Шпаргалка по "философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:29, шпаргалка

Описание работы

Данная работа содержит ответы на вопросы по "философии"

Файлы: 1 файл

Filosofia.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

Натурфилософия – антицерковное, антисхоластичексое напрвление, устремлённое к человеку, вере в его интеллект, физические и духовные воз-ти, утверждающее оптимизм. Религия отделяется от науки, политики и морали, начинается становление опытных наук, как дающих истинное знание о природе.

Нат.фил.:Кузанский, коперник, Бруно, Галилей. Пантеизм Кузанского сближает Бога с природой, приписывает природе божественные атрибуты, бесконечность в пространстве. Земля не является центром мироздания. Обосновал понятие научного мтода,роблему творческтва, утверждал, что познавательные возм-ти человека безграничны.

Джордано Бруно  развивал гелиоцентрические идеи коперника, открыл существование множества  миров, его Богом было Вселенная, человек – часть природы, любовь к познанию и сила разума возвышают  человека над миром.

Галилео Галилей  призывал изучать природу только опытным путём на основе математики и механики, эксперимента. Бог – перводвигатель, сообщающий движение планетам, дальше «механизм» в природе заработал самостоятельно по своим собственным законам, которые должна изучать наука.

11.Философи нового времени 17 век.

Осн.черты: Бурное развитие естествознания, астрономии, математики, механики. Наука превратилась в производительную силу. Возникает необходимость философского осмысления научных фактов, методов познания. В решении познания образовались два основных направления: Эмпиризм (чувства и опыт – источник знания, разум – лишь систематизирует чувственные данные) и рационализм (главная роль в процессе познания отводится разуму). Главным источником знания являются мысли и понятия. Истинное невозможно познать чувствами, они слабо развиты по сравнению с разумом.

Осн.выводы:

Философия нового времени внутренне не однородна

Ставит в  центр своего внимания либо отдельного человека (Декарт, Локк, Кант), либо «коллективного человека» (Маркс). – она антропоцентрична

В философии  нового времени преобладают гносеологические установки, т.е. считается, что доступ к пониманию мира открывает познание

Идеалом познания признается четкое, строгое рациональное мышление.

Характерен  интерес к методам, способам познания

Наука становится превыше всего, философию стремятся  поставить на научные рельсы

Желание подчинить  общественную жизнь законам –  правовым, моральным, экономич., политич.

Возрастает  ориентация на практику.

17 век

Английский  философ Френсис Бэкон – родоначальник эмпиризма, подчёркивал практическое значение философии, она даёт возм-ть человеку овладеть силами природы.

Эмпиризм – познание опирается на опыт, практику

Индуктивный метод – в основе познания наблюдения, анализ, сравнение и эксперимент. На пути познания много препятствий – идолов, т.е. ложных представлений, ошибок ума

Материализм Бэкона – материя вечна, первопричина всего сущего состоит из неподвижных форм, кол-во её постоянно.

Рене  Декарт – основатель современной философии, рационализма – познание опирается на разум, отказ от всех суждений принятых на еру (картезианское и сомнение), несомненно лишь моё существование «мыслю, следовательно существую»

Метод дедукции – движение мысли от общего к частному, от известного к неизвестному. Истинное познание даёт разум.

Дуализм Декарта – в основе бытия Бог и сотворённый им мир, который делится на две субстанции – духовную и материальную. Природа – гигантский механизм приводимый богом в движение. Критерии истины усматривал в ясности и отчётливости мышления. Сомнение – это не отрицание, а отыскивание достоверного знания.

Б.Спиноза развил учение Декарта, основой познавательных способностей человека считал знания, Пантеизм Спинозы – в основе мира единая мыслящая субстанция в которой бог отождествляется с природой.

12.Философия  эпохи просвещения.

Философские идеи публиковались в энциклопедиях, привлекали внимание своей логичностью  и доказательностью. Просвещение  – свет науки и культуры должен приблизить новый гос-венный строй, который изменит к лучшему жизнь человека.

Цель  просвещения – заменить воззрения, основанные на религиозном или политическом авторитете на вытекающие из требований разума.

Французское просвещение – основано на теории естественного права и общественного договора (личные интересы надо подчинять общественным, власть должна заботиться о народе) Руссо, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

Французские материалисты создали учение о внутренней активности материи, о всеобщем характере движения. Законы механики они рассматривают как всеобщие утверждают, что природа и общ-во развиваются по тем же законам.

