Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 14:04, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет философии: природа, генезис, культура. Место и роль философии в культуре (медицине). Функции философии.
Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. Философия – это знания о мире как едином целом и человеке в нём, об отношении человека к миру, о путях и способах познания и практическом освоении человеком окружающей действительности, о будущем мировоззрения.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.doc

— 665.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

49. Хосписное  движение как альтернатива «смерти  с участием врача».

Хоспис – это бесплатное государственное учреждение, которое обеспечивает уход за тяжело больным человеком, облегчение его физического и психического состояния, а также поддержание его социального и духовного потенциала.

Идеи хосписного движения в настоящее время распространяются по всей России. Всего в нашей стране сейчас существует около 45 хосписов, более чем в двадцати разных областях.

Зачастую слово «хоспис» ассоциируется у людей с неким домом смерти, куда люди помещаются на длительный срок доживать свою жизнь в изоляции от мира. Но это заблуждение. Система хосписов развивается, становится более популярной, ориентированной на человека и его потребности. Главная идея хосписа – обеспечить достойную жизнь человеку в ситуации тяжелой болезни. Современные российские хосписы работают практически так же, как и обычные онкодиспансеры, но специализируются на помощи пациентам в особо сложных случаях. Эта идея находит свое выражение в понятии паллиативной помощи.

Паллиативная помощь – помощь, обеспечивающая оптимальный комфорт, функциональность и социальную поддержку пациентам (и членам семьи) на стадии заболевания, когда специальное, в частности противоопухолевое лечение, уже невозможно. В этой ситуации борьба с болями и иными соматическими проявлениями, а также решение психологических, социальных или духовных проблем больного приобретает первостепенное значение. Формы и методы системы паллиативной помощи используются в хосписах.

Основой успеха паллиативной помощи является длительное профессиональное постоянное наблюдение за больным. Возможности повышения качества жизни онкологическим больным на сегодняшний день достаточно велики. Эта проблема может решаться с использованием тех же лечебных методик, которые применяются при осуществлении радикального противоопухолевого лечения. Паллиативная помощь дает шанс вернуться к прерванному лечению, например, меняет показатели крови в лучшую сторону, обеспечивая возможность повторить курс терапии и т.п.

То есть, паллиативное лечение представляет собой раздел онкологии, когда проводимое противоопухолевое лечение не позволяет пациенту радикально избавиться от болезни, а приводит только к уменьшению опухолевого поражения или снижению степени злокачественности опухолевых клеток.

Паллиативное лечение направлено на решение нескольких задач:

обеспечивает уменьшение боли и смягчение других беспокоящих больного симптомов;

включает психологическую и духовную поддержку больного;

предлагает систему, поддерживающую у больного способность как можно более длительно вести активную жизнь;предлагает систему оказания помощи семье больного во время его болезни.

Именно идея паллиативной помощи лежит в основании концепции хосписа.

Хоспис – это учреждение, причем государственное и бесплатное для больных, которое обеспечивает достойную жизнь при тяжелой стадии заболевания. Он обеспечивает амбулаторную и стационарную помощь больным, которая в зависимости от нужд пациента и его семьи, может оказываться в виде промежуточных форм – дневного стационара, выездной службы.

Основные положения концепции хосписов

1. Хоспис оказывает помощь  преимущественно онкологическим  больным с выраженным болевым  синдромом на тяжелой стадии  заболевания, подтвержденного медицинскими документами.

2. Первичным объектом медико-социальной  и психологической помощи в  хосписе являются больной и  его семья. Уход за больными  осуществляет специально подготовленный  медицинский и обслуживающий  персонал, а также родственники больных и добровольные помощники, прошедшие предварительное обучение в хосписе.

3. Хоспис обеспечивает  амбулаторную и стационарную  помощь больным. Амбулаторная помощь  оказывается на дому бригадами  выездной службы хосписа («хоспис  на дому»). Стационарная помощь в зависимости от нужд больного и его семьи оказывается в условиях круглосуточного, дневного или ночного пребывания больных в стационаре.

4. Вся совокупность медико-социальной  и психологической помощи больному  должна быть направлена на  ликвидацию или уменьшение болевого синдрома и страха смерти при максимально возможном сохранении его сознания и интеллектуальных способностей.

5. Каждому больному в  хосписе должен быть обеспечен  физический и психологический  комфорт. Физический комфорт достигается созданием в стационаре условий, максимально приближенных к домашним. Обеспечение психологического комфорта осуществляется на основе принципа индивидуального подхода к каждому больному с учетом его состояния, духовных, религиозных и социальных нужд.

6. Источниками финансирования хосписов являются бюджетные средства, средства благотворительных обществ и добровольные пожертвования граждан и организаций». Поэтому услуги хосписа бесплатны для жителей закрепленной за ним территории. Но большинство российских хосписов имеет платные отделения и платные услуги, которые могут быть оказаны по выбору пациента.

50. Этические  и юридические проблемы начала  жизни. Этика аборта, стерилизации  и контрацепции.

Аборт. Античка – норм. Христианство – осуждает. СССР – беспл. Для всех. С 2007 г. До 12 нед.

Контрацепция. Античка – норм. С религиозной морали – воздержание. 

