Шпаргалка по "философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:29, шпаргалка

Описание работы

Данная работа содержит ответы на вопросы по "философии"

Файлы: 1 файл

Filosofia.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

 

16. философия  психоанализа.

психоанализ. Основы заложил З.Фрейд, продолжатели Юнг, Адлер, Фром. Фрейд открыл в психике  человека особую бессознательную сферу, которая играет ведущую роль в  жизнедеятельности. Бессознательное  противоположно сознании. Бессознательное вкл.в себя переживания, комплексы, инстинкты(сексуальный, самосохранения и др.), страхи, суеверия. Он часто определяет психическое состояние человека. Человек стремится удовлетворить свои инстинкты и влечения, а общ-во подавляет эти устремления, отсюда конфликт человека и общ-ва.

Сублимация  – преобразование сексуальных желаний  в иные виды деят-ти. Жизнь человека опред.бессознат.инстинкты («Оно») сознание, разум («Я») общественные нормы, законы, правила («Сверх я»).

17. философия экзистенциализма.

Экзистенция –  существование. Каррегор основоположник

экзистенциализм представляют Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю. Центральная проблема – человек  и его существование в мире кризисных ситуаций в которые  он попадает. Человеку чтобы выжить, необходимо разобраться в своём внутреннем мире, оценить свои способности и возможности. Причинами возникновения экзистенциализма стали нравственный, экономический, политический кризисы, открытые науки, поставившие человечество на грань самоуничтожения. Экологической катастрофы. Смысл жизни философы видят в противопоставлении действительности или уходе от неё. Свобода противопоставляется необходимости, в основе свобод лежит выбор. Где есть свобода, есть и ответственность человека за всё, что происходит с ним и другими людьми.

18.Феноменологическая  философия.

-философское  течение 20-го века стремящееся  освободить философское сознание от натуралистических установок (природа, материя, внешний мир)

Гуссерль считал, что феноменология это прежде всего выяснение смыслового пространства, понимание человека как феномена. Задача феном. Раскрыть правильный, точный смысл предмета, который закрыт (затенён) неточным словом, не правильной оценкой.

Герменевтика (основоположник – ученик Гусерля Мартин Хайдеггер) – истолкование, понимание текстов.

Язык – это  обиталище человека, поэтому философия  должна заниматься языком. Именно в  языке осущ.понимание людьми окр.мира, самих себя и других. Человек должен понять то, внутри чего он находится, понять само бытие. Человек – и есть понимающее бытие (Хайдеггер)

19. особенности  и основные проблемы русской  фил-ии.

Этапы: Х1-ХУ111 в.в. – постановка философских проблем  и поиски ответов в рамках православной религии (Илларион, Андрей Рублёв, Феофан Грек).

2этап. ХУ111 –  первая четверть 19 в. философское осмысление науки и культуры под влиянием западноевропейской философской мысли

3этапю вторая  половина 19 – начало 20в. – становление  и развитие самобытной русской  философии

4этап – после  1922г. 

философия русского зарубежья

Особенности и характерные черты:

-неблагоприятные  условия существования, не допускалось  философского свободомыслия по  политическим мотивам.

-особенный культурно-исторический  фон, на котором философия формировалась:  переплетение 2 типов культур: западноевропейской  и восточной

-внутреннее, интуитивное  познание сущего

-ведущая тема  – постижение смысла существования  России в истории

-другой ведущей  темой стала тема человека, его  судьбы и смысла жизни, что  определило нравственно-практическую  направленность фил-ии

-связь с православным миросозерцанием

-идеал цельности  – единства духовных сил человека: чувственных, рациональных, эстетических, нравственных, религиозных

-принцип положительного  всеединства – приоритет нравственных ценностей

-принцип соборности

-космизм –  мировое всеединство человека, человечества и физического космоса, распространение совершенства по вселенной.

20. Проблемы  отношений Европы и запада. Славянофилы  и западники.

Славянофилы:

Киреевский, Хомяков, Аксаков, Самарин, выступали за самобытный путь развития России, без оглядки на Запад, который заражён индивидуализмом, рационализмом, раздвойственностью. Они идеализировали допетровскую Русь, критиковали Петра 1 за пол-ку европеизации России. Принципами общ-го развития они считали православие, народность, самодержавие, общинный образ жизни. Они считали, что попытки произвести реформы и привести Россию к западному подобию закончатся трагедией для русского народа.

