Формы политического сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:53, контрольная работа

Описание работы

Человек по своей природе любознателен. С помощью своих органов чувств он воспринимает окружающие его явления, познает их в ходе общения с другими людьми, пытается как-то понять, объяснить хотя бы самому себе причины происходящего, оценить его пользу или вред для себя и других. Политика, политические явления и процессы тоже вызывают у человека определенный интерес, то или иное к ним субъективное отношение. Знакомясь с историей своей страны и других стран, он начинает как-то относиться к прошлой политике и политическим феноменам, у него могут появиться политические желания и даже притязания на будущее. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений.

Файлы: 1 файл

социалогия и политология.docx

— 38.48 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменский государственный  нефтегазовый университет»

 

Салехардский филиал

 

Кафедра МТЭК

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Социалогия»

Вариант №8

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                                               ст.гр.Мбзс-12

             Азисова Е.З.

Проверил:                                                                              Атарщикова А.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Салехард, 2013

 

Формы политического сознания.

Человек по своей природе  любознателен. С помощью своих  органов чувств он воспринимает окружающие его явления, познает их в ходе общения с другими людьми, пытается как-то понять, объяснить хотя бы самому себе причины происходящего, оценить его пользу или вред для себя и других. Политика, политические явления и процессы тоже вызывают у человека определенный интерес, то или иное к ним субъективное отношение. Знакомясь с историей своей страны и других стран, он начинает как-то относиться к прошлой политике и политическим феноменам, у него могут появиться политические желания и даже притязания на будущее. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений.

Если признать политику и политические явления объективной реальностью, то надо признать и наличие у людей соответствующей субъективной реакции на них, именуемой политическим сознанием. Последнее — неизбежный спутник политики и политических процессов.

Политическое сознание —  важный элемент духовной жизни человеческого  сообщества. Оно в известном смысле противоположно материи, но органично связано с нею. Политическое сознание обычно не существует в "чистом" виде, а тесно взаимосвязано с другими видами и формами осознания действительности. Так, достаточно часто политическое сознание переплетается с моральными воззрениями, поскольку люди оценивают политику и политические явления через призму моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости. А с правосознанием политическое сознание частично пересекается, поскольку многие политические отношения регулируются правом, многогранная деятельность государства опосредуется правом. Нередко и отношение к праву определяется политическими взглядами.

Таким образом, политическое сознание — это система взглядов, понятий, представлений, установок и чувств, выражающих субъективное отношение человека к действующим или желаемым политике и политическим явлениям.

Из данного определения  вытекает, во-первых, что политическое сознание системно, поскольку отражает систему политических явлений (прежде всего политическую систему), а во-вторых, что это сложное структурное образование.

Первый, рациональный элемент  политического сознания — политическая идеология. Она включает в себя идеи, понятия, представления о политике, политической власти, государстве и др. К политической идеологии можно, отнести и рассуждение о политике умудренного жизнью человека, и сочинение М. Вебера "Национальное государство и народнохозяйственная политика". Правовая идеология — самый мобильный и эффективный элемент политического сознания.

Вторым структурным элементом политического сознания является политическая психология — чувства, эмоции, настроения (эмоциональный элемент). Эмоции органически включаются в структуру политического сознания, ибо человек не может руководствоваться в политической сфере только мышлением, т. е. рациональным элементом. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер поведения политического субъекта (например, удовлетворенность или неудовлетворенность конкретного человека социальной политикой государства). В отличие от политической идеологии психология распространяется в обществе, как правило, стихийно, ее информационной базой могут быть слухи, неверно понятые политические явления и др. Вместе с тем ее роль в политическом сознании нельзя недооценивать.

Третьим структурным элементом  политического сознания выступают  мотивы поведения, внутренняя установка  и готовность действовать — поведенческий  элемент. Он аккумулирует в себе политическую идеологию и политическую психологию, непосредственно смыкается с волевой позицией человека, с прочными убеждениями, с психологической стороной практической деятельности по достижению поставленной цели. Идеологический и психологический элементы служат своего рода идейно-психологической основой, предпосылкой деятельности, а поведенческий — непосредственным внутренним ее стимулом.

Значение политического  сознания в политической жизни общества переоценить трудно. Оно не только отражает политические явления и процессы, но и создает политическую реальность. Не будет преувеличением сказать, что все политические действия и процессы начинаются в головах людей. Без глубокого осознания и осмысления не может быть серьезной политики. Кроме того, всякого рода реформаторам нелишне помнить, что изменить ценностные ориентиры, направленность политического сознания, раз­рушить вековые стереотипы и традиции не проще, а в чем-то даже сложнее, чем саму материальную действительность. Политическое сознание может опережать общественную практику, прогнозировать развитие событий и тем самым выступать стимулирующим политическую деятельность фактором. Если же оно в искаженном виде отражает социальную действительность, то может привести к волюнтаризму в политике: политический субъект не считается с объективными законами общественной жизни, руководствуется субъективными желаниями, принимая произвольные решения.

