Государственное регулирование малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:41, контрольная работа

Описание работы

Цель курсовой работы - показать возможности улучшения финансирования и расширения источников финансирования малого бизнеса, в том числе за счет ресурсов банковско-кредитной системы, совершенствования форм и методов взаимодействия программных документов федерального и регионального уровня.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Характерные черты малого предпринимательства 4
Глава 2.Методы государственной поддержки малого предпринимательства 15
Аналитический отчет 2004г. Особенности развития малого бизнеса г.Москвы 23
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

РегТрансДеет.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Сказанное выше свидетельствует о недостаточной эффек­тивности действующей в настоящее время в российской экономике системы государственной и общественной поддержки МП. По существу, несмотря на известные концептуальные и институциональные продвижения, эта система так и не смогла подняться выше методов деятельности, которые сложились на самых начальных этапах реформ и развития российского частного предприни­мательства, в частности, сферы малого бизнеса. Продолжают доминировать формы и инструменты политики поддержки, характерные для «стартового» эта­па реформ, когда принципиальное значение имело расширение «поля малого бизнеса» (т.е. числа МП), а не их качественные показатели их деятельности (степень хозяйственной зрелости, производственная и инновационная актив­ность, вовлеченность в систему производственно-кооперационных связей, в т.ч. и с крупным бизнесом и пр.). В осуществляемых мерах государственной под­держки по-прежнему наблюдается негативная тенденция «самоизоляции» мало­го бизнеса и проблематики его интересов от общего контекста экономических и социальных реформ. Недостаточно понимание того, что долговременное разви­тие сферы МП, тем более, в реальном секторе, возможно только при условии общего оздоровления российской экономики и ее основы в виде крупных пред­приятий, которые, в свою очередь, должны получить стимулы активного коо­перационного и иного взаимодействия с малым бизнесом.

 

 

Система законодательных актов, направленных на развитие малого предпринимательства

 

Важное место в работе занимает блок вопросов, касающихся современной роли программно-целевого метода управления и государственного регулирования социально-экономических процессов и перспектив его использования в политике государственной поддержки МП на федеральном и региональном уровне. Указанный метод широко известен и имеет многолетнее применение в мировой экономической практике. В приложении к сфере МП программ­но-целевой метод государственного регулирования предполагает, прежде всего, выявление стратегического потенциала малых форм хозяйствования в реше­нии ключевых вопросов социально-экономического развития, в том числе и на региональном уровне. Целевой метод требует четкого определения приорите­тов государственной политики и, соответственно, каждой из программ, что в рассматриваемом круге проблем концентрируется на создании условий для наи­более полного раскрытия потенциала МП, обеспечивающего устойчивый рост и структурное совершенствование данного сектора экономики, повышение его эффективности, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности и, конечно, максимального вклада в экономический рост в целом.

При разработке целевой программы необходимо максимально использовать системные противоречия и взаимодействия: между краткосрочными и долго­срочными целями, социальными целями и целями структурной политики, меж­ду количественными и качественными параметрами, между стремлением к вы­равниванию уровней развития регионов и целями достижения максимальной прибыльности при минимальном риске, стремление к самоокупаемости системы государственной поддержки МП и необходимости реализации социально-значимых «затратных» мероприятий, между необходимыми затратами на реали­зацию мер поддержки и острой ограниченностью реальных ресурсов. Метод це­левого программирования, на котором должны основываться программы под­держки МП, подразумевает точное выполнение каждого мероприятия програм­мы в установленные сроки, т.е. интегрирует необходимые элементы обязатель­ности и даже директивности. Кроме того, в программе должны быть обозначе­ны количественные параметры и критерии оценки степени выполнения вклю­ченных в нее мер, их экономического и социального эффекта.

В хозяйственное практике экономически развитых стран для программ та­кого типа обычно предполагается неизбежным некоторое отклонение от «абсолютного» выполнения, но не более чем на 5-10%. Однако в России широ­комасштабная практика недофинансирования подобных программ делает не редкостью их выполнение не более чем на 10%. Это происходит несмотря на принятие решений, номинально гарантирующих полное финансовое обеспече­ние выполнения всех программных мероприятий, которые в итоге остаются «на бумаге». В результате подобные программы на практике оказываются не дирек­тивно-целевыми, а чисто индикативными, включающими в себя набор правиль­ных, но декларативных положений. Этим подрывается и дискредитируется сам программно-целевой подход к осуществлению мер поддержки МП.

Программно-целевой метод требует максимального учета региональной специфики при реализации конкретных мероприятий. При этом сама программа действия в области МП должна быть самым тщательным образом увязана с дру­гими целевыми программами, прямо или косвенно имеющими отношение к кругу затрагиваемых социально-экономических отношений, в данном случае - к сфере малого предпринимательства.

В настоящее время программно-целевой метод практического осуществле­ния мер государственной поддержки МП представлен двумя формально завер­шенными федеральными программами (1994-1995 гг., 1996-1997гг.; создана аналогичная программа на 1998-1999гг.), а также значительным числом региональных программ на уровне субъектов Федерации. По последним дан­ным, таковые программы имеет примерно 70 субъектов Российской Федерации. В ряде регионов России, имеющих прочные экономико-правовые основы мест­ного самоуправления, апробируются возможности разработки аналогичных программ на местном уровне (например, на уровне административных округов г. Москвы). Указанные программы не покрывают собой всю совокупность мер государственной поддержки МП (например, установленные законом налоговые и иные льготы для МП действуют независимо от каких-либо программ, хотя программы часто интегрируют в себя задачу обоснования и вынесения на рас­смотрение соответствующих органов власти и управления предложений по со­вершенствованию налоговой и иной политики в отношении малого бизнеса). Однако можно предположить, что неудовлетворительный характер мер госу­дарственной поддержки МП на федеральном и, особенно, на региональном уровне - сегодня это на 2/3 проблема несовершенства соответствующих целевых программ и, в частности, их межуровневого взаимодействия.

