Государственное регулирование малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование основных проблем становления и тенденций развития, сущности современного малого предпринимательства и его государственной поддержки.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность малого предпринимательства как объекта государственного регулирования;
- рассмотреть государственное управление как механизм поддержки малого предпринимательства, а также его эффективность;
- изучить зарубежный опыт государственного регулирования малых предприятий;
- оценить современное состояние малого предпринимательства в России;
- определить основные направления совершенствования государственного регулирования малого предпринимательства в России.

Файлы: 1 файл

грнэ курсач.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

Имущественная поддержка  МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях, оговаривая, что указанное имущество должно использоваться по целевому назначению (статья 18, часть 1).

Информационная поддержка  в соответствии с частью 1 статьи 19 Закона осуществляется органами государственной  власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Цель данной статьи Закона - установление нормативов на информационную поддержку МСП и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Принципиально важным с  точки зрения развития законодательства о поддержке субъектов МСП  представляется включение в Закон  статьи 19 «О консультационной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства». Это самая краткая статья Закона. Она имеет только один раздел, который говорит о видах оказания консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления и компенсации затрат (статья 19, подпункт 2) на оплату консультационных услуг.

Новаторством закона № 209-ФЗ стало введение отдельной  нормы (статья 24), стимулирующей поддержку  внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятий России. Введение специальной статьи, посвященной внешнеэкономической деятельности, свидетельствует о необходимости и важности содействия субъектов МСП в продвижении на международные рынки и повышения уровня их общей конкурентоспособности. Актуальность этого обстоятельства связана, прежде всего, с планируемым присоединением России к ВТО, процессами глобализации экономики и интернационализации бизнес-процессов, а также участием в международных производственных цепочках, что, в свою очередь, отражается и на российском малом и среднем бизнесе.

2) Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Данный Федеральный  закон устанавливает порядок  проведения проверок юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей (далее по тексту ИП) органами государственной  власти.

Проверки подразделяются на плановые и внеплановые, документарные  и выездные. Плановые проверки, как правило, должны проводиться не чаще, чем раз в три года (за исключением организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, здравоохранения и социальной сфере). Ежегодный сводный план проверок составляется Генеральной прокуратурой и размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры.

Внеплановые проверки возможны только в определенных случаях: если есть угроза причинения вреда жизни  и здоровью граждан, либо причинения вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также в случае угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Также внеплановые проверки возможны по жалобам потребителей о нарушении их прав.

Федеральный закон распространяется на все контрольные мероприятия  в отношении организаций и ИП, кроме действий, связанных с оперативно-розыскной деятельностью, дознанием, следствием и судом, административным расследованием, прокурорским, налоговым, финансовым, валютным и банковским надзором.

Федеральный закон вступил  в силу с 1 мая 2009 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

3) Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С 1 июля 2009 года вступили в силу изменения в Гражданский кодекс РФ, Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» и некоторые иные законодательные акты.

В целом, вносимые изменения  направлены на предупреждение злоупотреблений участников общества правами, связанными с отчуждением ими долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью (далее по тексту - ООО) и с выходом из состава участников общества, а также на предупреждение недобросовестного вхождения третьих лиц в состав участников общества.

2.3 Основные проблемы государственного регулирования малого предпринимательства в России

К настоящему времени  в стране формально сложилась  развитая инфраструктура поддержки  предпринимательства, которая теоретически должна создавать более благоприятные условия для формирования и развития частных фирм и способствовать экономическому росту. Однако  результаты данной стратегии далеки от ожидаемых.

Главная проблема заключается  в отсутствии тенденций экономического роста в ответ на действия государственных органов, стимулирующих и поддерживающих предпринимательство. Это отмечают многие экономисты. Тот факт, что в России на государственном уровне не обеспечивается необходимых последовательных мер, способных изменить положение дел в сфере развития предпринимательства и малого бизнеса к лучшему, вряд ли сегодня вызывает сомнения. Как первая, так и вторая, и, фактически, несостоявшаяся третья Федеральные программы развития малого предпринимательства, а также большинство аналогичных региональных программ сыграли, скорее, декларативную и политическую роль. Частичная реализация мероприятий федеральных и региональных программ не изменило неблагоприятных в целом условий функционирования малых предприятий.

Опросы предпринимателей показывают, что, невзирая на все программы поддержки, удовлетворение работой государственных органов они не испытывают. Представители предпринимательства ощущают слой чиновников как чуждый и враждебный элемент, социологи отмечают высокую конфликтность их взаимоотношений. Осуществляя финансовую поддержку малого предпринимательства, государственные органы сталкиваются не столько с проблемой недостаточности финансирования, а сколько с проблемой взаимодействия с предпринимателями. По оценкам статистических исследований, большая часть продукции и услуг производится в «теневом» секторе (по разным данным – от 40 до 60%). В подобных условиях трудно ожидать рост налоговых поступлений от малого предпринимательства в ответ на финансовые вложения. Однако  логично предположить рост просроченной задолженности по выданным кредитам, что и наблюдается со всей очевидностью.

