Государственное регулирование малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование основных проблем становления и тенденций развития, сущности современного малого предпринимательства и его государственной поддержки.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность малого предпринимательства как объекта государственного регулирования;
- рассмотреть государственное управление как механизм поддержки малого предпринимательства, а также его эффективность;
- изучить зарубежный опыт государственного регулирования малых предприятий;
- оценить современное состояние малого предпринимательства в России;
- определить основные направления совершенствования государственного регулирования малого предпринимательства в России.

Файлы: 1 файл

грнэ курсач.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ состояния государственного регулирования малого предпринимательства в РФ      

                                      

    1.   Оценка состояния малого предпринимательства в России

  Сегодня малое предпринимательство стало неотъемлемой частью динамично развивающейся экономики страны, одной из ее составляющих. Во всем цивилизованном мире малое предпринимательство признано экономической базой рыночных отношений. Ведь без него не может быть как среднего, так и крупного бизнеса.

Малое предпринимательство способствует созданию новых рабочих мест, смягчению кризисных явлений в экономике, развитию конкуренции. Малые предприятия более динамично реагируют на рыночные изменения. Одним из главных достоинств таких предприятий является их гибкость и высокая приспособляемость, которые в конечном итоге и обеспечивают их выживание и развитие.

Малый бизнес производит основную часть ВВП во многих промышленно развитых странах (рис.1). Обеспечивает работой большинство трудоспособного населения (рис.2). В сфере малого бизнеса осуществляется большая часть всех инноваций, что способствует научно-техническому прогрессу. [23]

Рисунок 1. Доля малого предпринимательства в ВВП развитых стран, %

      

 

 

 

 

Рисунок 2. % населения, занятого в малом предпринимательстве.

Именно при дальнейшем успешном развитии малого предпринимательства в Российской Федерации будет меняться структура общества и, наконец, расти средний класс -  залог и опора дальнейшего поступательного движения вперед.

Государственное содействие развитию малого предпринимательства должно быть комплексным и системным при соблюдении следующих принципов:

а) непротиводействие - это  уже содействие;

б) реальность мер и  обеспеченность их ресурсами;

в) адресность и приоритетность осуществляемых мер;

г) постоянное сотрудничество органов власти с общественными объединениями предпринимателей.  [20]

Основные стратегические ориентиры развития малого предпринимательства - увеличение в 1,5 раз числа малых компаний преимущественно за счет неторгового сектора, на который будет приходиться до 40% оборота данного сектора; увеличение в 6 раза числа малых инновационных компаний с 1% до 6%; снижение расходов предпринимательства на преодоление административных барьеров в 6 раз: с 6% до 1% от оборота. Формирование адекватной законодательной основы такого развития - один из инструментов государственной политики содействия предпринимательства. Формирование инновационно-производственной структуры малого предпринимательства. Ставится задача повышения вклада малых предприятий в ВВП страны с 21 до 29%, в занятости населения - до 23%; доли неторгового сектора - до 40%. Тоже самое касается и доли в выпуске инновационной и высокотехнологичной продукции: увеличить в 6 раз.

По данным Росстата в  настоящее время в Российской Федерации осуществляют деятельность 5 605 883 субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе:

- 1 374 777 микропредприятий - количество работников до 15 человек и годовой оборот до 60 млн. рублей;

- 227 744 малых компаний - количество работников от 16 до 100 человек и годовой оборот до 400 млн. рублей;

- 18 012 средних компаний - количество работников от 101 до 250 человек и годовой оборот  до 1 000 млн. рублей;

- 3 985 350 индивидуальных предпринимателей.

По итогам 2009 года наблюдается  прирост сектора на 9,1%, в основном сложившийся за счет роста числа индивидуальных предпринимателей.

Отраслевое распределение  малых  предприятий отражено на рисунке 3.

                 

Рисунок 3. Отраслевая структура малых предприятий в РФ.

 За исключением индивидуальных предпринимателей, действующих, как правило, в сфере торговли и бытовых услуг, отраслевое распределение характеризуется высокой долей предприятий оптовой и розничной торговли. Такие компании предоставляют 28,6% рабочих мест в секторе малых компаний (3 505,0 тыс. человек).

Второй по численности  субъектов малого бизнеса вид  деятельности - это предоставление услуг. В указанной сфере занято 16% работников - около 2 000,0 тыс. человек.

Третья отрасль, в которой  представлено значительное число малых  компаний - это строительство. Здесь предоставляются рабочие места для 1 800,0 работников (14,6%).

На четвертом месте  по числу действующих малых компаний - обрабатывающие производства и 2 000,0 тыс. занятых работников (17%).

Такая отраслевая структура  малого бизнеса остается практически неизменной на протяжении десяти лет. При этом необходимо отметить, что число компаний, занятых в сфере торговли постепенно снижается.

Однако динамика доли компаний, занятых в сфере науки, научных исследований отрицательна. Так, в 2004 году такие компании составляли 2,5% от числа субъектов малого предпринимательства, к 2010 году доля упала до 0,75%. На таких компаниях трудится 78 400 человек, что составляет лишь 0,65% занятых в секторе.

Снижение числа постоянно  занятых на предприятиях малого предпринимательства в 2010 году произошло лишь на 3% (396,0 тыс. человек) и обусловлено, прежде всего, переводом части работников на работу по совместительству, подряду, а также увеличением числа действующих индивидуальных предпринимателей.

Наиболее существенно экономический и финансовый кризис отразились на объеме инвестиций в основной капитал малых компаний.

Так, по итогам 2008 года инвестиции составили 976,2 млрд. рублей, а в 2009 году всего 541 млрд. рублей, т.е. снизились  в 2 раза.

При этом больше всего  сокращение инвестиций составило в  секторе средних компаний - в 2,5 раза. И если в 2008 году их доля в объеме инвестиций превышала долю малых компаний на 9%, то в 2009 году отставание составило 44% . [15]

    1.    Правовые основы государственного регулирования малого предпринимательства в России

Малое предпринимательство в России как самостоятельное социально-экономическое явление существует уже более 15 лет. Действующие законодательные и нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых предприятий с целью создания благоприятных условий для их функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению. Так, в июне 1995 года был принят федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», определивший общие положения поддержки малых предприятий, формы и методы государственного стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Указом Президента РФ в июне 1995 года был образован Государственный  комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. В апреле 1994 года Правительством РФ одобрена целевая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в России на 1994 - 1995 гг. В ней были определены основные направления, цели и приоритеты в данной области, включая совершенствование законодательства, развитие системы финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения государственных нужд и др.

В 1996 году Государственной Думой  была утверждена вторая Федеральная  программа государственной поддержки предпринимательства на 1996-1997гг.

Федеральный Закон № 129 от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» упорядочил правила  и нормы по государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В декабре 2006 года вышел Федеральный  Закон № 271 «О розничных рынках и  о внесении изменений в трудовой кодекс РФ» 

Одним из первых документов, подписанных  Президентом РФ Д. Медведевым при  вступлении в должность, был Указ Президента Российской Федерации от 15.05.2008 года № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». В соответствии с ним, Государственной Думой Российской Федерации были приняты Федеральные законы, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса:

1) Федеральный Закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии  малого и среднего предпринимательства  в РФ».

Данный Закон является нормативным  закреплением позиции государства  в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (далее по тексту МСП) и отправной точкой, дающей старт дальнейшим изменениям в этой сфере.

С учетом сложившейся социально-экономической  ситуации в России и изменений  в российской экономике и секторе  малого и среднего предпринимательства впервые законодательно определены категории субъектов малого и среднего предпринимательства, выделены категории микро-, малых и средних предприятий по 3-м ключевым критериям:

1. Доля участия Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц и граждан в уставном капитале.

2. Численность занятых, т. е.  персонал предприятий (от ста  одного до двухсот пятидесяти  человек включительно для средних  предприятий; до ста человек  включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек).

3. Выручка от реализации товаров  (услуг) или балансовая стоимость  активов.

Законом предусматриваются специальные  налоговые режимы, упрощенные правила  ведения налогового учета и отчетности по некоторым налогам и сборам, упрощенная система ведения бухгалтерского учета для некоторых предприятий, льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество.

Одно из принципиальных новшеств Закона (статьи 14 и 16) - введение понятия основных принципов поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) органами государственной власти и местного самоуправления.

Кроме этого, Законом  установлены особенности оказания некоторых форм поддержки. А это, в свою очередь, обеспечивает надежную фундаментальную основу для реализации государственной политики в области поддержки МСП. Субъекты малого и среднего предпринимательства получают ориентир в отношении своих прав и обязанностей. Законом предписаны требования к порядку оказания поддержки субъектам МСП: каждый субъект МСП должен быть проинформирован о решении, принятом по его обращению за поддержкой, в течение пяти дней со дня принятия такого решения (пункт 6 статьи 14 Закона).

Первый основной принцип  Закона - заявительный порядок обращения  субъектов МСП за оказанием поддержки. Но заявительный порядок - не разрешительный. Это означает, что каждый субъект МСП имеет право на обращение в государственные и муниципальные структуры поддержки предпринимательства. Но не все, подавшие заявку, смогут получить поддержку. Другими словами - предприниматель, рассчитывающий на поддержку, должен соответствовать критериям, устанавливаемым в отношении субъектов МСП в рамках той или иной программы поддержки.

В Законе предусматривается  создание реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, приведен перечень оснований для отказа субъектам малого и среднего предпринимательства в оказании поддержки. Информация из реестра подлежит обязательному опубликованию (распространению) в средствах массовой информации, а также размещается в сети интернет и представляется в виде выписок субъектам малого и среднего предпринимательства, которым предоставлена поддержка, и органам государственной власти и местного самоуправления. Данная норма устанавливается в целях осуществления общественного контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджетов всех уровней. Тем самым реализуется требование открытости информации, содержащейся в реестрах субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки (статья 8, часть 5).

Также в Законе достаточно четко прописаны ограничения на предоставление поддержки. Так, поддержка согласно Статье 14, пункт 3 не оказывается:

  • кредитным и страховым организациям (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционным фондам, негосударственным пенсионным фондам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, ломбардам;
  • участникам соглашений о разделе продукции;
  • предпринимателям в сфере игорного бизнеса;
  • нерезидентам Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации).

Принципиальное новшество  Федерального закона № 209-ФЗ в том, что  Закон говорит об инфраструктуре поддержки субъектов МСП как  о существующей реальности.

Под инфраструктурой  поддержки МСП государство понимает систему коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются и осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов МСП, обеспечивающих условия для создания субъектов МСП, и оказания им поддержки.

В соответствии с Законом, инфраструктура государственной и  муниципальной поддержки МСП включает следующие организации:

  • торгово-промышленные палаты;
  • центры и агентства по развитию предпринимательства;
  • государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства;
  • фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств);
  • акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • технопарки;
  • научные парки;
  • инновационно-технологические центры;
  • бизнес-инкубаторы;
  • палаты и центры ремесел;
  • центры поддержки субподряда;
  • маркетинговые и учебно-деловые центры;
  • агентства по поддержке экспорта товаров;
  • лизинговые компании;
  • консультационные центры и иные организации.

Информация о работе Государственное регулирование малого предпринимательства