Ламетри доказал, что люди это искусно построенные механизмы, изучать человека надо опираясь на механику его тела.

Гольбах – объяснял физические и духовные явления с помощью механики. Природа – это цепь причин и следствий, общее движение порождает движение отдельных тел и частей тела, а последнее поддерживает движение целого.

Движение – это не постоянное порождение нового, а вечный круговорот.

Осн.выводы:

Основным инструментов познания явл.разум

Возвеличивание  человеческого индивида как активного, свободного, равноправного существа

Вера в безграничные возм-ти человека в познании и преобразовании природы.

Раскрепощение умов, освобождение человеческой мысли  от религиозной идеологии

Человек как разумное существо способен изменить мир

Мир законосообразен, самоупорядочен, самовоспроизводящий

 

13.Немецкая классическая  философия.

Влиятельное течение философской  мысли н.в., подводит итог её развития. По-новому решает философские проблемы. Нем.идеализм представляют  И.Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г.Гегель.

И.Кант – основоположник немецкого идеализма, рассматривал познание как деятельность протекающую по своим законам.

Основные работы: «Критика чистого разума» (теория познания) «Критика практического разума» (этическое учение)

Все знания начинаются с опыта, но не ограничиваются им, некоторые знания являются доопытными, априорным. Ограниченность познания есть следствие того, что мир разделен на доступные знания и непознаваемые «веще в себе». Противоречивость познания коренится в самой сущности мышления, в его невозможности охватить мир в целом. Философия есть критика достоверности познания, установления его границ. Нравственное сознание или практический разум основан на следующих законах: поступай так, чтобы твой поведение могло стать всеобщим правилом.

Гегель завещает классический немецкий идеализм, раскрывает логику движения абсолютного духа от его чистого бытия к природе и обществу, т.е. сознание, жизнь духа и мышления определяют законы природы и общ-ва. Философия – это постижение мира в идеях.

Гегель разработал диалектику – учение о всеобщем развитии и  его основных законах. Причиной движения являются внутренние противоречия. Он вывел учение о диалектическом развитии как качественном изменении, переходе строго в новое, открыл взаимосвязь между всеми процессами в мире.

14,Марксиситска  философия.

Антропологический материализм Фейербаха вскрывает социально-психологические корни религии, обращается к проблеме человеческого счастья, характеризует человека как единство его чувств и воли. Фейербах критикует религиозное сознание, предлагает заменить старую религию новой, основанный на любви к человеку, вере в него. Главное в жизни человека – любовь, дружба, преданность.

К.Маркс основатель диалектико-материалистической философии.

Черты:

Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с принципами материализма

Исторический  процесс как естественный, закономерный

Философские исследования переносятся на область материально-практической деят-ти человека

Диалектико-материалистические взгляды связываются с интересами пролетариата. Исторический материализм  это распространение материализма на общ. жизнь, соц.мир, историю.

Уровень экономики, материальное пр-во, производственные отношения (базис) определяют судьбу гос-ва, общ.отн-я, ход истории. Человеческая история – естественный процесс смены одной общественно экономической формации другой (рабовладельческая, феодальная и т.д.)

Марксизм настаивал на революционном преобразовании общ-ва.

Философия должна стать орудием освобождения всех трудящихся от эксплуатции и духовным средством сознания справедливого коммунистического общ-ва. Путём революционного движения власти капиталистов. В основе познания Маркс видел практику и рассматривал её как критерий истины.

Недостатки:

-недооценивал  человека, как индивида

-переоценивал  классовую борьбу, революцию, эк.сферу  общ-ва

-отсутствие  гуманизма

Марксизм  в России:

Представляют  Г.Плеханов, В.И. Ленин, его особенностью явл. направленность на изм-е общественно-политич. Строя.

Г. Плеханов – первый пропагандист и теоретик марксизма в России.

В своих работах уделял внимание вопросам материалистического понимания истории, историч.необходимости свободы, теории классовой борьбы.

В теории познания отстаивал принцип познаваемости  мир и существование объективной  истины. В понимании истории считал всеобщей причиной общ-го движения развития производит. сил, изменяющихся под влиянием изменения общ-х отношений. Творец истории – народные массы. Но социалистическая революция может начаться лишь в высокоразвитых капитаистичеких странах, поэтому отрицательно относился к Октябрьской революции. Дальнейшее развитие марксизм получил в трудах В.И. Ленина (большевизм). Теоретическая разработка проблем развития общ-ва связана с его практической революционной деят-тью. Ленин разработал теорию гос-ва, анализировал роль народных масс и личности в истории классовой борьбы. Исследовал сущность революции, демократии и диктатуры пролетариата.

