Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:47, шпаргалка

Описание работы

1.Генезис философии. Философия (от греческий слов филио - любовь и софия - мудрость) - форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. Зарождение философии как специфической формы духовной деятельности отностися примерно к началу 1-го тысячиления до н. э.

Файлы: 1 файл

ответы к экзамену философия 3семестр.docx

— 127.73 Кб (Скачать файл)

Отметим, что три закона диалектики линейно связаны, действительно, если структурная система динамична, а динамичная структурна, то и динамичность, и структурность системы должны быть сохраняющимися характеристиками. Таким образом, базис законов  диалектики состоит лишь из двух независимых  утверждений.

Очевидным следствием законов  диалектики является закон однозначности  динамики: динамика системы на данном уровне исследования однозначно определяется её структурой и начальным состоянием.

Понятно, что точная динамика определяется полной структурой —  совокупностью всех структурных  факторов. Поэтому следует стремиться учесть все стороны, все связи  изучаемой системы. Таким образом, следствием закона однозначности динамики и определения термина «структура»  оказывается закон всеобщей связи  явлений.

Из второго закона диалектики вытекает также закон взаимного  превращения друг в друга противоположностей, доведенных до крайности и основополагающий принцип общей теории систем, утверждающий, что изоморфные системы ведут  себя одинаково.

 

 

27. Основные категории диалектики. Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

законы диалектики;

категории;

принципы

Категория диалектики –  наиболее общие понятия, которыми оперирует  философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:

сущность и явление;

форма и содержание;

причина и следствие;

единичное, особенное, всеобщее;

возможность и действительность;

Сущность и явление

Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление - то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования

Содержание и форма

Содержание и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных  элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания.

Причина и следствие

Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее  называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий.

Возможность и действительность

Возможность и действительность - категории диалектики, отражающие две  основные ступени развития каждого  предмета или явления в природе, обществе и мышлении.

Возможность - есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она  возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и  выражает эту закономерность.

Действительность - есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи  развития предметов и всех ее проявлений.

Единичное, особенное и  всеобщее

Единичное -- определенное, ограниченное в пространстве и времени тело, вещь. . Е. есть определенность качества внутри него самого, т. е. его однородность с вещами того же качества, служащая объективным основанием для его  количественного математического  выражения

Особенное - категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных  моментов -- единичного и всеобщего. Обычно О. рассматривается как нечто, опосредствующее отношение между  единичным и всеобщим.

Категория всеобщего - есть отражение  реально всеобщего, т. е. объективного единства многообразных явлений  природы и общества, в сознании человека.

 

28. Философия о  познаваемости мира. Раздел философии в котором рассматриваются общие проблемы познания называется гносеологией или теорией познания .Одной из исходных проблем теории познания является проблема познаваемости мира .  Большинство философов  говорят что человек располагает всей  необходимым для познания окружающего мира (позиция гносеологическим оптимизмом). Вместе с тем существуют философы, отрицающие возможность достоверного познания или ограничивают познавательные возможности человека ( позиция  агностицизм) .В истории философии, начиная с древнего скептицизма, агностицизм принимал различные формы. Общепринятым примером позиции агностицизма в философии является учение немецкого философа XVIII в. И. Канта. В своей гносеологии Кант разделил весь внешний мир на мир явлений и мир сущностей. Мир явлений познается человеком с помощью ощущений. Мир сущностей, находящийся за пределами достижимости ощущений, непознаваемый и он остается «вещью в себе». Во второй половине XIX и в XX веках позиция агностицизма характерна для ряда течений философии, а также для некоторых естественнонаучных теорий: « физиологического идеализма », «теории иероглифов» и др.

Диалектико-материалистическая теория познания признает познаваемость  мира ,и считает ,что разум человека способен дать адекватное представление  о существующей деятельности .

 

 

 

29. Познание как вид человеческой  деятельности.  Познание – это активное целенаправленное отражение человеком внешнего мира и самого себя в нем с целью получения достоверного знания .Познание является духовной стороной практической деятельности человека .Познание как  специфически человеческая форма активного отношения человека к  миру представляет собой взаимодействие двух сторон –субъекта и объекта .Субъект познания (индивид ,коллектив ,социальная группа )осуществляет познавательную деятельность ,ставит определенные познавательные задачи и решает их .Объект познания (отдельный предмет ,процесс ,часть окружающего мира и др .) -это то на что направлена познавательная активность субъекта .В отличие от объективной реальности объектом является лишь та ее часть ,которая включена в деятельность субъекта .Как  универсальный субъект общество осуществляет все виды деятельности ,одним из видов которой является познание .Любой вид человеческой деятельности ,в конечном счете ,сводится к  производству материальных либо духовных ценностей .Поэтому вся деятельность людей составляет практику.

 

30. Ступени познавательного процесса и их структура. Живое чувственное созерцание и абстрактное мышление –это качественно различные и в то  же время взаимосвязанные ступени единого процесса познания .Итак  ,чувственное познание ,или  живое созерцание представляет собой первую ступень познания .Начальной формой познания внешнего мира человеком является ощущение .Оно является источником всех наших знаний о мире .При помощи органов чувств мы ощущаем предметы ,узнаем их отдельные свойства ,их признаки, сходство и различия между ними .Мы воспринимаем цвет ,звуки, температуру и т.п .Ощущения служат основой для более высокой формы чувственной ступени познания –восприятии . Восприятия дают образ предмета в целом ,в совокупности его внешних сторон ,особенностей. Высшей  формой чувственной ступени познания является представление. Представление - это воспроизведение в сознании человека образа предмета или явления ,которые он воспринимал ранее или известных ему только по описаниям и рассказам .Чувственное познание дает нам знание о предметах внешнего мира и их внешних свойствах .Но чтобы раскрыть и познать внутреннюю закономерную связь воспринимаемых предметов и явлений ,необходимо от чувственного восприятия перейти к  абстрактному мышлению .

