Эстетическая форма общественного сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 18:14, реферат

Описание работы

Считается общепринятым, что эстетическое сознание обусловлено социальной практикой. Практика – это материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, которая предполагает освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляет всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. В свою очередь, сознание – одно из основных понятий философии, обозначающее высший уровень психической активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувственных и умственных образов предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер.

Файлы: 1 файл

Эстетическая форма сознания.Демакова.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Ассоциативность эстетического сознания.

Эстетическое сознание, сложное по своей структуре, в конечном счёте основывается на многостороннем эстетическом отношении человека к действительности. Своим фундаментом оно имеет, как писал Кант, свободную игру воображения и рассудка, сочетание содержательных выразительно-изобразительных норм, которые люди различают в окружающей их природной и общественной реальности. Определяющее значение в этих отношениях принадлежит объективной действительности, в то же время большую роль играет исторически детерминированный субъективный фактор. К нему относятся эстетические оценочные суждения, закономерности, выявляемые людьми, по которым они создают произведения искусства, законыкрасоты, образующие эстетический идеал.

В отличие от познания, этот способ духовного освоения мира не выявляет истины, а устанавливает связи между субъектом и объектом. Он выражает суть функционирования системы субъект-объект. (Субъект-объект – система отношений, в которой субъект играет активную, а объект – пассивную роль. В эстетическом отношении объект выступает в качестве сигнала и переводит систему из равновесия в динамическое состояние.) Здесь решается не вопрос, что представляет собой данный объект, каков он сам по себе, а вопрос, каково значение данного объекта для нас, какую ценность он представляет для субъекта. Часто эта ценность определяется теми ассоциациями, которые возникают у человека, и потому для данного субъекта объект приобретает личностную ценность. В любом случае объект, при эстетическом восприятии его субъектом, ассоциируется у человека с его представлением о прекрасном, с его эстетическим идеалом и поэтому является для субъекта эстетически значимым.

Большую роль в развитии индивидуального эстетического сознания играет развитие такого его специфического признака, как художественное воображение. В процессе повседневной практики за предметами и явлениями окружающего мира закрепляются устойчивые и даже стереотипные значения. Это, с одной стороны, облегчает нашу ориентировку в окружающем мире, нашу практику, но, с другой стороны, делает наше восприятие односторонним, автоматическим, обедняет его. Художественное воображение – это такое взаимодействие понятий, чувственных образов, эмоций, стремлений человека, которое преодолевает шаблоны восприятия и, пробуждая ассоциации в сознании человека, отражает мир целостно, многосторонне.

Ассоциации и в самом художественном воображении играют особую роль. Уже в процессе эстетического восприятия чувственный образ (как результат непосредственного отражения действительности в данный момент) ассоциируется с представлениями, хранящимися в памяти и выражающими исторический опыт поколений и опыт личной жизни, а также с мыслями и чувствами человека. Возникшая мысль ассоциируется с другой мыслью, с другим чувством, с другим образом. В результате возникает разветвлённая, сложная и многозначная цепь ассоциаций. Различные ассоциации (по сходству, по смежности, по контрасту и другие) позволяют выразить одно через другое, мысль – через чувственный образ, чувственный образ – через мысль. Ассоциации эстетического сознания характеризуются яркостью, новизной, многозначностью. Например, выражение А. С. Пушкина “перстами лёгкими, как сон” или А. Блока “Над бездонным провалом в вечность, задыхаясь, летит рысак”. Такие нестереотипные ассоциации выбивают наше восприятие из наезженной колеи, позволяют рассмотреть явление с неожиданной стороны, порождают наслоение смыслов, многозначность.

 

 

Установка на эстетическое переживание и наслаждение.

Целостность эстетического сознания, органическое объединение в нём понятий, чувственных образов, эмоций, волевых стремлений делают его незаменимым средством познания действительности. Есть такие неразложимые далее определённого предела структуры в окружающем мире, в социальном мире личности и в их взаимоотношениях, которые не могут быть воспроизведены и осознаны другим путем, кроме как при помощи эстетически целостного воображения и сопереживания.

Установка на наслаждение предполагает для нас наличие у объекта определённых признаков упорядоченности формы. Это может быть ритмичность, симметрия, целесообразность, пропорциональность. Причём все эти признаки могут быть не только привнесены в предмет осознанно его создателем, но и существовать от природы.

