Государственное регулирование малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование основных проблем становления и тенденций развития, сущности современного малого предпринимательства и его государственной поддержки.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность малого предпринимательства как объекта государственного регулирования;
- рассмотреть государственное управление как механизм поддержки малого предпринимательства, а также его эффективность;
- изучить зарубежный опыт государственного регулирования малых предприятий;
- оценить современное состояние малого предпринимательства в России;
- определить основные направления совершенствования государственного регулирования малого предпринимательства в России.

Файлы: 1 файл

грнэ курсач.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы обусловлена той ролью, которую играет малое предпринимательство во всех экономически развитых странах. Россия не является в этом смысле исключением, так как развитие малого предпринимательства поможет России решить некоторые вопросы, вязанные с выводом экономики из кризиса. Малый предпринимательство в экономике России может выполнять различные функции, поэтому государственным органам управления необходимо взять на себя все вопросы, связанные с регулированием деятельности малого предпринимательства. Сюда относятся такие вопросы как помощь и поддержка малого бизнеса, так и стимулирование его развития.

Необходимо отметить, что практика государственного регулирования  экономики, включая и целенаправленные меры поддержки малого предпринимательства, реализуется не только на федеральном, но и все более на региональном уровне.

Важно и то, что в  условиях активных трансформационных  процессов в обществе и экономике  практика государственной поддержки малого предпринимательства, как и его правовая и институционально-инструментальная система, не может иметь застывшего характера.

Эта система должна постоянно  развиваться и совершенствоваться, отражая собой как новые тенденции и потребности развития самих малых предприятий, так и все более зрелый, сложившийся характера самой рыночной системы хозяйствования и интегрированных в нее рычагов государственного регулирования.  Сказанное в полной мере касается и такого важнейшего рычага этой политики как система государственных - федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства.

Целью курсовой работы является исследование основных проблем становления  и тенденций развития, сущности современного малого предпринимательства и его государственной поддержки.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить сущность  малого предпринимательства как  объекта государственного регулирования;

- рассмотреть государственное  управление как механизм поддержки  малого предпринимательства, а  также его эффективность;

- изучить зарубежный опыт государственного регулирования малых предприятий;

- оценить современное состояние малого предпринимательства в России;

- определить основные  направления совершенствования  государственного регулирования  малого предпринимательства в России.

Объектом исследования является малое предпринимательство в России, а предметом – государственное регулирование малого предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы государственного регулирования малого предпринимательства в России

 

    1.  Сущность малого предпринимательства и необходимость его регулирования

 

Изучая сущность малого предпринимательства, необходимо знать его истоки и процесс развития. В самом общем виде под малым предпринимательством понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность данного понятия.[13]

Малое предпринимательство играло основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь оно все больше признается как созидательная сила экономики.

В течении 1980-х годов престиж  малого предпринимательства в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.

В российской истории малого предпринимательства можно выделить ряд этапов.

Для первого этапа (1985-1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров  научно-технического творчества, временных  творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных  подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

Во время второго  этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого предпринимательства расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого предпринимательства является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом «кооперативного движения». Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.[9]

Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных  актов, направленных на активизацию  малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой  приватизации. Она создавала необходимую  базу для реального перехода к  рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения  в отношении государства к  развитию предпринимательства. Были приняты  многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников  и интенсивного участия малого предпринимательства в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

Тем не менее, заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.[10]

Таким образом, можно  выделить следующие основные функции малого предпринимательства:

1) экономические функции  малого предпринимательства:

- придает рыночной  системе необходимую гибкость (активизация  структурных сдвигов, процессов  разгосударствления и приватизации);

- формирует конкурентную среду (региональные и местные рынки, ограничивает монополии и толкает их на рационализацию своего производства путем создания дочерних предприятий);

- ускоряет НТР (организация  мелкосерийного и опытного производства, поиск разработка и внедрение  новых идей). По данным Института стратегического анализа и развития предпринимательства, малые фирмы США производят в четыре раза больше новинок в расчете на одного занятого, чем крупные предприятия, а затраты на одного занятого у них вдвое ниже. К примеру, концерн General Electric связан более чем с 200 исследовательскими компаниями, которые в основном работают на него. Ежегодный объем капиталовложений венчурных фондов США оценивается в 3-4 млрд. долл.;

- мобилизует сырьевые, людские и финансовые ресурсов;

- обеспечивает рост  налоговых поступлений; 

2) социальные функции  малого предпринимательства:

- обеспечивает рост  занятости; 

- снижает социальную  напряженность;

- стабилизирует уровень  доходов населения. 

