Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 15:23, шпаргалка

Описание работы

1. Основания возникновения философии.
2. Специфика философии, ее сходство и различие с религией, наукой, мифом, идеологией.
3. Основные типы философских направлений.
4. Философские учения Древней Греции (Милетская школа Гераклита, Пифагору Сократ).

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.doc

— 676.50 Кб (Скачать файл)

 

32. ПРИРОДНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В  ЧЕЛОВЕКЕ.

 

Природное и социальное в человеке.

       Человек  –   существо  социальное.  Но  в   то  же   время   и   высшее  млекопитающее, т.е. существо биологическое.        Как  и  всякий  биологический   вид,  Homo   sapiens   характеризуется  определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из  этих  признаков  у разных представителей может изменяться, причем даже в больших пределах.  На проявление многих биологических параметров вида могут повлиять и социальные процессы. Так, например,  нормальная  продолжительность  жизни  человека  в настоящее время составляет 80-90 лет, с учетом того,  что  он  не  страдает наследственными заболеваниями и не будет  подвергаться  пагубному  внешнему воздействию,  такому   как  инфекционные  заболевания,  дорожно-транспортные происшествия и т.п. Такова биологическая константа вида,  которая,  однако, изменяется под воздействием социальных закономерностей. Подобно  другим  биологическим  видам,   человек   имеет   устойчивые разновидности, которые обозначаются, когда речь идет о  человеке,  понятием

«расы». Расовая дифференциация людей  связана  адаптацией  различных  групп людей, населяющих различные  регионы планеты, и  выражается  в  формировании специфических биологических, анатомических и физиологических  признаков. Но, несмотря на различие в определенных биологических параметрах, представитель любой расы  относится к единому виду Homo sapiens и обладает  свойственными всем людям биологическими параметрами.

       Каждый человек  по своей природе  индивидуален  и  неповторим,  каждый имеет  свой  собственный  набор  генов,  наследуемых   им   от   родителей. Уникальность человека усиливается  и  в  результате  влияния  социальных  и биологических факторов в процессе развития,  ибо  каждый  индивид  обладает уникальным жизненным опытом.  Следовательно,  род  человеческий  бесконечно многообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования.

       Индивидуализация  – общебиологическая  закономерность.  Индивидуально- природные  различия  у   человека   дополняются   различиями   социальными, обусловленными общественным разделением труда и дифференциацией  социальных функций,  а  на  определенном  этапе  общественного  развития  –  также   и различиями индивидуально-личностными.

       Человек включен  сразу в два мира: мир природы и мир общества,  что порождает ряд проблем. Рассмотрим две из них. Аристотель называл человека политическим животным,  признавая в нем сочетание двух   начал:   биологического   (животного)   и   политического (социального). Первая проблема заключается  в  том,  какое  из  этих  начал

является доминирующим, определяющим в  формировании  способностей,  чувств, поведения, действий человека и  каким  образом  осуществляется  взаимосвязь биологического и социального  в человеке.

       Суть другой проблемы заключается в следующем: признавая,  что  каждый человек уникален, своеобразен и неповторим, мы,  тем  не  менее,  постоянно группируем людей по  различным  признакам,  одни  из  которых  определяются биологически,  другие  –   социально,   а   некоторые   –   взаимодействием биологического и социального. Возникает  вопрос,  какое  значение  в  жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и  группами людей?

       В  ходе  дискуссий  вокруг  этих  проблем   выдвигаются,  подвергаются критике и переосмысливаются теоретические концепции,  вырабатываются  новые линии    практического    действия,    способствующие     совершенствованию взаимоотношений между людьми.

       Пренебрежительное  отношение  к  биологии  человека  недопустимо.  Тем более что биологическая организация человеческого существа  есть  нечто самоценное, и никакие социальные цели не могут оправдать ни  насилия над ней, ни евгенических проектов ее переделки.

 

33. ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ.  АГНОСТИЦИЗМ.

 

Ни одна воображение не способно изобрести столько противоречивых чувств, которые постоянно сосуществуют в одном человеческом сердце. Франсуа  де Ларошфуко 

Познание - процесс целенаправленного, активного отображения действительности в сознании человека, обусловленный общественно-исторической практикой человечества. Он является предметом исследования такого раздела философии, как теория познания.

