Государственное регулирование малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Малое предпринимательство как полноправный субъект экономики существует в России более десяти лет. На эти годы пришелся, пожалуй, самый трудный период – период становления, когда заново создавались нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в специфических малых формах, когда вырабатывались основные цели и первоочередные задачи государственной политики в области малого предпринимательства, разрабатывались механизмы реализации целевых установок.

Файлы: 1 файл

курсовая система гос регулиров.docx

— 72.32 Кб (Скачать файл)

     Введение

     Из  множества предлагаемых тем я  выбрала тему «Управление предприятием малого бизнеса», потому что роль малого бизнеса в экономике государства  крайне важна. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство  играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение  научно-технического прогресса, на насыщение  рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих  мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. А развитие малого бизнеса  в нашей стране поможет решить ряд острейших социально-экономических  проблем переходного периода. Это  формирование эффективной структуры  экономики, создание среднего класса, смягчение безработицы, распределение  доходной части бюджетов всех уровней, обеспечение политической стабильности в обществе.

     В реформировании российской экономики  еще со времен перестройки малые  предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой  системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 1/4 всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

     Осуществляемые  в нашей стране экономические  реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Во всех экономически развитых странах  государство оказывает большую  поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все  больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.

     Малое предпринимательство как полноправный субъект экономики существует в  России более десяти лет. На эти годы пришелся, пожалуй, самый трудный  период – период становления, когда  заново создавались нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в специфических малых формах, когда вырабатывались основные цели и первоочередные задачи государственной политики в области малого предпринимательства, разрабатывались механизмы реализации целевых установок.

     Российский  малый бизнес вступил во второе десятилетие. Однако его масштабы, отраслевая структура и занятость в последние 5-6 лет практически не изменилась. От чего это происходит я попытаюсь разобрать в своей работе, ориентируясь и анализируя в основном статьи из газет и журналов, а также научные работы таких ученых как: Блинов А., Архипов А., Баткилина Г., Калинин В., Кочетов Э., Виленский А. 

 

           1 Общая характеристика и роль малого предпринимательства

     1.1 Основные критерии определения малого предприятия

     В соответствии с Федеральным законом  от 1995 г. (с изм. и доп. от 31.07.98 г.) № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" с изменениями и дополнениями от 31.07.98г. (статья 3) под субъектами малого предпринимательства понимают коммерческие организации, в уставном капитале которых доля других предприятий (юридических лиц), не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, а средняя численность персонала составляет не более, чел.: в розничной торговле и бытовом обслуживании — 30, в оптовой торговле — 50, в промышленности — 100, в строительстве — 100, на транспорте — 100, в сельском хозяйстве — 60, в научно-технической сфере — 60, в других видах деятельности —50.

     Средняя численность работников малого предприятия  за отчетный период (квартал, год) определяется с учетом всех его служащих, в  том числе работающих по договорам, а также в других обособленных подразделениях этой организации. В  случае превышения заданной нормы численности  предприятие лишается установленных  льгот на срок этого нарушения, а  также в течение последующих  трех месяцев (статья 3).

     Субъектами  малого предпринимательства являются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица.

     Малые предприятия, осуществляющие несколько  видов деятельности, относятся к  таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в  годовом объеме оборота или прибыли. В зарубежных странах к малому бизнесу, как правило, относят предприятия  с численностью занятых от одного до 500 чел., при этом: от одного до 20 —  это ремесленные, 20-100 — малые, 100-500 — средние предприятия. В Германии, например, действуют такие группировки малых предприятий: от 1 до 19, от 20 до 49, от 50 до 99, от 100 до 199, от 200 до 499 чел.

     В Японии в зависимости от численности  персонала разделяют семь групп  предприятий: 1-4, 5-9, 10-29, 30-49, 50-99, 100-299 и 300-499.

     В качестве критерия размера предприятия, кроме численности персонала, используют также объем капитала. Так, Белая  книга по малым и средним предприятиям Японии относит компании с капиталом от 10 до 100 млн. иен к малым и средним, а с капиталом свыше 100 млн. — к крупным.1

     1.2 Виды малых предприятий

     Приведу критерии отнесения предприятий  к малому бизнесу, применяемые в  странах с развитой рыночной экономикой. Итак в Европейском сообществе с 1 января 1995г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей:

     - количество занятых работников до 50 чел;

     - годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ;

     - сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ.

К средним  предприятиям в ЕС относят те, которые  не превышают:

     - количество занятых работников от 50 до 250 чел.;

     - годовой оборот менее 16 млн. ЭКЮ;

     - сумма баланса менее 8 млн. ЭКЮ.

