Дизайн как форма проектного сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 22:59, реферат

Описание работы

Понятие “Дизайн” сегодня ассоциируется с самыми прогрессивными явлениями и самыми современными техническими достижениями. Произведения дизайна не только созвучны своему времени, но и, как правило, на полшага впереди современности. Благодаря поискам дизайнеров мы можем сегодня заглянуть в будущее, причем представленное не в фантазиях художников-футуристов, а в реально существующих промышленных образцах. Крупные компании, скрупулезно изучая динамику потребительского спроса, прогнозируют будущее, работают на него, создавая перспективные модели уже для покупателей завтрашнего дня с их разнообразными запросами и изысканным вкусом.

Файлы: 1 файл

Дизайн как форма проектного сознания.docx

— 62.83 Кб (Скачать файл)

 

Дизайн как  форма проектного сознания

Предпосылки возникновения  и развитие дизайна.

Дизайн является феноменом  художественной культуры XX века. Родившись  на рубеже

столетий, он на волне промышленной и научно-технической революции, стремительно развиваясь, превратился  в один из самых влиятельных видов  проектно-художественной деятельности. Сегодня трудно себе представить  какую-либо сферу, в которой бы не трудился дизайнер. Дизайн облегчает  человеку работу и быт, влияет на стиль  жизни. Он, как никакой другой вид  проектно-художественной деятельности, стремится к созданию комфортной для человека среды на основе специальных  научных исследований, оптимальных  условий жизнедеятельности человека, его потребностей, условий взаимодействия с современной техникой. Чтобы  не происходило в обществе – новые  музыкальные увлечения, интерес  к старым рецептам выпечки домашнего  хлеба, повышенное внимание к здоровью – все находит отражение в  дизайне, который в свою очередь  способствует дальнейшему развитию новых тенденций.

Дизайн отличает ориентация на передовые технологии и материалы, самые современные технические  достижения и веяния моды, высокие  потребительские свойства выпускаемых  изделий, рассчитанные на самые разнообразные  вкусы людей.

Понятие “Дизайн” сегодня  ассоциируется с самыми прогрессивными явлениями и самыми современными техническими достижениями. Произведения дизайна не только созвучны своему времени, но и, как правило, на полшага  впереди современности. Благодаря  поискам дизайнеров мы можем сегодня  заглянуть в будущее, причем представленное не в фантазиях художников-футуристов, а в реально существующих промышленных образцах. Крупные компании, скрупулезно  изучая динамику потребительского спроса, прогнозируют будущее, работают на него, создавая перспективные модели уже  для покупателей завтрашнего  дня с их разнообразными запросами  и изысканным вкусом.

Понятие “Дизайн”.

Свою историю слово  «Дизайн» берет от итальянского “disegno”- понятие, которым в эпоху Ренессанса обозначали проекты, рисунки, а также лежащие в основе работы идеи. Позднее, в XVI в. в Англии появляется понятие “disegno”, которое дошло до наших дней и переводится на русский язык как замысел, чертеж, узор, а также – проектировать и конструировать. В более узком, профессиональном понимании дизайн означает проектно-художественную деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами, деятельность по организации комфортной для человека предметной среды – жилой, производственной, социально-культурной.

Зарождался дизайн на пересечении  нескольких видов деятельности: художественно-проектных  программ, массовой промышленности, инженерного  проектирования и науки. Сегодня  дизайн – это комплексная междисциплинарная  проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование на промышленной основе предметного мира в чрезвычайно  обширной “зоне контакта” его  с человеком во всех без исключения сферах жизнедеятельности.

Центральной проблемой дизайна  является создание культурно- и антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный, целостный. Отсюда особая важность для дизайна -это использование наряду с инженерно-техническими и естественнонаучными знаниями средств гуманитарных дисциплин – философии, культурологии, социологии, психологии, семиотики и др. Все эти знания интегрируются в акте проектно-художественного моделирования предметного мира, опирающегося на образное, художественное мышление.

Условия возникновения  дизайна. 
Возникновение дизайна как особого вида проектно-художественной деятельности относят к концу Х1Хв., связывая его появление с промышленной революцией -повсеместным развитием массового машинного производства и возникшим вследствие этого разделением труда. В условиях индустриального производства, товарного наполнения рынка внимание производителей все больше обращалось на привлекательность и разнообразие внешнего вида выпускаемых изделий, а также на потребительские качества продукции, удобство ее эксплуатации. В результате возникла необходимость в особом специалисте, способном не только создавать привлекательный внешний вид, отвечающий веяниям моды и запросам потребителя, форму изделия, но и хорошо разбиратся в конструировании и технологии машинного производства. Только в условиях решения комплексных инженерно-технических, художественных вопросов возможно, как показала практика, создавать конкурентоспособную продукцию.