Теория познания (гносеология) - это  раздел философии, которая изучает  природу познания, закономерности познавательной деятельности человека, ее познавательные возможности и способности; предпосылки, средства и формы познания, а также отношение знания к действительности, законы его функционирования и условия и критерии его истинности и достоверности.

Главным в теории познания есть вопросы об отношении знания о миру к собственно миру, способное ли наше сознание (мышление, ощущение, представление) давать адекватное отображение действительности.

Учения, которые возражает возможность  достоверного познания сущности действительности, достало название агностицизма. Ошибочным есть представления об агностицизме как об учении, которые возражает познание вообще. Агностики считают, что познание возможное лишь как знание о явлениях (Кант) или о собственных ощущениях (Юм). Главным признаком агностицизма являются возражения возможности познания именно сущности действительности, которая скрыта видимостью.

Тем не менее следует отметить, что агностицизм проявил важную проблему гносеологии - что я могу знать? Этот вопрос стал ведущему в работе Канта "Критика чистого ума" и до сих пор остается актуальным. Дело в том, что в самом деле человеческое познание как любой процесс, который исторически развивается, на каждом конкретном этапе своего развития имеет ограниченный, относительный характер. Агностицизм абсолютизирует эту относительность, утверждая, что человеческое познание в принципе не способно проникнуть в сущность явлений. Все знание сводится им или к привычке, приспособлению, специфической организации психической деятельности (Юм), или к конструктивной деятельности разума (Кант), утилитарной пользы (прагматизм), к проявлению специфической энергии органов чувства (Мюллер), к :'символов", "иероглифов" (Гельмгольц, Плеханов), к результатам соглашения между учеными (конвенционализм), к отображению отношений между явлениями, а не их природы (Пуанкаре, Бергсон), к правдоподобию, а не объективной истинности его содержания (Поппер). Общая идея - знание - не дает отображения сущности действительности, а в лучшем случае обслуживает утилитарные нужды и запить человека.

Агностици́зм (от др.-греч. ἄγνωστος —  непознаваемый, непознанный) — позиция, существующая в философии, теории познания и теологии, полагающая принципиально  невозможным познание объективной  действительности только через субъективный опыт, и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. Также отрицается возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылках. Иногда агностицизм определяется как философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира[1].

Агностицизм возник в конце XIX века, как антитеза идеям метафизической философии, активно занимавшейся исследованием  мира через субъективное осмысление метафизических идей, зачастую не имеющих никакого объективного проявления или подтверждения.

Кроме философского агностицизма существует агностицизм теологический и  научный. В теологии агностики отделяют культурно-этическую составляющую веры (религии), считая её некой светской шкалой морального поведения в обществе, от мистической (вопросы существования богов, бесов, загробной жизни, религиозных ритуалов) и не придают последней существенного значения[2]. Научный агностицизм существует, как принцип в теории познания, предполагающий, что поскольку полученный в процессе познания опыт неизбежно искажается сознанием субъекта, то субъект принципиально не способен постичь точную и полную картину мира. Этот принцип не отрицает познания, а лишь указывает на принципиальную неточность любого знания и на невозможность познать мир полностью.

 

34. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ, ЕГО СТРУКТУРА.

 

Современная гносеология источником познания, сферой, откуда человек получает знание, считает существующую независимо от сознания объективную реальность.

Принято выделять следующие элементы познавательного процесса: субъект познания, объект познания и посредники познания.

Субъект познания – это тот, кто  влияет на объект. Человек не является субъектом сам по себе. Он становится и осознает себя субъектом только в процессе предметной деятельности и общения.

Объект познания – это фрагмент (часть, аспект, уровень) объективной  реальности (социальной, природной, культурной и т.д.), который включен в человеческую деятельность и познание.

Посредники познания – это средства познания как материального характера (орудия труда, приборы, инструменты, ЭВМ и т.п.), так и идеального (понятия, категории, художественные образы, нравственные нормы и т.д.).

Теория познания рассматривает  субъект и объект познания в диалектической взаимосвязи, взаимодействии, единстве, в котором социально активной стороной является субъект познания. Результатом любого познания является образ. Образ – это идеальное обобщение сущностных отношений объекта. Характерные особенности образа – сходство, адекватность оригиналу.

Таким образом, познание – это активный процесс. Но что заставляет человека интересоваться новыми, ранее не известными ему явлениями? Считается, что главной  движущей силой познания является практика.

