Анализ бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Страховая система здравоохранения появилась в России в 1993 году. Средства на здравоохранение формируются за счет отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, взносов индивидуальных предпринимателей. Рыночные отношения повлияли на возникновение страховой медицины. Медицинское страхование позволяет человеку сопоставить необходимые затраты на охрану здоровья с состоянием собственного здоровья.

Содержание работы

Введение..............................................................................................................5
1 Правовые и организационные особенности обязательного медицинского страхования.........................................................................................................8
1.1 Социально - экономическая природа и принципы обязательного медицинского страхования.................................................................................8
1.2Источники финансирования обязательного медицинского страхования.........................................................................................................10
1.3Государственное регулирование обязательного медицинского страхования.........................................................................................................13
2 Сравнительная характеристика медицинского страхования России и Зарубежных стран..............................................................................................25
2.1 Зарубежное медицинское страхование.............................................25
2.2 Возможности использования зарубежного опыта медицинского страхования в России..........................................................................................29
3 Анализ бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования.........................................................................................................33
Заключение..........................................................................................................37
Глоссарий............................................................................................................41
Библиографический список................................................................................

Файлы: 1 файл

kursovaya_pechat.docx

— 75.93 Кб (Скачать файл)

      Уместно проследить различия между организацией поддержания здоровья  и страховыми организациями. В страховых организациях – свободный выбор врача или госпиталя самим  застрахованным,  в  организациях поддержания здоровья  –клиент   соглашается   получить   лечебную   помощь   от   врача,   которогопредоставляет или рекомендует ему  эта  организация,  причем  она  же  несетответственность за качество лечения.

      В Западной  Европе доли застрахованных в  общей  численности  населения (охват страхованием) и размеры взносов в расчете на  одного  застрахованногосущественно  варьируют  по  странам. Что  касается   размероввзносов, то отмеченная  высокая  дифференциация  (максимальные  взносы  –  вГермании,  минимальные  –  в  Дании  и  Англии),  по-видимому,   объясняетсяразличиями в наборах предоставляемых медицинских  услуг.  Набор  медицинскихуслуг оговаривается в контракте[18,c.178].

Распространенность частного медицинского страхования  к  настоящему  времени мало изменилась. Взносы же постоянно увеличиваются  в  связи  с  удорожаниеммедицинских услуг, что происходит во всех развитых странах в  последние  двадцатилетия (прогресс в «технологии»).

2.2 Возможности  использования зарубежного опыта  медицинского страхования  в России

Система здравоохранения, основанная на страховых принципах,  позволяет добиться качественного медицинского обслуживания при  ощутимо  меньших,  чемпри частном финансировании, затратах.  Страны  Европы  с  развитой  системойстраховой медицины  тратят  около  6-9%  ВВП  ежегодно  на  охрану  здоровья(исключением является ФРГ, где  на  здравоохранение  расходуется  около  11% ВВП). Тогда как в США с либеральной системой  здравоохранения  и  с  широкимприменением частной оплаты медицинских услуг затраты  составляют  около  14%от ВВП при аналогичном качестве медицинских услуг.

  Модель обязательного  медицинского страхования в  ФРГ  стабильно существует и развивается не один десяток лет,  имеет  схожие  с  российскимипринципы  построения  и  ее  опыт  заслуживает  внимания.

      Система  национального  здравоохранения  и  социальной  защиты  в  ФРГ  создавалась  постепенно,  не  разовым  декретом,  а  серией  законодательныхактов,  расширяющих  сферу  социальных  гарантий[23,c.25].   И   каждый   новый   шагсоизмерялся  с  реальными   возможностями,   а   принятию   новых   программпредшествовал тщательный анализ ресурсной базы отрасли.

      Сравнительный  анализ систем  медицинского  страхования  ФРГ  и  России  позволил  выделить  следующие  направления  реформы   отечественной   моделимедицинского страхования  с  учетом  возможности  применения  положительногоопыта   Германии:   эти   изменения    касаются    принципов    организации, финансирования  системы обязательного медицинского  страхования, обеспечения  взаимосвязи  между  обязательным  идобровольным  медицинским страхованием, защиты  прав застрахованных.

      В   силу   экономических   причин   полное   финансирование   ежегодно утверждаемой Правительством России Программы  государственных  гарантий  попредоставлению бесплатной медицинской помощи для  всего  населения  РФневозможно, поэтому необходимо отказаться от декларации предоставления  всемгражданам одинакового объема бесплатной медицинской помощи,  неосуществимогона практике[23,c.25]. В абсолютном большинстве регионов эта программа, а в ее  рамках и Базовая программа обязательного медицинского страхования, не обеспечивается государственными средствами.

