посвященную деятельности таможенного брокера. В ней определены основные требования, предъявляемые к организации, претендующей на получение лицензии таможенного брокера, а также права и обязанности таможенного брокера, рассмотрены случаи, когда лицензия может быть аннулирована, отозвана либо приостановлена, и т.д.

К сожалению, в этой главе  Таможенного кодекса РФ содержалось  слишком много отсылочных норм, а  потому Кодекс не мог самостоятельно, без достаточного количества подзаконных  актов, регулировать отношения по введению и полноценному функционированию института  таможенных брокеров.

Подзаконная нормативная  база, регулирующая данный вопрос, формировалась  довольно медленно: только в июле 1996 г. Правительство РФ утвердило основополагающее Положение о таможенном брокере. Появление же первых брокерских структур в том виде, в котором они предусмотрены Таможенным Кодексом РФ (ТК РФ), связано с утвержденным в июне 1998г. ГТК России. 
Порядком лицензирования и осуществления контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов. Указанные нормативные акты и ряд ведомственных актов ГТК РФ позволили, наконец, урегулировать основные практические аспекты деятельности таможенного брокера и вопросы его взаимоотношений с участниками ВЭД, а также таможенными органами.

Информация о работе Институт таможенного брокера: его развитие в таможенном праве