"Утопия" Томаса Мора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Слово "топия" (от греч. topos) означало место. Приставка "у" могла происходить либо от греческого "уи", либо от "ои". В первом случае это эвтопия, во втором - утопия (место, которого нет). Безусловно, сегодня никто не смог бы даже примерно назвать количество произведений, которые можно было отнести к этому жанру.

Содержание работы

Введение. 2
Раздел I. Формирование и развитие утопических взглядов 8
Раздел II. Политико-правовые взгляды Томаса Мора: ранние произведения. 12
Раздел III. «Утопия»: критика феодального общества 19
Раздел IV. «Утопия»: принципы устройства идеального государства. 23
Заключение. 29
Список литературы. 34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 87.78 Кб (Скачать файл)

     "Я убежден, - говорил Гитлодей, заканчивая свой  рассказ  об  Утопии,  - что  нигде нет такого превосходного  народа и более счастливого  государства".36

     Поблагодарив  Гитлодея за интересный рассказ,  Мор заметил, что в  Утопии  действительно много  такого,  что  он  хотел  бы  видеть  осуществленным  на практике "в  наших государствах". Но тут  же грустно  добавил:  "Я  ...  более желаю этого, нежели  ожидаю"37 {Там же, стр. 222.}.  Иными словами,  сам Мор, подробно  описавший   в   "Утопии"   проект   переустройства   общества   на социалистических началах, мало  верил в возможность его осуществления в условиях феодальной Европы. Но социалистические идеи Мора не пропали  даром. Под влиянием этих идей были  написаны  десятки  книг,  посвященных  проблеме переустройства общества на началах равенства  и  социальной  справедливости. Мор  стал  родоначальником  целого   направления   в   истории   социализма, получившего название утопического социализма. Вместе с тем  словом  "утопия" стали обозначать всякий несбыточный проект, всякую несбыточную мечту. И  это не  случайно:  социалисты-утописты,  мечтавшие  об  установлении  на   земле справедливого общественного строя, не знали, как это сделать, не знал  этого и сам родоначальник утопического  социализма  Томас  Мор.  И  тем  не  менее историческая    заслуга    утопического     социализма     огромна.     Идеи социалистов-утопистов впоследствии послужили одной из важнейших исторических основ учения Карла Маркса о социализме.

 

Заключение.

 

 

«Утопия не представляла социальной программы для реализации, но определяла принципы, годящиеся для того, чтобы стать нормативной функцией, и посредством намеков постоянно указывала на социальные недуги и методы их лечения.»38

Вот одна из заключительных страниц книги, направленная против богачей всех времен и против богатства (интересный парадокс: легко ли обеспечить существование при запрете денег, изобретенных как раз для облегчения жизни): "И эти очень плохие люди со своей ненасытной жадностью  поделили между собой все, чего хватило  бы на всех! Сколь далеко им, однако же, до счастья государства утопийцев! Совсем уничтожив само употребление денег, утопийцы избавились от алчности. Какое множество бед отсекли  они, какую жатву преступлений вырвали  они с корнем! Ибо кому не известно, что с уничтожением денег отомрут  обманы, кражи, грабежи, раздоры, возмущения, тяжбы, распри, убийства, предательства, отравления, каждодневно наказывая, люди скорее мстят за них, чем их обуздывают; к тому же одновременно с деньгами погибнут страх, тревога, заботы, тяготы и бессонные ночи. Даже сама бедность, которой одной только, казалось, и нужны деньги, после полного уничтожения денег тут же сама исчезнет"39

Л. Фирпо не без основания  заметил, что "Утопия" одна из немногих книг, о которых можно сказать, что они повлияли на ход истории: «В них человек, измученный насилием несправедливого общества, заявляет протест, который никогда уже не будет заглушен.»40 Первый из бессильных реформаторов, замкнутый в мире чрезмерно глухом и слишком враждебном для того, чтобы выслушать его, он обучал, как вести борьбу тем единственным способом, который остается безоружным людям культуры. Обращаясь к будущим векам, они создают программы не затем, чтобы призывать к непосредственному действию, но чтобы будоражить сознание. И по сей день блестящие реалисты, которых мир с укором называет утопистами, делают именно то единственное, что им дано: как мореплаватели, потерпевшие кораблекрушение у необитаемого острова, они бросают бутылку в море с последним посланием потомкам.

Идеал бесклассового строя, в котором господствуют правильные, соответствующие природе и гуманистическому учению о нравственности общественные отношения, оставался для гуманиста  неосуществимой мечтой в условиях европейской  действительности XVI столетия. «Надежды на “просвещенного государя”, направляемого разумными советниками, обернулись трагедией».41 В народных движениях Мор, как и большинство гуманистов, видел лишь опасную для общества разрушительную силу – и трагедия Крестьянской войны в Германии, завершившейся кровавой расправой над восставшими, послужила для него лишним поводом к осуждению Лютеровой Реформации. Подобное отношение к народным массам свидетельствовало об исторической, социальной ограниченности как Томаса Мора, так и всего европейского гуманизма эпохи Возрождения.

Последователь учения Джованни Пико о достоинстве и свободе  человека, единомышленник Эразма Роттердамского, Мор не мог не выступить против религиозного фатализма лютеранской  и кальвинистской реформации, лишающего  человека свободы воли и превращающего  его в слепое орудие божественного  предопределения. “Затем, когда вы проповедуете, что наша воля лишь претерпевает и никак не действует, – писал  он в ответе ученику Лютера Иоганну  Бугенхагену42, – разве не упраздняете вы всякое человеческое стремление и всякую склонность к добродетели? Разве не сводите вы очевидно все к фатуму?” Согласно лютеранскому учению, продолжал он, “воля не есть воля, и человек, по упразднении свободы выбора, не отличается от дерева, и никакое злодеяние не может быть поставлено в вину человеку, но причины всех благих и дурных деяний с необходимостью относятся к богу...”43.

Трагедия Томаса Мора не сводится к его гибели на эшафоте. Трагедия заключалась в крушении гуманистической культуры, павшей жертвой  социальных и национальных конфликтов XVI в. Мечтавшие о всеобщем согласии гуманисты в условиях распада европейского единства пытались ухватиться за отжившую и ложную идею единства католического мира. И тем самым изменяли себе: идеал всеобщности обретал контрреформационные черты, возникала опасность перерождения гуманизма в “католический иезуитизм”, о котором писал Ф. Энгельс. Католическая реакция была направлена не только против реформационных религиозных движений, но и против светской гуманистической культуры. В папский “Индекс запрещенных книг”44 были занесены произведения Эразма Роттердамского и многих других представителей гуманистического свободомыслия, его предшественников, современников и учеников. Многие из гуманистов оказались жертвой инквизиционных преследований. Гуманистический лагерь распался. Одни связали свою судьбу с Реформацией, другие – с католицизмом (и в том, и в другом случае ценой отхода от основных идей гуманистической философии). Подлинными наследниками и продолжателями гуманистической традиции оказались лишь те из них, которые отказались принять участие в конфессиональной борьбе и продолжали отстаивать идеалы “всеобщего” внеисповедного христианства, все более приближавшегося к “всеобщей религии” позднейшего деизма или к освобожденной от религиозной формы системе общечеловеческой морали.

Взгляды Мора на будущее  общество, несмотря на все их недостатки и утопические черты, близки и  понятны строившим реальный до недавнего  времени социализм и коммунизм. Обрисованный в «Утопии» идеал пронизан мыслью, что люди созданы для нормального  человеческого труда и что  все это достигается только при  условии ликвидации частной собственности. Томас Мор не раскрыл в «Утопии» планов перехода к описанному им будущему строю. Он отверг путь реформ сверху, но не высказался и в пользу революционных преобразований. Его отношение к народным движениям было сложным. Нельзя сказать, как это чаще всего пишут о Море, что он боялся революционных выступлений народа. Наоборот, он называл в «Утопии» мятежный дух угнетенных благородным духом и наделял утопийское государство функцией помощи другим народам в свержении у них тирании. Однако Томас Мор видел и то, что массы во время происходивших в ту эпоху восстаний и широких народных движений мало осознают свои интересы, легко становятся игрушкой ловких политиков, далеки от тех стремлений, которые могут привести к правильному преобразованию общественных и политических отношений. Таким образом, Мор не видел выхода из этой проблемы. В самой «Утопии» возникновение идеального государства объясняется мудрой деятельностью его мифического основателя Утопа, но это не более как литературный прием. Мор очень хорошо понимал всю сложность ликвидации частной собственности в обществе его времени. Он показывал в «Утопии», как существование частной собственности ведет к тому, что стремление к ней делается всеобщим. Только утопийцам удалось истребить у себя «корни честолюбия и раздоров». Вопрос о том, как можно этого добиться в реальной действительности, Томас Мор оставляет открытым. В нерешенности проблемы перехода к социализму особенно сказывается утопизм социалистических взглядов Мора, тесно связанный с непониманием закономерностей исторического развития. Небольшая книжечка Т.Мора уже при его жизни переиздавалась трижды и была переведена на французский, немецкий, итальянский и фламандский языки. С тех пор она выдержала огромное количество изданий и переводов. На ее идеи опирались последующие социалисты-утописты.

 

Список литературы.

 

 

 

  1. Мор Т. Золотая книга, столь же полезная как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия – М.: Наука, 1973.- 94 с.
  2. Мор Т. Эпиграммы – М.: Наука, 1973.-125 с.
  3. Платон. Собрание сочинений в 3-х тт./Пер. Е. Городецкий-М., 1971/ т.1
  4. Осиновский И.Н. Жизнь и творчество Томаса Мора – М.: Наука, 1973.-125с.
  5. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т 3: От Возрождения до Канта – СПб, ТОО ТК «Петрополис», 1994.- 531 с.
  6. Антология мировой политической мысли: Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. В 5-ти томах. Т. 1 / Отв. ред.: Миголатьев А.А.; Ред.-сост.: Алисова Л.Н., Жовтун Д.Т. - М.: Мысль, 1997. - 832 c.
  7. Бакулов Б.Д. Утопия и утопизм в политико-правовой теории и практике – Ростов-на-Дону:Изд-во РГУ, 2002. - 48 с
  8. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. Учеб. пособие – М.: Высш. школа, 1980.–368 с.
  9. История политических и правовых учений: Учебник/Под ред. О.Э.Лейста. – М.:Юридическая литература, 2004. – 354 с.
  10. Нерсесянц В.С. История политичеких и правовых учений – М.: Москва, 1998. – 722 с.
  11.   Пельман Р. История античного коммунизма и социализма. СПб., 1910, с. 55.
  12. Рассел Б.История западной философии – М.: Наука,1993.-318 с.
  13. Чаликова В.А. Утопия и утопическое мышление: Антология зарубежной литературы – М.: Наука,1991.-397 с.
  14. Шадурский М.Н. Литературная утопия от Мора до Хаксли – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 147 с.
  15. Штэкли А.Э. Утопии и социализм – М.: Москва, 1992 – 270 с.
  16. Утопический роман XVI – XVII веков – М.: Художественная литература, 1971. – 491 с.
  17. Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. ред. А.И.Володина.- М.: Политиздат, 1982. – 620 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Шадурский М. Литературная утопия от Мора до Хаксли-М.: Издательство ЛКИ, 2007.-25 с.

2 Осиновский И.Н. Жизнь и творчество Томаса Мора.  – М.: Наука, 1973.- с.2

3 Томас Мор. Эпиграммы// История Ричарда III/ Пер. с лат. Ю.Ф. Шульца-М.: «Наука», 1973.

Томас Мор. «Золотая книжечка, столь же полезная как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» - М.: Наука, 1973. – 94 с.

Осиновский И.Н. Жизнь и творчество Томаса Мора. – М.: Наука, 1973. – 125 с.

4 Чаликова В.А. Утопия и утопическое мышление: Антология зарубежной литературы – М.: Наука,1991.-397 с.

Утопический роман XVI – XVII веков – М.: Художественная литература, 1971. – 491 с.

Бакулов Б.Д. Утопия и утопизм в политико-правовой теории и практике – Ростов-на-Дону:Изд-во РГУ, 2002. - 48 с

Горфункель А.Х. Философия  эпохи Возрождения. Учеб. пособие  – М.: Высш. школа, 1980.–368 с.

Рассел Б. История западной философии – М.: Наука, 1993.-318 с.

Шадурский М.Н. Литературная утопия от Мора до Хаксли – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 147 с.

Нерсесянц В.С. История политичеких  и правовых учений – М.: Москва, 1998. – 722 с.

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т 3: От Возрождения до Канта – СПб, ТОО ТК «Петрополис», 1994.- 531 с.

История политических и правовых учений: Учебник/Под ред. О.Э.Лейста. – М.:Юридическая  литература, 2004. – 354 с.

5 Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. ред. А.И.Володина.- М.: Политиздат, 1982. – с. 152

6 См.: Там же. - с. 141

7Штэкли А.Э. Утопии и социализм – М.: Москва, 1992 – с. 41

8 Бакулов В. Д.  Утопия и утопизм в политико-правовой теории и практике -Ростов на Дону, 2002. –с. 34

9 Пельман Р. История античного коммунизма и социализма. СПб., 1910, с. 55.

10 Книга Ямбула дошла до нас в изложении Диодора Сицилийского (Историческая библиотека, II, 55-60). По мнению некоторых ученых, Ямбул был уроженцем Набатеи, государства на юге Палестины. См. : И. Шифман. Набатейское государство и его культура. М. , 1976, с. 85-86.

11 Платон. Собрание сочинений в 3-х тт./Пер. Е. Городецкий-М., 1971/ т.1 с. 65

12 Ге́нрих VII (англ. Henry VII; 28 января 1457 — 21 апреля 1509) — король Англии и государь Ирландии (1485—1509), первый монарх из династии Тюдоров.

13 Елизавета I (7 сентября 1533 — 24 марта 1603), королева Бесс[1] — королева Англии и королева Ирландии с 17 ноября 1558, последняя из династии Тюдоров

14 Генрих VIII Тюдор (англ. Henry VIII, 1491—1547) — король Англии с 1509, сын и наследник короля Генриха VII, второй британский монарх из династии Тюдоров

15 Уильям Гроцин (1446-1519) - выдающийся английский ученый-гуманист, воспитанник Оксфордского университета.

16 Линакр Томас ( 1460?-1524), англ, врач и филолог-классик, к-рого наз. "реставратором обучения" в Англии

17 Джон Колет ( 1466—1519) — декан собора святого Павла в Лондоне, каплан Генриха VIII.

18 Эразм Роттердамский (27 октября 1466? — 12 июля 1536) — один из наиболее выдающихся гуманистов, которого вместе с Иоганном Рейхлином современники называли «двумя очами Германии».

19 И.Н.Осиновский. Жизнь и творчество Томаса Мора-М.: «Наука», 1973. – с.17 .

20 И.Н.Осиновский. Жизнь и творчество Томаса Мора-М.: «Наука», 1973. –с. 25.

21 Lehmberg, S. E. "Sir Thomas More's Life of Pico Della Mirandola."

22 Томас Мор. Эпиграммы: Поэма на коронацию Генриха VIII-М.: “Наука», 1973,-с.10

23 См.: Там же. - с. 13

24 Библиотека всемирной литературы. Утопический роман XVI – XVII вв: «Утопия» Томаса Мора-М.: «Художественная литература», 1971- с.9 .

25 Томас Мор. «Золотая книжечка, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии»-М.: «Наука», 1978, с. 51-52

26 См.: Там же. - с. 62-63

27 Томас Мор. «Золотая книжечка, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии»-М.: «Наука», 1978, с. 66-67.

28 См.: Там же. - с. 47

29 Томас Мор. «Золотая книжечка, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии»-М.: «Наука», 1978, - с. 45

30 См.: Там же.-с. 35

31 Томас Мор. «Золотая книжечка, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии»-М.: «Наука», 1978, с. 41

32 И.Н.Осиновский. Жизнь и творчество Томаса Мора-М.: «Наука», 1973. – с. 32

33 Томас Мор. «Золотая книжечка, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии»-М.: «Наука», 1978,-с.76

34 Томас Мор. «Золотая книжечка, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии»-М.: «Наука», 1978, - с. 67

35 Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. Учеб. пособие – М.: Высш. школа, 1980.– С.216

36 Томас Мор. «Золотая книжечка, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии»-М.: «Наука», 1978,-с.69

37 См.: Там же. - с. 73

38 Д. Антисери, Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней: Томас Мор и "Утопия"-М.:Просвещение,  с. 132 .

39 Томас Мор. «Золотая книжечка, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии»-М.: «Наука», 1978,-с. 79

40 Чаликова В.А. Утопия и утопическое мышление: Антология зарубежной литературы – М.: Наука,1991.-с. 175.

41 Рассел Б. История западной философии – М.: Наука, 1993.-с. 271.

Информация о работе "Утопия" Томаса Мора