      Проблема  нехватки средств в системе  обязательного медицинского страхования  в  целом  характерна  и  для  такой, казалось бы, благополучной  страны,  как  ФРГ.  Систему   медицинского страхования  стало   невозможно   обеспечить   финансовыми   ресурсами   дляпредоставления  всего декларируемого общества  медицинского страхования  объема  медицинских  услуг  каждомузастрахованному. В ФРГ, где программы обязательного  медицинского страхования, как и  в России, включают  широкийперечень  медицинских  мероприятий,  сейчас  активно  ведутся  дискуссии  повопросам  ограничения объема оказываемых  медицинских услуг в рамках  программ обязательного медицинского  страхования[11,c.93]. В ближайшее время в  ФРГ  будет  определен  базовый  объем  медицинской помощи  в  системе  обязательного медицинского страхования,  которую   предполагается   предоставлять   каждомузастрахованному бесплатно.  Все  виды  медицинской  помощи,  не  входящие  вбазовую программу, должны будут оплачиваться пациентом в частном порядке  изличных  средств  или  путем   заключения   дополнительного   договора.

Исключения будут делаться только для тяжелобольных  застрахованных.  Лица  с низкими доходами получат поддержку из бюджетных средств. Перед российской системой медицинского страхования также стоит  важнаязадача – добиться сбалансированности программ обязательного медицинского страхования и  финансирования  системы обязательного медицинского страхования  в целом[22,c.81]. Для этого  предлагается  разработать  многоуровневую  программумедицинского страхования с перечнем услуг, предоставляемых  всему  населениюРФ бесплатно в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования, и перечнем  услуг,  оказываемыхсверх этого в рамках дополняющих  обязательное медицинское страхование программ  добровольного  медицинскогострахования или за счет личных  средств  граждан.  При  этом  базовый  объем медицинской помощи  в  обязательном медицинском страховании  должен  быть  определен  с  расчетом  финансовойпотребности для ее реализации  в  полном  объеме  на  основании  накопленнойстраховой  статистики.  Услуги   сверх   базовой   программы   целесообразнооказывать бесплатно лишь социально  незащищенным  категориям  граждан  послеподтверждения необходимости в них заключением клинико-экспертной комиссии.

      Основу  базовой  программы  обязательного медицинского страхования  должен  составить  дифференцированный перечень  (классификатор)  услуг,  выполняемых  в  рамках  каждой  врачебнойспециальности. Необходим отказ от финансирования по обобщенным категориям  —профильным посещениям и тому подобное, так как, используя  их  в  работе,  невозможнопроверить целевое использование средств.

      Для  работы  в   многоуровневой   системе   медицинского   страхования необходимо сочетание обязательного и добровольного медицинского  страхования. Согласно законодательству ФРГ, около  90%  всего  населения  Германииохвачено  обязательным  медицинским  страхованием.  Лишь  на  незначительнуючасть жителей страны (в основном это лица с высокими стабильными  доходами),не распространяется обязанность в  силу  закона  страховать  свое  здоровье.

Если  застрахованный  в  больничной  кассе  хочет  получать  расширенный  по сравнению с программой обязательного медицинского страхования объем медицинских и  сервисных  услуг,  он  можетзаключить  со  страховой  компанией  договор  дополнительного   медицинскогострахования[12,c.136].

      В  России  сложилась  ситуация,  когда  легальная  и  теневая   оплата населением  медицинских  услуг  и  лекарственных   средств   составляют   поразличным оценкам от 25 до 45% совокупных расходов государства  и  населенияна здравоохранение. При этом крайне важно, чтобы поступающие  в  медицинскиеучреждения  средства  не  увеличивали  теневые   доходы   в   экономике,   арасходовались на развитие здравоохранения.

      Важной  задачей  для  России  является,   таким   образом,   выработкасистемного  подхода  к  развитию  дополнительного медицинского страхования,  которое  должно  стать   рациональноспроектированной «надстройкой» к бесплатной медицине[34,c.49].  Опорой  системы  дополнительного медицинского страхования станут   стандартные,   унифицированные   программы   страхования,   которыецелесообразно  разрабатывать  с  учетом  специфики  базовой  программы  обязательного медицинского страхования.

Совместные программы обязательного медицинского страхования  и  дополнительного медицинского страхования  в  будущем стали  бы  основой  построения финансовых   взаимоотношений   в   системе   медицинского   страхования    ифинансирования системы здравоохранения. Сложившаяся  ситуация  соответствуетэкономической   логике.   Все   плательщики   единого   социального   налога(предприятия,    предприниматели,    граждане)    принимают    установленные страховщиком  цены  дополнительного медицинского страхования  без  какого-либо   уменьшения   их   на   стоимостьгарантированных государством  минимальных  объемов  медицинской  помощи,  закоторые они ежемесячно перечисляют в бюджет 3,6% от фонда оплаты труда.