Предельно эффективным методом контрацепции является стерилизация - "перевязка" или создание искусственной непроходимости маточных труб при мини-лапаротомии, лапароскопии или гистероскопии. Однако возможна и сегодня получает распространение не только женская, но и мужская стерилизация (вазэктомия).

51. Эмбрион  как биоэт. Суррогатные матери  и их права. Этические теории  и репродуктивный контроль. Этические  и юридические проблемы репродуктивного и терапевтического клонирования.

Статус эмбриона: 1 позиция – плод обладает всеми правами (китайская, консерваторы)

2 позиция – либералы  против прав плода.

С т.зр. сворем. Эмбриологии человек форир. Сразу после слияния гамет.

Суррогатные матери – в учережд. С лицензией, должны быть мед. Показания. Договор, письменное согласие. Суррогатная мать может не дать своего согласия на то, чтобы в свидетельстве о рождении ребенка были указаны его биологические родители. суррогатная мать может заблаговременно получить информацию обо всех аспектах предстоящей процедуры: юридических и медицинских последствиях ее решения, о здоровье, внешних данных и даже национальности биологических родителей. Однако сведения об искусственном оплодотворении женщины и имплантации эмбриона, а также личная информация доноров составляют врачебную тайну.

Клонирование – точное воспр-ие биол. Объекта люьое кол-во раз. Технически возможно, но этически не подготовлено. Общество не готово. Сегодня это нарушение морали и этики человека. Преступление. Клон м.б. оболочкой без души. Запрещено в Англии, Германии. Жизнь – не товар.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

52. Этические  и юридические проблемы медицинской  генетики и проведения биомедицинского  исследования.

Можно без преувеличения утверждать, что биоэтика получила непосредственный толчок к развитию благодаря современным достижениям в области генетики и генной инженерии. Ниже приведены некоторые исторические этапы развития генетики, которые необходимо знать для правильного понимания этических терминов проблемы:

  • 1956 год – «повторное» открытие хромосом человека как генетического материала;
  • 1967 год – начало использования методов пренатальной диагностики;
  • 1969 год – открытие явления эндонуклеоза;
  • 1988 год – применение генной терапии в клинике.

Мы становимся свидетелями ускорения темпов развития этой науки. В современную медицину входят такие методики, как ДНК-диагностика, генная терапия. Биотехнология и генная инженерия переживают эпоху стремительного развития.

Этическая оценка уже достигнутого отличается многообразием точек зрения. Оптимисты видят огромные перспективы, открывающиеся в области генетической терапии и биотехнологии. Оптимистическое отношение более свойственно ученым – непосредственным участникам работ, молекулярным биологам, генетикам. Другая точка зрения более распространена среди юристов и философов. Те, кто ее придерживается, весьма озабочены возможностью генетических изменений, которые, однажды начавшись, могут “изменить генетический портрет человечества настолько, что в соотнесении с последствиями этой “революции” могут показаться ничтожными последствия существовавших войн и катастроф”. Понятно, что представители как первой, так и второй точек зрения заинтересованы в формировании законодательной базы, благоприятствующей их интересам. Эти позиции чрезвычайно трудно поддаются сравнению, поскольку в основе первой лежит прагматический аргумент и фактологически подтвержденная база. Однако само присутствие в качестве философской основы принципа прагматизма не делает эту точку зрения предпочтительной a priori . Аргументы второй группы, более связаны с вероятностью, нежели с конкретным фактом, но именно отсутствие утилитарной этики, когда речь идет о человеке (согласно Канту человек не может рассматриваться как средство для осуществления любой, даже самой благой цели) позволяет прислушиваться к ней.

Нравственный фактор никогда еще не был так важен для развития биологии и медицины. Именно научные открытия послужили причиной того, что этика, имеющая прямое отношение к проблемам человеческой жизни, становится объектом пристального внимания не только среди круга специалистов, но в самом широком смысле становится связующим звеном, позволяющим разрешить проблему доверия всех членов общества к научному сообществу.

Проблема эта – проблема доверия, основанная в случае, например, генной терапии на добросовестном определении возможных пользы и вреда, а в случае генной диагностики на принципах соблюдения врачебной тайны и принципе уважения автономии личности актуализирует значение биоэтики не только в качестве зоны диалога, направленной на решение обсуждаемых задач, но и в качестве элемента формирующего правовую базу в науке.

Первые правовые документы были сформированы на основе заключений конференции 1975 года, проходившей в Азиломаре, участниками которой являлись крупнейшие специалисты в области молекулярной генетики. Впервые на этой конференции был выработан принцип классификации степеней опасности, составлен список запрещенных экспериментов, а также указана необходимость законодательной регламентации и наблюдения в отношении генноинженерной деятельности. Наиболее важными юридическими документами в настоящее время являются:

  • «Всеобщая декларация о геноме человека и о правах человека», принятая на Генеральной ассамблеей ЮНЕСКО в 1997г. и которая является первым, как сказано в предисловии, всеобщим правовым актом в области биологии;
  • «Конвенция Совета Европы о защите прав и достоинства человека в связи с приложениями биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине», принятая в 1996 году странами – участниками Евросовета (где геному человека целиком посвящены статьи 11-14 раздела VI). Комитет Министров Совета Европы одобрил и дополнительный протокол (в числе других дополнительных протоколов) запрещающий клонирование человека;
  • Рекомендация №Р(92)3 Комитета Министров Совета Европы по проблемам диагностики и массового генетического обследования населения, проводимого в целях охраны здоровья;
  • Руководство ВОЗ «Proposed International Guidelines on Ethical Issues in Medical Genetics and Genetic Services», посвященное этическим проблемам медицинской генетики . (1997 год).
  • Заявление ВОЗ в отношении клонирования человека (« Declaration sur le clonage », Rapp . №756- CR /97) (1997 год).