В таком случае мы наслаждаемся формой предмета самой по себе, ее гармоничностью. Но не меньшее наслаждение доставляет нам гармония формы и содержания, а также гармоничность содержания художественного произведения.

Человек в процессе эстетического восприятия пропускает явление или произведение искусства через себя, сопоставляет со своей шкалой ценностей и делает его предметом переживания. Не приобретая предмет физически, он делает его своим достоянием, пропускает через чувства. Эмоции человека, его чувства дают взрыв нервной энергии, так называемую эстетическую реакцию.

Эстетическое наслаждение напрямую связано с психофизиологическим процессом переживания и сопереживания, лежащим в основе эстетического восприятия.

Ассоциативный ряд усиливает переживание, сопутствующее восприятию эстетического объекта и, соответственно, поддерживает эстетическое наслаждение. Отсюда мы можем сделать вывод, что человек с развитым воображением и эмоционально активный обладает развитым эстетическим сознанием.

 

 

Чувственность как основа эстетического. Уровни эстетического осознания.

Нам совсем не обязательно видеть явление, чтобы судить о его полезности или справедливости. Для того чтобы оценить объект с эстетической точки зрения, необходим прямой чувственный контакт. Поэтому мы говорим, что эстетическим объектом непременно должно быть что-то, имеющее чувственно-воспринимаемую форму.

Нет таких интеллектуальных операций, которые были бы способны заменить человеку живое созерцание как основу эстетическоговосприятия, поскольку вне ее нет для нас ни красоты, ни величия. На этой стадии эстетического восприятия мы можем говорить о двух уровнях – психофизиологическом и духовном, социально-психологическом. На первом этапе мы получаем чисто чувственное удовольствие от восприятия предмета органами слуха или зрения: необходимый для духовного переживания чувственный фундамент.

Есть еще один существенный признак эстетического взаимодействия субъекта с объектом – это гармония, уравновешенность системы, о которой мы поговорим ниже, в связи с эстетическим отношением.

Чувственный характер объекта и гармоничность отношения субъекта к этому объекту даёт нам возможность для выхода на следующий, духовный уровень осознания. Эстетическое сознание априори ориентирует нас на переживание и наслаждение. На этом уровне можно говорить об интуитивном познании предмета, о сопоставлении его с эстетическим идеалом. Если мы получили в результате данного процесса восприятия ожидаемое чувство удовлетворения, эстетическое восприятие объекта состоялось. Это, в свою очередь, закладывает фундамент для следующего – теоретического уровня осознания.

На теоретическом уровне мы создаём эстетические суждения, у которых есть потенциальная возможность перерасти в эстетическую концепцию или даже эстетическую теорию. Но и в неразвитом виде эстетические суждения формируют эстетические воззрения субъекта.

Выше мы говорили об индивидуальном эстетическом сознании. Как любая форма общественного сознания, эстетическое сознание имеет два уровня – индивидуальный и общественный. Общественное эстетическое сознание существует не отдельно от конкретных индивидов, а в их умах, в виде определённых идей, воззрений, чувств, стремлений, представлений о прекрасном, присущих этим конкретным людям. Но это вовсе не значит что всё, присущее сознанию отдельного индивида, входит в общественное эстетическое сознание, является его частью. Общественное сознание, как известно, составляют лишь характерные для большинства людей данного общества идеи, воззрения, чувства.

Индивидуальное сознание формируется в процессе жизни данного человека. Эстетическое сознание его зависит от его эстетической деятельности, воспитания, образования, жизненного опыта.

Таким образом, индивидуальное эстетическое сознание неповторимо во всех своих чертах, оно своё у каждого. В чём-то оно всегда богаче общественного эстетического сознания. Но отдельная личность обладает, как правило, не всеми чертами общественного эстетического сознания. Поэтому в определенном отношении общественное эстетическое сознание богаче индивидуального.

Общественное и индивидуальное эстетическое сознание существуют в органической взаимосвязи, в диалектическом единстве, взаимопроникают и обогащают друг друга.

 

 

Мода как эстетический феномен.

