Услуги связи: проблемы правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 21:20, дипломная работа

Описание работы

Связь является неотъемлемой частью экономической и социальной инфраструктуры Российской Федерации и функционирует на ее территории как производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд физических, юридических лиц и органов государственной власти (управления); в услугах электрической и почтовой связи. Средства связи вместе со средствами вычислительной техники и соответствующим программным обеспечением составляют технологическую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации.и.

Содержание работы

Введение
Место правового регулирования услуг связи в системе Российского законодательства. Проблемы законодательства
Почтовая связь: регулирование почтовых услуг
Универсальная услуга связи
Регулирование лицензирования почтовых услуг связи. Существующее положение
Электросвязь
Правовая природа приостановления оказания услуг связи
Совершенствование принципов оказания услуг присоединения
Проблемы правового регулирования сети Интернет
Лицензирование деятельности операторов связи
Правовые проблемы лицензирования
Проблемы ответственности в области лицензирования
Заключение

Файлы: 1 файл

Дипломная_работа_гос_рег_услуг_связи.docx

— 81.90 Кб (Скачать файл)

Дипломная работа

На тему:

"Услуги связи: проблемы правового регулирования"

Специальность: юриспруденция

Специализация: гражданско-правовая

 

 

План

  • Введение
    • Место правового регулирования услуг связи в системе Российского законодательства. Проблемы законодательства
    • Почтовая связь: регулирование почтовых услуг
    • Универсальная услуга связи
    • Регулирование лицензирования почтовых услуг связи. Существующее положение
    • Электросвязь
    • Правовая природа приостановления оказания услуг связи
    • Совершенствование принципов оказания услуг присоединения
    • Проблемы правового регулирования сети Интернет
    • Лицензирование деятельности операторов связи
    • Правовые проблемы лицензирования
    • Проблемы ответственности в области лицензирования
    • Заключение

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Актуальность, научная и практическая значимость исследования проблем правового регулирования в области оказания услуг связи обусловлены важностью этих проблемных отношений на современном этапе развития услуг связи.

Связь является неотъемлемой частью экономической и социальной инфраструктуры Российской Федерации и функционирует на ее территории как производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд физических, юридических лиц и органов государственной власти (управления); в услугах электрической и почтовой связи. Средства связи вместе со средствами вычислительной техники и соответствующим программным обеспечением составляют технологическую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации. Развитие и обеспечение устойчивой и качественной работы связи являются важнейшими условиями развития общества и деятельности государства. Развитие отрасли связи, постоянное совершенствование технической и технологической сторон отрасли влечет за собой и постоянную корректировку механизмов регулирования. С момента формирования отрасли связи регуляционный приоритет отдавался государственным органам и структурам. Однако неуклонное стремление к техническому совершенствованию отрасли связи привело к тому, что государственное вмешательство в деятельность операторов связи в настоящее время все больше и больше сводится к минимуму. Именно это и является основной предпосылкой изменения подходов к правовому регулированию отрасли связи. Ввиду чего особенно актуальными становятся вопросы гражданско-правового регулирования связи, исследования истории развития, определение правовой природы отношений по оказанию услуг связи, изучение вопросов лицензирования деятельности по оказанию услуг связи, прав и обязанностей сторон договора, в связи с подготовкой вступления России в ВТО особенно актуальны вопросы международного гражданско-правового регулирования в сфере связи. Но на сегодняшний день в сфере регулирования деятельности услуг связи существует множество проблем.

Объект исследования составляют определенные проблемы правовых отношений, возникающих в процессе оказания услуг электрической связи физическим и юридическим лицам, а так же взаимоотношения между собой.

Предметом исследования является действующее законодательство в области оказания услуг связи, а также практика его применения.

Цель и задачи настоящего исследования. Целью проведения настоящего исследования является выявление проблем правового регулирования деятельности в области оказания услуг связи, а также установление тенденций и перспектив дальнейшего развития и совершенствования правового регулирования деятельности в области оказания услуг в сфере связи.

Основные задачи:

отразить особенности отдельных наиболее значимых видов услуг связи.

Оценить существующее положение законодательства о связи.

Проведение исследования современного российского законодательства, регулирующего отношения по оказанию услуг связи.

Исследование проблем, возникающих при лицензировании деятельности в области оказания услуг электрической связи.

Исследование проблем, возникающих при конкуренции, тарификации, ответственности и в других значимых сферах услуг связи.

5. Методологическую основу данного исследования составляют такие методы как исторический, логический, социологический, анализ и синтез, сравнительного правоведения, системно-правовой и другие, а также различные виды и способы толкования норм материального и процессуального права. Эмпирической основой исследования, подтверждающей достоверность сделанных в работе выводов, является законодательство по вопросу оказания услуг связи, опубликованная и не опубликованная судебная практика по рассмотрению в суде дел, связанных с оказанием услуг связи.

Теоретическую основу исследования в основном составили труды российских ученых и теоретиков по гражданскому и предпринимательскому праву, таких как И. Мелюхин, М. Казачков, В. Шульцева, В.Р. Иванов, Ц.Л. Тарасова, А.С. Корнеев, В.Д. Ковалева, В.П. Калинина. Д.П. Козлов, М.П. Портнов, И.С. Мовшович и др.

Научная новизна исследования. Дипломная работа посвящена обобщению научных представлений об оказании услуг связи и содержит в себе оценку их актуальности с учетом тех изменений, которые произошли в российском праве.

В рамках исследования был проведен комплексный анализ правового регулирования гражданско-правовых отношений (в том числе, договорных отношений), возникающих при осуществлении деятельности по оказанию услуг связи.

Практическая значимость исследования заключается в выработке рекомендаций, направленных на упорядочение нормативно-правового регулирования отношений в области оказания услуг связи и обеспечения защиты прав и законных интересов всех лиц, участвующих в процессе.

Место правового регулирования услуг связи в системе Российского законодательства. Проблемы законодательства

Традиционное российское законодательство о телекоммуникациях (об электросвязи) исторически было сформировано для решения, главным образом, вопросов государственного управления сугубо технической стороной телекоммуникационных отношений. В этом смысле основной акцент в правовом регулировании делался на таких проблемах как совместимость сетей связи, лицензирование деятельности в области связи, стандартизация и сертификация средств и систем связи, определение полномочий и управленческого взаимодействия государственных структур, решение вопросов качества связи и т.д. Вряд ли можно говорить, что такой подход абсолютно неприемлем, поскольку сети связи в огромной стране, пусть еще не в такой степени, как в экономически развитых государствах, продолжают успешно функционировать, обеспечивать удовлетворение услуг российскому населению и государственным структурам. Тем не менее, в контексте даже самого общего рассмотрения современных проблем отношений по поводу использования сетей связи, можно однозначно признать, что такой подход недостаточен, поскольку он слишком односторонен и не позволяет в достаточной степени решать наиболее насущные проблемы развития связной инфраструктуры, которая отвечала бы требованиям начала ХХI века. Главным образом, это относится к проблеме построения основ информационного общества в России как новой системы политических, экономических и социальных отношений, знаменующих собой новый этап в развитии современных развитых государств.

Определенный отход от этой линии уже наметился. Это можно проследить, например, в таких знаковых фактах, как принятие законов “Об информации, информатизации и защите информации” и “Об участии в международном информационном обмене” (1995 г), включение в Уголовный кодекс Российской Федерации (1996 г) раздела о преступлениях в сфере компьютерной информации, признание Гражданским кодексом России информации как одного из основных объектов гражданских прав, проведение парламентских слушаний в 1998 и 2000 гг., посвященных проблемам регулирования информационного обмена и отношений по поводу Интернета, появление в структуре головного министерства в области связи комитета по информатизации, а также его последующее переименование в Министерство по связи и информатизации.

В силу отмеченных обстоятельств было изначально принято понимание информации как коммуникации в широком смысле. По этой причине телекоммуникационные отношения и законодательство по поводу телекоммуникаций являются частью гораздо более широкой системы отношений: телекоммуникации в такой интерпретации включают в себя все коммуникационные процессы, осуществляемые при посредстве средств и систем электросвязи. Телекоммуникационные отношения, таким образом, с одной стороны, имеют общие характерные черты с иными социальными коммуникационными процессами, с другой - имеют существенную частную специфику, связанную с особенностями обеспечения производства, распространения и потребления информации и коммуникационных услуг в сетях и системах электросвязи.

