Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 07:33, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет философии. Основные черты философского знания. Функции философии.
Филосо́фия (любовь, стремление к мудрости) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.
Специфика философского знания 1. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно: • имеет очень много общего с научным знанием — предмет,
методы, логико-понятийный аппарат;• однако не является научным знанием в чистом виде.

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ В АСПИРАНТУРУ философия.docx

— 95.10 Кб (Скачать файл)

8. Философские школы эпохи эллинизма.

Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Марк Аврелий и др.) Гл.проблемы – мораль и свобода чел-ка, познание и т.п. Завершаюший период Др.Греческой Ф., по содержанию Ф-кой мысли: Эллинизм. В условиях серьезных общ-ных потрясений Ф.-кая мысль сосредоточилась на субъетивном мире чел-ка. Ф.теперь не ищет истину, она стремится оправдать сущ-щее положение дел и смирить чел-ка. Было множ-во школ и направлений. 
Киники: Антисфен – опрощение жизни, отказ от потребностей, призывал быть ближе к природе. Диоген – моральн.свобода-это отказ от желаний, надо учиться жить независимо от них. Самое важное – смирение. Все сущее- едино, все историч.разделения и границы-ничтожны и искусственны. Скептики (рассматривающий, исслед-щий, критикующий): счастье сост-т в невозмутимости и в отсутствии страданий. Следует воздерживаться от категоричных суждений. Однако скептицизм Пиррона (основоположник Ск-зма)-это не полный агностицизм,т.к. наши чувственные восприятия вполне достоверны. Эпикурейцы. Эпикур развивает атомистическую теорию Демокрита, при этом отказываясь от его фатализма (вера в свое предопределение). Он признает объективность случайности, обосновывая ее принципом «отклонения» атомов. Гл.этический принцип – поиск спокойного, размеренного удовольствия, ищет способ избавления чел-ка от страдания, не ставит целью нах-ние теор-кой истины, получ-ия чистого знания. Для счастливой жизни необх-мо: отсутсв-ие телесного страдания, невозмутимость души, дружба. Живя нравственно и разумно м.достичь наивысшего счастья – избавившись от страданий. Стоицизм. (с III века до н.э. до III в. н.э.). Этика Стоицизма базируется на принципах согласия с природой и подчиненности Судьбе. Основатель Зенон из Китая. Поздний стоицизм в основном Римский – Марк Аврелий (император): «не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним».  Гл.ценности-покой и терпение. Добродетель – основа любого блага. Принцип Зенона: «Жить согласно с природой и это то же самое, что жить согласно с добродетелью». Имеется четыре добродетели в жизни: мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Ориентируясь не на принятую жизнь, а на праведную. По давней античной традиции огонь считался стоиками осн.элем-м мироздания. Представители Марк Тулий Цицерон, Плутарх, Сенека.

9. Общие принципы средневекового мировоззрения.

Вера как основа религиозного мировоззрения оказала мощное воздействие на характер философского мышления этой эпохи. Догматы христианского вероучения стали основанием развития проблемного поля и определения принципов средневековой философии. Среди них следует выделить: теоцентризм, креационизм, супранатурализм, символизм, провиденциализм и эсхатологизм.  Именно в рамках этих религиозных установок развивалась философская мысль Западной Европы на протяжении десяти столетий. Теоцентризм средневековой философии был связан с идеей единого и единственного Бога как абсолютного бытия, высшей ценности и конечной цели всякого существования. Бог выступал как исходный и конечный пункт всех человеческих суждений и действий, как основание решения всех философских проблем, как руководящий принцип построения системы богословского и философского знания. Согласно принципу креационизма, мироздание есть благое творение Бога, полное целесообразности. В нем господствует универсальная гармония и взаимосоотнесенность вещей.  Строение космоса качественно неоднородно и подчинено строгой иерархии. Бог, будучи абсолютной Личностью, создал этот мир из «ничего», исходя из своей доброй воли, и он, будучи «тварным», стоит бесконечно ниже своего творца. Созданная Богом материя («прах земной») может быть преодолена, поэтому весь природно-космический универсум рассматривался как подножие небесного, божественного царства. Принцип креационизма предполагал наличие в природе трансцендентной, божественной целесообразности, сообщенной всему тварному миру Богом, предопределяющим индивидуальное развитие каждого существа. В соответствии с учением Фомы Аквинского, все в мире расположено по ступеням иерархической лестницы, начинающейся в области неодушевленных вещей и возвышающейся – через человека – до ангелов, святых и, наконец, до самого Господа Бога.  
Принцип супранатурализма означал, что Бог, обладающий сверхприродным бытием, абсолютно не зависим от природы и человека, природа же, как и человек, напротив, полностью зависят от Бога. Бог никогда не сливается с природой, превосходя ее во всем и пребывая вне природы, над миром. Однако, он пронизывает универсум божественным светом (энергией), поддерживая и контролируя его существование, порядок и целостность.  
Для средневекового миросозерцания был характерен крайний символизм. Согласно данному принципу, все видимые вещи способны воспроизводить вещи невидимые, хотя не все они в одинаковой мере прозрачны. Природа понималась как великая, таинственная Книга, в которой все зримое предстоит как совокупность символов незримой, сокровенной и неопределимой сущности Бога. Развитое Аврелием Августином понимание исторического процесса как пути к «Царству Божьему» составило краеугольный камень всей средневековой историографии. Главной движущей силой истории считалось внеисторическое божественное провидение. Люди – только актеры драмы, автором которой является Бог. Руководимая Богом история должна преодолеть себя в приходе «грядущего мира» – вечности. Индивидуальное спасение рассматривалось как часть всемирной истории, поскольку наступление «будущего века» окажется сроком для воскресения умерших праведников. Ключевым событием мировой истории считалось рождение Христа.

