Эстетическая форма общественного сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 18:14, реферат

Описание работы

Считается общепринятым, что эстетическое сознание обусловлено социальной практикой. Практика – это материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, которая предполагает освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляет всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. В свою очередь, сознание – одно из основных понятий философии, обозначающее высший уровень психической активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувственных и умственных образов предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер.

Файлы: 1 файл

Эстетическая форма сознания.Демакова.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

В процессе социальной деятельности закономерно возникают эстетические идеалы. Человек хочет составить себе представление о желаемом, т.е. представить его в адекватной чувственно-воспринимаемой форме, в которой проявляется сущность. Так создается эстетический идеал, в котором должное, желаемое предстает как видимый образ существенного, закономерного.

Эстетические потребности и идеалы в их совокупности составляют духовный, субъективный компонент эстетического начала в практической деятельности человека. Этот компонент проявляется во всех сферах практики человеческого сообщества – в производстве, потреблении, науке, спорте, в обрядах, играх, развлечениях. (Субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект.)

Эстетические потребности личности и её стремление к эстетическим идеалам сами по себе не могут привести к общественно значимому результату. Только благодаря практическому освоению мира и преобразованию самого себя богатство субъективной чувственности человека получает объективированную форму.

Для того чтобы создать нечто красивое, нужно знать, что делает его таковым. Эстетические интересы людей становятся стимулом познания красоты и эстетической деятельности. Общественная потребность в создании совершенных орудий труда и предметов быта привела к превращению производственной деятельности в эстетическую, направленную как на создание красивых предметов, так и на совершенствование человека. Создавая красивые предметы, человек совершенствуется, развивает точность руки, остроту глаза, внимание и наблюдательность, творческое воображение. Так эстетическая деятельность становится одним из средств формирования физических и духовных способностей человека.

 

 

Основные методологические принципы эстетического преобразования действительности.

Основными принципами эстетического освоения действительности принято считать целостность и универсальность.

Целостность – завершенность, взаимозависимость элементов системы, эстетически значимое свойство объекта эстетического отношения.

Принцип эстетической целостности в процессе преобразования предметного мира выражается в требовании рассматривать предмет многосторонне, раскрывать его многомерность в соответствии с его существенными значениями и выражать доминирующее природно-социальное измерение предмета в чувственно воспринимаемой форме, способной возбудить эмоционально-личностное отношение к единичному и общему, существенному.

Эстетическая целостностьЭ– это единство многомерности, получающее чувственное, эмоционально действенное выражение.

Принцип универсальности заключается в том, что эстетическая деятельность пронизывает все сферы деятельности человека, так или иначе проявляется в каждой.

Эти принципы дополняются непосредственно связанными с ними принципами эстетического преобразования действительности следующего порядка: эстетической целесообразности, эстетической гармонизации и эстетической выразительности.

Принцип эстетической целесообразности не исчерпывается утилитарной целесообразностью, как может показаться, а лишь основывается на ней. Этот принцип преодолевает узость и ограниченность утилитарной целесообразности, её неразрывную связь с одной из потребностей человека и преображает предмет или явление таким образом, что выявляет их собственные существенные признаки и раскрывает их отношение к сущностным силам человека как целостности. Выявление этой высшей, сущностной целесообразности и совершенства предмета и является применением принципа эстетической целесообразности.

Эстетическая гармонизация осуществляется во всех сферах эстетического освоения мира, поэтому этот принцип является универсальным. В процессе эстетической деятельности мы стремимся действовать в соответствии с универсальными законами развития. В цели эстетической деятельности включаются нормы-цели и нормы- образцы желаемых гармонических отношений человека с окружающим миром и его целостности. В этих нормах выражается мера соотношения чувственно воспринимаемых отношений повседневного обихода с желаемыми существенными отношениями. В результате явления, процессы предстают в эстетическом освоении не только в своих повседневных формах, но и в их тенденциях, возможностях. В эстетической деятельности человек поднимает на поверхность явления общее, существенное, придаёт ему форму видимости. Человек забегает вперёд и представляет должное в виде сущего. Поэтому мы можем сказать, что эстетическое освоение действительности – это и прогнозирование, отражение потенции, и оптимизация условий осуществления этой потенции.