Вся история индустриального  дизайна тесно связана с историей развития техники. Такие изобретения, как паровой котел, двигатель  внутреннего сгорания, электромотор, воздухоплавание создали не только новые области в машиностроении, но и стали историческими этапами  в развитии дизайна.

XIX век был веком ошеломляющего  прогресса. Одно техническое чудо  приходило на смену другому;  век, начавшийся дилижансами и  гусиным пером, заканчивался автомобилем  и пишущей машинкой. За телеграфом  последовал телефон, затем заработал  “беспроволочный телеграф” –  радио. Люди придумали способ  делать точные изображения с  натуры, обходясь без художника,  записывать и сохранять на  века человеческий голос, сделали  первые попытки взлететь на  аппарате, тяжелее воздуха, изобрели  движущуюся фотографию – кино.

Труд ремесленника, процесс  создания формы предмета непосредственно  был связан с его изготовлением. С приходом века индустриализации стали  создаваться прототипы изделий  в форме чертежей, моделей и  опытных образцов, которые затем  производились в многочисленных тиражах с помощью машин уже  другими людьми. Таким образом на рубеже столетий в процессе промышленного производства произошло разделение труда, дизайн выделился в обособленную форму проектно-худо-жественной деятельности и стала формироваться новая профессия – дизайнер.

Дизайн как  профессия. 
Дизайн как профессия существует около ста лет. Ее отсчет зачастую ведут с известного движения “За связь искусств и ремесел” в Англии конца XIX в., лидером которого был известный художник и теоретик в области предметного творчества Уильям Моррис. Именно тогда были сформулированы основные положения теории и творческие принципы дизайна, повлиявшие на школы и направления более поздних лет.

Иногда дату возникновения  профессии дизайнера связывают  с началом XX века, когда художники  заняли ведущие посты в ряде промышленных отраслей и получили возможность  формировать фирменный стиль  предприятий, влияя на политику формообразования выпускаемой фирмами продукции. В качестве примеров приводятся фирменные  стили немецкой электротехнической компании АЭГ и американской автомобильной  фирмы “Форд моторе”. Существует также мнение, согласно которому о  дизайне, как профессии, можно говорить только тогда, когда сложились школы  с методиками преподавания дизайна  и появились первые дипломированные  специалисты по дизайну.

Это 20-е годы нашего столетия, когда были открыты первые школы  дизайна – Баухауз – в Германии и ВХУТЕМАС – в Советской России. Существует также точка зрения, в соответствии с которой возникновение дизайна относят к периоду всемирного кризиса 1929 года, он описывается, прежде всего, как американский феномен. Действительно, вплоть до кризиса 1929 года европейский дизайн оставался чисто локальным явлением, не оказывая заметного влияния на промышленное производство. И только с началом кризиса американский дизайн становится реальной коммерческой силой, приобретая постепенно в полном смысле этого слова массовый характер, возникает профессиональная “индустрия дизайна”.

Сформировавшееся в начале столетия в архитектуре Америки  и ряда европейских стран новое  стилевое направление “Функционализм”  стало своего рода теоретической  базой и для развития принципов  формообразования в дизайне. Его  лидеры, видевшие красоту художественной формы в ее функциональной целесообразности, стояли и у истоков машинного  формообразования дизайна.

Среди них такие известные  имена как Луис Салли-вен- один из основателей Чикагской архитектурной школы, известной своими зданиями “машинной эпохи”; Фрэнк Ллойд Райт – патриарх американской архитектуры и дизайна; Петер Беренс – немецкий архитектор и художник, с чьим именем связывают целую эпоху в развитии дизайна и в частности появление «фирменного стиля»; Мис ван дер Роэ – один из лидеров известного германского производственного союза Веркбунда и основоположников рационалистической архитектуры и дизайна в Германии; Вальтер Гропиус – основатель “Баухауз” -всемирно известной школы современной архитектуры и дизайна; Герит Томас Ритвельд – голландский архитектор, его концептуальное «красно-синее кресло» стало скульптурным символом современного дизайна.

Среди пионеров дизайна были и пришедшие в промышленность архитекторы и художники-модернисты. Представители модерна искали выход  из тупика надоевшего подражания стилям прошлого, отрицали эклектику, резко  критиковали украшательства и орнаментику, вели поиски в области рациональных, геометрических форм, особое внимание при этом обращалось на красоту исходного  материала, выявление его.