      Необходимо  введение  в  России  в  законодательном   порядке   единой организационно-финансовой  модели  обязательного медицинского страхования  на  всех  территориях[18,c.178].   Это   будетспособствовать  улучшению  функционирования  всей  системы  обязательного медицинского страхования  в  целом  иоблегчит  взаимодействие  внутри  системы  между  ее  субъектами.  При  этом принципиальным моментом  является  вопрос  включения  в  систему  социальнойзащиты населения страховых медицинских  организаций.  Опыт  ФРГ  показывает, что  система  обязательного медицинского страхования эффективно  функционирует  при  наличии  трех   субъектовстрахования (страхователя, страховщика –  больничной  кассы  –  медицинскогоучреждения).

В классической модели обязательного медицинского страхования, используемой в  Германии,  страховыебольничные кассы (аналоги российских фондов обязательного медицинского страхования)  успешно  сочетают  функциипо прикреплению на обслуживание населения,  сбору  и  аккумуляции  страховыхвзносов,   заключению   договоров   на   медицинское   обслуживание    своихзастрахованных с лечебными учреждениями  и  частнопрактикующими  врачами,  атакже  напрямую  оплачивают  медицинским  учреждениям  стоимость   оказанныхгражданам медицинских услуг[28,c.501].  Подобное  сочетание  функций  позволяет  четкоотслеживать финансовые потоки, сделать систему управления  менее  громоздкойи  более  эффективной,  а  также  значительно  снизить  расходы  на  нее. 

Внастоящее время и в  России  представляется  возможным  переложить  функции,выполняемые страховыми медицинскими организациями, на территориальные  фонды обязательного медицинского страхования, что позволит снизить организационные расходы системы  обязательного медицинского страхования  и  упроститьмеханизмы внутреннего и  внешнего  контроля. 

Единая  система  обязательного медицинского страхования  позволиттакже обеспечить  на  практике  право  застрахованного  на  свободный  выборстраховщика, базового медицинского учреждения и лечащего врача[32,c.219].

      Для   современной   России   чрезвычайно   важно   обеспечить    права застрахованных  в  системе  медицинского  страхования  в   части   получениямедицинских  услуг  необходимого  объема  и   качества.   Кроме   разработкинормативной   базы,   обеспечивающей   права   застрахованных,    необходимоопределить   конкретные   механизмы    компенсации    причиненного    ущербапострадавшим.  Одновременное  с  этим  введение  обязательного   страхованияпрофессиональной  ответственности  врачей  позволит  обеспечить  защиту   нетолько прав пациента, но и  защиту  профессиональных  и  имущественных  правмедработников[24,c.102]. Решение нормативно-правовых вопросов относительно  источниковуплаты страховых взносов и выплаты средств  при  наложении  штрафов  сделаетфинансовые санкции к лечебному учреждению  или  к  конкретному  медицинскомуработнику важным фактором улучшения качества медицинской помощи.

      От общих  принципов  медицинского  страхования  за  рубежом  России  необходимо перенять   опыт   работы   специалистов– актуариев. Для правильной организации и  надежного  ведения  дела  помиморешения различных организационных и  правовых  проблем  требуется  серьезнаяработа  актуариев  –  это  разработка  условий  страхования   и   конкретныхстраховых  схем,  обоснование  размеров  премий   и   тарифов   страхования,определение  суммы  резервов,   проведение   актуарной   оценки   групповогострахования, то есть проводить проверку адекватности накоплений  обязательствамстраховой компании перезастрахованными[22,c.81].

      Наиболее  острой проблемой, с которой уже столкнулись  при  организации медицинского страхования в нашей  стране,  является  недостаточность,  а  поряду  позиций  и  полное  отсутствие  необходимых   статистических   данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3Анализ бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования

Основная цель бюджетного анализа – исследование ряда показателей по ключевым параметрам, отражающим реальную картину составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета; налогообложения и собираемости налогов; изменение состояния экономики и финансов в зависимости от бюджетно– налоговой политики; соблюдение принципов бюджетного устройства и налогообложения.

На основе данных приведенных в таблице 3.1 проведем анализ бюджета Федерального Фонда Обязательного Медицинского страхования.

Наименование

2013 год

2014 год

Всего доходов(тыс. руб)

105 925 1460,3

120 878 2820,6

Доходы собственные (тыс. руб)

100 882 1460,3

118 997 2820,6

Доходы привлеченные из других бюджетов(тыс.руб)

50 430 000,0

18 810 000,0

Расходы (тыс. руб)

113 3251460,3

124 078 2820,6




 

Таблица 3.1 – Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2013 – 2014 года.

Для бюджетного анализа проведем анализ степени устойчивости бюджета.

 

 

Таким образом, степень устойчивости бюджета на 2013 год характеризуется как отличная.

Информация о работе Анализ бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования