Государственное регулирование предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы – рассмотреть понятия, порядок регулирования предпринимательской деятельности и контроля за предпринимательской деятельностью.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать определение предпринимательской деятельности.
2.Раскрыть понятие государственного регулирования предпринимательской деятельности.
3. Определитьвиды государственного регулирования предпринимательской деятельности
4. Рассмотреть понятие и классификацию государственного контроля.
5. Определить органы осуществляющие контроль за предпринимательской деятельностью.

Файлы: 1 файл

курсовая работа (2).docx

— 57.39 Кб (Скачать файл)

К инструментарию государственного регулирования предпринимательства  можно отнести:

- законодательные меры, развёрнутое правовое регулирование различных отношений; при этом особо важную роль играет антимонопольное, или конкурентное законодательство;

- непосредственное управление государственной собственностью (в том числе находящимися в собственности государства природными и финансовыми ресурсами), доля которых в странах с развитой экономикой достаточно велика (до одной трети основного капитала), и использование её в целях воздействия на процессы социально-экономического развития в общественных интересах;

- программирование (планирование) экономического и социального развития;

- создание путём учредительства или национализации государственных либо смешанных компаний; определение статуса корпораций и других субъектов хозяйствования; приватизация и реприватизация предприятий;

- государственные закупки товаров и услуг;

меры по стимулированию капиталовложений в технически передовые отрасли;

- государственное финансирование научно-исследовательских и опытно - конструкторских работ;

- дотации и субсидии, частным и государственным предприятиям, выделяемые из средств государственного бюджета и внебюджетных фондов;

кредиты, субсидируемые государством или предоставляемые под низкий процент;

- налоговые льготы;

- экспортные субсидии.7

Государство может являться своеобразным гарантом отдельных субъектов  предпринимательства, не допуская их банкротства, если это может привести к неблагоприятным  последствиям для всей экономики. Оно  выступает в качестве покупателя, закупая товары и услуги предпринимателей для государственных нужд. Кроме  того, государство осуществляет функции  собственника в отношении государственной  собственности, а также участвуя в предприятиях, основанных на соединении частной и государственной собственности.8

Государственное регулирование  предпринимательской деятельности не является достаточным для создания благоприятного окружения предпринимательства. Необходимо формирование комплекса  организационно-правовых средств для  создания макросреды предпринимательской  деятельности, включая развитую инфраструктуру поддержки предпринимательства, правовые механизмы стимулирования развития предпринимательской деятельности и эффективной системы защиты прав и законных интересов предпринимателей, а также общественных и государственных  интересов в сфере предпринимательства.

К тому же на  сегодняшний  день можно констатировать отсутствие надлежащей правовой основы государственного регулирования экономики.

     К сожалению,  практика законотворческой деятельности  в основном пошла по пути  разработки и принятия законов,  посвященных государственному регулированию  отдельных сфер хозяйственной  деятельности (например, Федеральный закон от 16.07.1998 N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. КОНТРОЛЬ ЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЮ.

 

2.1.Понятие и классификация государственного контроля.

 

Государственный контроль в  сфере предпринимательской деятельности представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением коммерческими  и некоммерческими организациями  требований нормативных актов при  осуществлении предпринимательской  деятельности.

Государственный контроль - это проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении  их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных  федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. 9

Контроль - одно из средств  государственного регулирования экономики  и предпринимательской деятельности. Поскольку государственный контроль осуществляется государственными органами, его следует рассматривать как  одну из форм реализации государственной  власти.

Порядок проведения государственного контроля (надзора) определен Федеральным  законом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей при  проведении государственного контроля (надзора)»,10положения которого распространяются на все виды государственного контроля (надзора), за исключением:

- налогового контроля;

- валютного контроля;

- бюджетного контроля;

- банковского и страхового надзора, а также других видов специального государственного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на финансовом рынке;

- транспортного контроля (в пунктах пропуска транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации, а также в стационарных и передвижных пунктах на территории Российской Федерации);

- государственного контроля (надзора) администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации, аэропортов на территориях указанных портов;

- государственного контроля (надзора), осуществляемого в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно – эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте;

- таможенного контроля;

- иммиграционного контроля;

- лицензионного контроля;

- контроля безопасности при использовании атомной энергии;

-контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

- санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в пунктах перехода Государственной границы Российской Федерации;

- контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых устанавливается Правительством РФ;

- оперативно – розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия;

- государственного метрологического контроля (надзора).

Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора).

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его  заверенная печатью копия предъявляется  должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю  одновременно со служебным удостоверением. Мероприятие по контролю может проводиться  только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю. 

Продолжительность мероприятия  по контролю не должна превышать одного месяца. В исключительных случаях, связанных  с необходимостью проведения специальных  исследований (испытаний), экспертиз  со значительным объемом мероприятий  по контролю, на основании мотивированного  предложения должностного лица, осуществляющего  мероприятие по контролю, руководителем  органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц. В отношении субъекта малого предпринимательства плановые мероприятия  по государственному контролю (надзору) могут проводиться не ранее чем  через три года с момента его  государственной регистрации. 11

Органы государственного контроля (надзора) проводят как плановые, так и внеплановые проверки.

В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя  каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

Внеплановой проверке, предметом  которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя  при выявлении в результате планового  мероприятия по контролю нарушений  обязательных требований.

Внеплановые мероприятия  по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) также в случаях:

1) получения информации  от юридических лиц, индивидуальных  предпринимателей, органов государственной  власти о возникновении аварийных  ситуаций, об изменениях или о  нарушениях технологических процессов,  а также о выходе из строя  сооружений, оборудования, которые  могут непосредственно причинить  вред жизни, здоровью людей,  окружающей среде и имуществу  граждан, юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей;

2) возникновения угрозы  здоровью и жизни граждан, загрязнения  окружающей среды, повреждения  имущества, в том числе в  отношении однородных товаров  (работ, услуг) других юридических  лиц и (или) индивидуальных  предпринимателей;

3) обращения граждан, юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей  с жалобами на нарушения их  прав и законных интересов  действиями (бездействием) иных юридических  лиц и (или) индивидуальных  предпринимателей, связанные с невыполнением  ими обязательных требований, а  также получения иной информации, подтверждаемой документами и  иными доказательствами, свидетельствующими  о наличии признаков таких нарушений. 12

Обращения, не позволяющие  установить лицо, обратившееся в орган  государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для  проведения внепланового мероприятия  по контролю.

По результатам мероприятия  по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в  двух экземплярах. К акту прилагаются  акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных  исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов  государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается  ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или  их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного  правонарушения должностным лицом  органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации  об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

Орган государственного контроля (надзора) может обращаться в суд  с требованием о возмещении расходов на проведение исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых  выявлены нарушения обязательных требований. 13

О мерах, принятых в отношении  должностных лиц, виновных в нарушении  законодательства Российской Федерации, органы государственного контроля (надзора) обязаны в месячный срок сообщить юридическому лицу и (или) индивидуальному  предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены.

Вред, причиненный юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю  вследствие действий (бездействия) должностных  лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении государственного контроля (надзора), признанных в порядке, установленном законодательством  РФ, неправомерными, подлежит возмещению.

Виды контроля различаются  в зависимости от оснований его  классификации.

1. В зависимости от  объема проверяемой деятельности выделяют общий контроль и специальный контроль.

К специальному может быть отнесен, например, валютный контроль, налоговый контроль, бюджетный контроль и др.

2. В зависимости от стадии контроля и цели проверки выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль имеет  своей целью предупреждение и  профилактику соблюдения параметров предпринимательской  деятельности.

Текущий контроль преследует цель оценки реально осуществляемой предпринимательской деятельности.

Последующий контроль предполагает проверку исполнения тех или иных решений государственных органов  в сфере предпринимательской  деятельности и соответствующих  результатов.

3. В зависимости от того, кем осуществляется контроль и характера полномочий контролирующих органов, выделяются: контроль Президента РФ; контроль органов законодательной (представительной) власти; контроль органов исполнительной власти; контроль органов судебной власти.14

Все виды контроля так или  иначе влияют на предпринимательскую  деятельность.

С точки зрения предмета предпринимательского права наибольший интерес представляет непосредственный контроль за осуществлением предпринимательской  деятельности.

Информация о работе Государственное регулирование предпринимательства