Принципы:

-соборность  – особый вид коллективизма, личность обретает самостоятельность для единения с другими людьми на основе общей любви к богу. Противопоставляется западному индивидуализму и разобщённости

-противопоставление  внутренней свободы внешним обстоятельствам – человек должен руководствоваться своей совестью, а не выгодой.

Религиозность – вера определяет развитие истории, истинная вера – православие, которое способно вывести человечество на путь спасения.

Западники

Чадаев, Грановский, Каверин, Белинский, Герцен, Огарев.

Россия отстала  от западной цивилизации и большим  благом для её народа станет освоение западных ценностей. Связывали развитие России с усвоением исторических достижений Западной Европы.

Западный путь развития – это путь общечеловеческой цивилизации. Все западники недооценивали  историческое и национальное своеобразие  России.

Принципы:

-индивидуализм  – человек руководствуется в  своей деят-ти разумом. Западники  отстаивают право личности на  самостоятельность, независимости  материальное благополучие

-критика самодержавия, крепостничества, критика отсталости  России.

-критика православия.  Духовный идеал католическая вера способная оживить православие и русскую историю. Некоторые западники отрицали религию вообще, были атеистами.

21. Русская религиозная фил-ия. Философская система Вл. Соловьева

Фил.сиситема Соловьёва: главная идея- это всеединство, всё существует во веем, поэтому выступает за единство науки, религии, фил-ии.

Идеалом Соловьева  был бого-человек равный богу, воплотить  этот идеал – вот цель чел.общ-ва.

София – премудрости  божья.

Соловьев, Федоров, Булгаков, Бердяев, Флоренский

Ведущие идеи:

Соборность, всеединство, абсолютная ценность человека.

Соборность  – единство людей на основе любви  друг к другу

Всеединство –  единство 3 видов знания: науки, фил-ии, религии.

Единство гос-ва, общ-ва и церкви, единство добра, истины и красоты.

Религиозные философы (Достоевский, Бердяев, Толстой) рассматривали человека как сущ-во не только материальное, но и духовное, главное в нем душа, которая руководит поведение и если душа чиста и непорочна, то никакие внешние обстоятельства не заставят человека поступать дурно, если в душе нет Бога. То и хорошие условия жизни не спасут его от дурных поступков. Человек стоит выше слепой природы, он обладает свободой воли и отвечает перед своей совестью и перед Богом за все, что делает.

Все пороки –  следствие утраты веры, которая является необходимым условием нравственности.

Единственный  путь улучшения общ-ва и мира в  целом – совершенствование человека, а не изменение внешних условий  жизни, тем более путём насилия, революции. Религиозные философы –  противники революции. Для совершенствования общ-ва необходимо укрепить «царство Божие» внутри нас, умножать добро и действовать согласно принципу непротивления злу насилием )Л.Толстой) Свобода человека в творчестве (Бердяев)

22. категория  бытия философии

Ф философии  предельно общие понятия наз. Категориями, главной из которых явл.бытие. т.е. всё существующее не зависимо от конкретных форм существования. С помощью этой категории фиксируется единство окр.мира, человека, общ-ва.

-бытие природы:  энергия, вещество, материя, поле, движение, время, пространство

-бытие как  главная категория и  предмет  философии

-соц.бытие: общ-во, история, культура

-бытие человека  единство биологического и соц.бытия

-отрасли философии,  изучающие разные стороны бытия:  онтология, антропология, аксиология, гносеология, теоретическая социология

Существование бытия проявляется в разнообразных  формах. Бытие возм.существования  вещи

4 источника  вещи: форма, материя, цель, творец

К.Маркс ввел понятие «общественное бытие», т.е. существование человека среди людей.

3рода бытия: неорганическая природа, органическая природа, общ-во

В человеке проявляются  все 3 рода бытия

В 20-м веке на смену противоположности бытия приходит понятие: мир, бытии в мире, и человек (цнтр.положение)

Таким образом  бытие. Это философская категория, которая отражает единство мира и переходит в существующем виде разнообр.форм

Осн.явлениями:бытие  природы, человека, общества.

23.философское  и научное представление о  материи.

