Анализ бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Страховая система здравоохранения появилась в России в 1993 году. Средства на здравоохранение формируются за счет отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, взносов индивидуальных предпринимателей. Рыночные отношения повлияли на возникновение страховой медицины. Медицинское страхование позволяет человеку сопоставить необходимые затраты на охрану здоровья с состоянием собственного здоровья.

Содержание работы

Введение..............................................................................................................5
1 Правовые и организационные особенности обязательного медицинского страхования.........................................................................................................8
1.1 Социально - экономическая природа и принципы обязательного медицинского страхования.................................................................................8
1.2Источники финансирования обязательного медицинского страхования.........................................................................................................10
1.3Государственное регулирование обязательного медицинского страхования.........................................................................................................13
2 Сравнительная характеристика медицинского страхования России и Зарубежных стран..............................................................................................25
2.1 Зарубежное медицинское страхование.............................................25
2.2 Возможности использования зарубежного опыта медицинского страхования в России..........................................................................................29
3 Анализ бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования.........................................................................................................33
Заключение..........................................................................................................37
Глоссарий............................................................................................................41
Библиографический список................................................................................

Файлы: 1 файл

kursovaya_pechat.docx

— 75.93 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение..............................................................................................................5

1 Правовые и организационные  особенности обязательного медицинского  страхования.........................................................................................................8

1.1 Социально - экономическая природа и принципы обязательного медицинского страхования.................................................................................8

1.2Источники финансирования  обязательного медицинского страхования.........................................................................................................10

1.3Государственное регулирование обязательного медицинского страхования.........................................................................................................13

2 Сравнительная характеристика  медицинского страхования России  и Зарубежных стран..............................................................................................25

2.1 Зарубежное  медицинское  страхование.............................................25

2.2 Возможности использования  зарубежного опыта медицинского  страхования в России..........................................................................................29

3 Анализ бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования.........................................................................................................33

Заключение..........................................................................................................37

Глоссарий............................................................................................................41

Библиографический список................................................................................42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конституцией Российской Федерации определено право на охрану здоровья страны.  Данное право принадлежит как работающим, так и неработающим  гражданам страны. Долгое время единственным источником финансирования здравоохранения  в нашей стране был государственный бюджет. Привлечение дополнительных источников стало возможно при создании страховой медицины.

Медицинское страхование - форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, имеющее своей целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Страховая система здравоохранения появилась в России в 1993 году.  Средства на здравоохранение формируются за счет отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, взносов индивидуальных предпринимателей. Рыночные отношения повлияли на возникновение страховой медицины. Медицинское страхование позволяет человеку сопоставить необходимые затраты на охрану здоровья с состоянием собственного здоровья.

Медицинское страхование в России осуществляется в двух видах: обязательное и добровольное. Разница двух видов страхования в организационно-правовых и экономических принципах.

Целевым назначением обязательного медицинского страхования является удовлетворение минимально необходимой потребности населения в медицинской помощи за счет дополнительных сумм налогов и иных финансовых источников, позволяющих распределить бремя затрат на медицинскую помощь. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование значительно шире, нежели обязательное медицинское страхование. Правила добровольного медицинского страхования разрабатывают страховые компании, то есть добровольного медицинского страхованияпроводится на базе договора, порядок заключения которого и общие условия устанавливаются страховой компанией самостоятельно, но в рамках положений Закона «О страховании», при этом отдельные нюансы договоров у различных страховщиков могут быть разными. Добровольное медицинское страхование реализуется на возмездных началах и позволяет получить дополнительные медицинские услуги, больше гарантированных.

Объектом исследования является система медицинского страхования в России.

Предметом исследование является организация медицинского страхования в России.

Целью исследования является изучение медицинского страхования  и особенностей его осуществления в российской  системе  медицинского страхования на основе данных.

Задачи исследования:

• рассмотреть теоретический аспект осуществления медицинского страхования;

• провести анализ осуществления медицинского страхования в России и в Зарубежных странах;

• провести анализ бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Методы исследования: анализ, обобщение, сравнение.

Информационной базой послужили: учебные пособия и статистические данные на сайте Министерства Финансов Российской Федерации.

1Правовые и организационные особенности обязательного медицинского страхования

1.1 Социально-экономическая природа и принципы обязательного медицинского страхования

Обязательное медицинское страхование является формой социальной защиты граждан страны, призвано обеспечить достойную и бесплатную медицинскую помощь гарантированного объема и качества при рациональном использовании имеющихся  ресурсов здравоохранения.

Целью обязательного медицинского страхования граждан является гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет накопительных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Рассматривать медицинское страхование нужно с двух сторон.

В широком смысле медицинское страхование представляет собой систему общественного здравоохранения. Экономической основой медицинского страхования в этом смысле является  финансирование из специальных страховых фондов. Данные фонды образуются за счет различных источников финансирования. К таким источникам относятся: средства государственного бюджета, взносы предприятия, предпринимателей и работающего населения страны[25,c.203].