Эстетическая выразительность – своеобразное проявление закона единства и борьбы противоположностей. Она выступает как акцентирование единства, взаимосогласованности разнонаправленно действующих сил: нарастания какого-либо качества и его убывания, ритмической упорядоченности и отступления от неё, симметрии и асимметрии, плоскости и глубины, вертикали и горизонтали, цветовых контрастов, сочетания тяжёлого и лёгкого, холодного и тёплого оттенков цвета... Это полное жизни и борьбы движение и перекрещивание возбуждает противоречивые эмоции, ассоциативность мышления, сопоставление мыслей и образов, приводит их к гармоническому объединению. (Ассоциативность – возможность соединения, установления связей между разными психическими явлениями.) Таким образом, выразительность предмета вызывает у нас полифонизм впечатлений, помогает преодолеть шаблонность мышления, стереотипность повседневных значений предмета. Форма предмета выступает здесь как выражение его сущности и, в то же время, как объект – носитель эмоционального отношения человека к предмету, его жизненного личностного смысла.

Остаётся добавить, что эстетическая деятельность объединяет деятельность по необходимости со свободной деятельностью, создаёт продукты, удовлетворяющие как потребности простой естественной необходимости, так и возвышенные человеческие потребности. В ней вдохновение, интуиция, творческое самовыражение органически сливаются с рационализмом и самоограничением.

 

 

Основные сферы проявления эстетической деятельности.

С появлением человека его мысли, чувства и опыт потребовали средств для их передачи. Необходимость в этом породила общественную потребность в искусстве. Мы знаем, что без письменности человек не в состоянии глубоко познавать мир, поскольку мы не можем удерживать в своём сознании огромный объём постоянно растущих знаний о мире. Точно так же и без искусства мы не могли бы развивать, обогащать свои чувства и формировать волю. Искусство же возникает в процессе разнообразной практической деятельности людей.

При создании изображений, необходимых для передачи представлений о действительности, формируется эстетическое чувство цвета, формы, объёма, в соответствии с которыми изобразительная деятельность превращается в художественное творчество. Так появляются живопись, графика и скульптура.

На основе интонаций человеческого голоса, в связи с употреблением некоторых орудий труда (например, лука) складывается эстетическое чувство красоты звука, чувство ритма, то есть музыкальный слух. Так возникает музыка.

Из различных видов практической деятельности возникают охотничьи, бытовые, военные и другие игры. Участие в этих играх формирует у человека эстетическое отношение к движению, событиям и действиям людей. Так игры превращаются в танцы и театр.

Особую роль в жизни людей играет словесная информация – сообщения, рассказы о жизни, событиях, переживаниях. Из этих рассказов формируются эстетическое чувство красоты речи и художественная литература.

Мы видим, что в историческом движении форм и типов эстетической деятельности её традиционные формы и искусство представляют собой две последовательных стадии. С выделением искусства в самостоятельный вид эстетической деятельности происходит интенсивное развитие эстетических чувств и способностей человека, которые реализуются в продуктивно-трудовой, познавательной, художественной деятельности и в эстетическом отношении к действительности. Поэтому мы называем искусство специфически эстетическим видом деятельности, в которой чувственно-образное отображение действительности находит адекватный способ продуктивной реализации – художественную деятельность с её особым языком и методами творчества.

Искусство составляет ядро эстетической деятельности. Здесь деятельность человека не только полностью проникается общечеловеческим, эстетическим содержанием, но и достигает высшей формы эстетического. Однако к художественному творчеству не сводятся все формы эстетической деятельности человека. Сфера эстетического освоения мира гораздо шире искусства. Основными видами эстетической деятельности являются: эстетическое преобразование окружающей человека предметной среды, формирование прекрасного человека и искусство. Все эти виды принимают конкретно-исторические формы в зависимости от своеобразия конкретных социально-культурных условий.

