Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:47, шпаргалка

Описание работы

1.Генезис философии. Философия (от греческий слов филио - любовь и софия - мудрость) - форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. Зарождение философии как специфической формы духовной деятельности отностися примерно к началу 1-го тысячиления до н. э.

Файлы: 1 файл

ответы к экзамену философия 3семестр.docx

— 127.73 Кб (Скачать файл)

Материя - (лат. materia -- вещество) вещественное значение термина удерживалось до XX в., когда произошла революция, в физике означавшая кризис одностороннего основанного на обязательном чувственном  восприятии, понимании материи, составляющего  суть концепции метафизического  материализма. Матеpия - это объективный  миp в целом, а не то, из чего он состоит.

Древнегреческая философия. Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Пифагор, Гераклит считали, что существует материал, из которого состоят все вещи. Фалес - все состоит из воды, Анаксимен - из воздуха, Гераклит - из огня. Это  вещество они рассматривали как  первоматерию, лежащую в основе всех вещей, субстанцию мира.  Демокрит - атомистическая концепция материи (атом - элемент, частица мира, его  субстанция).

Учения, объяснявшие единство мира исходя из одной субстанции, относится  к философии монизма. Но само понимание  субстанции может быть различным: в  качестве субстанции можно мыслить  и материю и дух.

Философы Нового времени  акцентировали своё внимание на атрибутивных св-вах материи. Сущность материи  ими виделась не столько в телесности как определяющем её признаке, сколько  в таких свойствах, как протяжённость, твёрдость, проницаемость, плотность  и т.д. Материалист Нового времени  П.Гольбах полагал, что "по отношению  к нам материя вообще есть всё  то, что воздействует каким-нибудь образом  на наши чувства, а качества, приписываемые  нами различным веществам, основываются на различных изменениях, производимых в нас этими веществами”. Ломоносов: сущность материи в ее протяженности, инерции, силе, фигуре. Декарт отождествлял материю с протяжением. Однако, философы Нового времени говорили не только о свойствах, но и о субстрате (атомах, элементах, корпускулах) как  их носителе.

Матеpия внутpенне активна, она  способна к качественным изменениям, и это говоpит о том, что она  находится в движении. Движение не случайное, а неотъемлемое свойство матеpии, и «обнимает собой все  пpоисходящие во вселенной изменения  и пpоцессы».

Структурность материи. Материя  имеет разнообразное, зернистое, прерывистое  строение. Она состоит из частей различной величины, качественной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул, радикалов, ионов, комплексов, макромолекул, коллоидных частиц, планет, звезд и  их систем, галактик. Ныне обнаружено более 30 различных элементарных частиц, а  вместе с резонансами (частицами, живущими очень короткое время) их насчитывается  около 100.

Всего существует 4 концепции  материи: а) вещественная, б) эфирная, в) атрибутивная, г) диалектико-материалистическая. Существует 2 концепции: 1) непрерывного строения мира (бесконечное деление  материи, и все качества по мере углубления в строение материи повторяются); 2) [Декарт] прерывного строения мира (материя  состоит из последних неделимых  частиц, свойства которых отличаются от свойств тел). В теории атомизма сложилась идея иерархического строения материи.

Атрибуты материи (субстанции):

1) Несотворимость и неуничтожимость  материи (закон сохранения и  превращения материи: какие бы  процессы превращения не происходили  в мире, общий субстанциональный  баланс материи остается неизменным)

2) Движение - сущностный атрибут  материи, это способ ее существования.  У Аристотеля – 6 видов, у  Бекона 19. Энгельс выдвинул целостную  классификацию форм движения  материи: механическая, физическая (движение молекул как целостное  образований), химическая (движение  атомов вызывает изменение химизма  в-ва, к-й выр-ся в изменении  строения самих молекул, их  кач-ва.), биологическая (реализуется  через обмен в-в в процессах  самообновления, саморегуляции, самовоспроизведения), социальная (процесс и рез-т взаимодействия  людей в формах сознательно  целеполагающей деятельности). Основой  и началом движения явл-ся самодвижение  материи, без чего она была  бы мертва. Самодв-е – самопроизвольное, самост-е, внутр-ее движ-е, явл-ся  импульсом любых изменений и  деят-ти. Однако в совокупности  многих форм преобладает какая-нибудь  одна форма.

3) Пространство - форма бытия  материи, характеризуемая протяженностью, структурностью, существованием и  взаимодействием.

4) Время - форма бытия  материи, характеризуемая свойствами  изменения и развития систем, таких как длительность, последователь­ность  смены состояний.