Взаимодействие общественного и индивидуального уровней эстетического сознания обусловливает возникновение эстетической моды. (Эстетическая мода – временное господство эстетического вкуса в отношении эстетических объектов и эстетических аспектов явлений; характеризует явления поверхностно.) Эстетическая мода проявляется не только в создании и оценке произведений искусства, но и в их исполнении, воспроизведении или использовании. Оставаясь на уровне явления, мода не проникает в сущность эстетических процессов и тенденций, а потому характеризует явления более поверхностно, чем стиль или манера.

Эстетическая мода имеет ряд аспектов: экономический, социальный, психологический.

В идеале предполагается сочетание эстетической моды с высокими вкусами и эстетическими идеалами. Но имеются и очевидные отклонения. Порой модными становятся явно эстетически антиценные художественные произведения, предметы прикладного искусства, явления культуры. Эстетическая мода – явление эпизодическое и напрямую зависящее от конкретных условий и явлений, господствующих в обществе. Поэтому модные явления неизбежно эстетически “устаревают” и теряют свой статус эстетической ценности.

 

 

Структура эстетического сознания.

Итак, эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности как целостное, эмоционально насыщенное отражение действительности в единстве её существенных определений и чувственного своеобразия. Самой общей особенностью эстетического сознания является его эмоциональный характер, ориентация на переживание и наслаждение. Отражение действительности в нём не покидает сферы чувственных образов и сопровождается возникновением сложной гаммы особых переживаний, самыми общими из которых являются чувства прекрасного, возвышенного, трагического, комического.

Казалось бы, эстетическое сознание отражает лишь внешнее в явлениях действительности. Но это не так. В том-то и состоит удивительное своеобразие эстетического сознания, что, удерживая богатство чувственных впечатлений, оно в то же время обобщает, проникает в скрытые существенные связи и отношения. Человек освобождается от непосредственной рабской зависимости от окружающего мира и всеми своими чувствами приобщается к целостности мира и социума. Эти чувства бескорыстны, не направлены на желание обладания или удовлетворение материальных и физиологических потребностей. Поэтому они, при осмыслении, ведут нас к теоретическому мышлению.

Кроме того, возникает эстетическое отношение человека к миру, отличительными чертами которого являются незаинтересованность и бескорыстие. Подробно мы рассмотрим явление эстетического отношения ниже, в соответствующем разделе.

Эстетическое отношение выступает как форма и результат общественной деятельности. В эстетическом отношении происходит постоянное соотнесение чувственных явлений повседневной жизни с существенными отношениями, с тем общим, непреходящим, что лежит в основе чувственного многообразия бытия. Это соотнесение характеризует эстетическое сознание во всех его компонентах: потребностях, вкусах, оценках, чувствах, идеалах, взглядах и теориях.

Теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.

 

 

Эстетическая потребность.

Эстетическая потребность – потребность человека как биосоциального существа в оптимальной и гармонической деятельности, реализуемая в различных формах эстетической деятельности, в том числе – в искусстве.

Эстетическое отношение коренится в эстетических потребностях человека. Эстетические потребности – показатель объективно существующего несоответствия, противоречий между человеком и окружающим миром и стремления устранить это несоответствие. Человек хочет преодолеть ограниченность, узость повседневных отношений между собой и окружающим миром, выявить в них общее, существенное и духовно-эмоционально приобщиться к этому общему, проявляющемуся в единичном. Однако своеобразие эстетических потребностей заключается в том, что это стремление утвердить свою индивидуальность, обособиться от мира, осознать своё “Я”, а не раствориться в объекте. Отсюда возникает характерная черта эстетических отношений – специфическая эстетическая дистанция, выделение себя из окружающего мира и одновременно стремление приобщиться к существенному и дружественному человеку в объективной действительности.

Под воздействием эстетических потребностей в эстетическом сознании формируются представления о том, каким должен быть окружающий мир и каким должен быть социальный мир личности, происходит сопоставление этих миров. Поэтому в эстетическом сознании имеет место чувственное отражение всеобщности и личностного смысла всех явлений действительности.

Именно для удовлетворения потребности непосредственно созерцать то, что как раз и характеризует нас как людей, видеть себя в контексте окружающего мира, выявлять свою антропологическуюсущность человек создаёт специфические предметы – продукты художественного творчества.

