Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 15:23, шпаргалка

Описание работы

1. Основания возникновения философии.
2. Специфика философии, ее сходство и различие с религией, наукой, мифом, идеологией.
3. Основные типы философских направлений.
4. Философские учения Древней Греции (Милетская школа Гераклита, Пифагору Сократ).

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.doc

— 676.50 Кб (Скачать файл)

На перцептуальном уровне - человек  познает пространственно-временные  формы при помощи органов чувств и формирует чувственные образы, представления. Эти представления  являются индивидуальными, зависят  от физиологических и психологических  факторов.

Концептуальное пространство и  время — выражает теоретический  уровень знаний о пространственно-временной  организации мира. Это учения, концепции, теории пространства и времени. Они  зависят не от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития общества, науки, культуры, являются общезначимыми для своей эпохи и индивидуальных особенностей человека.

В истории философии и науки  сложились две основных концепции  пространства и времени: субстанциальная  и реляционная.

Субстанциальная концепция - рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе независимо от материальных объектов. Пространство и время это пустое вместилище, оно однородно и неизменно. Здесь пространство и время рассматриваются как самостоятельные субстанции.

Если предположить, что все вещи исчезнут, то останется пространство и время. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции  абсолютного пространства и времени  Ньютона (концепция классической механики), который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов.

Реляционная концепция - рассматривает  пространство и Время как особого  рода отношения между объектами  и процессами, которые вне их существовать не могут. Пространственно-временные  свойства зависят от характера и  скорости движущихся материальных систем и выступают как отношения между этими движущимися материальными системами. Реляционной концепции пространства и времени в истории философии придерживались I Аристотель, Августин Блаженный, И. Кант. К реляционной концепции относится теория относительности Эйнштейна. В соответствии с ее положениями, при приближении скорости движения тела к скорости света линейные параметры тела уменьшаются, а ритм течения времени замедляется.

Философское учение о пространстве и времени включают анализ всеобщих и особенных свойств пространства и времени. К всеобщим свойствам относят: объективность, универсальность, неисчерпаемое многообразие пространственно-временных форм в различных уровнях организации материи. К особенным свойствам относят: трехмерность реального пространства и одномерность, необратимость временных отношений. Реальное пространство трехмерно, т.е. для нахождения любого тела в пространстве необходимо и достаточно указать три его координаты. Время необратимо, однонаправлено. Все события, изменяясь во времени, развиваются от прошлого через настоящее к будущему. Невозможное абсолютное повторение событий.

Свойства пространства и времени  специфически конкретизируются на различных  уровнях организации материи.

С возникновением живой природы  возникают биологическое пространство и время. Считается, что существует множество биологических пространств (например, ареалы распространения тех или иных организмов, популяций). Биологическое время Связано с биоритмами живых организмов, со сменой дня и ночи, и временем года и циклами солнечной активности.

С возникновением общества возникают  социальные пространство и время.

Социальное пространство - то пространство которое организуют люди в зависимости  от условий своей жизнедеятельности. Социальное пространство не сводится ни к физическому, ни к биологическому пространству. Оно создается людьми в каждую историческую эпоху, в зависимости от развития производственной, технико-технологической и социально-культурной сферы, современный город по своей пространственной планировке отличается от городов Античности и Средневековья.

Социальное время зависит от интенсивности всех форм человеческой жизнедеятельности. В истории время  может замедлять или «ускорять  свой бег», события текут быстрее. Например в Средние века в Европе время отмечалось ударом монастырского колокола, оно текло медленно. Только в конце средних веков были изобретены часы - символ убегающего времени. С появлением часов, машинного производства, крупных городов люди стали жить совсем в другом времени, в другом ритме - в ритме машин. Времени стало не хватать - его стали занимать у будущего. Мы проживаем жизнь с такой интенсивностью, с таким количеством впечатлений, которых человеку прошлых эпох хватило бы на несколько жизней. Говоря о социальном времени, выделяют время индивида (жизненный путь конкретного человека), время поколений, время истории.

 

23. ДИАЛЕКТИКА КАК УЧЕНИЕ О  РАЗВИТИИ И МЕТОД ПОЗНАНИЯ  ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

 

Диалектика – это наука о  наиболее общих закономерных связях, о становлении и развитии бытия  и познания, и основанный на этом учении метод мышления и познания. (Диалектический метод мышления). Его сущность в том, что на использовании объективных законов диалектики вырабатывается субъективный метод познания окружающей действительности.