«Конвенция Совета Европы о защите прав и достоинства человека в связи с приложениями биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине» опирается на положение от том, что «интересы и благо отдельного человека превалируют над интересами общества или науки» (ст. 2). Глава VI озаглавлена «Геном человека» и содержит следующие статьи, текст которых ниже приводится целиком:

Статья 11. (Запрет на дискриминацию)

Любая форма дискриминации в отношении лица по признаку его генетического наследия запрещается.

Статья 12. (Прогностическое генетическое тестирование)

Прогностические тесты на наличие генетического заболевания или на наличие генетической предрасположенности к тому или иному заболеванию могут проводиться только в медицинских целях или в целях медицинской науки и при условии надлежащей консультации специалиста-генетика.

Статья 13. (Вмешательство в геном человека)

Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено лишь в профилактических, диагностических или терапевтических целях и только при условии, что оно не направлено на изменение генома наследников данного человека.

К Конвенции имеется дополнительный протокол о запрете клонирования человека.

53. Этические  и юридические проблемы трансплантации  органов и тканей. Этика передачи  в дар органов.

Проблема коммерциализации в трансплантации.

Известно, что купля-продажа донорских органов запрещена и международным, и российским законодательством. Данный запретительный принцип находится в согласии с основным законом нравственных взаимоотношений между людьми, который полагает, что человек не может рассматриваться как средство для достижения цели другого человека и этическим пониманием человека как личности (а не вещи), обладающей достоинством, волей и свободой.

С данными этическими положениями тесно связан вопрос о правовом статусе трансплантатов. Запрет на куплю продажу человека распространяется и на его органы и ткани. Превращаясь в “биологические материалы” и представляя собой, средство трансплантации, они не должны становится средством коммерциализации, по причине их принадлежности к человеческому организму. Поскольку органы и ткани человека являются частью человеческого организма, они не соответствуют понятию вещи. А, следовательно, не должны иметь рыночного эквивалента и становиться предметом сделки купли-продажи.

Тем не менее, подобные сделки и отношения существуют. Это объясняется тем, что медицинское учреждение, осуществляющее изъятие, превращается в собственника трупного трансплантационного материала, с ожидаемым для него (медицинского учреждения) последствиями и действиями в качестве субъекта всего комплекса отношений, возникающих при обращении с донорскими органами и тканями. В условиях рыночных отношений статус учреждения-собственника трансформирует органы и ткани, отделенные и отчужденные от человека, в объекты со статусом вещей.

Придание отделенных от организма органам и тканям человека, статуса вещей, имеет своим логическим следствием признание возможности их купли-продажи, стирая при этом различие между вещью и личностным существованием человека. Нетрудно определить степень общественной опасности, возможной в случае игнорирования этических ценностей, как фундаментальных оснований социальной жизни.

Этические принципы, ограничивающие коммерциализацию трансплантации, представляют собой своеобразные «барьеры» на пути возможных опасностей. Эту же задачу выполняют этические принципы, регулирующие постановку диагноза «смерть мозга», которые мы рассмотрим ниже.

Этические проблемы, связанные с констатацией смерти человека по критериям смерти мозга.

Исторически критериями смерти человека считалось отсутствие самостоятельной деятельности двух систем организма: дыхательной и сердечной. Сегодня к традиционным, историческим критериям добавился еще один – «смерть мозга». Для появления критерия «смерти мозга» существовало несколько предпосылок.

Концепция «смерти мозга». Концепция «смерти мозга» основывается на следующем понимании смерти человека: смерть человека – это необратимая деструкция и/ или дисфункция критических систем организма, т. е. систем, незаменимых (ни сейчас, ни в будущем) искусственными, биологическими, химическими или электронно-техническими системами, а не заменим только мозг.

Как отмечает известный реаниматолог А.М Гурвич, принимая критерием смерти человека, смерть мозга, общество столкнулось с тремя определениями смерти мозга:

  • согласно первому определению смерть мозга – это гибель всего мозга, включая его ствол, с необратимым бессознательным состоянием, прекращением самостоятельного дыхания и исчезновением всех стволовых рефлексов;
  • второе определение: «смерти мозга» - это гибель ствола мозга (при этом могут сохраняться признаки жизнеспособности мозга, в частности их электрическая активность);
  • и третье определение: «смерти мозга» - это гибель отделов мозга, ответственных за сознание, мышление, т. е. за сохранность человека как личности.

Из этих трех определений наиболее полным является первое, еще раз повторю его: смерть мозга – это гибель всего мозга, включая его ствол, с необратимым бессознательным состоянием, прекращением самостоятельного дыхания и исчезновением всех стволовых рефлексов.