В принципе, основные требования к государственным программам под­держки МП изложены в ст. 7 Федерального закона «О государственной под­держке малого предпринимательства в Российской Федерации». Здесь содер­жится такое важное, но по сути так и не реализованное требование, как внесе­ние Правительством РФ данной федеральной программы на рассмотрение Фе­дерального собрания перед представлением федерального бюджета на соот­ветствующий год. Законом установлен ряд важных требований к государствен­ным программам поддержки МП. Таковые должны содержать:

       меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки МП на соот­ветствующем программе уровне;

       приоритетные виды и перспективные направления деятельности МП;

       предложения по изменению действующих/установлению новых налоговых льгот МП, а также по выделению средств соответствующих бюджетов на под­держку малого предпринимательства;

       меры по обеспечению передачи субъектам МП незавершенных строительст­вом и пустующих объектов; мощностей нерентабельных и убыточных предпри­ятий;

       меры по массовому вовлечению людей в предпринимательскую деятельность, в том числе, с особым акцентом на расширение указанных возможностей для социально-незащищенных слоев населения и многое другое.

Однако такие установки носят чрезвычайно общий характер. В результа­те, на сегодня не сложилось целостного представления о необходимом содер­жании и, главное, формах взаимодействия государственных федеральных и ре­гиональных программ поддержки МП пока не существует. Формальным являет­ся и отсылка закона к обязательности финансирования названных программ, бесконечная корректировка которых по критерию их реального финансирования деструктивно воздействует на всю систему взаимодействия в области государ­ственной поддержки МП на федеральном и региональном уровне.

              Необходимо, на мой взгляд, рассказать и об относительно новом ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 3 июля 1998 г. N 697 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1998 - 1999 ГОДЫ

правительства РФ. Некоторые данные по программе:

 

 

Наименование Программы - Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998 - 1999 годы.

Наименование решения о - Федеральный закон "О государственной разработке Программы поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

Государственный заказчик - Государственный комитет Российской Программы Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Основные разработчики - Государственный комитет Российской Программы Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства Министерство экономики Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации Министерство труда и социального развития Российской Федерации Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации.

Цель Программы - создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий путем совершенствования нормативно - правовой базы, развития инфраструктуры поддержки, освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства.

Задачи Программы - преодоление административных барьеров, максимальная легализация деятельности субъектов малого предпринимательства, ускорение освоения новых кредитно - инвестиционных механизмов, создание региональных центров поддержки предпринимательства, развитие международного сотрудничества и экспортного ориентирования малых предприятий, укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей.

Сроки реализации - 1998 - 1999 годы.

Глава 2. Методы государственной поддержки малого предпринимательства.

 

Фонды поддержки малого предпринимательства и система его налогообложения.

 

              Фондом поддержки малого предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов, мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путем аккумулирования средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.

              Фонд поддержки малого предпринимательства является юридическим лицом. Основными направлениями деятельности фонда поддержки малого предпринимательства являются:

-             содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и  мероприятий в области малого предпринимательства;

-             участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест;

-             участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства;

-             поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений;

-             содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства;

-             организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм законодательства.

 

Порядок  налогообложения,  освобождения  субъектов   малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их упла­ты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством. В случае если изменения  налогового  законодательства  создают менее  благоприятные  условия  для  субъектов  малого   предпринима­тельства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то  в  тече­ние первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты  подле­жат налогообложению в том же порядке, который действовал  на  момент их государственной регистрации.

Законами Российской Федерации и законами субъектов  Россий­ской Федерации устанавливаются льготы по  налогообложению  субъектов малого предпринимательства,  фондов  поддержки  малого  предпринима­тельства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и  страхо­вых организаций, а также предприятий, учреждений и организаций, соз­даваемых в целях выполнения работ для субъектов малого  предпринима­тельства и оказания им услуг.

Существуют общие льготы для всех малых предприятий  и  спе­циальные для определенной категории малых предприятий.

Для всех малых  предприятий  установлены  следующие  налоговые льготы :

- согласно п.7 постановления Совмина РСФСР от 18 июня 1991г. N 406 " О мерах по поддержке и развитию малых  предприятий  в  РСФСР"  малые предприятия в первый год эксплуатации могут списывать  дополнительно как амортизационные отчисления до  50  процентов  от  превоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше 3 лет, а также проводить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов. - налог на добавленную стоимость уплачивается  малыми  предприятиями ежеквартально в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за от­четным кварталом.

- они освобождаются от уплаты авансовых взносов налога на прибыль в течение квартала. Суммы налога вносятся по  квартальным  расчетам  в 5-дневный срок  со  дня,  установленного  для  предоставления  квар­тальной бухгалтерской отчетности.

Информация о работе Государственное регулирование малого бизнеса