Государственное регулирование малого предпринимательства в Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 09:53, реферат

Описание работы

В Италии уже не один десяток лет существуют так называемые «промышленные округа» (ПО). И сегодня почти 200 промышленных округов, имеющихся на территории Италии, являются не только своего рода «инкубаторами» малого бизнеса, но и вносят существенный вклад в ВВП страны в целом. Его трудно оценить в количественном выражении, однако совершенно очевидно, что он исчисляется, по меньшей мере, десятками миллиардов евро.
Промышленные округа в Италии – это местные производственные системы с высокой концентрацией малых и средних предприятий.

Файлы: 1 файл

Самостоятельная работа.docx

— 122.44 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование малого предпринимательства  в Италии

  1. Сущность государственного регулирования малого предпринимательства

В Италии уже не один десяток лет существуют так называемые «промышленные округа» (ПО). И сегодня почти 200 промышленных округов, имеющихся на территории Италии, являются не только своего рода «инкубаторами» малого бизнеса, но и вносят существенный вклад в ВВП страны в целом. Его трудно оценить в количественном выражении, однако совершенно очевидно, что он исчисляется, по меньшей мере, десятками миллиардов евро.

Промышленные округа в  Италии – это местные производственные системы с высокой концентрацией малых и средних предприятий. Они получили свое название в начале 90-х годов, а формироваться начали гораздо раньше – в 60-70-х годах. По мере укрепления национальной экономики, разрушенной в период второй мировой войны, малые и средние предприятия получили более широкие финансовые возможности. Росли личные сбережения людей, поэтому основу капитала малых предприятий составили семейные накопления. Естественно, владельцы предприятий стремились расположить свое производство неподалеку от места проживания. Периоды благоприятной экономической конъюнктуры способствовали развитию этих производств и требовали укрепления их хозяйственной взаимосвязи. Предприятия объединялись в различные ассоциации и консорциумы, что позволяло совместными усилиями решать общие проблемы: совершенствовать и финансировать местную производственную инфраструктуру, создавать банки данных по технологической, экономико-правовой и финансовой проблематике, организовывать кредитование.

Крупные итальянские компании, представляющие признанные торговые марки, осознали целесообразность выноса части своих мощностей в уже сформировавшиеся производственные округа, или даже создавать новые. Такая политика позволяла получить преимущества в производстве инновационных продуктов и технологий, прежде всего через укрепление и расширение сети субподрядчиков на территориях, уже обладающих нужной производственной специализацией. Ведь постоянно растущая национальная и международная конкуренция вынуждает непрерывно повышать собственные стандарты качества и очень быстро модернизировать производство.

Во многих областях Италии в этом процессе важную роль сыграли местные власти: они помогли обеспечить входящие в ПО предприятия необходимыми производственными площадями в непосредственной близости от городов, а также начали развивать соответствующую базовую инфрастуктуру  дороги, подвод электроэнергии, водоснабжение. Параллельно решались и более крупные проблемы в интересах всех предприятий ПО, в том числе экологические. Например, для кожевенного ПО в Тоскане были построены мощные очистные сооружения, профинансированные на 40% из бюджетов, как государственного, так и областного, а также и за счет средств ЕС.

В Италии действуют три различные  региональные экономические модели.

Первая сложилась на Северо-западе страны, центрами которого являются такие крупные города, как Милан, Турин, Генуя. Для этого региона характерно обилие крупных промышленных предприятий, специализирующихся на массовом производстве или непрерывных технологических процессах. Соответственно здесь развитие малых и средних предприятий подчинено крупной промышленности Растущее взаимодействие малых и крупных предприятий затрагивает не только само производство. Оно охватывает все виды деятельности, обслуживающие промышленность - финансовую и технологические сферы, проектирование и инновации, снабжение и сбыт.

Второй экономический регион Италии - Северо-восточный и Центральный районы, включая области Тоскана (Флоренция), Эмилия - Романья и Венето. В этом регионе малые и средние предприятия развивались достаточно автономно. Промышленные зоны, в которых располагаются сотни и тысячи мелких предприятий традиционных для Италии производств (керамическая плитка, одежда, обувь, трикотаж и т.п.), высоко специализированы.