Это определение принято подавляющим большинством стран мира и в том числе и Россией. Смертью мозга считается гибель всего мозга, мозга как целого, с корой, всеми полушариями и отделами, включая ствол, только это является смертью мозга. Если же есть хоть какой то признак жизни, какой либо из структур головного мозга, то это что угодно, но не смерть мозга.

Не редко смешиваются понятия «смерть мозга» и «биологическая смерть» в чем здесь суть?

В Приказе МЗ РФ №73 от 4.03.2003 разъясняются эти понятия: «смерть мозга проявляется развитием необратимых изменений в головном мозге, а в других органах и тканях частично или полностью, биологическая смерть выражается посмертными изменениями во всех органах и системах, которые носят постоянный, необратимый, трупный характер».

Важно сказать, что хотя критерий смерти мозга и принят в медицине, но не все в обществе его однозначно принимают. Это связано, с традиционными представлениями людей о сердце, как основе жизнедеятельности человека.

В некоторых странах, например в Дании, а также в американских штатах Нью-Йорк и Нью-Джерси законодательство позволяет отказываться от констатации смерти по новому критерию в том случае, если человек, будучи живым, или его родственники после его смерти не соглашаются с этим критерием.

Этико-правовое регулирование посмертной эксплантации органов и (или) тканей человека.

Основным источником органов и тканей для трансплантации является трупное донорство. Существует несколько видов, юридического регулирования изъятия органов у умершего человека.  

 Виды юридического регулирования изъятия органов у умершего человека.

Существуют три основных вида: это рутинное изъятие, принцип презумпции согласия и принцип презумпции несогласия. Суть принципа рутинного забора заключается в том, что тело после смерти человека согласно этому принципу становится собственностью государства. Это означает, что решение об изъятии органов принимается исходя из интересов и потребностей государства. Такая модель имела место в советской системе здравоохранения с 1937 г. и сохранялась до 1992 года. Рутинное изъятие утратило свою правомерность в современном обществе, поэтому правильнее будет сказать, что основных принципа два: пр. презумпции согласия и пр. презумпции несогласия. Презумпция согласия действует в России, Австрии, Бельгии, Испании, Чехии и Венгрии и ряде других стран. Презумпция несогласия закреплена в законодательствах США, Канады, Германии, Франции, Португалии, Голландии и фактически действует в Польше.

54. Этические  и юридические проблемы СПИДа  и оказания психиатрической помощи.

Нельзя быть полностью застрахованным от заражения. Стигматизация – навешивание ярлыков на категорию людей. Люди, которые недостаточно знают о ВИЧ и его действии на организм, ассоциируют ВИЧ-инфекцию с очень плохим самочувствием и ужасным пугающим изменением внешности. Люди, пребывающие в страхе из-за собственного незнания, не только необоснованно преследуют ВИЧ- инфицированных, но и сами приходят в состояние возбуждения и нервозности и заражают этим состоянием других, также плохо информированных людей.

Один из основных этико-правовых принципов защиты психически больных, как он сформулирован в вышеназванном документе ООН, гласит: «Ко всем лицам, страдающим психическим заболеванием, следует относиться гуманно и с уважением к достоинству человеческой личности».

«Женевская декларация» ВМА (1948 г.) предписывает каждому врачу не допускать никакой дискриминации пациентов отдельных групп, в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, этнической и национальной принадлежность, заболеванием и недееспособностью.

Госпитализация на добровольной основе, но есть исключения: больной может нанести вред себе или окружающим, беспомощен, его заболевание относится к крайне тяжелым, показано только стационарное лечение.

55. Центральные  ценности медицинской практики. Иерархия ценностей. Компетентность. Убытки и относительная приоритетность благополучия пациента.

Роль профилактики в сохранении здоровья. Пирогов "Будущее принадлежит мед-й проф-ке."

Это комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение заболеваемости населения.

Виды: 1) первичная – система мер, предупрежд. возникн. и риска развития заболеваний.(вакцины, кач. питание, физ. активность) На гос. Уровне. 2) вторичная – комплекс мер направленный на устранение выраженных факторов риска, кот. могут привести к возникн., обострению или рецидиву заболевания.(диспансеризация) 3) третичная – реабилитация больных, утративших возможность норм. жизнедеят-ти. Выделяют индив-ю и общ-ю проф-ку.

Отличие профилактики от лечения – при лечении врачи и пациенты сталкиваются с риском побочных эффектов. При профилактике такого риска быть не должно.

Валеология – наука об индивид. здоровье челолвека.

Гл. задача медицины – формирование потребностей, ведущих к здоровью.

56. Философские  проблемы медицины. Философские  основания медико-биологического  знания. Зависимость медицины от философских предпосылок на примере различий западной и восточной медицинских школ.

Основные философские проблемы медицины, такие как аборт, эвтаназия, отношения врач-пациент, и т.д., связаны с пониманием жизни и смерти, их границ. Если смерть существует, то как именно происходит умирание, т.е. где границы бытия и небытия.  Страдания человека понимаются по-разному на протяжении всей истории.

с накоплением новых научных сведений происходит качественное изменение нравственно-этического медицинского менталитета. Он получает своё новое философско-методологическое и морально-этическое обеспечение. Это даёт повод мыслящим врачам рассматривать современное развитие практической медицины, теоретизацию медицинского знания сквозь призму философского самосознания.