Практика - это материальная чувственно-предметная целеполагающая деятельность человека, направленная на смену и приспособление естественной и социальной среды к потребностям общества.

Практика является основой всего  человеческого бытия, согласовывает  и определяет все формы деятельности. Важнейшие виды человеческой деятельности следующие: материально-производственная, общественно-политическая и научно-экспериментальная. Практика существует в единстве с познанием. Если практика – это материально-предметная деятельность, то познание – это идеально-образная деятельность. Однако не следует отождествлять практику и познание. По способу и результату деятельности практика и познание выступают как противоположности. Практика – это производство материальных вещей, преобразование общественных отношений самого человека, а познание – это производство идей, знаний, моральных норм и т.д.

 

35. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ И ЕГО  ЭЛЕМЕНТЫ.

 

Прежде всего необходимо рассмотреть  познавательную деятельность на той  ее ступени, когда она непосредственно  включена — в качестве важнейшего аспекта — в процесс практического использования и преобразования материальных предметов или социальных институтов, то есть конкретных явлений окружающего мира. Начать с этой формы познавательной деятельности необходимо потому, что она действительно является начальным этапом познания. Она, во-первых, является начальным этапом в историческом смысле: разделение физического и умственного труда и выделение последнего в особый тип деятельности — сравнительно поздний этап истории, которому предшествует длительный период развития познавательного опыта людей в процессе совокупной, еще не расчлененной практической деятельности. Во-вторых, такая деятельность является начальной в том смысле, что на ее основе, именно благодаря ей, осуществляется контакт человека с миром материальных объектов. Она — предпосылка, без которой другие формы познавательной деятельности не могут существовать.

Как же человек познает вещи и  процессы природы, а также все  явления, созданные человеческим трудом, разумом и общественной деятельностью  человека?

Для этого необходима форма деятельности, которая называется чувственной  деятельностью или чувственным  познанием. Она связана с функционированием  органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникают  ощущение и восприятие. Ощущение может рассматриваться как простейший и исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще.

Биологические и психофизиологические дисциплины, изучая ощущение в качестве своеобразной реакции человеческого  организма, устанавливают различные  зависимости: например, зависимость реакции, то есть ощущения, от интенсивности раздражения того или иного органа чувств. В частности, установлено, что с точки зрения «информационной способности» на первом месте у человека стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние. Современные биологические науки исследуют сложнейшую структуру нервных процессов человека, деятельность его мозга, показывая, какие именно процессы мозговой деятельности выполняют функции «приема» и «переработки» ощущений. Так, в затылочных отделах коры головного мозга — «центр» зрительных ощущений, в теменных отделах — осязания, в височных — центр слуховых ощущений, задняя часть коры головного мозга в основном «перерабатывает» информацию, тогда как передняя подает сигнал, «инструкцию» деятельности, лобные доли мозга обеспечивают сравнение эффекта действия с исходным его замыслом. Естественно-научный подход к изучению ощущений характеризуется также тем, что человеческая чувствительность, то есть способность человека реагировать на воздействие внешнего мира, рассматривается в тесной связи с эволюцией природы. При этом устанавливается, что способность отражения в разной степени присуща всем живым существам, а в зачаточной форме (в форме способности вступать во взаимодействие и реагировать на воздействие, «отражать» его) свойственна вообще всей природе. Поскольку такая способность рассматривается как универсальное, предельно широко понимаемое свойство всего природного мира, возможно также исследование человеческого ощущения с точки зрения восприятия и отражения внешнего сигнала, его передачи и переработки поступающей в организм информации. Такой подход характерен для теории информации, в частности для кибернетики.

 

Ощущение выступает субъективным, идеальным образом предмета, поскольку  отражает, преломляет воздействие предмета через «призму» человеческого сознания. Так, болевые ощущения обязательно порождаются каким-либо существующим вне сознания человека предметом или каким-либо объективным раздражителем. Мы ощущаем боль от ожога прежде всего потому, что на кожу подействовал огонь, раскаленный предмет. Но в самом огне, в самом горячем предмете, разумеется, нет боли; боль есть особый ответ нашего организма. Боль — ощущение человеческого существа, которое имеет своим следствием определенное состояние его психики, эмоций, определенную ответную реакцию, определенное действие.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"