10. Философская идея схоластики. Дискуссия об «универсалиях»

Схоластика (6-15вв.)  Церковь становится выше государства, Апостол Пётр - 1-й епископ римской церкви, церковь обладает запасом церковной благодати, наибольшим запасом обладает папа римский. В проблеме соотношения веры и разума возникает два направления - диалектика (философия) и антидиалектика. Основная   задача схоластов - не исследование действительности, а поиск рационального доказательства всего  того, что провозглашала вера. Три основные цели  - 1) с помощью разума легче проникнуть в истины веры и тем самым приблизить их содержание к мыслящему духу человека, 2) придать религиозной и теологической истине  систематическую форму при помощи философских методов, 3) используя философские аргументы, исключить критику святых истин. В  схоластический метод состоит в формально-логической операции вывода. Главное предназначение схоластистической философии -  слияние с теологией.

Дискуссия об универсалиях длилась практически в течение всего Средневековья, а по значимости являлась если не самой главной, то одной из важнейших философских проблем этой эпохи. «В начале было слово», — провозглашает Библия. Неудивительно, что философы обратились к выяснению того, что есть «слово» (т.е. понятие) и как оно соотносится с конкретными вещами. Поэтому суть спора об универсалиях (общих понятиях) состояла в вопросе соотношения идеальных понятий и реального бытия вещей или, иными словами, в соотношении общего и единичного, мышления и действительности. Вопросы об универсалиях были поставлены Порфирием в конце III в. В схоластический период сформировались три подхода к решению этих вопросов, которые кульминировали в трех основных (были и другие) направлениях схоластической философии — реализме, номинализме и концептуализме. Реалисты (Августин Блаженный, Гильом из Шампо, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский) считали, что общие понятия, т.е. универсалии, реально существуют и не зависят от человеческого сознания. Крайние реалисты полагали, что универсалии существуют независимо от вещей и до них. Умеренные думали, что они реальны, по пребывают в единичных вещах. Наиболее жизнеспособным и удобным для Церкви оказался реализм Альберта Великого и его ученика Фомы Аквинского. Последний утверждал, что универсалии существуют: 1) до единичных вещей как их идеи в божественном разуме; 2) в самих вещах — как их сущности; 3) после вещей — как понятия о них в человеческом разуме. Человеческий разум способен постигать сущность вещей, т.е. общие понятия, потому что они существуют в разуме божественном. В познании реалисты ставят разум выше воли. У номиналистов наоборот. Крайний реализм в своей сути восходит к учению Платона о независимом существовании идей в идеальном мире. Умеренные реалисты близки к точке зрения Аристотеля, у которого общее (т.е. форма) тесно связано с единичным — отдельными вещами. Номиналисты (от лат. потеп — «имя», «название») предполагали, что универсалии существуют только в сознании человека как понятия о вещах или их наименования. По мнению Оккама, даже Бог сначала творит вещи актом своей воли, а уже потом в его разуме возникают идеи как представления или понятия об этих вещах. В реальности кроме единичных вещей ничего не существует. Номиналистами были: Пьер Абеляр, Росцелин, Уильям Оккам, Николай из Отрекура.

 

11. Натурфилософия эпохи Возрождения.

Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Переосмысливается место человека в мире и предопределенность его судьбы. Не бог и не звезды, а сам человек определяет свою судьбу благодаря дарованной ему свободе. Человек становится господином как внешней так и внутренней природы и если он возвышается над внутренней природой, то он возвышается над небесами. Не смотря от реабилитации природного начала, гуманисты не отрывают человека от природы, происходит обожествление человека. Происходит переоценка деятельности человека. Труд перестает восприниматься в качестве кары за труды. Из всех видов деятельности на первый план выходит творчество. Человек творец в широком смысле, становится объектом внимания и поклонения. Культ человека – творца дополняет культ красоты земного человеческого. Божественное вытесняется земным.  
Определяющими чертами натурфилософского направления в философии были: метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм- предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире. Огромные соц.-эконом. изменения нашли свое отражение во многих социолог. концепциях, для кот. было характерно понимание общ-ва как суммы изолированных индивидов. В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы.