У философии и медицины один объект познания – человек, поэтому развиваться они могли лишь совместно.

Научно-медицинское (теоретическое) познание исторически зарождалось вместе с философскими учениями древних греков. Начиная с пробуждения интереса у мыслящих врачей к философскому постижению первопричин мира, места и роли человека в нем, медицина стала активно насыщаться философским смыслом. Немного позже у медиков появилась и устойчивая мыслительная потребность в целостном (объемном) взгляде на системную телесно-духовную сущность человека. В конце концов естественным образом сформировалась диалектическая взаимосвязь между философским осмыслением природы, роли и назначении человека и зарождающимся клиническим мышлением, стремящимся объяснить порой парадоксальные явления в человеческой жизнедеятельности.

 

57. Философские  идеи в античном естествознании  и медицине. Пифагорейская медицина. Гиппократ и его школа. Гуморальная  теория. Гален. Этика в контексте  античной философии и медицины.

Античная философия, возникшая на рубеже VII-VI в. до н.э. в малоазиатской части тогдашней Эллады - Ионии, означала зарождение философии как отдельной дисциплины. Античной философией мы называем учения, возникшие в Древней Греции и Древнем Риме. Ей предшествовала мифология Древней Греции, нашедшая свое выражение, главным образом, в эпических произведениях Гомера «Иллиада» и «Одиссея», а также Гесиода (VI-VII вв. до н.э.).

 

Натурфилософские взгляды Демокрита оказали влияние на формирование мировоззрения Гиппократа (460-337 гг. до н.э.) — наиболее известного представителя древнегреческой медицины. Все, изучавшие творения Гиппократа, видят его историческое значение в двух следу- ющих важных заслугах: во-первых, в том, что он положил начало собственному методу медицины — «наблюдению у постели больного» и, во-вторых, в том, что он является автором учения об основных типах телосложения и темперамента у людей, давшего тем самым ключ к пониманию физиологии и патологии человека, и, следовательно, к его врачеванию.

Многие годы считалось, что Гиппократ выделил медицину из философии. Правильнее, наверное, говорить о том, что он поставил философию на службу медицине, синтезировал философские и медико- гигиенические представления.

Гиппократ является родоначальником клинической медицины. Он рассматривал организм как сложную систему органов. Установил зависимость между состоянием организма и окружающей средой, а также то, что исход лечения находится в прямой зависимости от защитных сил организма («природа лечит, а врач наблюдает»). Велика заслуга Гиппократа в изучении нравственных основ врачевания, примером чему служит неувядаемая «клятва Гиппократа».

Гиппократ преодолевал мистику, религиозность, антинаучное восприятие окружающего мира и, таким образом, открыл возможность для дальнейшего развития медицины как науки и как искусства.

 

Гуморальная теория (humoral theory)

Учение о «соках» тела впервые было сформулировано Гиппократом. Он развил идею, позаимствованную из философии Эмпедокла, полагавшего, что Вселенная создана из четырех основных элементов — земли, воздуха, огня и воды и что все известные вещества представляют собой различные сочетания этих элементов. Четырем элементам соответствуют четыре качества: теплое и влажное (воздух), холодное и сухое (земля), теплое и сухое (огонь) и холодное и влажное (вода). Что же касается челов. тела, то в нем эти элементы принимают форму четырех жидкостей, или «соков» организма: крови, черной желчи, желтой желчи и слизи (флегмы). Эти «соки», по Гиппократу, составляют основу челов. тела и могут служить причиной болезни либо здоровья, в зависимости от их соотношения, избытка или недостатка.

Оставленное Гиппократом наследие позволило Галену, личному врачу императора Марка Аврелия, сформулировать учение о четырех типах темпераментов и увязать их с теорией «телесных соков» Гиппократа, чтобы можно было объяснить индивидуальные различия в поведении и доминирующих эмоциях людей. Сангвинический темперамент или чрезмерная веселость обусловлены избытком крови, а меланхолический темперамент — избытком черной желчи. Чрезмерное содержание в организме желтой желчи — причина холерического темперамента (вспыльчивость, вспышки гнева), а повышенное содержание слизи — причина флегматичности.

Учение о четырех «соках» тела и базирующаяся на нем классиф. темпераментов оставались в силе примерно до 1400 г. н. э. и продержались до наступления эпохи Ренессанса и возрождения медицины. Хотя эти представления и не дожили до наших дней, они оставили свой след в таких выражениях английского языка, как, например, good humor (благодушие, букв. «хорошая телесная жидкость»), bad humor (дурное настроение, букв. «плохая телесная жидкость») и humorous (забавный, смешной, веселый). Отголоски этих представлений слышны также в теориях типов личности, которые описывают людей по преобладанию определенного темперамента.


 

58. Просветительский  материализм XVIII века. Д. Дидро. Этические  и социально-философские учения  Ж.Ж. Руссо.

Философия XVIII в. в Европе продолжает и развивает идеи XVII в. В этот период происходит дальнейшее обобщение философской мыслью достижений науки и общественной практики. Философские идеи пропагандируются более широко, так как в XVII в. философские сочинения писались только на латинском языке и были известны лишь ограниченному кругу людей: в XVIII в. сочинения философов пишутся и издаются на языке страны, в которой живет философ, или языке народа, который знакомится с сочинениями зарубежного мыслителя.