Таким образом, глубочайшая сущность эстетических потребностей состоит, с одной стороны, в воплощении “сущностных сил” человека в соответствующих объективных явлениях и, с другой стороны, в созерцании, организации и регуляции своих внутренних духовных состояний при помощи восприятия произведений искусства.

 
Эстетическое сознание в системе форм общественного сознания занимает особое место. Выделившись в особую ветвь духовной культуры, оно в то же время выполняет синтезирующие функции, поскольку в структуру эстетического сознания входят такие элементы, как эстетические взгляды, идеалы, оценки, вкусы, эстетические чувства, потребности, эстетическая теория. Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом.  
 
Синтетическая роль эстетического сознания и эстетической деятельности проявилась уже в "синкретичности" (нерасчлененности) античной культуры, в которой и произведения искусства, и научные, и религиозные, и философские труды подчас создавались как художественные тексты. Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности и определяется как целостное, эмоционально насыщенное отражение действительности. Объективной основой эстетического сознания является природная и социальная действительность и общественно-историческая практика. Эстетическое сознание представляет собой одну из граней духовно-практического освоения мира.  
 
Творчество "по законам красоты" возникает на основе трудовой деятельности и является ее дополнением. В процессе трудовой деятельности формируются духовные способности человека, к числу которых относится и эстетическое сознание. В процессе трудовой и эстетической деятельности формируются чувства человека, возникают эстетические потребности, которые оказывают целостное воздействие на личность.  
 
С разделением труда, обособлением искусства от других видов общественной деятельности человека происходит окончательное формирование эстетического сознания. Эстетическое сознание отражает окружающий мир, всю разнообразную деятельность людей и ее результаты в эмоционально оцениваемых образах. Отражение окружающего мира в нем сопровождается появлением особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического.  
 
Но своеобразие эстетического сознания заключается в том, что оно содержит в себе сложность и выразительность эмоциональных впечатлений и в то же время проникает в глубокие существенные связи и отношения. Особенностью эстетического сознания является то, что взаимодействие человека с реальным миром воспринимается, оценивается и переживается индивидуально на основе существующих идеалов, вкусов, потребностей.  
 
Эстетическое сознание имеет сложную структуру, включающую потребности, идеалы, взгляды, оценки, чувства, теории, которые очень тесно связаны друг с другом и взаимозависимы. В эстетическом отношении в одинаковой степени оцениваются и переживаются и положительные стороны окружающего мира и отрицательные. Эстетическое сознание - один из способов отражения, осознания мира и воздействия на него. Оно возникает на основе материально-производственной деятельности человека, и с развитием этой деятельности формируются чувства человека, освобождаясь от инстинктивной формы, возникают специфические человеческие потребности, которые, в свою очередь, оказывают обратное влияние на все стороны жизни человека.  
 
В структуре эстетического сознания важным элементом являются эстетические потребности, они являются началом эстетического отношения к миру. Эстетическую потребность можно рассматривать как объективно существующую взаимосвязь человека со средой, в результате которой возникает необходимость в производстве, сохранении, усвоении и распространении эстетических эмоций, индивидуальных и социальных чувств, взглядов, знаний, ценностей и идеалов и их объективизации в человеческой деятельности.  
 
В структуре эстетической потребности можно выделить три взаимосвязанных элемента: эмоциональный, рациональный и деятельный. Это следует учитывать при определении путей и средств ее формирования. Конечно, нужно комплексное воздействие и на эмоциональную, и на рациональную сферу сознания для выработки необходимых убеждений и установок и для дальнейшего закрепления их в деятельности.  
 
Понятие "эстетическая потребность" охватывает как потребность в восприятии эстетических явлений мира, так и потребность в искусстве и эстетическом творчестве. Эстетическая потребность выступает как движущая сила развития сознания и практической деятельности личности, как один из основных элементов эстетического сознания и проявляется в стремлении преобразовать мир. Особенностью эстетической потребности является то, что она может быть реализована во всех сферах деятельности человека: в труде, в отношении к природе, в приобщении к искусству, в нравственных отношениях, в научном познании. По своему содержанию эстетическая потребность является универсальной, ибо ее объект находится во всех сферах жизни. Эстетическая потребность проявляется как потребность в высокой степени упорядоченности, гармонизации всех видов человеческой деятельности и потребность в организованности всех продуктов ее, устремление к получению духовных радостей.  
 