В узком смысле медицинское страхование представляет собой процесс поступления финансовых ресурсов и их расходования на лечебную и профилактическую помощь. Условиями страхового договора определяются объем и характер помощи, а также гарантия получения медицинской помощи. Медицинское страхование выступает эффективным источником финансирования здравоохранения и формирует систему платной медицины. Данную систему характеризует принцип «Здоровый платит за больного, а богатый – за бедного».

Обязательное медицинское страхование регулируется Федеральным законом  Российской Федерации «О медицинском страховании в Российской Федерации». Данный вид страхования является частью государственной политики  и системы социального страхования[30,c.410].

К принципам обязательного медицинского страхования относятся:

    • Всеобщность – все граждане России не зависимо от пола, возраста, состояния здоровья, места жительства, уровня личного дохода имеют право на получение медицинских услуг, включенных в территориальные программы обязательного медицинского страхования;
    • Государственность – средства обязательного медицинского страхования находятся в собственности государства, ими управляют территориальные и федеральные фонды обязательного медицинского страхования;
    • Некоммерческий характер – вся получаемая прибыль от операций по обязательному медицинскому страхованию направляется на пополнение финансовых резервов системы обязательного медицинского страхования;
    • Обязательность – местные органы исполнительной власти и юридические лица обязаны производить отчисления по установленной ставке, от фонда заработной платы в территориальный орган обязательного медицинского страхования и в определенном порядке, а также несут материальную ответственность за нарушение условий платежей в форме пеней и/или штрафов.

В качестве субъектов обязательного медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

Объектом обязательного медицинского страхования выступают: медицинские услуги, страховой риск.

1.2Источники финансирования обязательного медицинского страхования

Необходимость внедрения медицинского страхования в России в период перехода к рыночной экономике во многом была предопределена поиском новых источников финансирования здравоохранения.

По сравнению с существующей в России государственной системой здравоохранения, финансируемой из бюджета, к тому же по остаточному принципу, система медицинского страхования позволяет использовать дополнительные источники финансирования здравоохранения с целью создания наиболее благоприятных условий для полной реализации прав граждан на получение квалифицированной медицинской помощи[29,c.103].

В связи с внедрением принципов медицинского страхования в стране была практически пересмотрена система финансирования как отрасли в целом, так и отдельных медицинских учреждений.

Основными источниками лечебно-профилактических и оздоровительно-реабилитационных услуг являются бюджетные средства и страховые фонды, формируемые за счет взносов физических и юридических лиц. Госбюджет выполняет защитную функцию по отношению к социально незащищенным группам населения (пенсионеры, инвалиды, дети) и работникам сферы образования, культуры, здравоохранения, управления. Взносы в страховые фонды работающей части граждан вносятся через предприятия (учреждения, организации). Эти расходы включаются в себестоимость продукции предприятия (работ или услуг)[8,c.141].

Таким образом, страховые фонды играют роль посредника между лечебно- профилактическим учреждением и населением. Однако максимальный эффект функционирования страховой медицины может быть достигнут лишь тогда, когда потребитель пользуется свободой выбора как лечебно -  профилактическим учреждением и врача, так и тех посредников, которые гарантируют пациенту (страхователю) защиту его интересов. В противном случае монополия посредника порождает корпоративные интересы, противоположные интересам конечного потребителя.

В соответствии со ст.10 Закона РФ «О медицинском страховании» источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения являются:

    • средства республиканского бюджета (Российской Федерации), бюджетов республик в составе РФ и местных  бюджетов;
    • средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов;
    • личные средства граждан;
    • безвозмездные и/или благотворительные взносы и пожертвования;
    • доходы от ценных бумаг;
    • кредиты банков и других кредиторов;
    • иные источники, не запрещенные законодательством.

Из этих источников формируются:

    • финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения;
    • финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования предназначены для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования и формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование[35,c.194].

В России финансовые средства системы обязательного медицинского страхования формируются из двух источников:

  • платежи из бюджета;
  • отчисления предприятий, организаций и других юридических лиц в фонд обязательного медицинского страхования.

Средства поступают через банки в фонды обязательного медицинского страхования от страхователей, которые обязаны в этих фондах зарегистрироваться в качестве плательщиков страховых взносов. Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию на другие цели не подлежат.

Концентрация всех финансовых ресурсов в одних руках – территориальном ведомстве (региональной больнице) или местном органе власти – ограничивает свободу выбора как основного принципа реализации эффективного механизма обеспечения граждан лечебно-профилактическими услугами. Поэтому необходимым условием развития системы страховой медицины является свобода заключения договора о страховании заинтересованной группой лиц (работники предприятия, отдельные граждане) с самостоятельными держателями страховых фондов (независимые страховые медицинские компании)[10,c.38].

В формировании и использовании фондов обязательного медицинского страхования есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам. Однако нельзя не отметить, что наряду с обязательным государственным страхованием развиваются негосударственные – добровольные.

Тарифы на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования определяются соглашением между страховыми медицинскими организациями, органами государственного управления всех уровней, местной администрацией и профессиональными медицинскими организациями. Тарифы должны обеспечивать рентабельность медицинских учреждений и современный уровень медицинской помощи.

Информация о работе Анализ бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования