"Утопия" Томаса Мора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Слово "топия" (от греч. topos) означало место. Приставка "у" могла происходить либо от греческого "уи", либо от "ои". В первом случае это эвтопия, во втором - утопия (место, которого нет). Безусловно, сегодня никто не смог бы даже примерно назвать количество произведений, которые можно было отнести к этому жанру.

Содержание работы

Введение. 2
Раздел I. Формирование и развитие утопических взглядов 8
Раздел II. Политико-правовые взгляды Томаса Мора: ранние произведения. 12
Раздел III. «Утопия»: критика феодального общества 19
Раздел IV. «Утопия»: принципы устройства идеального государства. 23
Заключение. 29
Список литературы. 34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 87.78 Кб (Скачать файл)

Так, например, утопии Томаса Мора и первых социалистов предвосхищены уже последователями Зенона.  Как ученик киников, Зенон отстаивал принцип космополитизма. Все разнообразие законов и систем правления ничего не значило в его глазах перед фактом единства человеческого рода. Он требовал от греков, чтобы они смотрели на всех людей «как на своих сограждан». Этот проект универсального Космополиса, развитый в XX веке Гербертом Уэллсом, был новым явлением в античной мысли. Он родился в эпоху мировых держав и подготовил почву для идей, легших в основу Римской империи. Сторонясь политики, Зенон, однако, задумывался над проблемами социального устройства. Наилучшей формой правления он считал естественный союз свободных граждан, которые подобны стаду, «пасущемуся на общих пастбищах, согласно общему закону».9 Это было как бы мечтой о возвращении к первобытным временам «золотого века».

Социальные идеи стоиков  нашли свое отражение в фантастическом романе сирийца Ямбула, жившего в III веке до н.э.10 Ямбул рассказывал, как после долгих приключений оказался на неведомом острове за Африкой, где нашел племя блаженных людей. Они свободны от нужды и болезней, и жизнь их длится сто двадцать лет (после чего островитяне добровольно принимают смерть). У них нет центральной власти, люди трудятся сообща и друг для друга, причем занятия их постоянно меняются; каждый владеет множеством профессий.

Так же, не следует забывать, что у истоков утопии стоит  Платон как автор диалогов Государство, Политик, Тимей, Критий. Самый важный диалог Платона "Государство" состоит в общем из трех частей. В первой части (до конца книги пятой) обсуждается вопрос о построении идеального государства; это самая ранняя из утопий. Граждане по Платону разделены на три класса: простых людей, воинов и стражей. Только последние должны обладать политической властью. В первый раз они должны избираться законодателем; после того их звание обычно переходит по наследству. Основной проблемой является обеспечение того, чтобы стражи осуществляли намерения законодателя. Культура должна быть предназначена для превращения людей в благородных, воспитание должно, прежде всего развивать у детей такие качества, как серьезность, соблюдение внешних приличий и мужество. Друзья, говорит он, должны иметь все общее, включая женщин и детей. "Все эти женщины должны быть общими всем этим мужчинам, ни одна не должна - жить честно ни с одним"11.Основная мысль состоит в том, чтобы свести к минимуму частнособственнические чувства и таким образом устранить препятствия, стоящие на пути к господству духа общественности, так же как и обеспечить молчаливое согласие с отсутствием частной собственности.

 В отличие от древних  мыслителей у Мора мы находим  не только идею общественной  собственности и всеобщей обязательности  труда, но и принцип коллективного  труда и коллективного производства, требования общественного распределения  продуктов труда. Ему принадлежит  первая постановка вопроса о  ликвидации противоположностей  между городом и деревней, умственным  и физическим трудом. Он выдвинул  задачу дать иные, чем в современном  ему мире, функции государственной  власти, не отказываясь, подобно  защитникам первобытнообщинного  строя, от самого ее существования,  но предлагая новые формы и  принципы ее организации.

 

 

Раздел II. Политико-правовые взгляды Томаса Мора: ранние произведения.

 

 

Основатель утопического социализма Томас Мор (1478 – 1535 гг.) открыл эпоху Возрождения в Англии, завершённую творчеством Шекспира и Бэкона и хронологически почти совпавшую с правлением Тюдоров, от коронации Генриха VII 12( 1485 г.) до смерти королевы Елизаветы13 ( 1603 г.). Он был зачинателем новой английской прозы.

С конца XV века феодальная Англия постепенно преобразуется в классическую страну первоначального накопления. Во времена правления Генриха VII растут поборы и подати, идёт конфискация имущества непокорных феодалов. Начинаются «огораживания»: крестьяне сгоняются с земли во имя торжества промышленного развития. Машинная техника способствует производству всё новых и новых товаров. Обогащение беспощадно, здесь хороши любые средства, законные и незаконные, и Англия стонет от злоупотреблений. Приход к власти Генриха VIII14 ( 1509 г. ) поначалу оживляет надежды на восстановление справедливости. Новый король провозглашает всеобщую амнистию.  Объявляет себя гуманистом, покровительствует учёным, поощряет рост мануфактур. Но социальные контрасты при нём лишь усиливаются: с одной стороны, невиданная роскошь, власть и богатство имущих, с другой – нищие бывшие крестьяне и ремесленники, отчаявшиеся, преследуемые неумолимым законом, рабочие руки которых никому не нужны. Это было время того самого Генриха VIII, который, сбросив маску человеколюбия, оказался вероломным и жестоким деспотом; он отправил на эшафот многие тысячи людей низшего и высшего знания. Но это было время и Томаса Мора, в глухой тьме произвола предвидевшего новую справедливость.

Трудно представить себе более противоречивую, контрастную  судьбу, чем его судьба. Выходец  из семьи потомственных юристов, Томас Мор сделал невиданную политическую карьеру от  члена парламента до лорда-канцлера Англии ( 1529 г. ). Он сторонник  монархической  власти, и он же дерзко препятствует королям в их противозаконных  действиях, защищая права и привилегии граждан-ремесленников. С ним советуется Генрих VIII , он даёт Мору ряд важнейших дипломатических поручений. Заключение мира между Англией и Францией, с одной стороны, с Испанией – с другой ( 1539 г. ) на выгоднейших условиях – это, например, несомненная заслуга Мора. И тот же Генрих VIII обвиняет его в государственной измене и осуждает на мучительную казнь. Не в «Утопии» тут дело и не во взглядах учёного-гуманиста. «Утопия» в те времена представляется королевской власти безобидной сказкой. Нет, Мор осмелился противодействовать Реформации, он сохранил верность папе и отказался принести присягу королю как главе новой англиканской церкви. Почему же? Ведь он был веротерпимым и свободомыслящим человеком. Но он опасался, что реформация внесёт смуту в народ. Вот почему он старался воспрепятствовать не только новой волне огораживаний, но и секуляризации церковных и монастырских земель. Этого королевская власть ему простить не смогла.

Жизнь Мора в Лондоне в  течение первого десятилетия  XVI в. — это время напряженных духовных исканий. Еще студентом он сблизился с кружком выдающихся оксфордских гуманистов — Уильямом Гроцином15, Томасом Линакром16 и Джоном Колетом17. С этим кружком был тесно связан и Эразм18, который стал одним из ближайших и любимейших друзей Мора. Под руководством своих друзей — оксфордских гуманистов Мор с увлечением и упорством изучал сочинения отцов церкви — Иеронима и Августина. Уже покинув университет и переехав в Лондон, Мор рьяно принялся за греческий язык, которому его обучали Гроцин и Линакр. Это дало ему возможность познакомиться с произведениями великих античных философов, историков, писателей: Платона, Аристотеля, Плутарха, Лукиана. Читая древних авторов, Мор вместе со своими друзьями и наставниками размышлял о жизненном призвании и нравственном долге человека перед обществом, о том, как реформировать католическую церковь, погрязшую в пороках, невежестве и суевериях, как сделать жизнь менее жестокой, более разумной и справедливой. Вот что волновало Мора и его друзей. Ответ на все эти вопросы гуманисты пытались найти в трудах древних философов, в Евангелии, на основе которого, по их мнению, только и возможно было создать справедливое общество. Так думали. Мор, Эразм и их друзья — оксфордские гуманисты. «Однако сила гуманистов была не столько в их глубоком знании древних языков и античных авторов, сколько в ясном понимании пороков современного общества и государства, в их непримиримости к суевериям, невежеству лжеученых схоластов, сословному чванству власть имущих, в искреннем стремлении путем просвещения и нравственного воспитания народа и правителей добиться справдливого и разумного переустройства общества.»19 Эти лучшие черты гуманизма XVI в. отразились в «Похвале глупости» Эразма Роттердамского, латинских стихах Томаса Мора и особенно в его «Утопии». Интерес гуманистов к древним языкам и античному наследию отражал определенную систему взглядов, был выражением их метода познания общественных явлений.

Первым делом следует  остановиться на том, что из английских гуманистов Мор был первым, кто перевел с греческого и опубликовал по-латыни произведения Лукиана.  Он лично перевёл четыре диалога («Киник», Менипп», «Любитель лжи», «Тираноубийца»).  Вместе с Эразмом Роттердамским   Мор опубликовали свои оригинальные ответы-декламации на «Тираноубийцу», каждый из которых был намного пространнее самого произведения Лукиана. Столь пристальное внимание обоих гуманистов к «Тираноубийце» вряд ли случайно, учитывая их интерес к проблеме совершенного политического устройства, отразившийся в ряде последующих произведений. «Кроме обычных упражнений в латинском красноречии в ответах Мора и Эразма проявилась специфическая особенность гуманизма — внимание к проблеме совершенного устройства общества.»20 Характер возражений Мора и Эразма на «Тираноубийцу» имеет важное значение для понимания антитиранической направленности складывавшейся гуманистической концепции начала XVI в. Конечно, рассуждения Мора и Эразма по поводу «Тираноубийцы» нельзя рассматривать как памфлет против тирании. Тем не менее мы вправе предположить некую связь между размышлениями гуманистов о сопротивлении дурным правителям и насущными политическими проблемами времени, обусловленными историческим процессом возникновения в Европе абсолютных монархий. Отчетливо выраженная антитираническая направленность этой самой ранней совместной публикации Мора и Эразма позволяет выявить идейные истоки политической доктрины гуманистов начала XVI в.

Ведя напряженную деловую  жизнь лондонского адвоката, Мор  не прекращал своих литературных занятий. В 1510 г. в качестве юриста Мор  назначается одним из помощников шерифа Лондона. В этот период Мор  уже был известен среди ученых своими переводами Лукиана. В 1510 г. был  опубликован также его перевод с латыни на английский биографии Пико делла Мирандолы21 вместе с его письмами и этическими наставлениями «12 мечей духовной битвы». Мор считал итальянского гуманиста образцом истинной христианской любви и благочестия, достойным всяческого подражания. Наследие Пико воспринималось им в русле духовных исканий Колета и Эразма, призывавших осуществить на практике заветы Христа и тем самым обновить церковь и преобразовать общество на началах справедливости и благочестия.

Впрочем, гуманиста волновали  не только проблемы этики, но и политики, в частности вопрос о наилучшем  устройстве государства. Мор ставит политическую и этическую проблему – проблему тирании и моральной ответственности государя перед подданными.  Осуждая злодея и тирана Ричарда III, Мор тонко анализирует политические приемы, использовавшиеся этим государем в борьбе за власть, а также характерные для того времени методы управления подданными, сочетавшие политический произвол с демагогией и лицемерной апелляцией к религии и морали. Мор не только осуждал тиранию Ричарда с точки зрения гуманистической морали, но и глубоко осмысливал систему управления в условиях королевского деспотизма. Затронутый автором «Истории Ричарда» круг этических и политических проблем обнаруживает внутреннюю связь с темой «Утопии», создававшейся примерно в тот же период. Указанные вопросы этики и политики, в частности о наилучшем политическом устройстве, рассматриваются Мором как в «Утопии», так и в ряде латинских стихотворений, написанных в эти годы. Среди них — латинская поэма Мора на коронацию Генриха VIII, стихи о добром и злом правителе, о народе, дарующем власть правителям, а также о преимуществах коллективной формы правления перед единоличной — сената перед монархией — и т. д.

Поэма Мора на коронацию  Генриха  VIII -  это не  просто  праздничный панегирик,  написанный  ради  торжественного  случая;  это,   по   существу, гуманистическая политическая  программа,  противопоставляющая просвещенную монархию деспотизму. Поэма отражала политические идеалы как самого Мора, так и его друзей-гуманистов,  видевших  в образованном  Генрихе VIII  будущего покровителя ученых и возможного сторонника гуманистической реформы общества. В этом смысле Генрих VIII  был для Мора  неким антиподом предшествующему государю, допускавшему налоговый произвол, террор и беззакония в политике. В том,  что Генрих VIII якобы решил прекратить  произвол  и добровольно отказался от "власти без границ"22, которая нравилась его отцу, Мор видит особую  заслугу молодого короля, ибо, "как и должно, отцу родину он предпочел"23, т. е.  благо и процветание страны поставил выше своих  сыновних  чувств. Итак, гуманистическая направленность произведения  Мора  очевидна.  Его поэма - это целая  программа  деятельности  просвещенного  монарха,  который заботится о благе  народа,  о  мире  в  королевстве,  не  терпит  произвола, защищает законы и не стремится к "власти без границ", т.  е.,  по  существу, руководствуется гуманистической философией.

Должность помощника шерифа Лондона способствовала еще более  тесному контакту Мора с влиятельными купеческими кругами Сити. В 1515 г. ему была поручена ответственная  миссия оратора от Сити при встрече  нового венецианского посла. В мае  того же года, по предложению лондонских купцов, Мор был включен в состав королевского посольства во Фландрию. История этого посольства впоследствии была описана самим Мором в  первой книге «Утопии».

Мор превосходно справился  с миссией купеческого посредника и дипломата. Во время поездки  состоялось знакомство Мора с выдающимся нидерландским гуманистом Петром Эгидием. Между Мором и Эгидием завязалась тесная дружба, отразившаяся в их переписке, а главное увековеченная в «Утопии». Тогда же вдали от родины Мор и начинает работу над «Утопией», главным произведением  в своей жизни, увековечившим его имя и давшим начало такому направлению политической мысли, как утопический социализм. Этому роману Томаса Мора и будет посвящена основная часть работы, так как он занимает центральное место в его творчестве и наиболее полно раскрывает картину его политических и правовых взглядов.

«Мор заметил однажды, что, предаваясь различным семейным и общественным обязанностям, он не оставлял ничего «себе, то есть литературе».24 Суть своего таланта, своего призвания он видел именно в писательском труде. И хотя литературное наследие Мора не столь уж велико, влияние его было огромным. Миниатюрные комедии,  сатиры, эпиграммы. Стихотворения, названия которых примечательны – «О жажде власти», «Воля народа даёт короны и отнимает их». Но истинную, не меркнущую в веках славу принесла Томасу Мору «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии».

Книга состоит из двух частей. Вторая, большая из них и  написанная сначала, излагает утопийский образ  жизни, в то время  как первая часть, написанная после второй, дает прежде всего  весьма критическое описание современной Англии.

 

Раздел III. «Утопия»: критика феодального общества

 

 

 Страшную картину бедствий, обрушившихся на английских крестьян  в  связи с огораживаниями, обезлюдение деревень и толпы  нищих,  бредущих  по  дорогам  страны, Мор рисует  в  первой  книге,  "...  С  тех  пор   как  один  обжора, ненасытная  и жестокая язва отечества,  уничтожает межи полей, окружает  единым забором несколько тысяч  акров",  крестьяне-арендаторы,  "опутанные  обманом" или  "подавленные насилием"25, оказываются выброшенными вон.  Несчастным  людям некуда деться, им негде искать средства к жизни - "никто ведь не нанимает их труд, хотя они самым пламенным образом предлагают  его".  Там,  где некогда трудилась целая деревня хлебопашцев, теперь достаточно и одного пастуха. Что же остается  этим  обездоленным  людям,  "как  не  воровать  и  попадать  на виселицу... или скитаться и нищенствовать?" 26

Информация о работе "Утопия" Томаса Мора