 Мир диалектичен. Д есть  аналог природы. Ее содержание как науки соответствует (или адекватно) содержанию бытия. В мышлении и его содержании мы отражаем то, что имеет место быть в реальной действительности, т.е. содержание, которое диалектично. Мышление истинно тогда, когда оно отражает действительность адекватно. Следовательно, правильное мышление должно отражать бытие диалектично, т.к. последнее само диалектично. Однако Д мышления отражает Д бытие с большей или меньшей точностью, адекватностью. Диалектическая логика – наука о закономерностях правильного мышления. Законы Диалектики распространяются не только на развитие действ-ти, но и на развитие сознания. Это одни и те же законы. Логика мышления должна соответствует логике бытия - это Д, следовательно Д и логика не могут быть оторваны друг от друга, они едины и неразрывны, причем наше сознание содержит не только логику, но и теорию познания, т.е науку о закономерностях познавательного процесса. Этот познавательный процесс может быть эффективным, если он развертывается в соответствии с законами Диалектики - это законы и теории познания. Содержание их едино. Д, как и всякая другая наука, изучающая явления и процессы действительности имеет свою структуру:**Принципы.**Категории.**Законы.

 Основные принципы Д: 1. Все  в мире находится в движении, всему присущи изменения, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений - развитие. (изменение не только количественное, но и качественное) 2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было бы абсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимно обуславливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются. 3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов. Главный источник движения – внутренне противоречие.

 Законы диалектики - основные  закономерности мира, выражающие  отношение между всеобщими, всюду  существующими свойствами или  тенденциями развития материи. 

«Три закона диалектики» (Энгельс): 1. Закон перехода количественных изменений  в качественные; 2. Закон единства и борьбы противоположностей; 3. Закон отрицания отрицания.

 

24. ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА.

 

Диалектика означает искусство  вести беседу, рассуждать. В современном  понимании диалектика — это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Научный диалектический взгляд на мир  складывался в течение длительного  развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов  древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы:

стихийную диалектику древних,

идеалистическую диалектику немецкой классической философии,

материалистическую диалектику современности.

Стихийная диалектика древних. Ярко выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса.

Гераклит: всё течет и изменяется, все существует и в то же время  не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение  вещей в их собственную противоположность.

Сократ рассматривал диалектику как  искусство обнаруживать истину путем  столкновения противоположных мнений в споре. Платон называл диалектикой  логический метод, с помощью которого идет познание сущего — идей, движения мысли от низших понятий к высшим.

Идеалистическая диалектика немецкой классической философии. (Кант, Шеллинг, Гегель).

Под диалектикой Гегель понимал  не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него — это метод  познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего.

По Гегелю, развитие окружающего  мира определяется саморазвитием «абсолютной идеи», мистического «мирового разума» в процессе рассуждения о самом себе.

Материалистическая диалектика современности - марксистская модель.

Маркс освободил диалектику Гегеля ее от идеализма и элементов мистики.

Характерна объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам.

Метафизика – это философский  способ познания (мышления) и действия, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу.

Самая характерная, существенная черта  метафизики — однородность, абсолютизация  одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире — того или иного элемента целого, момента деятельности в любой  ее форме.

Метафизика, как и диалектика, изменялась:

1. «Старая» метафизика была характерна  для философии и науки в  XVII-XIX вв. Отрицание всеобщей связи  и развития, отсутствие системного, целостного взгляда на мир  (мышление по принципу «или-или»), убежденность в завершенности  всех мировых связей.

2. Новая метафизика, в отличие  от старой, не отвергает ни  всеобщую связь явлений, ни  их развитие. Это выглядело бы  абсурдом в эпоху громадных  достижений науки и общественной  практики. Её особенность — сосредоточение  усилий на поисках различных вариантовистолкования, интерпретации развития.

Софистика и эклектика – разновидности  метафизики, зародившиеся в древней  Греции и использовались для «обоснования»  истинных суждений, бывших на самом  деле заведомой ложью.

 

 

25. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ  ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ И ЕГО МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

 