Общие условия ведения  бизнеса складываются из большого числа  факторов, по-разному влияющих на деятельность субъектов малого предпринимательства. В то же время даже влияние одних и тех же факторов может проявляться по-разному в начале деятельности (в процессе открытия бизнеса и на первом этапе его развития) и в дальнейшем. Поэтому респондентам — субъектам малого предпринимательства было предложено оценить степень влияния факторов из представленного списка на ведение бизнеса в начале своей деятельности и на текущую деятельность предприятия (Таблица 2).

В ходе анализа реализованных  и планируемых программ поддержки  малого предпринимательства различного уровня выявляются несогласованность заявленных целей и используемых средств, недостаточная четкость идентификационных критериев. Искомые результаты Федеральной программы поддержки малого предпринимательства – это количественное увеличение зарегистрированных малых предприятий, которое должно превысить 1млн.

Удельный вес занятых  на малых и индивидуальных предприятиях, действующих без образования  юридического лица, достигнет 20% экономически активного населения. Для достижения таких целевых ориентиров необходимо обеспечить среднегодовые темпы роста количества зарегистрированных малых предприятий на уровне 4,5% в год, а прироста занятости в малом секторе – на уровне 8 % в год. Вклад малого предпринимательства в ВВП возрастет до 14 – 15%.

 

Таблица 2. Проблемы субъектов малого предпринимательства, с которыми они столкнулись в начале и в ходе своей деятельности

 

 

п/п

 

 

Проблема

% опрошенных, столкнувшихся с данной проблемой  в начале своей деятельности

% опрошенных, столкнувшихся с данной проблемой  в ходе своей деятельности

1

Нехватка собственных  финансовых средств для открытия (развития) бизнеса

62

24,2

2

Высокие ставки арендной платы

55,2

75,9

3

Проверки органами контроля / надзора и администрацией Волгограда деятельности малого предприятия

51,8

48,3

4

Высокая налоговая нагрузка

48,3

54.9

5

Нестабильность налогового законодательства

27,6

27,6

6

Отсутствие комплексной  и адресной поддержки федеральных  и региональных органов исполнительной власти

20,7

17,2

7

Проблема давления со стороны криминальных структур

20,7

34,5

8

Нехватка квалифицированного персонала

17,2

13,8

9

Проблема доступа к  арендуемым помещениям

13,8

6,9

10

Трудности с получением банковского кредита

6,9

6,9

11

Проблемы со сбытом товаров  и услуг

3,5

34,5


 

Однако достижение таких  результатов еще не означает создание системы предпринимательства, способствующего повышению эффективности управления, росту производительности труда и макроэкономических показателей, снижению социальной напряженности. [17]

К числу значимых методологических проблем относится, и усиление комплексного характера осуществляемых мер поддержки малого предпринимательства через систему государственных программ. Речь в данном случае идет о преодолении ситуации, когда поддержка оказывается не комплексно, «однобоко» и, как следствие, - весьма часто мало результативно. Например, значительные средства - как на федеральном, так и на региональном уровне - тратились и, по-прежнему, тратятся на обучение предпринимателей. Однако часто такие усилия не дают должной отдачи, т.к. действующие программы поддержки не содержат идеи «автоматического» подкрепления полученных знаний предпринимателей необходимым им минимумом «стартового капитала», возможностью получения лизинговых услуг или приобретения франшизы, возможностью достаточно льготной аренды производственного/торгового помещения и пр.

Реализация комплексного характера поддержки требует  качественно нового подхода к  сбалансированности и взаимоувязки различных блоков государственных  программ с учетом реальной потребности  тех или иных категорий малых предпринимателей. При этом, если ранее приоритет неизменно отдавался поиску стартового капитала, то теперь все более актуализируется проблема так называемой «имущественной поддержки» МП путем выделения им нежилых помещений, перераспределения территорий и помещений предприятий.

Организационно-институциональные  проблемы государственных программ поддержки малого предпринимательства порождены отсутствием на сегодняшний день единой полномочной и ответственной исполнительной вертикали осуществления государственной политики в отношении малого бизнеса, в том числе и в плане реализации целевых программ поддержки малого предпринимательства. На сегодняшний день структура органов власти и управления, обеспечивающих государственную поддержку и взаимодействие с малыми предприятиями в различных регионах России весьма неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Российской Федерации этими вопросами занимает множество органов с различным статусом, функциями, полномочиями и ответственностью.

Особой проблемой в  финансовом аспекте реализации целевых государственных программ поддержки малого предпринимательства является усиление роли банковских институтов. Речь идет об их участии в финансировании государственных программ поддержки малого предпринимательства с общей перспективой замещения «фондовой» модели финансово-операционного обеспечения указанных программ преобладающей ролью специализированных банков. Нынешнее же взаимодействие малого предпринимательства с банковско-кредитным сектором экономики следует расценить как неудовлетворительное. Это взаимодействие банков “заморозилось” на уровне преобладающего значения краткосрочного кредитования, причем преимущественно сферы торгово-посреднеческих операций малого предпринимательства. Роль банков как источника инвестиционной деятельности малого предпринимательства, их реструктуризации незначительна. Это связано с причинами, лежащими как на стороне банков, так и вне их. [16]

Информация о работе Государственное регулирование малого предпринимательства