Но все перечисленные  достоинства малого предпринимательства проявляются отнюдь не автоматически. Проблема состоит в том, что небольшие предприятия, как правило, подвержены гораздо большему риску, чем крупные фирмы (таблица 1).[11]

Малое предпринимательство неустойчиво. Половина предприятий гибнет в первый срок своего существования, но тут же их место занимают вновь возникающие фирмы. Особенно высок уровень банкротства фирм в первые три года.

Малое предпринимательство сильно зависит от конъюнктуры. Небольшие размеры не позволяют создать внутри фирмы современные структуры и эффективное специализированное управление. Для большинства мелких фирм характерно единство собственности и управление.

 

Таблица 1. - Преимущества и слабости малого предпринимательства

Сильные стороны малого предпринимательства

Слабые стороны малого предпринимательства

Гибкость

Высокорискованный характер

Более высокая рентабельность по сравнению с крупным бизнесом

Интуитивный характер и  неспециализированное управление

Использование незанятых  ресурсов на неформальных рынках

Ограниченный доступ к высококачественным ресурсам

Зависимость от поддержки  крупных фирм и государства.

Недостаток финансовых ресурсов, сложный доступ к информации и достижениям НИОКР


 

Большинство отношений внутри фирмы  и партнерами по бизнесу строится на основе неформальных связей. Не редкость в малом предпринимательстве и использование неформального и даже теневого рынка труда (привлечение нелегальных эмигрантов, несовершеннолетних и т.д.). Конкурентные преимущества и рентабельность производства обеспечивается за счет неявных издержек, в основе которых часто лежит высокая (выше, чем на крупных предприятиях) интенсификация труда и продолжительность рабочего дня, низкая по сравнению с крупным бизнесом оплата ресурсов. Все это и определяет крайне неустойчивый и высоко рисковый характер малого предпринимательства. Одним словом, главное отличие малого предпринимательства состоит в том, что независимо от страновой принадлежности, оно в большинстве случаев является типичным интуитивным предпринимательством. Без активной поддержки крупных компаний и государства малое предпринимательство является источником экономических и социальных рисков. Поэтому законодательство развитых стран выделяет малый предпринимательство в особую категорию и занимается его активной поддержкой.

Малое предпринимательство неоднородно. В зависимости от конкурентной стратегии можно выделить два основных типа малых предприятий: жизнеобеспечивающее и быстрорастущее.

Жизнеобеспечивающее - малое предприятие, способное обеспечить владельцу  приемлемый доход. Это, как правило, мельчайший бизнес с числом занятых 1-2 человека. Он является формой самозанятости или дополнительного заработка. Его часто называют также традиционным малым бизнесом. Доля таких предприятий велика в странах с небольшими внутренними рынками. Для сравнения в США - стране с большим внутренним рынком доля традиционного бизнеса 39% а, в таких странах как Италия и Япония, мелкие средние компании доминируют в ряде отраслей, особенно, таких как обрабатывающая промышленность. Велика доля традиционного бизнеса и в странах, где рыночная экономика недостаточно развита.

Быстрорастущее малое предприятие - это малый бизнес, придерживающийся стратегии высокого роста и стремящееся  получить высокую отдачу от вложений. Конечной целью такого предприятия  является превращение в современное крупное эффективное предприятие. Эффективное функционирование быстрорастущего предприятия редко возможно без активной помощи государства и крупного предпринимательства. Этот вид малого предпринимательства активно развивается в сфере информационных услуг и инновационного бизнеса.

 

 

1.2 Формы государственного регулирования малого предпринимательства

Для того, чтобы предпринимательство развивалось, необходимо, чтобы государство оказывало ему содействие. Государственная поддержка малого предпринимательства направлена на снижение его рискованности. Ресурсная необеспеченность заставляет государство поддерживать малый предпринимательство по следующим основным направлениям:

- финансовая поддержка  (формирование государственных программ  обеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговых и амортизационных льгот и т.д.);

- материально-техническая  поддержка (различные формы предоставления технологий и оборудования в аренду малого предпринимательства, создание технопраков и т.д.);

- консультативная и  информационная поддержка (обеспечение  доступа к техническим библиотекам,  базам данных, оказание консультативных  и правовых услуг, особенно  по проблемам создания, управления, налогообложения и т.д.);

- создание рыночной  инфраструктуры (локальных ярмарок, рынков оборудования и технологий для малых фирм, рынков сбыта и т.д.)

Важным инструментом государственного содействия малым  предприятиям в большинстве промышленно  развитых стран является система  государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Информация о работе Государственное регулирование малого предпринимательства