Государственное регулирование малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:41, контрольная работа

Описание работы

Цель курсовой работы - показать возможности улучшения финансирования и расширения источников финансирования малого бизнеса, в том числе за счет ресурсов банковско-кредитной системы, совершенствования форм и методов взаимодействия программных документов федерального и регионального уровня.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Характерные черты малого предпринимательства 4
Глава 2.Методы государственной поддержки малого предпринимательства 15
Аналитический отчет 2004г. Особенности развития малого бизнеса г.Москвы 23
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

РегТрансДеет.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

       САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра экономики и менеджмента на транспорте

 

Контрольная работа по дисциплине

 

РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

на тему: «Государственное регулирование малого бизнеса»

 

          

Выполнил ______________/___/

 

Группа______________________

 

Проверил _____________/___/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              Санкт-Петербург

                                                                        2012

Содержание.

 

Введение                                                                                               3

Глава 1.Характерные черты малого предпринимательства         4

Глава 2.Методы государственной поддержки малого предпринимательства                                                                        15

Аналитический отчет 2004г. Особенности развития малого бизнеса г.Москвы                                                                              23

Список литературы                                                                          26

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

              Актуальность темы курсовой работы “Государственное регулирование деятельности малого бизнеса” обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах. Россия не является в этом смысле исключением, так как развитие малого бизнеса поможет России решить некоторые вопросы связанные с выводом экономики из кризиса. Малый бизнес в экономике России может выполнять различные функции, поэтому государственным органам управления необходимо взять на себя все вопросы связанные с регулированием деятельности малого бизнеса. Сюда относятся такие вопросы как помощь и поддержка малого бизнеса, так и стимулирование его развития.

              Необходимо отметить, что практика государственного регулирования экономики, включая и целенаправленные меры поддержки малого бизнеса, реализуется не только на федеральном, но и все более на региональном уровне.

              Важно и то, что в условиях активных трансформационных процессов в обществе и экономике практика государственной поддержки МП как и его правовая и институционально-инструментальная система, не может иметь застывшего характера.

              Эта система должна постоянно развиваться и совершенствоваться, отражая собой как новые тенденции и потребности развития самих МП, так и все более зрелый, сложившийся характера самой рыночной системы хозяйствования и интегрированных в нее рычагов государственного регулирования.  Сказанное в полной мере касается и такого важнейшего рычага этой политики как система государственных - федеральных и региональных программ поддержки МП.

              Предметом исследования курсовой работы является:

     определение критериев малых форм хозяйствования - МП - и направления их развития в современной рыночной экономике;

     2. поиск места МП в процессе рыночной трансформации российской экономики и развертывании процессов социально-экономической стабилизации в стране;

     3. взаимодействие федерального, регионального и местного уровня в реализации целевых программ поддержки МП;

              Цель курсовой работы - показать возможности улучшения финансирования и расширения источников финансирования малого бизнеса, в том числе за счет ресурсов банковско-кредитной системы, совершенствования форм и методов взаимодействия программных документов федерального и регионального уровня.

              Курсовая работа состоит из введения, двух глав, и списка использованной отечественной и зарубежной литературы.

 

 

Глава 1. Характерные черты малого предпринимательства

 

Сфера деятельности малого бизнеса в экономике России

 

Характерными чертами малого и среднего предпринимательства является взаимосвязь понятий “выживаемости” и “неустойчивости”. В развитых странах в течении пять лет примерно половина предприятий уходит с рынка и столько же приходит. Малые предприятия мобильны и быстро заполняют ниши в экономике с более высоким уровнем доходности, чем обеспечивают быстрое насыщение платежеспособного спроса, необходимые структурные сдвиги в экономике.

Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса.  Они могут  дать  России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Для самостоятельного  анализа малого бизнеса необходимо найти метод подразделения предприятий на мелкие и крупные. Существует много способов. Часто выделяют понятие монополии, а все, что не подходит под это определение, относят к мелкому предпринимательству. Понимая, что этого недостаточно, сравнивают обороты средств, объемы прибыли и продаж. В настоящее же время предприятия классифицируют по количеству занятых в них человек.       Малые предприятия:

промышленность – 100 человек;

строительство – 60 человек;

транспорт – 100 человек;

сельское хозяйство – 60 человек;

научно-техническая сфера – 60 человек;

оптовая торговля – 50 человек;

розничная торговля и бытовое обслуживание населения – 30 человек

По данным Госкомстата России, доля продукции, произведенной на малых предприятиях оценивается в 10% ВНП (для сравнения: в США – 60% на начало 90-х). Число зарегистрированных предприятий с численностью до 200 человек составляет примерно 1 млн. (с учетом кризиса 17 августа 1998 года кол-во рентабельных предприятий несомненно сократилось). Численность занятых в малом бизнесе с учетом работающих по совместительству, договорам и т.п. оценивается в 20 млн. человек, что составляет почти треть экономически активного населения страны.

Однако, необходимо заметить, что реальные данные о реально функционирующих предприятиях собрать очень сложно, так как:

       существует большое число неучтенных предприятий, которые нигде официально не зарегистрированы и не имеют расчетного счета в банке. Причем, это совсем не обязательно криминальные структуры – это, так называемые, полутеневые предприятия, которые при создании благоприятных условий, готовы вступить в легальную сферу;

       осложнен учет финансовой деятельности официально зарегистрированных предприятий из-за сокрытия доходов с целью ухода от налогов;

       значительное число прошедших регистрацию предприятий, либо не приступают к хозяйственной деятельности, либо вскоре ликвидируются;

       наличие нестабильной экономической обстановки в стране (скорее, этот пункт можно считать подведением итогов под вышесказанным).

По мере  развития мелкого предпринимательства образуются различные формы организации частных фирм. На данный момент известны три основные правовые формы: единоличные, партнерства и   корпорации.

Фирма, находящаяся в единоличном владении наиболее простая форма для мелкого бизнеса. Обычно  для  открытия такого предприятия  достаточно  лишь  получить  лицензию  от местных властей и зарегистрировать торговое имя.  Деловые партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием. Партнерства могут быть полными и ограниченными. Третий тип - корпорации. Это организационная форма наиболее характерна  для крупного и среднего бизнеса, хотя из общего числа всех корпораций,  например в США,  98%  - небольшие  семейные фирмы. И хотя формально управление корпорацией должно быть отделено от ее владения,  нередко бывают случаи, когда корпорацией  владеет и руководит один собственник при помощи подставных лиц, которые реально не вкладывают в нее средства и не принимают участия в управление ею.

Но, конечно, малые предприятия как возникают, так и распадаются по многим причинам. Например, в Германии в 1990 году более 14500 предприятий из числа малых потерпели крах, причем 40 %  из  них  просуществовали не более 5 лет. Доля банкротов среди предприятий малого бизнеса всегда  выше, ибо, идя на риск, предприниматель решает сложную проблему конкурентоспособности выпускаемой продукции. Ведь начальная стоимость ставит  основателей  фирмы в невыгодное положение по сравнению с действующей фирмой.  Новичку нужно в самом начале проводить свою работу при более высоких издержках, чем предпринимателю действующей фирмы.  Поэтому начинающая фирма всегда имеет более высокую себестоимость продукции. Наиболее частые причины банкротства  малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта. Но все же, несмотря ни на что, количество вновь создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном  увеличении  числа  предприятий  малого и среднего бизнеса в экономике.

Причем достаточно важно то,  что часто малое предприятие становится банкротом не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само становится таковой.

Отсюда можно говорить о трех  моделях  развития  мелкого предпринимательства:

       консервация масштабов деятельности с последующим  сохранением статус-кво;

       медленное расширение деловой активности;

       быстрое  развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем и в крупные компании.

              По данным опроса владельцев малых предприятий (МП) в Германии 55 %  не планируют расширение, 35 % разрабатывают планы медленного устойчивого роста, и только 10 %  - быстрого развития за счет производства новой продукции или вступления на новые рынки, что  говорит  о  стремлении  к сохранению своего статус-кво, видимо удовлетворяющего своих владельцев.