Эстетическая потребность тесно взаимосвязана с нравственной, ибо стремление к прекрасному и доброму выступает в единстве. Она связана и с другими духовными потребностями, в том числе и с потребностью в труде и в приобщении к знаниям.  
 
В структуру эстетического сознания входят эстетические чувства. Психологи относят их к категории высших чувств и указывают на их связь с интеллектом. Эстетические чувства основаны на опыте разума и сами вызывают размышления. Вот почему эстетические чувства называют мировоззренческими. Эстетические чувства - это своеобразные переживания человека, возникающие при восприятии специфических объективов: красоты природы, предметов труда, произведений искусства. Эти чувства стимулируют социальную активность человека, оказывают регулирующее воздействие на его поведение и на формирование эстетического и нравственного идеалов. Они помогают воспринимать мир и искусство как близкие нам и стимулируют творческую активность. Их особенностью является сложное взаимодействие в них эстетических и этических моментов психической жизни.  
 
Элементами эстетического сознания являются эстетический вкус и идеал, выступающие регуляторами оценки человеком объектов эстетического восприятия и собственной деятельности.  
 
Эстетический вкус - это умение понимать и оценивать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое в жизни и в искусстве. Гегель писал о том, что объективной основой вкуса является прекрасное и что вкус воспитывается. Эстетический вкус социально обусловлен и имеет свое индивидуальное проявление. Он определяется мировоззрением личности, поэтому так важно формирование эстетического вкуса, основанного на научном мировоззрении и на этических принципах. Эстетический вкус выступает как способность личности оценить достоинства (или недостатки) эстетически значимых явлений на основе ее представлений о прекрасном и возвышенном, об идеале и объективизировать эти представления в конкретной деятельности, например, при организации предметно-пространственной среды, при проведении досуга, в стиле общения, в эстетической выразительности внешнего облика. Эстетический вкус проявляется в любой творческой деятельности, в поведении людей, в быту. Особенность эстетического вкуса в том, что он проявляется непосредственно, как эмоциональная реакция человека на то, с чем он взаимодействует. По мысли И.Канта, вкус - это "способность судить о красоте". 
 
В единстве с эстетическим вкусом как важный элемент эстетического сознания выступает эстетический идеал, выполняющий также регулятивные функции, но на более высоком уровне. Он содержит в себе понимание сущности прекрасного, отражает лучшие черты личности, является образцом, на которой ориентируются люди, он не только отражает прошлое и настоящее, но и обращен в будущее. Эстетический идеал основан на объективных тенденциях социального развития и играет связующую роль между прошлым, настоящим и будущим. В условиях современного развития общества на этот момент следует обратить особое внимание, ибо нельзя нарушать связи преемственности между прошлым и современным, перечеркивать прошлое своей страны или тенденциозно его идеализировать, слепо копировать опыт других стран, не учитывая закономерность развития общества. Эстетический идеал является опережающим отражением мира, он стимулирует практическую деятельность и мышление людей, направленное на совершенствование окружающей действительности, выполняет прогностическую функцию, являясь важным мировоззренческим компонентом, определяющим мышление личности.  
 
В эстетическом идеале отражены не только эстетические проблемы, но и нравственные, правовые, политические, философские, ибо он основан на понимании направленности исторического развития общества. Эстетический идеал в конкретной и целостной форме представляет гармоничную личность в ее связях с обществом и природой. В эстетическом идеале отражена сложность общественных отношений, причем она может быть показана не в открытой форме, а потому подчас возникает иллюзия того, что этот идеал специфичен и изолирован, допустим, от политики и права.  
 
Следует отметить, что процесс формирования прогрессивного эстетического идеала очень длительный и сложный процесс, в котором органично слиты личный и общественный опыт, когда значительное воздействие оказывает вся окружающая жизнь, искусство, меры воспитательного воздействия. И сформированный эстетический идеал представляет собой наиболее сложный уровень эстетического сознания, высокую степень обобщения и сохраняющий в то же время наглядный и конкретно-чувственный характер. Сложившийся эстетический идеал является критерием эстетической оценки для дальнейшего восприятия жизни, и всякое явление, поступок или произведение искусства сопоставляются с имеющимся эстетическим идеалом. Он становится регулятором эстетического сознания человека или общества. Но следует отметить, что и сам идеал изменяется под влиянием изменяющейся жизни. Процесс формирования эстетического идеала, как и эстетического сознания в целом, очень противоречив, так как сложна и противоречива сама жизнь. В формировании эстетического сознания большую роль призвано играть искусство, оно открывает широкие возможности приобщения к духовным ценностям, формирует взгляды на нравственные и эстетические ценности, помогает превращению знаний в убеждения, развивает эстетический вкус чувства, развивает творческие способности личности, влияет на практическую деятельность.  
 