В философии XVIII в. значительное развитие получает материализм во взглядах на объяснение явлений природы. Выдающееся историческое значение имеет французский материализм, который не просто выступил против средневековой схоластики и всех тех учреждений, которые несли на себе печать антигуманизма средневековья, но и с обоснованием своего миропонимания и человеческих интересов.

Конечно, философия XVIII в. неоднородна: в ней присутствует как материалистическая, так и идеалистическая мировоззренческие ориентации, атеистические и деистические взгляды. Часто идеализм и материализм, религия и наука идут рядом.

Следует отметить, что философия XVIII в. развивалась, прежде всего, как философия просвещения; в статьях энциклопедий и словарей, памфлетах и полемических изданиях широко комментировались научные и философские идеи, которые облекались в живую, доходчивую, остроумную форму, привлекая людей не только логической доказательностью, но и эмоциональной воодушевленностью. 

Дидро понимает движение в более широком варианте не только как механическое перемещение, но также, как любое, присущее телам изменение, рост или разрушение.

Материя, утверждает Дидро, состоит из множества составных частей – элементов и каждому из этих элементом присуще особое качество. Источником любого движения является противоречивость и разнородность материальных частиц.

Дидро полагал себя монистом – материя есть единственная субстанция. Сознание является свойством высокоорганизованной материи. Сознание возникает как следствие становления человека как биологического создания, где происходит развитие материи и ее усложнение. Тем самым, Дидро предвосхитил

эволюционные теории. Мыслитель утверждал познаваемость мира и оказал значительное развитие на материализм и атеизм.

 

Руссо, Жан-Жак — фр. социальный и политический мыслитель, писатель, философ. Особенности этических взглядов Р. определяются прежде всего его социально-политической позицией. Отвергая порядки и нормы жизни феодального об-ва. Р. восставал также против складывающихся отношений капиталистической эксплуатации, против буржуазного эгоизма, безудержной жажды наживы и связанных с этим нравственных пороков.

Резкой, подчас парадоксальной, критике он подверг основанную на неограниченном господстве частной собственности цивилизацию, придя к выводу, что прогресс культуры в этих условиях привел к социальному и нравственному регрессу, к утрате людьми свободы и счастья. Основа нравственности, по Р., — в первоначальных, не испорченных рассудочной цивилизацией естественных стремлениях человека, к-рый по природе своей добр; ему присуще самосохранение, не перерастающее в эгоизм и умеряемое естественным состраданием.

Но естественный человек изолирован; поэтому правовые и моральные нормы, регулирующие его поведение в об-ве, непосредственно не могут быть выведены из природы. Они возникают в результате «общественного договора» создающего коллективный организм — гражданское об-во, в к-ром поступки человека принимают нравственный характер, понятие справедливости занимает место инстинкта, голос долга — место физического импульса.

Важнейшие моральные качества общественного человека, с т. зр. Р., — трудолюбие, простота быта и нравов, честность и прямодушие, наконец, гражданственность, самоограничение личного интереса во имя интересов общественных. Последнее приобретает особое значение, поскольку в построенном на уравнительности и принципе народовластия идеальном об-ве, как его мыслил Р., хотя и отсутствуют крайности бедности и богатства, обеспечены свобода, равенство и счастье граждан, но сохраняется частная собственность, а вместе с ней и постоянная угроза роста эгоизма, Р. отстаивает принцип гражданской дисциплины, допуская суровые меры принуждения по отношению к эгоистическому индивиду.

карающее божество условием прочности государства. Предписания его «гражданской религии» и определяют нормы морали и обязанности граждан, святость «общественного договора» и законов. В то же время Р., оправдывает революцию против деспотизма, нарушившего «общественный договор»: «Пока народ, принужденный повиноваться, повинуется, он поступает хорошо; но как только, имея возможность сбросить с себя ярмо, народ сбрасывает его, он поступает еще лучше».

Из всей системы взглядов Р. вытекают его новаторские для того времени педагогические идеи, Гл. задачу воспитания Р. видел в формировании человека и гражданина без применения насилия над личностью ребенка путем развития естественных задатков и способностей. Идеи Р. оказали влияние на социально-политические и этические взгляды деятелей фр. революции, особенно якобинцев (проповедь «республиканской добродетели», осуждение эгоизма и богатства, культ «верховного существа»).

59. Эволюция  гегелевской школы и антропологический  материализм. Фейербаха.

Гегельянство (Гегельянская школа) — философское направление, опирающееся на наследие Гегеля. Зародилось в Германии в 30-х гг. XIX века и сразу разделилось на две партии, которые были обозначены как левое и правое гегельянство.

Правые гегельянцы или, как их ещё называли, старогегельянцы (Габлер, Гинрихс, Гёшель, Дауб, а также Кейзерлинг) занимали консервативные позиции. Они усматривали в учении Гегеля прежде всего абсолютный идеализм. Бог (Абсолютный дух) провиденциально и последовательно раскрывает себя в истории, а государственный порядок (немецкий, прежде всего) является подлинным выражением высшей справедливости.