Деятельность по эстетическому преобразованию окружающей пpедметной среды включает эстетическую деятельность в сфере производства, технический дизайн, создание красивых орудий труда и предметов быта, а также эстетическую организацию производства и быта. В современном обществе существует множество точек, пограничных для этого вида деятельности и искусства. Это и ландшафтный дизайн, и садово-парковое искусство, и компьютерный дизайн, и многое другое.

Помимо практических и художественно-практических форм эстетической деятельности, существуют внутренние, духовные её формы: эмоционально-интеллектуальные, вырабатывающие эстетические суждения и представления, эстетические вкусы и идеалы, а также теоретические формы, вырабатывающие эстетические концепции и взгляды. При этом эстетические представления, вкусы, идеалы, будучи результатом внутренней, духовной деятельности человека, обогащающей его личность, находят свой выход вовне – в практическойдеятельности данной личности, воплощаясь в продуктах этой деятельности.

Возвращаясь к вопросу соотношения эстетической и художественной деятельности, можно сказать, что

1) эстетическая  деятельность исторически предваряет  художественную, вырастающую из  неё;

2) в художественной деятельности эстетическая достигает своего высшего, идеального выражения;

3) в эстетической  деятельности закрепляются и  получают теоретическое осмысление  высшие достижения и тенденции  художественной деятельности.

 

 

Эстетическое сознание как форма общественного сознания.

Эстетическое сознание является одной из форм общественного сознания. Общественное сознание – это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих общественное бытие людей, материальные условия их жизни. Механизм отражения тот же, что у сознания, отражающего действительность.

Будучи конкретизацией общефилософского принципа об отражении сознанием существующей вне и независимо от него действительности, положение об отражении общественным сознанием общественного бытия включает в себя ряд специфических моментов, которые делают его (положение) вполне самостоятельным социологическим принципом, касающимся особого аспекта взаимосвязи сознания и бытия. В самом деле, если в общефилософском плане сознание отражает действительность в том смысле, что является её образом, копией, то в социологическом плане сознание отражает общественное бытие не только путём копирования, не только в форме образов, снимков, составляющих бытие частей, а в форме зависимости, обусловленности содержания общественных идей, воззрений, чувств условиями жизни людей.

Однако общественное сознание обладает относительной самостоятельностью. Из общественного бытия нельзя объяснить всего богатства идей и теорий, которыми располагает то или иное общество. Поднимаясь на новую ступень в своём развитии, общественное сознание “тянет” за собой определённые идеи и теории предыдущей эпохи, которые оказываются уже независимыми от нового, развивающегося общественного бытия и существуют как бы самостоятельно. Относительная самостоятельность общественного сознания является также следствием взаимодействия между различными формамиобщественного сознания, которое обусловливает в содержании той или иной формы общественного сознания появление таких черт и сторон, которые нельзя объяснить непосредственно данными материальными условиями. Но и тут самостоятельность духовной жизни людей относительна, поскольку само по себе взаимодействие между различными формам общественного сознания в конечном счёте определяется объективными факторами общественного бытия.

Эстетическое сознание, являясь одной из форм общественного сознания, обладает всеми вышеуказанными специфическими признаками. Оно отражает разностороннюю деятельность человека, окружающий мир, а также продукты деятельности человека, произведения искусства в чувственно представимых формах и оцениваемых в суждениях вкуса образах. (Суждение – простейшая форма мышления, отражающая через определённую взаимосвязь понятий или представлений наличие или отсутствие связей между явлениями и их свойствами.) Специфическая особенность эстетического сознания заключена в том, что взаимодействие человека и объективной действительности переживается, оценивается и мыслится здесь сугубо индивидуально, с точки зрения отношения к исторически детерминированным идеалам воплощения красоты и прекрасного в реальной жизни и искусстве. Таким образом, эстетическое сознание обусловливает и включает в себя художественное сознание, которое объективирует в себе как процесс создания, так и процесс восприятия произведений искусства. Оно имеет основу в психофизической и социальной природе человека. Если психика на неосознаваемом уровне предполагает определённый характер субъективных чувственных предпочтений, которые ведут к эстетическому наслаждению и перерастают в соответствующую потребность, то социальный уровень специализирует и то, и другое, способствует их осознанности и социальной определённости.

Информация о работе Эстетическая форма общественного сознания