 

 

17. Пространство  и время как форма существования  материи. Пространство и время - это всеобщие формы существования материи. Нет и не может быть материи вне пространства и времени. Как и материя, пространство и время объективны, независимы от сознания. Структура и свойства движущейся материи определяют структуру и свойства пространства и времени. Пространство и время зависят не только от материи, но и друг от друга. Это обнаруживается даже при простом механическом перемещении: по положению солнца на небе можно определить время, а для определения координат космического корабля нужно задать время. Более глубоко связь пространства и времени раскрыла теория относительности. Она ввела единое понятие четырехмерного пространства и- времени(пространства Минковского). Так данные современного естествознания подтверждают единство материи, движения, пространства и времени. Пространство - есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах. Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем Спиркин А.Г. Основы философии. М. 2000 г. .

Время и пространство обладают общими свойствами. К ним относятся: - объективность и независимость  от сознания человека; - их абсолютность как атрибутов материи; - неразрывная  связь друг с другом и движением; - единство прерывного и непрерывного в их структуре; - зависимость от процессов развития и структурных  изменений в материальных системах; - количественная и качественная бесконечность.

Различают монологические (направление, непрерывность, необратимость) и метрические (связанные с измерениями) свойства пространства и времени.

Наряду с общими характеристиками пространства и времени, им свойственны  некоторые особенности, которые  характеризуют их как различные  атрибуты материи, хотя и тесно связанные  между собой.

Так, ко всеобщим свойствам  пространства относятся: - протяженность, т.е. взаимное расположение и существование  различных тел, возможность прибавления  или уменьшения какого-либо элемента; - связность и непрерывность, которая  проявляется физическим воздействием через поля различного характера  перемещения тел; - относительная  прерывность, т.е. раздельное существование  материальных тел, каждому из которых  присущи свои границы и размеры  Фролов Введение в философию: в 2-х  томах. М., 1989 г..

Общее свойство пространства - это трехмерность, т.е. все материальные процессы происходят в пространстве 3-х измерений. Кроме всеобщих свойств  пространство обладает и локальными свойствами. Например, симметрия и  асимметрия, месторасположение, расстояние между телами, конкретные формы и  размеры. Все эти свойства зависят  от структуры и внешней связи  тел, скорости их движения, взаимодействия с внешними полями.

Пространство одной материальной системы непрерывно переходит в  пространство другой системы, поэтому  оно практически незаметно, отсюда его неисчерпаемость как в  количественном так и в качественном отношении.

К всеобщим свойствам времени  относятся объективность, неразрывная  связь с атрибутами материи (пространством, движением и др.), длительность (выражающая последовательность существования  и смены состояний тел) образовывается из возникающих друг за другом моментов времени, которые составляют весь период существования тела от его возникновения  и до перехода в другие формы.

Существование каждого тела имеет начало и конец, поэтому  время существования этого тела конечно и прерывно. Но при этом материя не возникает из ничего и  не уничтожается, а только меняет формы  своего бытия. Отсутствие разрывов между  моментами и интервалами времени  характеризует непрерывность времени. Время одномерно, асимметрично, необратимо и направлено всегда от прошлого к  будущему.

Специфические свойства времени: - конкретные периоды существования  тел (они возникновенны до перехода в иные формы) ; - одновременность  событий (они всегда относительны) ; - ритм процессов, скорость изменения  состояний, темп развития процессов, и  др.

Но не смотря на индивидуальные свойства, отличающие друг от друга  пространство и время, в мире нет  материи, которая бы не обладала пространственно-временными свойствами, так же, как время  и пространство не существуют сами по себе, вне материи или независимо от нее. Весь опыт человечества, в том  числе данные научных исследований, говорит о том, что нет вечных предметов, процессов и явлений. Даже небесные тела, существующие миллиарды  лет, имеют начало и конец, возникают  и гибнут. Ведь, погибая или разрушаясь, предметы не исчезают бесследно, а превращаются в другие предметы и явления.

 

 

 

 

 

18. Проблема единства  мира в философии. Проблема  единства мира. Мир бесконечно многообразен в своих качественных и количественных проявлениях. Существует множество различных состояний и структурных уровней реальности, каждый из которых, в свою очередь, характеризуется специфическими пространственно-временными свойствами, формами движения. Мир непреходящ как бесконечное целое и в то же время в отдельных своих частях и проявлениях изменчив и преходящ. Он движется и развивается как по пути становления и усложнения своей структуры, так и по пути разрушения и деградации, что постоянно изменяет его количественные и качественные характеристики.

С одной стороны, мир в  своем многообразии неоднороден, а  с другой - являет собой некую  универсальную целостность, образуя  неразрывное единство всех своих  составных частей.