Левые гегельянцы за основу брали диалектический метод Гегеля. Бога они мыслили пантеистически и нередко уклонялись в материализм (Карл Маркс, Людвиг Фейербах), поскольку только в природе Бог обретает конкретность, а в человеке - самосознание. Отсюда антитезис применялся в том числе к государству и религии, которые воспринимались как исторические формы саморазвития человеческого духа.

Левые гегельянцы были решительными радикалами в политике и вольнодумцами в религии (Бруно Бауер, Давид Штраус), которые не отрицали личности Иисуса Христа, но отвергали все чудеса, как противоречащие законам природы. В конце 1841 г.берлинскими младогегельянцами основывается атеистический клуб «Свободных».

Рассадником гегельянства в России стал кружок Станкевича, однако интерес к учению Гегеля носил поверхностных характер западнической моды на «европейскую философию» (прежде всего Шеллинга, но также Канта и Фихте). Первым в 1837 году познакомил кружок Станкевича с учением Гегеля был Бакунин, который воспринял его как обоснование практики бунта (антитезис мирового развития).

Ревностным гегельянцем на первых порах стал Белинский, хотя немецкого он не знал, а работы Гегеля в то время ещё не были переведены на русский язык. Белинский популяризовал тезис Гегеля о том, что «все действительное разумно». Однако вскоре интерес к гегельянству в России угас из-за неприятия диктата всеобщего, который принижал фактор личности в истории.

Неогегельянство зарождается в Англии после выхода в свет книги Стирлинга «Секрет Гегеля». В конце 19 века это направление получает широкое распространение и воспринимается как ответ засилью позитивизма и материализма. К концу 20-х годов XX века школа абсолютного идеализма (англо-саксонское неогегельянство) прекратила своё существование, не выдержав соперничества с развившейся в Великобритании аналитической философией и с американскими прагматизмом и неореализмом.

Антропологический материализм Л. Фейербаха

В середине XIX века с острой  критикой  идеализма  выступил  немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки зрения  Фейербаха,  идеализм  есть  не  что иное, как рационализированная религия, а философия и религия  по  самому  их существу противоположны  друг  другу.  В  основе  религии лежит вера в догматы, тогда как в  основе  философии  -  знание,  стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому  первейшую  задачу  философии Фейербах видел в  критике  религии,  в  разоблачении  тех  иллюзий,  которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней  по  духу идеалистическая философия возникают,  по  мнению  Фейербаха,  из  отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов,  которые в действительности принадлежат самому человеку. Согласно  Фейербаху,  для  освобождения  от  религиозных  заблуждений необходимо понять, что человек - не  творение  бога, а часть - притом наиболее совершенная - вечной природы.

Материализм  Фейербаха  существенно  отличается  от  материализма XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую  реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. Он характеризуется как антропологический,  так  как  в  центре внимания Фейербаха не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека,  Фейербах  отвергает  его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого «Я». Духовное начало в человеке не  может быть отделено от телесного,  дух и тело - две  стороны  той  реальности, которая  называется организмом. Человеческая природа толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид  для него -  не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода.

Началом материалистического  периода  в  творчестве  Фейербаха следует считать 1839 год. Именно в этом  году  он  окончательно  порывает  с гегелевской философией и становится материалистом. Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи  недоволен абстрактным  мышлением,  Фейербах  апеллирует  к  чувственному   созерцанию, полагая, что ощущение  составляет  единственный  источник  нашего  познания. Только то, что дано через органы чувств, обладает,  по  Фейербаху,  подлинной  реальностью.   
Религия как проблема проходит красной нитью через творчество  Фейербаха.  Он  пишет, что его первой мыслью был бог, второй –  разум, а третьей и последней – человек. Фейербаха интересует не идея человечества, а реальный человек, который, прежде всего – природа, тело, чувственность и потребности.

Теизм неприемлем, ибо не бог творит человека, а человек создает бога.  Фейербах провозгласил  материализм и атеизм, признал, что природа существует независимо от сознания, что она есть  основа,  на  которой  вырос человек, что вне природы и человека нет ничего, и что созданное  религией божественное существо есть лишь фантастическое отражение человеческой сущности. В 1867-69 годах Фейербах  пишет  свое  главное  этическое  произведение  –  «Эвдемонизм»,  в котором утверждает, что стремление к  счастью  является  двигательной силой поведения людей, основой моральных отношений.

Фейербах по-новому интерпретирует понятие «объект». Понятие объекта первоначально формируется в  опыте  человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой  человек, «Ты». Из внутренней связи людей, основанной  на  чувстве  любви,  возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна  встать на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям.

60. Диалектический  материализм и советская медицина.

Диалектический материализм –  Это интерпретированная диалектика Гегеля, является философской основой марксизма. Учение, заложенное Марксом, Энгельсом и Лениным. В СССр Был обеспечен государственной поддержкой. Марксистско-ленинская этика – обязательный предмет.

Центральная идея диалектического материализма — взаимопроникновение и взаимопорождение противоположностей.  Основан на онтологической первичности материи относительно сознания и постоянного развития материи во времени. Согласно диалектическому материализму: 1) материя — единственная основа мира; 2) мышление — неотъемлемое свойство материи; 3) движение и развитие мира — результат преодоления его внутренних противоречий.

