Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 15:41, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

0512445_A2022_shpora_po_filosofii.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

Номинализм — учение, согласно которому общие понятия являются всего лишь именами для обозначения единичных явлений мира.

 

Томас Гоббс (1588-1674), автор трилогии: «О теле», «О человеке», «О гражданине». Его перу принадлежит и знаменитый трактат «Левиафан». Гоббс заявил, что «нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично в органах ощущения». Восприятие мира на уровне знания фактов вполне достаточно для обыденной жизни, но недостаточно для научного знания, где место практики занимает теория. Развив методологию, Гоббс отклонился от бэконовского эмпиризма и приблизился к рационализму. За образец теоретического знания он принял математику (геометрию и арифметику). Истины математического знания (физика, прикладная математика) Гоббс увязывал не с непосредственным чувственным опытом, а со словами языка. Язык есть разновидность опыта, закрепляющая мысли по поводу ощущения и обеспечивающая обмен ими. Первостепенной задачей методологии является умение составлять точные определения, исключающие амбивалентность (противоречивость). Гоббс полагал, что реальность мира представлена исключительно единичными вещами. Отрицание онтологического статуса общего привело Гоббса и к отрицанию объективности содержания знания: «Истина - свойство не вещей, а суждений о них», - а этот номинализм обеспечил путь к конвенционализму. Последний всё же связан с реальностью, ибо за словом-знаком стоит чувственная деятельность. Пытаясь соединить элементы эмпиризма и рационализма в единую методологическую систему, Гоббс прибег к анализу, позволяющему в эмпирическом опыте выявить общее, и к синтезу, обеспечивающему постижение исследуемого объекта в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Рационализм методологии философии Нового времени, его становление и развитие.

Рационализм (лат. ratio — разум) отдавал предпочтение разуму человека в сравнении с чувственными формами познания — ощущениями, восприятиями, представлениями. В познании природы особое значение он придавал математическим методам исследования, склонялся к дедуктивному методу, включающему интеллектуальную интуицию.

Представителями рационалистической философии XVII века являлись: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. В противоположность эмпиризму  программа обоснования знания у  основателя новоевропейского рационализма Р. Декарта предполагала использование метода радикального сомнения, с одной стороны, и математического языка как способа выражения научного знания — с другой. Обособив ум человека от всего телесного, Р. Декарт сформулировал концепцию двух субстанций: души и тела, атрибутами которых являются мышление и протяжение. Дуализм Р. Декарта преодолел Б. Спиноза, выдвинувший материалистическую идею единой субстанции — протяженной и мыслящей, являющейся причиной самой себя. Идеи рационализма Б. Спиноза воплотил и в решении этических проблем. Человек, с его точки зрения, должен руководствоваться в своей деятельности только разумом.

Учению Б. Спинозы  о единой субстанции представитель  идеалистического направления в  рационализме Г. Лейбниц противопоставил  идею множественности субстанций —  монад. Благодаря Г. Лейбницу в философию проникла идея эволюции. В своей монадологии мыслитель предпринял попытку нарисовать картину мира как огромной системы, в которой господствует предустановленная гармония, восходящая к высшей монаде — Абсолюту, Богу.

 

  1. Социальные и гносеологические предпосылки немецкой классической философии.

Интеллектуальный прорыв, осуществившийся в ходе естественнонаучной революции XVII в., сформировал уверенность в силе и безграничных возможностях человеческого разума, в его способностях влиять не только на духовный мир личности, но и на нравы, быт, политику, стиль жизни всего общества. Невежество объявлялось высшим злом, и потому почетная роль отводилась просвещающему учителю. Он, в свою очередь, делал упор не на умении видеть, созерцать, а на способности творить, созидать. Решение такой оптимистической задачи и стало главной проблемой философских учений в Германии. 
Например, гегелевская философия открыла человечеству мир бесконечный, взаимосвязанный, развивающийся. Для современников было не так важно, какое начало, природное или духовное, наполнено диалектическим самодвижением. Однако система философа подводила к мысли о пределах поступательности. События во Франции после наполеоновских войн вновь всколыхнули республиканские идеи в Германии. И, как прежде, эти революционные намерения ранее всего были преданы ее первыми энтузиастами. Не осуществил надежды немецких обывателей и новый император, не состоялась «мирная революция» с помощью дарованной сверху конституции. Что касается гносеологических корней классической немецкой философии, то они уходят в философию французского материализма, его непоследовательность.

Для немецкой классической философии характерны: систематическая  целостность и внутренняя завершенность, идеализм, особый интерес к гносеологической проблематике, глубокое убеждение в естественной упорядоченности мироздания, постигаемой рациональным путем.

Критицизм, подвергающий все суду разума, явился отличительной  особенностью стиля мышления новой  философской традиции. Вместе с ней  в философию вошла деятельностная парадигма. Преодолевая созерцательность предшествующей философской метафизики, немецкая классическая философия, начиная с И. Канта, впервые обосновала творческий, конструктивный характер человеческого познания, мышления и деятельности. На идеалистической основе в ней получила разработку идея практической обусловленности познания. Впервые в истории философской мысли в немецкой классической философии была создана целостная диалектическая концепция развития.

 

  1. И. Кант о трех уровнях освоения мира.

 

Иммануил Кант — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии . Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании способов познания самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания. Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего, это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», то есть такой, к которому не примешивается ощущение).