Период, начиная с 1994 года, характеризуется появлением целого ряда новых, достаточно негативных тенденций в развитии российского МП. Прежде всего, рост числа малых предприятий прекратился и в течение некото­рого времени наблюдалось снижение их общего количества, т.е. динамика ма­лых предприятий приобрела отрицательные значения. Не обнаружила себя дли­тельно ожидаемая тенденция структурных изменений, направленная в сторону большей   вовлеченности МП непосредственно в производственно-инновационную деятельность. Хотя наметившийся в малом бизнесе спад в це­лом преодолен, породившие его проблемы сохранились и возможности их ре­шения еще предстоит серьезно анализировать. Последние имеющиеся статисти­ческие данные на конец 1997г. свидетельствуют о том, что в течение 1996-1997г. количество МП (по сопоставимому кругу) увеличилось по сравнению с низшей точкой спада на 5-7%, составив "на 1 октября 1997г. 844 тысячи с чис­ленностью постоянно занятых свыше 6 млн. человек, а учетом совместителей, работающих по договорам и физических лиц - предпринимателей - почти 12 млн. человек. Вместе с тем, новая «волна» кризиса, возникшая осенью 1998г. вновь подтвердила общую неустойчивость социально-экономической среды развития российского малого бизнеса: по оценкам экспертов, в ходе кризиса с рынка «ушло» от 30% до 50% МП, вынужденно прекративших или приостано­вивших свою деятельность.

Тем не менее, по-прежнему социально-экономическое положение пример­но пятой части населения России (25-27 млн. человек) так или иначе связано с малым бизнесом. «Экономический вес» малого бизнеса в народном хозяйстве России характеризуется следующими данными. В 1997г. на долю малых пред­приятий приходилось 12 % ВВП России и 10 % численности постоянно рабо­тающих на предприятиях страны. Только по основному виду деятельности в 1997г. малыми предприятиями было произведено продукции в объеме 7-8 % от всего объема оказанных услуг или произведенной продукции (в том числе, бо­лее 20 % объема подрядных строительных работ). МП дают 7 % всей прибыли в промышленности России. Важное значение имеет вклад малого бизнеса в оживление инвестиционного процесса в стране. В 1997г. инвестиции малых предприятий в основной капитал составили более 25 трлн. руб. Из них 67 % пришлось на частные инвестиции. В целом это 7 % инвестиций в основной ка­питал в российской экономике. Именно динамичное развитие малого бизнеса сделало возможным некоторое увеличение объема промышленного производ­ства в России в 1997г. по сравнению с аналогичным периодом 1996г. Малый бизнес играет исключительно важную роль в «подпитке» бюджетов всех уров­ней, особенно региональных и местных. В 1996г. бюджеты всех уровней полу­чили от МП доходов на сумму 36,7 трлн. руб., в том числе федеральный бюджет - 15,4 трлн. руб. Собираемость налогов по МП значительно выше, чем в целом по всем категориям российских предприятий.

И все же нынешние тенденции развития российских МП более правиль­ным было характеризовать как стагнацию, а не как оживление или, тем более, уверенный подъем. Доля МП в ВВП России остается заметно ниже аналогично­го показателя для стран с развитой системой рыночного хозяйствования. Рос­сия существенно уступает странам с развитой рыночной экономики и по степе­ни «насыщенности» МП, в частности, на 1 тыс. жителей. Крайне негативно вы­глядит и картина распределения МП по отдельным регионам - субъектам Рос­сийской Федерации. Наряду с несколькими регионами-лидерами (Москва, С. Петербург, Н. Новгород и ряд других) наличествует большое количество тер­риторий, где развитие и самого МП, и систем его государственной и общест­венной поддержки находится в зачаточном состоянии и не оказывает практиче­ски никакого влияния на процессы стабилизации производства и занятости, а также регионального социально-экономического развития в целом.

Преобладающая доля российских МП функционирует в достаточно узкой хозяйственной нише (преимущественно, торгово-посредническая деятельность), сама природа которой ограничивает полное раскрытие преимуществ малых форм предпринимательства и производства. В 1996-1997 гг. наблюдалось некоторое опережение в темпах развития МП сферы промышленности и строитель­ства, однако эти темпы структурных изменений не могут быть признаны удов­летворительными, т.е. соответствующими задаче резкого усиления роли малого бизнеса в процессах социально-экономической стабилизации и подъема производства в стране.

Информация о работе Государственное регулирование малого бизнеса