61. Роль  медицины в развитии цивилизаций. Медицина и общественный строй. Возможность альтернативного общественного  развития.

Цивилизация – целостная обществ. система, включающая множество взаимосвязанных эл-тов: религия, культура, экономика, политика и биосоциальную организацию. Медицина сопровождает человека от рождения до смерти. Сильно влияет на общество. Медицина - открытая наука.

3 этапа развития медицины: 1) Как таинство ( суеверие, колдовство). Жили 18-20 лет. Развита народная медицина. 2) 19 в. Микробная М. Главное открытие – микробная теория болезни. Сформировалось представление о гигиене. Создание антибиотиков. Резко увел. Продолжительность жизни. 3) Молекулярная медицина. Открытие ДНК в 1953г. Проект Геном Человека – в 2003г расшифрован.

Будующее за: геномной медициной (плохо развивается), стволовыми клетками, тканевой инженерией, онлайн взит к врачу. Поб. Эффект: отсутствие духовности.

 

 

 

16. Философское  открытие бессознательного. Бессознательное и сознательное в человеке (3.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм).

Проблема бессознательного и сознательного в философской антропологии отражает важную сторону существования человека. 
Длительное время в философии доминировал принцип антропологического рационализма — человек, его мотивы поведения и само бытие рассматривались только как проявление сознательной жизни. Человек в этом плане выступал лишь как «человек разумный». Но с Нового времени в философской антропологии все большее место занимает проблема бессознательного. 
Определяющее влияние на разработку этой проблемы оказал Фрейд, открывший целое направление в философской антропологии и утвердивший бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и существования. Бессознательное - могущественная сила, которая противостоит сознанию.

Согласно его концепции, психика человека состоит из трех пластов. Самый мощный слой «Оно» находится за пределами сознания. В нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти, прежде всего сексуального характера, и вытесненные из сознания идеи. Затем следует слой сознательного — «Я» (Ego) человека. Верхний пласт— «Сверх-Я» (Super Ego) — это идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура. По Фрейду человеческое «Я» вынуждено разрываться между неосознанными осуждаемыми «Оно» и культурной цензурой «Сверх-Я». Таким образом, собственное «Я» не является «хозяином в своем собственном доме». Именно сфера «Оно», всецело подчиненная принципу удовольствия и наслаждения, оказывает, по Фрейду, решающее влияние на мысли, чувства и поступки человека. Человек — это существо, управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо). 
Драматизм усиливается тем, что среди бессознательных влечений имеется и врожденная склонность к разрушению и агрессии, которая находит свое предельное выражение в «инстинкте смерти», противостоящем «инстинкту жизни». В конце концов Эрос и Танатос рассматриваются им как две наиболее могущественные силы, определяющие поведение человека.

Проблема бессознательного интересовала и швейцарского психиатра Юнга. Однако он выступил против трактовки человека как существа эротического и попытался более глубоко дифференцировать фрейдовское «Оно». В частности, Юнг выделил в нем помимо личностного бессознательного, как отражение в психике индивидуального опыта, еще и более глубокий слой — коллективное бессознательное, которое является отражением опыта предшествующих поколений. Содержание коллективного бессознательного составляют общечеловеческие первообразы — архетипы (например, образ матери-родины, народного героя, богатыря и т.д.). Совокупность архетипов образует опыт предшествующих поколений, который наследуется новыми поколениями. Архетипы лежат в основе мифов, сновидений, символики художественного творчества. Сущностное ядро личности составляет единство индивидуального и коллективного бессознательного, но основное значение имеет все-таки последнее. Т.о., человек — существо архетипное.

Проблема бессознательного и сознательного развивалась и другими представителями психоанализа. Американский неофрейдист, социальный психолог и социолог Фромм выступил против биологизации и эротизации бессознательного и подверг критике теорию Фрейда об антагонизме между сущностью человека и культурой.

Одним из наиболее важных факторов развития человека, по Фромму, является противоречие, вытекающее из двойственной природы человека, который является частью природы и подчинен ее законам, но одновременно это и субъект, наделенный разумом, существо социальное. Это противоречие он называет экзистенциальной дихотомией. Она связана с тем, что ввиду отсутствия сильных инстинктов, которые помогают в жизни животным, человек должен принимать решения, руководствуясь своим сознанием. Но получается так, что результаты при этом не всегда оказываются продуктивными, что порождает тревогу и беспокойство. Поэтому «цена, которую человек платит за сознание», — это неуверенность.

Альтернативой обществу «обладания», порождающего «рыночного человека», должно быть, по Фромму, общество, в котором на первое место ставится бытие самого человека. Изменение способа существования человека и его характера связывается им как раз с изменением самого общества, в котором основным принципом существования человека будет «быть», а не «иметь».

Оценивая роль бессознательного в концепции Фрейда и его последователей, следует сказать, что сама постановка проблемы является несомненной заслугой Фрейда. Подход к человеку и его существованию через соотношение бессознательного и сознания вносил новые моменты в философское понимание этой проблемы. Однако у Фрейда наблюдается явная абсолютизация роли бессознательного. Выступив против абсолютизации роли сознания в жизнедеятельности человека, представители этого направления впали и в другую крайность. Так, у Фрейда квинтэссенцией человека оказалось либидо (сексуальная энергия). 


 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"