Третья экономическая модель сложилась  на Юге Италии - на территории от Неаполя до Сицилии, где традиционно низкий уровень экономического развития и социальная несбалансированность в значительной степени сохраняются и поныне. Попытки правительства провести индустриализацию региона путем строительства государственных предприятий и привлечения сюда частного капитала не дали желаемого результата. Постоянная миграция молодых и наиболее энергичных людей в другие области страны препятствует развитию малого бизнеса.

 

  1. Система государственной поддержки малого

предпринимательства

 

Впервые в Италии понятие ПО было юридически сформулировано в 1991 году в Законе «О мерах содействия развитию малого и среднего предпринимательства», который дает достаточно общее определение округа как «территориального образования, характеризующегося высокой концентрацией малых предприятий, имеющих выраженную производственную специализацию, где соблюдается определенное соотношение между числом предприятий и численностью местного населения».

Этот закон также определил  для областных органов власти единую методологию, позволяющую выявить на своей территории сложившиеся промышленные округа. Был предложен и порядок действий местных органов власти для получения возможности финансирования инновационных программ предприятий. Кроме того, законом предусматривался единый договор по участию в реализации программ социально-экономического развития страны, заключаемый с «консорциумами по промышленному развитию», действующими на данной территории.

Например, в городе Чивита Кастеллана располагается самый крупный из трех ПО области Лацио. В его состав входят предприятия, исторически ориентированные на производство изделий из керамики: посуды, сантехники, предметов интерьера для ванных комнат, украшений, бортов для бассейнов, керамической плитки. В его составе действуют вспомогательное производство керамического теста, а также предприятия по ремонту и обслуживанию оборудования. На 75 малых и средних предприятиях промышленного округа работают 3750 человек. Объем производства этих предприятий составляет 52% (около 350 млн. евро) от общего объема производства провинции, а его доля в экспорте провинции составляет 52,8%.

Законодательная база постоянно совершенствуется, что позволяет малым предприятиям в производственных округах получать весомые преимущества: в ведение областей было передано право предоставления промышленным предприятиям, в том числе малым и средним, различного вида льгот, субсидий и субвенций. Средства, предназначенные для субсидирования промышленных округов, аккумулируются в специально созданном Едином областном фонде.

В соответствии с Законом «О внеочередных мерах по развитию экономики» министерство промышленности получило право предоставления промышленным округам субсидий на цели развития средств информатизации и телекоммуникационных сетей. А Законом «О мерах по либерализации рынка электроэнергии» крупным потребителям электроэнергии, которые территориально размещены в пределах одной или соседних коммун, в том числе объединениям предприятий, потребляющих свыше 30 ГВт/ч, было предоставлено право заключения сделок на покупку электроэнергии у любой итальянской или зарубежной компании. Надо отметить, что этот закон оказал существенное влияние на деятельность предприятий малого бизнеса, поскольку органы власти областного уровня встали перед необходимостью законодательного оформления ПО, чтобы получить доступ к более дешевой электроэнергии. По оценкам Конфедерации итальянских промышленников ежегодная экономия от закупок объединениями предприятий электроэнергии по прямым договорам поставки составляет 20-25 млн евро.

А что касается налогообложения, то итальянское законодательство не предусматривает  никаких налоговых льгот для  промышленного округа как единого  хозяйствующего субъекта. Налоговые  льготы, которыми при определенных условиях могут пользоваться отдельные малые и средние предприятия, являются следствием политики итальянского государства по поддержке малого и среднего бизнеса, а вовсе не фактом вхождения этих предприятий в эти ПО. Вообще для современной Италии не характерно предоставление неадресных льготных налоговых режимов для предпринимательской деятельности.

Система государственной  поддержки предпринимательства  в Италии создается множеством независимых  организаций и имеет 3 важнейших  уровня:

На финансирование инфраструктуры поддержки МСП Правительством Италии ежегодно выделяется более 5 млрд. долл. На программы льготного кредитования и гарантирования кредитов ежегодно выделяется более 15 млрд. долл. В целях  стимулирования роста доли МСП в  государственных закупках действует общенациональная система поиска и предоставления заказов. Для ускорения развития МСП были созданы Центры развития МСП, их количество по стране составляет 1 200 ед., Информационные центры – 50 ед., Бизнес - инкубаторы и технопарки – 26 ед., Центры продвижения экспорта – 123 ед. 


Информация о работе Государственное регулирование малого предпринимательства в Италии