 

12. Социально-политические учения эпохи Возрождения

Социально-политические учения эпохи Возрождения представлены прежде всего такими философами, как Томас Мор и Томазо Кампанелла. Основы их взглядов составляют идеи утопического социализма: 1) они резко критиковали формирующееся капиталистическое общество с его духом наживы и священности частной собственности; 2) ликвидацию частной собственности они считали первой необходимостью становления будущего коммунистического общества; 3) коммунистическое общество они представляли как общество всеобщего равенства и справедливости, в котором будет отсутствовать эксплуатация человека человеком, рыночные отношения, денежное обращение. Труд будет обязателен для всех, а удовлетворение потребностей будет осуществляться по принципу «от каждого по способностям, каждому по потребностям»;4) общество, по их мнению, должно взять на себя заботу о воспитании и обучении будущих граждан, предоставляя им все средства для всестороннего гармоничного развития. При этом регламентация семейно-брачных отношений отводилась обществу;5) социалисты-утописты призывали людей к борьбе за лучшее устройство общества, которое должно быть основано на общественной собственности, быть бесклассовым, в котором утвердились бы равенство и справедливость. Идеи социалистов-утопистов в дальнейшем оказали большое влияние на формирование марксистской философии.

13. Проблема субстанции  в философии Нового времени

СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность, нечто, лежащее в основе) — философское понятие классичес­кой традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее самораз­вития. С. неизменна в отличие от меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. В античной философии С. трактовалась как субстрат, первооснова всех вещей (например "вода" Фалеса, "огонь" Гераклита). В средние века вопрос о С. решался прежде всего в споре о субстанциальных формах (номинализм, реализм). В философии Нового времени категория С. трактовалась достаточно широко; можно выделить две точки зрения. Первая связана с онтологическим пониманием С. как предельного основания бытия (Ф.Бэкон, Спиноза, Лейбниц). Вторая точка зрения на С. — гносеологическое осмысление этого понятия, его возможности и необходимости для научного знания (Локк, Юм). Кант полагал, что закон, согласно которому при любой смене явлений С. сохраняется и количество ее в природе остается неизменным, может быть отнесен к "аналогиям опыта". Гегель определял С. как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей, как "существенную ступень в процессе развития идеи". Для Шопенгауэра С. — материя, для Юма — фикция, сосуществование свойств.

Декарт Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную “протяженную субстанцию”. В границах его физики материя представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия и познания. В теор позн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: “Я мыслю следовательно Я существую”. В уч. о бытии он не тоько признает сущ духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог.

Бенедикт Спиноза (материалист)). С. учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является причиной самой себя. Прир. является с одной стороны природой творящей, а с др. - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя прир и бога, С. отрицает сущ. сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалист. понимание природы.

От субст. следует отличать мир кон. вещей, или совок. модусов. Модус это то, что сущ. не само по себе, а в другом. Субст - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное множество. Они относятся к субст как бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к самой прямой.

Готфрид Вильгельм Лейбниц Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Л. полагал, что из протяжения могут быть выведены лищь геометр, но не физ св-ва тел: их движение, действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субст такие св-ва, из кот могли бы быть выведены основные физ хар-ки тел.

Любая вещь - субстанция, следов. число субст. бесконечно. Каждая субст. или сила есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом.

Число является внешним выражением духовной сущности монады, выр ее пассивности, ограниченности. Однако пассивность - производный момент монады. Первичные качества кот - самостоятельность, самодеятельность.

 

14. Философские  и социально-политические взгляды  Т. Гобса, Д.Локка, Монтескье.

Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс в книге "Левиафан" рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию "войны всех против всех", для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства. Осуществляющий  государственную власть суверен не ограничен в своих действиях против подданных.

Иная позиция представлена в работах другого английского философа Джона Локка. Он исходит из того, что люди, движимые защитой собственных интересов, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи "общественного договора" – принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе. По версии Т. Гоббса, правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договором, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники, определенные обязательства. В работах Дж. Локка получает обоснование идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами – на жизнь, свободу, собственность, и государство обязано не нарушать, а защищать эти права, индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.    

Большое влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье. Основное его произведение – "Дух законов". Главная тема всей политической теории Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней, – политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.

Монтескье специально отмечал неправоту Гоббса, приписывавшего людям изначальную агрессивность и желание властвовать друг над другом. Напротив, человек, по Монтескье, вначале слаб, крайне боязлив и стремится к равенству и миру с другими. Кроме того, идея власти и господства настолько сложна и зависит от такого множества других идей, что не может быть первой по времени идеей человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"