Единства и борьбы противоположностей закон - всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением, выражающий суть, «ядро» материалистической диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности. Под противоположностями диалектический материализм понимает такие моменты, «стороны» и т. п., к-рые (1) находятся в неразрывном единстве, (2) вэа-имоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, т. е. (3) взаимопроникают. Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна. Этот закон объясняет объективный внутренний «источник» всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение. Он раскрывает конкретное единство многообра-з зия именно как конкретное, а не мертвое тождество. Диалектическое мышление не рассекает целое, абстрактно разделяя крайности, а, напротив, осваивает целое как органическое, как систему, в к-рой противоположности взаимно проникают, обусловливая весь процесс развития. Тем самым воспроизводится конкретная целостность и развитие предмета «в логике понятий». В этом законе наиболее концентрированно выражается противоположность диалектического мышления рассудочно-метафизическому, к-рое толкует «источник» движения лишь как отличный от самого движения и внешний для него, а единство - как существующее рядом о многообразием. Метафизика толкает на путь подмены движения и конкретного единства многообразия описанием внешних результатов движения и лишь внешне сопоставленных сторон предмета. Вся история диалектики есть история борьбы вокруг этих проблем, попыток их решения. Родоначальник диалектики противоречий - Гераклит. Элейцы (Зенон) превратили противоречие в чисто субъективное и свели к средству опровержения движения и многообразия («отрицательная диалектика» - апория). В эпоху Возрождения идею «совпадения противоположностей» развивали Николай Кузанский и Бруно. Кант «устранял» антиномии лишь путем дуалистического разрыва субъекта и объекта. Попытки преодолеть этот разрыв вели к идее диалектического противоречия (Фихте, Шеллинг, Гегель). Особенно велика в разработке этой идеи заслуга Гегеля, к-рый сделал в исследовании проблемы противоречия самое большее, что можно было сделать, оставаясь на почве идеализма. Для совр. буржуазной философии характерны, с одной стороны, тенденция иррационализации противоречия как якобы неразрешимого («трагическая диалектика»), с др. - попытка отрицать эту категорию, подменяя ее терминологическими различениями (позитивизм). Марксизм материалистически истолковал и разработал Е. и б. п. з. «как закон познания (и закон объективного мира)» (Ленин). Подход к этому закону с т. зр. принципа совпадения диалектики, логики и теории познания направлен против сведения его к сумме примеров, на понимание его как всеобщего закона бытия и мышления. Объективная всеобщность этого закона - основа его методологических функций в познании. Доказательство его всеобщности требует исследования этих функций. Он определяет также и структуру научной теории, поскольку последняя раскрывает диалектику раздвоения единого. Классический образец такой структуры - «Капитал» Маркса. Разрешение противоречий ведет исследование вперед по логике самого предмета и служит рациональным способом выработки новых понятий, их синтеза.

 Диалектическое противоречие  в познании не сводится к  столкновению тезиса и антитезиса. Оно заключается в движении к его разрешению. Понять диалектическое противоречие - значит понять, как оно развивается и разрешается. Разрешение его отнюдь не сводится к простому устранению путаных формально-логических противоречий в рассуждении. Адекватно сформулировать диалектическое противоречие внутри теории можно лишь в творческом процессе восхождения от абстрактного к конкретному (Абстрактное и конкретное). Поэтому развернутое изложение теории не может быть втиснуто в рамки единственной «непротиворечивой системы». Процесс развития осуществляется через столкновение как внутренних, так и внешних противоположностей. Диалектика рассмат-; ривает внешние противоположности не как изначально различные сущности, а как результат раздвоения единого, в конечном счете как производные от внутренних. Марксистское учение об общественном развитии построено на применении данного закона, на исследовании противоречий об-ва, оно обосновывает тезио о борьбе классов как движущей силе развития классового об-ва и делает из него свои революционные выводы. Социализм есть заксч номерный результат развертывания и разрешения путем социальной револки ции противоречий капитализма. Противоречия и формы их разрешения многообразны. Социализм тоже развивается путем противоречий, но они носят специфический характер (Антагонистические и неантагонистические противоречия). Категория диалектического противоречия имеет важное методологическое значение и для совр. естествознания, к-рое все чаще сталкивается о противоречивой природой объектов. Марксизм-ленинизм сделал категорию противоречия достоянием образа мыслей, вытекающего из целостного освоения мира человеком, у к-рого нет причин бояться противоречий или мешать их разрешению. Мировоззренческое и воспитательное значение этого закона выражается и в том, что он учит никакую ступень развития, никакое достижение истории не брать как окончательное и ориентирует на бесконечное творчество.

 

26. ЗАКОН ЕДИНСТВА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ  И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ, ДИАЛЕКТИКА  СВЯЗИ ЭВОЛЮЦИИ И РЕВОЛЮЦИИ  В РАЗВИТИИ.

 

Сегодня мы хорошо знаем, что не всякие новообразования в организме живых организмов или общества являются КАЧЕСТВЕННЫМИ. Возникают иногда такие новообразования, которые получили определение ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ.  Они появляются в организме при количественном изменении в строении клетки. Медицинская наука еще не раскрыла процесс злокачественных новообразований. Но она их зафиксировала. Вполне понятно, что если бы не было злокачественных новообразований в живых организмах, то тогда не стоял бы вопрос о выявлении их в процессе развития общества, которое мы рассматриваем именно как живой организм.  Поэтому второй закон диалектики охватывает взаимосвязь трех изменений: количественных изменений, качественных и злокачественных,  а не только первых двух. Здесь мы вносим качественное нововведение или уточнение в понимание этого закона диалектики и его действия. Без этого уточнения мы не сможем научно понять содержание и характер процессов развития, которые происходят в обществе в последние десятилетия. Ведь диалектически и исторический материализм являются методами познания. Если нельзя познать развитие общества, то это свидетельствует о том, что несовершенны методы его познания, а не само общество.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"