Искусство - это специфическое явление: особый вид духовного, практического освоения объективного мира. Каждая форма общественного сознания фиксирует окружающий мир в присущих ей специфических средствах (в науке - с помощью понятий, категорий, в праве - в виде законов, в религии - догм, в морали - норм и т.д.). Искусство есть средство отражения и выражения жизни в форме художественных образов.  
 
Источником художественных образов является реальная действительность. На искусство влияет политическое сознание. Но особенность искусства в том, что оно оказывает идейное воздействие благодаря своим эстетическим достоинствам. Любая форма общественного сознания связана с действительностью через свои функции. Сила искусства в непосредственном воздействии на личность и общество. Искусство всегда играло большую роль в жизни общества, выполняя познавательную и воспитательную функцию, поэтому в истории всегда шла острая борьба вокруг вопроса о том, в каком направлении произведения искусства будут воспитывать людей, как будут воздействовать на психологию человека, на его взгляды и вкусы, на его потребности.  
 
Произведения искусства оказывают влияние на все формы общественного сознания, особенно на политическое и нравственное сознание, на формирование атеистического или религиозного мировоззрения. Через общественное сознание искусство влияет на практическую деятельность, на создание материальных и духовных ценностей. В то же время искусство само испытывает на себе влияние общественных условий и потребностей. В искусстве как в специфической форме общественного сознания отражается система общественных отношений, складывающихся в процессе материального и духовного производства, преломляясь в идеалах, потребностях, вкусах. Существенна роль искусства и как регулятора социальной деятельности людей и их личностного поведения. Эффективность потребления искусства, т.е. степень его воздействия на чувства и взгляды личности, на ее творческое развитие, зависит непосредственно от художественного развития личности.  
 
Важнейшей функцией искусства является воспитательная. Отражая мир в его эстетическом своеобразии, показывая прекрасное или безобразное, трагическое или комическое, возвышенное или низменное, искусство облагораживает эмоциональный мир человека, воспитывает чувства, формирует интеллект, пробуждает лучшие стороны души человека, вызывает ощущение эстетической радости. Обогащение духовного мира человека во многом зависит от того, насколько полно воздействуют на личность различные виды искусства.  
 
Важнейшей функцией искусства является гедонистическая. Произведения искусства доставляют человеку эстетическую радость, активизируют его духовные и физические силы, удовлетворяют потребность в эмоциональном и интеллектуальном наслаждении. Эстетически воздействуя на человека, духовно обогащая его и доставляя эстетическое удовольствие, искусство удовлетворяет, таким образом, различные духовные потребности.  
 
Большое влияние на формирование социальных качеств личности, удовлетворение его эстетических потребностей оказывает коммуникативная функция искусства, духовное общение с другими людьми как средство общения между людьми, поколениями, народами. Искусство служит средством приобщения человека к общественным, эстетическим и нравственным идеалам. Общение с искусством, активное сопереживание зрителей, читателей, слушателей обогащает личный опыт художественного восприятия мира.  
 
Большую роль в жизни людей играет компенсаторно-развлекательная функция искусства, удовлетворение тех эмоциональных потребностей, которые не могут быть реализованы в других сферах жизнедеятельности. При современном уровне развития технических средств массовой информации заполнение свободного времени человека общением с искусством является весьма ценным способом проведения досуга.  
 
Искусство всегда играло большую роль в жизни общества. Поэтому в истории всегда шла острая борьба вокруг вопроса о том, в каком направлении произведения искусства будут воздействовать на человека. Искусство, влияя на практическую деятельность, на создание материальных и духовных ценностей, в то же время само испытывает на себе влияние общественных условий.  
 
Итак, эстетическое сознание и его высший продукт – искусство, являются необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность и направленность в будущее. 

Информация о работе Эстетическая форма общественного сознания