Структурные уровни материи:

-природа( неорганич.  – атомы, частицы, молекулы, макротела; органич. – ДНК, РНК, белки, клетки, многоклеточные организмы)

-общ-во –  человек, семья, соц.группа, наука,  этнос, народ.

Материальный  мир, есть доступное нашему восприятию и пониманию часть природы. Её основу составляет энергия, кот.является причиной вещей и приводит их в движение, т.е. любая вещь, есть сгусток энергии. Кол-во энергии остаётся неизменным, а формы её существования разнообразны. В результате соединения атомов в молекулах возникает в-во как один из основных видов материи. Поле это чать пространства заполненного энергией. Материя – есть единство и комбинация в-ва, поля и энергии.

Материя – это  объективная реальность. Существующая независимо от нашего сознания

Виды материи: вещество – прерывное состояние  материи

Поле - непрерывная материальная среда

Неосновные  виды: антивещество и антиполе

Св-ва:

-системность  – любой объект материального  мира состоит из элементов  и связей между ними

-структурность  – многоуровневость живой, неживой  природы и общества и связь  между уровнями

-пространство – протяжённость, месторасположенность объектов по отношению друг к другу (трёхмерность, обратимость, безграничность)

-время –  длительность и последовательность  существования объектов (одномерность, необратимость, бесконечность)

Способ существования: движение – перемещение, изменение св-в, взаимодействие, взаимное перемещение элементарных частиц.

Формы движения:

-механическое  – пространственное перемещение

-физическое  – электронно-магнитное, гравитационное. ядерно-мезонное

-химическое  – взаимодействие молекул и атомов

-геологическое  – изменение коры земли (извержение  вулкана)

-биологическое  – обмен веществ, наследственность

-социальное  –процессы происходящие в обществе.

24. понятие  развития, основные концепции развития.

Развитие – это такое  изм-е системы, которое характеризуется структурностью, направленностью, необратимостью и связано с возникновением новых возможностей системы

Структурность – это изм-е  системы на 1 или несколько качеств (вода, лёд, пар)

Направленность – изм-е  в определённом направлении от низшего к высшему (прогресс) или от высшего к низшему (регресс)

Необратимость – появление  новых качеств

Развитие отношения к  природе, общ-ву, мышлению.

Концепции развития:

-циклическая – системы  проходя ряд стадий снова возвращается  к исходной точке

-однонаправленная – от  начала до конца не один  предмет и явление не повторяется  (христ.религия – сотв.мира, конец  света)

-диалектическая (Гегель, Маркс)  – в определённом направлении  в виде спирали, каждый виток  кот.повторяется на новом, более  высоком уровне

-эволюционная (Генрих, Спенсер)  – происходят количественные  изменения в результате внешних  воздействий

-эммержинтизм – концепция  творческой эволюции, скачкообразный  характер развития ( соотв. 20-му веку)

25. диалектика  и метафизика.

Диалектика – учение о наиболее общих законах природы, общ-ва. Мышления, основой которого явл. Взаимоотношения противоположностей (Гераклит – основоположник)

Гегель (немецкий философ 19 века) развил это учение, представлял мир как бесконечное движение, причинной которого является абсолютный дух (сформировал основные законы диалектики)

Метафизика – противоположность  диалектики, учение о статичности, неподвижности  мироздания. Все предметы, явления  рассматриваются как неизменное, изолированные друг от друга. (17-18 век) способствовала развитию естествознания. Диалектика – (рассвет в 19 в.) способствовала развитию гуманитарных наук

26. Закон единства  и борьбы противоположностей.

Раскрывает источник развития всего сущего и борьбу противоположностей. Взаимодействие противоположностей приводит к противоречиям, борьбе, входе эти противоречия разрешаются а результаты являются развитием.

Противоположности находятся  в единстве (1 стадия) – различие (2) – противоречия (3) – разрешение в форме скачка и возникновения  нового качества (4)

27.Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные.

Закон отвечает на вопрос как  происходит движение, развитие. Показывает каким образом возможен переход  от 1 кач-ва к другому в результате постоянных изменений. Кол-во – это  числовое определение (величина, объём, число) оно может изменятся до определённой границы (мера). Нарушение этой границы приводит к скачку и в результате возникает новое качество.

28. закон отрицания  отрицания.

Информация о работе Шпаргалка по "философии"