Защита прав предпринимателей: правовые аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 16:08, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Учитывая огромное значение соблюдения прав человека и гражданина в целом и прав предпринимателей в частности, важно глубоко исследовать существующие механизмы защиты прав предпринимателей, а при необходимости проанализировать новые формы такой защиты. Следует понимать, что развитие предпринимательской деятельности в России – одна из важнейших целей, достижение которой в дальнейшем приведет к экономическому развитию всей страны.
Кроме того, защита прав и законных интересов предпринимателей представляет собой проблему, существующую в нашем обществе, и ее решение непосредственно связано с глобальными процессами развития нашей социальной жизни.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1 ПОНЯТИЕ СПОСОБОВ И ФОРМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ…….………………………………………………….5
§1. Понятие защиты прав предпринимателей... ……………………………….5
§2. Общая характеристика способов защиты прав предпринимателей.……...6
§3. Формы защиты прав предпринимателей……………………………………8
Глава 2. СУДЕБНЫЕ ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ……………………………………………………….10
§1. Роль Конституционного Суда в защите прав предпринимателей………..10
§2. Арбитражно-правовая защита прав предпринимателей…………………..12
§3. Особенности защиты прав предпринимателей в судах общей юрисдикции………………………………………………………………………30
Глава 3. НЕСУДЕБНЫЕ ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ....………………..……...…………………………….37
§1. Значение несудебной формы защиты прав предпринимателей..……………………………………………………...………37
§2. Медиация как форма защиты прав предпринимателей…………………...38
§3. Нотариальная форма защиты прав предпринимателей........……………...44
§4. Защита прав предпринимателей в рамках третейского разбирательства……………………………………………………………….....47
§5. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров...............55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….62

Файлы: 1 файл

дипломная.doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)

Исходя из вышеизложенного, суд обоснованно решил, что Ж. не была уполномочена законом на издание  от имени госторгинспекции постановления по делу об административном правонарушении. Жалоба предпринимателя была удовлетворена, постановление № 002660 признано недействительным21.

К рассматриваемой категории  споров, вытекающих из отношений с  государственными и иными органами, относятся так же споры об обжаловании отказа в государственной регистрации или уклонения от государственной регистрации организации или гражданина в установленный срок и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом.

Согласно п. 5 ст. 2 Закона о регистрации заявитель или иное заинтересованное лицо может обжаловать отказ в суд, арбитражный суд. Обжалование отказа в госрегистрации осуществляется в течение трех месяцев со дня получения извещения об отказе (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, ст. 256 ГПК РФ).

Суд, признав заявление  гражданина обоснованным, принимает  решение об обязанности учреждения юстиции провести государственную  регистрацию и устанавливает  для этого срок. Решение суда направляется руководителю учреждения юстиции или  иному должностному лицу (регистратору, руководителю филиала) не позднее трех дней со дня вступления решения в законную силу. Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда.

Изучив особенности  рассмотрения арбитражными судами определенных категорий дел, связанных с защитой прав предпринимателей, необходимо сделать следующий вывод.

Арбитражные суды рассматривают  огромный массив дел, связанных с  защитой прав предпринимателей. По этой причине следует отметить высокую степень загруженности судей, осуществляющих рассмотрение данной категории споров в рамках арбитражного судопроизводства. Таким образом, имеет смысл активно развивать несудебные формы защиты прав предпринимателей, подробнее о которых сказано в третьей главе работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности  защиты прав предпринимателей  в судах общей юрисдикции

 

Еще одной судебной формой защиты прав предпринимателей является защита в суде общей юрисдикции. В первую очередь, нужно определить критерии разграничения

Экономические споры, относимые к компетенции этих судов, можно условно поделить на три категории:

    1. споры о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (п. 7 ст. 262 ГПК РФ);
    2. заявления граждан и организаций на неправомерные действия и решения органа государственного управления и должностного лица, считающих, что их права и свободы нарушены (п. 1 ст. 254 ГПК РФ);
    3. дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 1 ст. 33 АПК РФ)

Одной из основных проблем, связанной с особенностями защиты прав предпринимателей в судах общей  юрисдикции, является критерии разграничения дел, подведомственных арбитражным судам и судам общей юрисдикции.