Решая философские проблемы Ленин обращается к проблемам природы, исследует причины кризиса в естествознании, выдвигает положение о неисчерпаемости материи, исследует проблему познания.

15. современная  западная философия. Философия  жизни.

В философских  школах 20 века противостояние идеализма  и материализма не занимает того места  как в эпоху Нового времени, просматривается тенденция к их диалогу. Используются положения разнообразных школ, что ведёт к их открытости и взаимообогащению. Стирается резкое противоречие между рационализмом и иррационализмом. Философия 20в. отличается многопредметностью, что выразилось в многообразии её школ и направлений. Все новые сферы мира включаются в орбиту научного и философского осмысления. Философы 20в. рассматривают проблемы, которые имеют общечеловеческую ценность: роль философии и научного познания, человек и его жизнедеятельность, взаимодействие духовного и материального, объективного и субъективного, свобода и необходимость и др.

Философские направления:

1) позитивизм. Создателем  считается Огюст Конт. Выступают  за то, чтобы философия опиралась  только на достоверное научное знание, она должна исследовать лишь факты опираться на научный метод. Все явления мира люди должны объяснять на основе опыта, эксперимента, позитивных данных науки. Опыт является единственным источником знания, каждая наука – сама себе философия вырабатывает собственные принципы. Задача философии – изучение языка и методов науки. Представители: Мах, Авенариус, Рассел, Карнап

2) прагматизм  – принцип утилитарности, полезности  как основной оценки всех явлений  жизни. Истина то. Что приносит  пользу, практическую ценность. У каждого человека свой критерий полезности, поэтому каждый по-своему прав. Основной принцип прагматизма – плюрализм истин (Пирс, Дьюи)

3) психоанализ. Основы заложил З.Фрейд, продолжатели Юнг, Адлер, Фром. Фрейд открыл в психике человека особую бессознательную сферу, которая играет ведущую роль в жизнедеятельности. Бессознательное противоположно сознании. Бессознательное вкл.в себя переживания, комплексы, инстинкты(сексуальный, самосохранения и др.), страхи, суеверия. Он часто определяет психическое состояние человека. Человек стремится удовлетворить свои инстинкты и влечения, а общ-во подавляет эти устремления, отсюда конфликт человека и общ-ва.

4) экзистенциализм  представляют Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю. Центральная проблема  – человек и его существование в мире кризисных ситуаций в которые он попадает. Человеку чтобы выжить, необходимо разобраться в своём внутреннем мире, оценить свои способности и возможности. Причинами возникновения экзистенциализма стали нравственный, экономический, политический кризисы, открытые науки, поставившие человечество на грань самоуничтожения. Экологической катастрофы. Смысл жизни философы видят в противопоставлении действительности или уходе от неё. Свобода противопоставляется необходимости, в основе свобод лежит выбор. Где есть свобода, есть и ответственность человека за всё, что происходит с ним и другими людьми.

5) религиозная  философия (Маритен, Жильсон, Тейяр  де Шарден). Стремятся совместить  научные знания с религиозным  откровением здравый смысл с  догмами священного писания. Персонализм признаёт высшей духовной ценностью личность, а творцом всего мира – Бога.

Фил-ия жизни

Ф начале 20-го века наряду классической философией получает развитие не классич., иррациональная философия.

Классич. Философия  видит в основе мира и человеческой деят-ти разум (рационализм), а центральной категорией явл.бытие, то с точки зрения не классич. Философии разум, это не единственная характеристика мира, жизнь намного шире и больше разума, поэтому центральной категорией становится жизнь.

Шопенгауэр  утверждал, что в основе жизни  человека лежит воля, как совокупность желаний, инстинктов, переживаний, настроений, действий и т.д.

«Воля к жизни  – осн.характеристика человека. Мир  – это воля. Человек раб воли»

По мнению Шопенгауэра  воля это зло, которое нужно подавлять, т.е. отказаться от страхов, переживаний и т.д.

Ницше: в основе жизни лежит воля к власти, к силе к могуществу, самосовершенствованию, её надо поощрять. Чем она сильнее, тем полноценнее жизнь. Идеал Ницше – сильный человек. «сверх человек – сам себе бог»

Информация о работе Шпаргалка по "философии"