Проблема единства мира является одной из древнейших проблем в  философии. Решение указанной проблемы непосредственно зависит от исходной мировоззренческой позиции, на которой  стоит тот или иной философ. В  идеалистическом направлении возможны различные позиции, как утверждающие единство мира на основе его бытия  или вселенской духовности (идеалистический  монизм), так и отрицающие таковое  единство. Сторонники материалистического  монизма стремятся объяснить  единство мира, исходя из него самого, считая его самодовлеющим, ни в ком  и ни в чем не нуждающимся для  поддержания своего бытия, который  из самого себя порождает все многообразие сущего. Они признают в качестве доказательства только рациональное обоснование  и согласующийся с ним опыт и опираются в этом на общественную практику и науку, природа которой  сугубо рациональна.

Начиная с XVIII века, когда  наука окончательно оформилась в  самостоятельную сферу человеческой деятельности, появилась возможность  с ее помощью более аргументированно отстаивать единство мира, не прибегая к потусторонним силам. Теория Канта - Лапласа, объяснявшая естественное происхождение планет из первоначальной туманности, дала основание говорить о единстве космических тел Солнечной  системы. Закон сохранения и превращения  энергии показал, что все силы, действующие в природе, являются различными формами проявления универсального движения. Теория клеточного строения живых организмов позволила структурно объединить все живое. Периодический  закон Д.И. Менделеева связал воедино  все химические элементы, а теория происхождения видов Ч. Дарвина  не только объяснила единство многообразия всего живого, но и приоткрыла возможности  для понимания природы идеального сознания как неразрывно связанного с живым веществом. Данная теория характеризуется переходом от изучения отдельных вещей к изучению процессов  и состояний, от разъединения природы  к объединению ее в единую систему, что позволило затем лучше  понять генезис человека и его  сознания, определить их реальное место  в мире и, в конечном счете, показать единство человека и природы.

Создание теории относительности  и квантовой механики в XX столетии существенно расширило и укрепило понимание того, что мир един и  все со всем взаимосвязано. С появлением во второй половине XX в. мощнейших ускорителей  современная наука еще больше продвинулась в изучении микромира  и сумела доказать единство поля и  вещества, корпускулярных и волновых материальных объектов, обосновала неразрывное  единство материи, движения, пространства и времени. С точки зрения современной  теоретической физики, мир един, потому что на самом элементарном уровне это ни что иное, как элементарные частицы и фундаментальные взаимодействия.

Помимо естественнонаучных доказательств идея единства мира нуждается  также и в историческом обосновании, чего нельзя сделать без философии, которая рассматривает весь мир  в виде целостной системы, обнаруживает единство в многообразии и многообразие в единстве.

 

 

19. Проблема сознания  в истории философии. В истории философии существовало много философских представлений о сознании. Уже в глубокой древности, люди задумывались над таинством своего внутреннего мира, что привело их к рассуждениям о душах, духах и т.д. Так на заре человечества возник анимизм – верование в то, что душа и духи оказывают влияние на жизнь людей и все живое. Подобные представления о мире несколько позже в той или иной форме составили основу различных религий. В древней философии под сознанием понимался некий внутренний мир человека (душа), играющий особую роль в его жизни. Считалось, что тело смертно, а душа бессмертна и способна к самостоятельному существованию. Древнегреческий философ Платон впервые разделил все сущее на два вида реальностей –  материальную и идеальному, и два мира – мир вещей и мир идей. По мнению Платона, идеи являются источником всех вещей и их разнообразия. По Платону сознание отдельного человека непосредственно отождествляется с его душой, которая будучи бессмертной, переселяется в то или иное тело как в свою «темницу», а до рождения и после смерти пребывает в мире духовных сущностей, т.е. в мире вечных идей, созерцая и познавая их. Однако в древности были и другие представления о душе. Демокрит рассматривал душу как своеобразное сочетание особых чувственных атомов, т.е. душа у него имела материальную сущность. В трактате Аристотеля «О душе» душа является выражением внутреннего мира человека, но не имеет самостоятельной сущности и подчиняется общим законам жизни космоса. В средние века сознание рассматривалось как важнейший атрибут (свойство) Бога. А поскольку человек якобы сотворен Богом как подобие его, то сознание есть дар и искра Божья. Считалось что душа бессмертна и выше тела, она олицетворяет собой высокое и совершенное, идущее от Бога. В христианстве существовало представление о том, что бессмертная душа человека обременена не только телесной оболочкой, которая именовалась греховной, но и разумом, подарком дьявола, который в своей гордыне пытался противостоять бессмертной душе. Именно поэтому на протяжении многих столетий все попытки «умствования» оценивались церковниками отрицательно, а авторы их приговаривались к церковным покаяниям и другим наказаниям.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"