Разграничение подведомственности дел между различными ветвями судебной власти — один из ключевых процессуальных вопросов. В российской нормативно-правовой и правоприменительной системе вопросы подведомственности имеют большое значение и выходят за рамки исключительно процессуального института, так как связаны, прежде всего, с проблемой разграничения полномочий между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Традиционные критерии подведомственности дел арбитражным  судам, используемые в процессуальном праве, - характер спорного правоотношения и субъектный состав спора. Именно совокупность этих двух критериев определяет подведомственность дел арбитражным судам.

При этом в качестве основного правила  подведомственности дел арбитражным  судам с точки зрения субъектного состава спора является участием в нем юридических лиц или граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке22.

Однако, следует иметь в виду, что этому критерию длительное время придавался все же вспомогательный характер. В п. 1 указанного постановления указывал, что подведомственность заявленного требования суду или арбитражному суду определяется в соответствии с их компетенцией, установленной законодательными актами Российской Федерации. В случае, когда подобные акты не дают возможности четко разграничить компетенцию при определении подведомственности дела (например, подведомственность определена альтернативно - суду или арбитражному суду, либо имеется указание на рассмотрение требования в судебном порядке), следует исходить из субъектного состава участников и характера правоотношений, если иное не предусмотрено законом. Значит, приоритет в вопросах подведомственности отдается законодательному определению компетенции судов, а при отсутствии такового использованию двух названных критериев для разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона «Об арбитражных  судах в Российской Федерации»23 арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией Российской Федерации, указанным Федеральным конституционным законом, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами. АПК РФ относит к подведомственности арбитражных судов дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений (ст. 22).

В последнее время намечается тенденция  расширения подведомственности дел арбитражным судам, особенно, в сфере публичных отношений, поскольку к их юрисдикции относятся споры с участием не только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но и должностных лиц (например, обжалование действий судебных приставов-исполнителей). К подведомственности арбитражных судов относятся дела, которые ранее рассматривались судами общей юрисдикции. Так, согласно ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации нормативные акты налоговых органов обжалуются в настоящее время предпринимателями в арбитражный суд.

Основываясь на всем вышесказанном, следует  отметить, что наиболее предпочтительным  с точки зрения определения критериев  подведомственности представляется характер правоотношений, споры из которых  рассматриваются арбитражными судами.

В соответствии с арбитражным процессуальным законодательством арбитражные  суды разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений (ст. 22 АПК).

Ключевую роль в разграничении  подведомственности играет указание на экономические споры как определяющий момент компетенции арбитражных судов. Однако отсутствие законодательного определения понятия экономического спора приводит в ряде случаев к его ограничительному толкованию, сводя лишь к спорам имущественного характера. Между тем для такого подхода нет серьезных оснований.

Перечень экономических споров и иных дел, предусмотренный в  ст. 22 АПК РФ, не является исчерпывающим. Поэтому нельзя сделать вывод  и о том, что арбитражные суды рассматривают только те дела, которые законом прямо отнесены к их подведомственности, что является отличительной особенностью специализированных судов24.  Кроме того,  для ограничительного подхода не дает оснований и Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», определивший в числе основных задач арбитражных судов защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в этой сфере.

Законодатель на уровне федерального конституционного закона определил  достаточно широко компетенцию арбитражных  судов в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности как органов по осуществлению правосудия и судебного контроля в этой сфере.

Неопределенность или альтернативность подведомственности не только влечет за собой различия в судебной практике, непредсказуемость судебных решений, но и сказывается на доступе к  правосудию, что подрывает авторитет судебной власти.

Особенно сложным с точки  зрения разграничения подведомственности дел судам общей юрисдикции и  арбитражным судам является вопрос о подведомственности дел об оспаривании  нормативных правовых актов.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 12, 13) юридические лица и граждане могут защищать свои гражданские права путем оспаривания ненормативных актов, а в случаях, предусмотренных законом, и нормативных актов.