     При определении мер поддержки субъектам  малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут  использовать и свои показатели при  отнесении предприятий к малым. Другие Экономические организации  устанавливают свои меры отнесения  фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация  Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия  с числом занятых до 19 чел. как  “средние” и свыше 500 чел. как  крупные.

     Рассмотрим как относят предприятия к малым странам с развитой экономикой и узнаем каков мировой опыт малого бизнеса.

     Согласно  Закону “О компаниях”, в Великобритании малое предприятие должно соответствовать  двум из следующих критериев:

     - оборот не более 2,3 млн. ЭКЮ;

     - активы не более 1,5 млн. ЭКЮ;

     - средняя численность занятых до 50 чел.

     Во  Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых  не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причём в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порог численности - 500 чел.

     В Германии определённое понятие о  малом бизнесе отсутствует, но в  соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок.

     В США федеральным законом о  малом бизнесе установлено, что  малая фирма - это фирма имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не выше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия США делятся на:

     - наименьшие - 1 - 24 занятых;

     - малые - 25 - 99 занятых;

     - крупные - 500 - 999 занятых;

     - крупнейшие - 1000 и более занятых.

     В США малым считают предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения  на товарных рынках.

     В российской практике существования  малого предпринимательства было разрешено  в 1988г. В этот период к числу малых  отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве.

     Под субъектами малого бизнеса стали  пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных  и иных фондов не превышает 25% доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в  которых средняя численность  работников за отчётный период не превышает  предельных уровней:

     - в промышленности - 100 чел;

     - в строительстве - 100 чел;

     - на транспорте - 100 чел;

     - в с/х - 60 чел;

     - в научно технической сфере - 60 чел;

     - в оптовой торговле - 50 чел;

     - в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел;

     - в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.

     В Федеральном Законе “О государственной  поддержке малого предпринимательства  в РФ” установлено, что под  субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица.

     1.3 Роль малого предпринимательства  в развитии экономики

     Основу  рыночной экономики любой страны составляет малый бизнес, осуществляемый малыми предприятиями. Статистика показывает, что в развитых странах на долю их производства приходится более половины всей продукции.

     Малые предприятия не требуют больших  средств на свое создание. Они оперативно реагируют на колебания рыночной конъюнктуры, быстро и гибко перестраивают  свою хозяйственную деятельность. Малый  бизнес является питательной средой, необходимой для развития инициативы и предприимчивости, без которых  не может быть полноценной, эффективной  экономики, развитого общества. Большинство  новых, прогрессивных идей, связанных  с развитием бизнеса, появляется и реализуется на практике именно на малых предприятиях.

     Из 2 млн. всех предприятий Германии 95% составляют малые и средние фирмы. На их долю приходится 65% рабочей силы, 57% национального дохода, 41% годового объема капиталовложений.

     По  расчетам Международной Федерации  мелких и средних промышленных предприятий  в среднем по 18 странам (с общей  численностью занятых 30 млн. чел.), на долю малых и средних предприятий  приходится свыше 30% капитальных вложений. Кроме того, в таких странах, как  США, Германия, Великобритания, Италия, за счет малого бизнеса создаются  две трети новых рабочих мест.

     Наибольшую  долю и значимость малый бизнес представляет в торговле. По характеру своей  деятельности торговые предприятия, особенно магазины, торгующие товарами повседневного  спроса, максимально приближены к  покупателю. В связи с этим города, их районы и даже микрорайоны должны быть охвачены густой сетью мелких магазинов. Статистика США показывает, что если общее количество занятых  в малом бизнесе здесь составляет 3 млн. 806 тыс. чел., то в розничной торговле их насчитывается 1 млн. 45 тыс. (27,5%), а в оптовой — 421 тыс. (11,1%).

     В России при общем количестве малых  предприятий около 1 млн. (85% из них — частные) на оптовую, розничную торговлю и занятых на общественное питание приходится свыше 40%, на строительство — 16, промышленность — 15, общую коммерческую деятельность по обслуживанию рынка — 6, науку и научное обслуживание — 6, транспорт и связь — два, сельское хозяйство — один и на другие отрасли экономики — около 10%. В настоящее время в малом бизнесе работают свыше 15 млн. чел. Диапазон вовлеченности трудоспособного населения в малый бизнес колеблется от 2% в Мордовии до 31% в Москве. Объем инвестиций малых предприятий составил 11% от общих инвестиций в стране. Согласно экспертным оценкам, в России малые предприятия в состоянии дать ежегодную прибыль в 500 млн. руб., а также ежегодные поступления в бюджет налога на добавленную стоимость более 83 млн. руб. Таких показателей можно достичь в случае передачи малым предприятиям безвозмездно или в льготную аренду пятой части тех основных фондов, которые не используются на данный момент крупными промышленными предприятиями1.

Информация о работе Государственное регулирование малого предпринимательства