Эстетическая форма общественного сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 18:14, реферат

Описание работы

Считается общепринятым, что эстетическое сознание обусловлено социальной практикой. Практика – это материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, которая предполагает освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляет всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. В свою очередь, сознание – одно из основных понятий философии, обозначающее высший уровень психической активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувственных и умственных образов предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер.

Файлы: 1 файл

Эстетическая форма сознания.Демакова.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

 

 

 

 

Реферат

По учебной дисциплине

«Философия»

На тему:

« Эстетическая форма общественного сознания »

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Выполнила

                                                                                    Студентка

                                                                                    1 курса

                                                                                    По направлению подготовки

                                                                                    «экономика»

                                                                                    Группа 6

                                                                                    Демакова Екатерина

 

Москва – 2014

 

Взаимосвязь эстетической деятельности и эстетического сознания.

Считается общепринятым, что эстетическое сознание обусловлено социальной практикой. Практика – это материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, которая предполагает освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляет всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. В свою очередь, сознание – одно из основных понятий философии, обозначающее высший уровень психической активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувственных и умственных образов предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер.

Итак, общественное бытие включает в себя разнообразную практическую деятельность людей. Деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Разнообразие видов деятельности порождает различные формы общественного сознания. Общественное сознание – духовная сторона исторического процесса – представляет собой не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой. Так, еще в первобытном обществе зарождаются нравственность, эстетические чувства, религиозные представления, затем – политическое и правовое сознание, наука и идеология. Представление – воспроизведенный в сознании образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом. Общественное сознание предстает как отражение общественного бытия в разнообразных социальных чувствах, взглядах, теориях, которые присущи обществу в целом.

Зависимость общественного сознания от общественного бытия не является механической. Эти отношения нельзя упрощать. В ходе жизни, разнообразной практической деятельности и общения с окружающими происходит социализация личности человека – процесс и результат усвоения человеком социального опыта, формирование личности в общении с окружающими. У человека постепенно складываются материальные и духовные потребности, целеполагание, шкала ценностей. Все это осознается как личные или общественные интересы. Практическая деятельность людей влияет на разные формыобщественного сознания как раз через эти потребности и интересы. Так, формы общественного сознания, в том числе, эстетическое сознание определяется различными видами практической деятельности, различными сторонами общественного бытия. Эстетическое сознание – одна из форм общественного сознания, отражающая окружающий мир, разностороннюю деятельность человека, продукты его деятельности, произведения искусства в чувственно представимых и оцениваемых в суждениях вкуса образах.

Общественное сознание – не пассивное явление. Оно оказывает обратное влияние на общественное бытие. Это влияние зависит от характера идей, теорий, воззрений, составляющих его. Понимание причин формирования эстетического сознания, эстетических потребностей и интересов позволяет объяснить возникновение эстетического отношения человека к действительности, разнообразной эстетической деятельности. Эстетическая деятельность – понятие, отражающее формы и проявления человеческой деятельности, детерминированные эстетической потребностью.

Общественно-историческая практика является причиной появления ценных объектов, в том числе – эстетически ценных. Сначала стихийно, потом все более сознательно, в результате практической деятельности создаются такие продукты, под влиянием которых зарождается эстетическое чувство, а потом формируется эстетическое сознание.

 

 

Возникновение эстетической деятельности.

Теория и практика эстетического образуют диалектическое единство противоположностей, в котором практике принадлежит решающая роль. Поэтому мы начнем с анализа явления эстетической деятельности.

Эстетическое – всеобщее понятие эстетики, объединяющее объективно-эстетическое в природе, обществе, в результатах практической деятельности, а также эстетическую деятельность и эстетическое сознание.

Наиболее ранние продукты трудовой деятельности (орудия труда и предметы быта), украшенные, например, орнаментом, а также многочисленные художественные изображения животных были обнаружены при раскопках поселений людей первобытного общества и в пещерах ориньяко-солютрейского периода верхнего палеолита. Наличие красивых предметов и простейших произведений искусства свидетельствует о зарождении эстетического чувства еще у первобытного человека. Поскольку первобытные люди художественно оформляли предметы обихода, ритуальные празднества, создавалинаскальные изображения, значит, они испытывали удовольствие от их восприятия, то есть обладали эстетическим чувством.

Каким образом у первобытного человека зарождается эстетическая способность? Эстетическая способность – способность человека к самостоятельной оценке представляемых им событий на основе индивидуального опыта и способность выделять себя из окружающего мира, воспринимая мир как целостность. Откуда у него появляется потребность затрачивать труд и время не только на производство орудий труда и предметов быта, добывание пищи, но и на художественное оформление, украшение своей предметной среды, создание произведений искусства?

Раскопки древнейших поселений людей показывают, что в первобытном обществе были созданы орудия труда и предметы быта, имеющие симметричную и пропорциональную форму. Причины возникновения таких предметов лежат в самом их изготовлении и назначении. Например, каменные рубила, топоры и т.п. создавались пропорциональными, симметричными, поскольку именно такая форма делала их наиболее целесообразными. На гарпуны и копья наносились углубления в виде ритмичной нарезки или насечки для того, чтобы обвязкой прикреплять к древку каменный наконечник. Разнообразные плетеные предметы, например, корзины, имели ритмичные прямые и пересекающиеся линии благодаря технологии их изготовления, а симметричность и пропорциональность делали их более устойчивыми и удобными. Исторический процесс совершенствования орудий труда и предметов быта привел к тому, что позднее наконечники копий и гарпунов стали прикрепляться к древку без обвязки. Отпала необходимость в ритмичных нарезках и насечках, но человек продолжал краской или ножом наносить ритмичные линии на орудиях труда уже для украшения предметов.