Предприниматели вправе использовать эти способы защиты путем обращения именно в арбитражный суд, так как этот суд в силу Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (ст. 4, 5) уполномочен осуществлять защиту прав и интересов граждан и организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. К тому же в соответствии со ст. 120 Конституции Российской Федерации арбитражные суды вправе давать оценку, в том числе и нормативных актов при рассмотрении конкретного дела.

Это дает основания рассматривать арбитражный суд как компетентный суд в проверке законности нормативных актов, положениями которых нарушаются права и интересы граждан и организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Сказанное не означает, что применяемые сегодня на практике критерии разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами полностью утратили свое значение. Но тенденции развития законодательства все более и более уходят от такого формального подхода.

Предметный критерий подведомственности предполагается закрепить и в отнесении к юрисдикции арбитражных судов споров с участием иностранных лиц, рассмотрении заявлений о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, принятых по спорам в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Следовательно, все споры и дела, возникающие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или связанные с этой сферой (дела в сфере бизнеса), должны находиться в юрисдикции арбитражных судов.

Такой подход отражает цели создания арбитражных судов, их назначение, и в дальнейшем развитии этого  подхода видятся перспективные направления совершенствования процессуального законодательства. Другим государственным органом, специально созданным для рассмотрения и разрешения экономических споров между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя,  является Арбитражный суд. При этом следует иметь в виду, что осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица и государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя являются обязательными условиями, при наличии которых гражданин признается участником спора, подведомственного арбитражному суду.

Поскольку арбитражный  суд является специализированным судом по разрешению экономических споров, связанных с предпринимательской деятельностью, необходимо иметь в виду, что само по себе наличие статуса юридического лица или гражданина-предпринимателя еще не дает оснований для рассмотрения спора с их участием в арбитражном суде. В частности, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, т.е. не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, могут обратиться с иском в арбитражный суд только в случаях, когда спор с их участием носит экономический характер и возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 50 ГПК РФ).

Экономические споры, относимые  к компетенции этих судов можно  условно поделить на три категории:

    1. споры о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (п. 7 ст. 262 ГПК РФ);
    2. заявления граждан и организаций на неправомерные действия и решения органа государственного управления и должностного лица, считающих, что их права и свободы нарушены (п. 1 ст. 254 ГПК РФ);
    3. дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 1 ст. 33 АПК РФ)

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. НЕСУДЕБНЫЕ ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ.

 
§1. Значение несудебной защиты прав предпринимателей.

 

В ситуации современной  рыночной экономики предпринимателям очень важно быстро и с наименьшими  потерями разрешить конфликт. Особенно крупные фирмы заинтересованы в экономичном разрешении спора с контрагентами, т.к. целью предпринимательской деятельности является извлечение прибыли, возникает и множество правонарушений в многочисленных договорных связях, что весьма накладно, учитывая долю правонарушений, каждый раз обращаться в арбитражный суд, и тем более,  если это не намеренное правонарушение. Таким образом, все большую популярность приобретают несудебные формы защиты.

Несудебная защита включает в себя, во-первых, деятельность специально уполномоченных органов и лиц  по применению права, которая происходит с соблюдением определенных процедур, во-вторых, если отсутствует специальная процедура несудебной защиты прав человека, то в каждом конкретном случае личность самостоятельно определяет порядок защиты своего права исходя из собственных интересов и возможностей. 25

Несудебный порядок  разрешения споров - это путь переговоров, поисков компромисса, достижения консенсуса.26 Следовательно, несудебная защита гораздо  мобильнее, т.к. можно достичь наиболее выгодного результата в зависимости от механизма ведения переговоров. Не нужно забывать о том, что главным в защите прав предпринимателей является возможность выбора той формы, средства и механизма защиты, которая будет наиболее подходящей для сложившихся конкретных отношений.

Информация о работе Защита прав предпринимателей: правовые аспекты