Информационная среда общества к концу ХХ века превратилась в определяющий фактор политического, социально-экономического и культурного развития. Решения государственных, межрегиональных, международных и глобальных проблем не могут не учитывать состояние информационной среды и ее влияние на все сферы общественной жизни. Глобализация открытых компьютерных и телекоммуникационных сетей, быстрый рост мирового рынка информационных технологий, продуктов и услуг, формирование международного информационного пространства создают предпосылки для нарушения традиционных механизмов обеспечения суверенитета государств, оказывают серьезное воздействие на другие элементы государственности и национальных правовых систем. Растет осознание значения международно-правовых механизмов, повышается роль нравственного компонента в регулировании информационных отношений в обществе, сочетающегося с экономическими и другими методами воздействия на эти отношения. Новые тенденции необходимо учитывать при определении политических задач в части развития информационного законодательства и его отдельных направлений.

Можно выделить следующие проблемы информационного, или коммуникационного, права:

отсутствие юридических исследований изменения статуса институтов государственности в условиях информационного общества;

открытость вопроса, будет ли оно являться самостоятельной отраслью права (иметь свой предмет, метод, функции);

неравномерное развитие отдельных направлений информационного законодательства;

отсутствие однозначного ответа на ряд принципиальных вопросов (на какую информацию есть права у граждан, каков состав этих прав, как реализовывать эти права).

Последнее связано с необходимостью дальнейшего совершенствования существующей базы информационного законодательства (законы “О средствах массовой информации", “Об информации, информатизации и защите информации", “Об участии в международном информационном обмене”), а также с необходимостью принятия новых, частично уже разработанных законов “О телевидении и радиовещании", “О праве на информацию” (или закон о гласности, который был разработан еще в 1987г), “Об основах экономических отношений в СМИ", кроме того, естественно, и собственно телекоммуникационный закон (или закон об электросвязи). Довольно примечательно, что в дополнение к закону “О связи" были приняты законы “О почтовой связи", “О фельдъегерской связи", а закона, который бы регулировал отношения в области электросвязи, области, которая охватывает наиболее существенную часть всех связных ресурсов в стране, до сих пор не существует.

Анализ современного развития отрасли связи, проведенный ассоциациями и союзами операторов, в том числе Национальным Союзом организаций и операторов связи, показывает, что в настоящее время для создания благоприятных условий дальнейшего развития российской инфраструктуры связи, обеспечения качественного оказания широкого спектра услуг связи, необходимо внесение кардинальных изменений в действующее законодательство в области связи.

В первую очередь это касается федерального закона "О связи". Так, назрела необходимость совершенствования системы регистрации сетей связи. В связи с этим целесообразно в законе "О связи" отразить возможность заявительного порядка регистрации сетей связи, а также сокращения объема документов, представляемых для регистрации сетей, упрощения порядка регистрации и ввода в эксплуатацию сетей связи.

Требует уточнения терминология закона "О связи", трактующая вопросы присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия.

Необходимо решать вопрос сокращения сроков оформления разрешений на использование радиочастот (радиочастотных каналов), упростить порядок взаимодействия операторов с радиочастотными органами, а также процедур выдачи радиочастот. Следует упростить либо отказаться от переоформления частотных разрешений в случае реорганизации компаний.

Проблемными являются вопросы, касающиеся переоформления лицензий, в том числе в случае реорганизации юридического лица и при изменений реквизитов и т.д.

В "Положении о порядке рассмотрения материалов, проведения экспертизы и принятия решения о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств в пределах выделенных полос радиочастот" необходимо уточнить процедуры назначения (присвоения) радиочастот, обеспечить сокращение сроков проведения экспертиз и принятия решений о выделении номиналов радиочастот.

В "Правилах присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия" следовало бы устранить имеющиеся в документе неточности в классификации сетей, услуг присоединения и пропуска трафика, уточнить процедуры заключения соответствующих договоров.

До настоящего времени в Российской Федерации фактически отсутствовала (за исключением статей 22, 23, 24 действующего Федерального закона "О связи") законодательная основа государственного регулирования использования радиочастотного спектра, которое осуществляется на основе ряда разрозненных нормативных документов. В связи с этим возникает необходимость принятия федерального закона "О радиочастотном спектре", который должен установить законодательную основу деятельности в области распределения, использования и регулирования РЧС. Много вопросов возникает у операторов в связи с действующим в настоящее время порядком взиманием платы за использование радиочастотного спектра. До настоящего времени нет постановления Правительства об утверждении методики оплаты РЧС, что нередко создает конфликтные ситуации.

Информация о работе Услуги связи: проблемы правового регулирования