Сознательное оформление предметов возникает потому, что в процессе разнообразной практической деятельности формируются новые, присущие только человеку эстетические чувства. Постоянно повторяющийся процесс создания и употребления орудий труда и предметов быта, имеющих симметрию, пропорции частей, ритм элементов, то есть особую форму, соответствующую содержанию и значению, постепенно привел человека к пониманию целесообразности, полезности такой формы. На основе этого в его сознании возникает чувственно-наглядный образ, представление о наиболее совершенном предмете. Создавая новые предметы, человек сравнивал их с этим представлением. Совпадение созданного предмета с представлением о его совершенстве порождало у человека особое переживание – духовное удовольствие и наслаждение. Такой предмет приобретал новую общественную функцию – не только выполнять свое утилитарное назначение, но и эстетически удовлетворять человека; он стал красивым, эстетически ценным. Человек получил новую способность не простовидеть предметы, но и отличать в процессе восприятия красивое от некрасивого, чувствовать красоту, переживать эстетическое чувство.

Одновременно с формированием эстетического чувства складывается и эстетическая потребность создавать и воспринимать совершенные предметы, вызывающие духовное наслаждение. Осознание, понимание этой потребности вызывает особый эстетический интерес, который порождает отношение к предмету как объекту эстетического отношения. Объект эстетического отношения – любой объект, доступный непосредственному восприятию. Объекты эстетического отношения делятся на три группы: 1) природные объекты и явления; 2) продукты деятельности человека; 3) художественные произведения. Оно направляет человека на сознательное изготовление предметов, удовлетворяющих не только его материальные, но и духовные, эстетические потребности.

 

 

Эстетическая деятельность как отражение реальных отношений.

Эстетическая деятельность формируется на основе чувственно-образного мышления. Мышление – выделение в сознании тех или иных сторон или свойств исследуемого объекта и соединение их в особые сочетания с целью получения нового знания. В этом процессе участвуют воображение, способность к эмоциональному реагированию, общению, опережающему отражению действительности, предвидению и целеполаганию.

Реальное сознание человека, в отличие от теории, – всегда практическое сознание. В нём существенную роль играет отношение явлений к потребностям и действиям человека как общественного индивида. Поэтому мы можем говорить, что объективной основой эстетической деятельности является закономерная универсальная взаимосвязь и взаимодействие между предметами и явлениями действительности. В процессе целеполагающей деятельности человека такие конкретно-чувственные проявления объективной закономерности, как мера, симметрия, гармония, целостность, целесообразное совершенство, соотносясь с потребностями и интересами человека и всем богатством его духовной жизни, порождают различные формы эстетического сознания, а соответственно, и потребность в эстетической деятельности.

Одним из моментов эстетического освоения как раз и является выявление, осознание, переживание существенных отношений в окружающем мире и в своей личной жизни, попытка привести их в соответствие друг с другом, гармонизировать их выражением этого соотношения в эмоционально и идейно воздействующей форме.

В эстетическом освоении действительности следует отличать эстетическую деятельность, составляющую момент материального идуховного производства и практических отношений, и самостоятельное эстетическое творчество, направленное на непосредственное решение эстетических задач, достижение эстетических целей.

Эстетическими целями являются осознанное эстетическое начало в человеческой жизни, эстетические потребности и идеалы. В каждую историческую эпоху существует и поступательно возрастает присущая ей необходимая мера усвоения природно-общественного богатства, без которого человек не может действовать как полноценная социальная единица. Возникает необходимость в развитии личности как социальной целостности. Появляется необходимость в развитии задатков и способностей, творческих сил личности более полном, чем это нужно для выполнения повседневной профессиональной деятельности, поскольку без этого развития невозможно усвоение всевозрастающего познавательного и общественного опыта, его творческое применение и обогащение. Эта необходимость проявляется тремя основными способами:

1) в выявлении  объективных, общих, существенных связей  и отношений в мире природы  и в социальном мире, в практическом  овладении ими;

2) в знании мира  в целом и в системности  и упорядоченности этих знаний. (Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.) Человек вовлекает в сферу своей жизнедеятельности все более широкий круг явлений, и ему для успешной практической деятельности нужна информация о миросостоянии, существенном для этих явлений, и об упорядоченности этого мира. Невозможно осваивать хаотический мир, сущностных закономерностей которого не понимаешь;

3) в соотнесении  этого объективного, более или менее упорядоченного, гармонического мира с человеком, его потребностями, возможностями, целями.

Возникает необходимость в философском осмыслении мира, его духовно-практическом освоении, упорядочении. Для этого человек должен приобрести способность духовно-эмоционально реагировать не только на конкретную ситуацию, но и на то общее, существенное, что проявляется в единичных свойствах и единичных явлениях природы и социального мира. Под воздействием этой необходимости и возникают эстетические потребности проникать в мир существенных отношений, духовно и эмоционально приобщаться к нему, отражать его. Человек испытывает наслаждение от слияния с единичным и общим, существенным; от свободной игры как стремления преодолеть ограниченность повседневных отношений, проявить и развить себя целостно. В этом и состоят основы эстетической деятельности как отражения реальных отношений, ее предпосылки.

 

 

Эстетическая деятельность в сфере повседневных социальных отношений.

Человек – существо социальное. Он может удовлетворять свои потребности и существовать как личность только во взаимодействии с другими людьми. Человек нуждается в общении, в признании своей ценности со стороны окружающих, в благоприятной психологической атмосфере. Эстетические потребности выступают так же, как потребности в определенном воздействии на людей, которое приводило бы к гармонизации чувств, желаний, стремлений и мыслей.

Информация о работе Эстетическая форма общественного сознания