В рассуждениях И. Канта есть определенная доля истины. Во-первых, мир явлений и мир сущности не тождественны. Если бы это было не так, тогда не было бы проблем познания. Но не все то золото, что блестит. Во-вторых, мир явлений находится в состоянии постоянного изменения. Нельзя в одну и ту же реку войти дважды. В-третьих, процесс познания бесконечен. Но это не дает основания отрывать мир явлений от мира сущности. Между ними нет барьера, а есть то что уже познано и то, что еще предстоит познать.

 

 

 

 

  1. Три аксиомы категорического императива И. Канта и их мировоззренческое значение.

Категорический  императив (от лат. imperativus — повелительный), термин, введенный И. Кантом и обозначающий основной закон, или правило, его  этики. Категорический императив —  предписывает поступки, которые хороши сами по себе, независимо от последствий (например, требование честности).

1)"поступай  только согласно такой максиме,  руководствуясь которой ты в  то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом".

  2)"поступай  так, чтобы ты всегда относился  к человеку и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству".

  3)"принцип  воли каждого человека как  воли, всеми своими максимами  устанавливающей всеобщие законы".

Это три разных способа представлять один и тот  же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.

То есть в  условиях, когда действует категорический императив люди сами своими поступками устанавливают фактические правила  поведения, которые применяются  и к объекту действия, и к  его субъекту. Нравственный закон обеспечивает возможность достигнуть поставленных целей, такая возможность возникает, когда в обществе существует реальная свобода, гарантированная и защищаемая соответствующими нормами права. В условиях свободы человек может реализовывать свой внутренний потенциал. При отсутствии возможности нарушения интересов индивида, он действует не в соответствии с вынужденной необходимостью, а в соответствии со своей свободно сформировавшейся волей. Только чистая свободная воля может определить поступки человека, направленные на достижение позитивных целей.

Основной целью, ради которой устанавливается действие категорического императива, создается  правопорядок, обеспечивается свобода, является счастье людей. Притом Кант не считает, что счастье это сумма  благ приобретаемых индивидом в результате совершения каких-либо действий, для него это косвенный результат установления счастья.

Человек в условиях свободы, руководствуясь чистой волей, начинает самореализовываться, то есть воплощать внутренние представления. Для того чтобы его действия не разрушали установленную свободу, он должен поступать в соответствии с требованиями категорического императива. Но воля не может быть свободной, если ее направленность определяется внешними указаниями, ведь тогда человек будет реализовывать не свои внутренние качества, а навязанные со стороны, то есть для сохранения свободы воли индивид должен пользоваться внутренними указаниями, которые не являются приобретенными в результате опыта, иначе они также были бы внешними. Человек, осознавший требования нравственного закона, обладает всем для достижения счастья, ему не нужны гарантии предоставления счастья, ему необходимы условия, при которых он может его достичь. Поскольку лишить человека возможности его достигнуть, можно только лишив его жизни, так как это внутренняя способность индивида, то первой и необходимой гарантией, которую должно установить общество, является гарантия безопасности жизни. Только при соблюдении этой гарантии может быть установлена истинная свобода. И. Кант определил средства, с помощью которых категорический императив и свобода реализуются в жизни. Такими средствами являются разум, право и мораль, государство. При помощи разума человек постигает и осознает требования, предъявляемые нравственным законом, посредством права и морали устанавливаются правила, государство следит за исполнением этих правил.

 

20. Философская система Гегеля и его метод.

 

Высшим достижением  немецкой классической философии явилась  диалектика Гегеля. Гегель впервые  в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики и подверг критике метафизический метод мышления. Гегель утверждал: сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что в основе всего лежит «абсолютная идея» или «мировой дух». Это — деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. В процессе самопознания разум мира проходит три этапа: пребывание абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления ; развитие идеи в форме «инобытия» в виде явлений природы ; развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания.

Философские взгляды  Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть «корень всякого движения и жизненности», составляет принцип всякого самодвижения. В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов.

Однако гегелевская  философия проникнута глубоким внутренним противоречием. Что же это за противоречие? Метод, разработанный Гегелем, направлен  на бесконечность познания. Поскольку  же объективной основой его является абсолютный дух, а целью — самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограниченно. То есть система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершается последней ступенью — самопознанием, реализацией которого является сама философия Гегеля. Таким образом, противоречие между методом и системой Гегеля есть противоречие между конечным и бесконечным.

 

 

21. Философия  позитивизма и его эволюция.

Основоположник  – Конт, 19-ый век.

Позитивисты придумали  метод, общий для всех наук, кот. обеспечивал  достоверным знанием законов природы. Точнее, они объединили вместе логический и эмпирический методы. Основной целью позитивистов было получение достоверных (объективных) знаний. Позитивизм повлиял на развитие различных наук в 19 веке (в основном естественных и общественных).  Позитивисты стремились избавиться от всего абстрактного (метафизического) во всех науках. В том числе это относилось и к самой философии – были даже предложены готовые теории «научной» философии, но в последствии все они провалились – их отвергли сами же позитивисты, так как полностью избавиться от абстракций не удалось ни одной из них.

Этапы развития позитивизма:

  1. Классический. Философы: Конт.
  2. Эмпириокритицизм – научными можно считать лишь те доказательства, кот. были получены на реальном опыте человеком. Философы: Мах, Авенариус.
  3. Логический позитивизм – предыдущее плюс можно делать какие-то строгие логические выводы из полученных опытов. Философы: Фреге, Рассел.
  4. Постпозитивизм – познания человека основаны на догадках, кот. можно (ну и нужно, наверное) подтверждать или опровергать опытами. Философы: Поппер, Кун.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Философия  Марксизма, ее становление и  развитие.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"