Абстрактное мышление –более высокая ступень процесса познания .Она дает возможность расширить  и углубить наше знание окружающего  мира .Познание на этой ступени отражает природу глубже ,вернее ,потому ,что  фиксирует внутренние стороны действительности ,недоступные непосредственному  чувственному познанию .Оно отражает природу полнее ,ибо охватывает не один или небольшую группу предметов ,явлений ,а их множество . Формами  абстрактной ,рациональной ступени  познания являются : понятие ,суждение , умозаключение. Понятие – это  мысль ,в которой отражены необходимые  и существенные стороны предметов  и явлений . Суждение – это форма  мышления , где посредством понятий  что –либо утверждается или отрицается . По своему отношению к  действительности суждения могут быть истинными или ложным . Умозаключение –это такая форма мышления ,в ходе которой ,из одного или нескольких суждений , именуемых посылками ,выводится новое суждение . Посредством умозаключений из имеющихся знаний можно получить новые знания. В реальном процессе познания обе ступени познания выступают в единстве ,дополняя и обобщая друг друга.

 

 

31. Истина и ее критерии. Успешное использование результатов познания в практической деятельности возможно лишь в том случае , если полученные знания обладают достоверностью ,являются истинными . Поэтому вопрос об истине , один из важнейших в теории познания . Под истиной следует понимать знания, которые соответствуют действительности . Необходимо установить от чего зависит истина ?  Различные философские учения дают разные ответы на этот вопрос . Гносеология диалектико – материалистической философии исходит из того , что поскольку истина отражает объективно существующий мир, ее содержание не зависит от сознания человека ,т.е.она объективна. Поэтому, такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека , ни от человечества называется объективной истиной . Преодолевая заблуждения знание движется от истины относительных к  истинам абсолютным .  Абсолютная истина ( абсолютное в истинном знании ) -это, знание тождественное своему объекту и поэтому не опровергается, не заменяется , не дополняется в ходе развития науки и практики. К абсолютным истинам можно отнести таблицу умножения и другие подобные знания, установленные даты конкретного события, например , годы рождения и смерти, истины различных фактов ( с точки зрения их констатации) и др . Относительная истина ( относительное в истинном знании) – это знание верное в своей основе ,но является неполным неточным и поэтому изменяется, дополняется , заменяется в ходе развития науки и практики . Например , все учебники морально стареют. Поэтому их содержание необходимо дополнять, изменять, заменять ,т.е. приводить в соответствие с новым уровнем знаний . Необходимо далее обратить внимание на положение о конкретности истины . Конкретность истины означает, что нет истины , применимой всегда и везде, во все времена. Связь истины с конкретными условиями места и времени , с определенной системой координат выражает известное положение: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна . Проблема истины неразрывно связана с поисками ее критерия .  Так , концепция конвенционализма критерии истинности знаний усматривает в наличии условного соглашения между людьми . В философской концепции прагматизма критерий истины усматривается в выгоде, полезности , удобстве . В когерентной концепции этот критерий трактуется как  внутреннее согласование ,непротиворечивое знание . Существует также логический критерий ,т.е. соответствие положений законам   логики. С позиций диалектико-материалистической философии самым надежным и решающим критерием истины является практика.

32. Основные особенности научного познания, или критерии научности: 1. Его основная задача - обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций, в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Это основной признак науки, основная ее особенность. Ориентация науки на изучение объектов, их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляет первую главную особенность научного познания. 

2.Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается - в той или иной мере - осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты. При этом следует иметь в виду, что хотя наука в сущности своей рациональна, но в ней всегда присутствует иррациональная компонента, в том числе и в ее методологии (что особенно характерно для гуманитарных наук). Это и понятно: ведь ученый - это человек со всеми своими достоинствами и недостатками, пристрастиями и интересами и т.п. Поэтому-то и невозможно его деятельность выразить только при помощи чисто рациональных принципов и приемов, он, как и любой человек, не вмещается полностью в их рамки. 

В процессе научного познания применяются такие специфические  материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое "научное оборудование", зачастую очень сложное и дорогостоящее (ускорители частиц, радиотелескопы, ракетно-космическая  техника и т.д.). Кроме того, для  науки в большей мере, чем для  других форм познания, характерно использование  для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как  современная логика, математические методы, диалектика, системный,  синергетический и другие приемы и методы

 

33. Понятие общества и основных сфер его деятельности. Существует много определений понятия «общество».В широком смысле- обособившуюся от природу но тесно связанную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей,формы объединения людей. В узком смысле – круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское общество)

Определённые  группы общественных отношей образуют подсистемы. Основными подсистемами общества принято считать сферы  общественной жизни.: Экономическая, Социальная, Политическая, Духовная.

Каждой сфере  жизни общества присуща определенная самостоятельность, они  функционируют  и развиваются по законам целого, т.е. общества. Вместе с тем все  четыре основные сферы не только взаимодействуют , но и взаимно обуславливают друг друга. Например влияние политической сферы на культуру проявляется  в  том, что, во-первых, каждое государство проводит определённую политику в области культуры, во-вторых, деятели культуры отражают в своем творчестве  определённые политические взгляды и позиции.

Границы между  всеми 4 сферами общества легко переходимы, прозрачны. Каждая сфера присутствует так или иначе во всех остальных, но при этом не растворяется , не теряет своей ведущей функции.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"