Политическое сознание выступает  в различных формах.

Специализированное политическое сознание - это, как правило, идеологически  однородное сознание. Главное в этой форме выработка, развитие и внедрение  в сознание рядовых представителей общественного класса, социальной группы и т.д. определенных ориентации и  установок. Носители специализированного  сознания - прежде всего политические партии и иные политические организации  и объединения.

Массовое политическое сознание выражает опосредованно уровень  и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общества о политической действительности. Массовое политическое сознание весьма динамично. Оно испытывает на себе воздействие множества факторов: различные социальные потрясения, содержание конкретной исторической ситуации и многое другое.

С возникновением политики как важнейшего элемента цивилизации  функции и роль политического  сознания оценивались далеко не однозначно. С одной стороны, исторический опыт и логика требуют признать тот  очевидный факт, что политическое сознание формируется как результат  сложной эволюции политических институтов, на которую оказывают влияние  предшествующие традиции общественного  участия, характер социализации, формы  образования и множество других факторов. С другой стороны, уже в  древности с появлением первых философских  школ возникает явление, которое  К.Поппер назвал “историцистской идеологией”.

Суть этого явления  заключается в претензиях философов  и идеологов, прибегающих к историческим пророчествам, на открытие всеобщих законов  истории и политики, в соответствии с которыми должно развиваться общество. Отсюда возникло убеждение в том, что системы политической философии  оказывают решающее воздействие  на политическое сознание, определяя  характер политического поведения  и участия.

Такого рода модели политического  сознания, которые можно отнести  к разряду элитарных, преувеличивают и абсолютизируют влияние философских  идей на системы убеждений, нравы  и институты. Сторонники этих моделей  утверждают, что все значительные политические перевороты нового времени, например, американская и французская  революции XVIII в. и революция в  России 917 г., являются результатом внедрения  в общественное сознание идей конституциализма, либерализма, социализма.

Влияние этих идей действительно  было огромным, особенно в период, предшествующий упомянутым политическим переворотам. Вместе с тем имеется множество  доказательств, подтверждающих, что  различные варианты политической философии  сами являлись одним из средств рационализации уже сложившихся политических традиций, систем убеждений и социальной практики. Например, формирование американских политических институтов в период, предшествовавший войне за независимость, образованию США и принятию конституции, происходило под влиянием английских традиций и правовых норм, а также общих христианских понятий о земной власти в сочетании с принципами “естественного права”. Все эти элементы развивались, сообразовываясь не столько с практическим опытом, сколько с той или иной философской системой. Идеи Локка, Монтескье, Руссо и Юма, хорошо известные авторам проекта конституции США, использовались не как отправные точки для создания чего-то нового, но, скорее, в качестве аргументов, подтверждавших правильность того, к чему американцы пришли эмпирическим путем.

Точно так же революция  в России произошла не в результате внесения социалистами различных оттенков политического сознания в “пролетарскую  массу”, как полагал Ленин а, вследствие острейшего кризиса, вызванного мировой  войной. В ходе самой революции  отчетливо проявились традиции, восходящие к крестьянским восстаниям и бунтам XVII-XVIII вв. Идеи Маркса были только “верхним пластом”, с помощью которого оформлялась  официальная идеология автократического бюрократического режима, вовсе не соответствовавшего исходным принципам  марксистского социализма.

И картины мира, разработанные  философами, и уже сложившиеся  политические институты и нормы, вступая во взаимодействие с подсознательными комплексами и когнитивными механизмами  человеческой психики, создают в  сознании политические образы, которые  далеко не всегда совпадают с политическими  реалиями. Адекватность индивидуального (и группового) политического сознания действительным отношениям, конечно зависит от типа личности, степени “открытости” самого сознания, способности объективно оценивать социальные процессы, создавать различные рациональные проекты и концептуальные модели политики или, наоборот, воспринимать политику сквозь призму дихотомии “свой чужой”, “друг - враг” и т.д.

Литература.

  1. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций, Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1997. - с.355-364.
  2. Мельник В.А. Политология: Учеб. – Мн.: Выш. шк., 1996. – с. 206-223.
  3. Тавадов Г.Т. Политология: Учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – с.215-217.
  4. Соловьев А.И. Политология: политическая теория. Политические технологии. Учебник. М., 2001.
  5. Макеев А.В. Политология: Учебное пособие для вузов. – М.:ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 333с.
  6. Буренко В.И. Политология: Учебные материалы. М., 2002.
  7. Горелов А.А. Политология: Учебник. М., 2002.
  8. Бобков В.А, Браим И.Н., Егоров А.Н. и др. Политология: Учебник М., 2003.
  9. Аверьянов Ю.И. Политология: Энциклопедический словарь М., 1993.

Информация о работе Формы политического сознания