По сути эти взгляды были своеобразным шагом к философии индустриального формообразования. Среди них такие известные имена как Анри Ван де Вельде, с именем которого связано появление стиля “модерн”, Михаэль Тонет и его известный во всем мире «венский стул»; Чарлз Макинтош – шотландский архитектор, лидер стиля “Ар нуво”, дизайн которого считается одной из вершин европейского модерна и его мебель начала века воспроизводится по сей день; Рэймонд Лоуи – один из основателей профессионального дизайна в США, его часто называют отцом промышленного дизайна; Камиллло Оливетти и Эрвин и Артур Брауны, с именами которых связывают целые стили в истории дизайна; Джованни Понти – итальянский архитектор – основатель самого известного журнала по дизайну «Домус»; Алвар Аалто – основоположник современной финской архитектуры и дизайна; а также наши соотечественники – К.Малевич, А.Родченко, В.Татлин, Л.Лисицкий и др., ставшие у истоков советского дизайна.

У нас в стране до последнего времени для обозначения понятия  «дизайн» использовались термины: «художественное  конструирование» – процесс проектирования, «промышленное искусство», «техническая эстетика» -сфера деятельности. И специалист-дизайнер именовался как «художник-конструктор», ведущий институт дизайна – Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики, а самый популярный в 60-80 гг. отечественный журнал по дизайну – «Техническая эстетика».

 

 

Истоки зарождения дизайна.

Дизайн зарождался на пересечении  нескольких ветвей развития проектной  культуры: художественных проектных  программ, массовой промышленности, инженерного  проектирования, науки. Причины появления  дизайна лежат в кризисной  художественной ситуации в области  формообразования предметного мира, сложившейся в европейских странах  в середине XIX века, когда индустрия  прокладывала себе путь к мировому господству: упадок ремесел, разрыв между  смыслом и формой опредмечивания процессов жизнедеятельности общества, нарушение фундаментальных “вечных” принципов формообразования.

Практика раннего дизайна  была весьма примитивной. Функциональностью  и экономичностью производимой продукции  занимались инженеры, дизайнеры же отвечали лишь за ее эстетический вид. Не понимая, что механизация производства ведет к решительному разрыву  с прошлым, дизайнеры лишь имитировали  в образцах массовой продукции форму, стиль и материалы, свойственные традиционным изделиям ручного труда. Первые образцы промышленных изделий  были далеко не совершенными и, как  правило, уступали качеством продукции  мануфактурного и ремесленного производства, обладающего опытом и традициями, накопленными веками, секретами, передаваемыми  из поколения в поколение. Кроме  того, обнаружилась также эстетическая инородность в окружающей среде  изготовленных машинным способом изделий, непривычность их форм, а также  самой мысли о массовом тиражировании  – изготовлении сотен и тысяч  похожих друг на друга как две  капли воды изделий.

ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН.

После 1917 г. была осуществлена реорганизация всей системы художественного  образования в стране. Во многих городах были созданы учебные  заведения нового типа – Свободные  государственные художественные мастерские (СГХМ). Основной идеей их создания был  отход от академических методов  обучения, введение новой системы  организации индивидуальных мастерских. Каждому студенту предоставлялось  право учиться в мастерской избранного им руководителя.

В Москве на основе Строгановского художественно-промышленного училища  и Училища живописи ваяния и зодчества  были созданы соответственно Первые и Вторые СГХМ, которые затем в 1920 году были слиты во ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские. В 1927 году они были реорганизованы в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). В 1930 году на его основе созданы Высший архитектурно-строительный институт (ВАСИ, ныне МАРХИ), Московский полиграфический институт, Художественный факультет Московского текстильного института.

Целью ВХУТЕМАСа была “подготовка художников – мастеров высшей квалификации для промышленности, а также инструкторов и руководителей для профессионально-технического образования”.

ВХУТЕМАС состоял из восьми специализированных факультетов: архитектурного, деревообделочного, металлообрабатывающего, полиграфического, текстильного и керамического, а также чисто художественных факультетов – живописного, скульптурного.

Деревообделочный и металлообрабатывающий  факультеты Мастерских были своеобразной лабораторией формирования дизайна  в нашей стране. Здесь в ходе подготовки первого отечественного отряда дипломированных дизайнеров (“инженеров-художников”) шел сложный  процесс поиска и уточнения сферы  дизайна и профиля деятельности дизайнера, уяснения роли дизайнера в формировании этой сферы творчества, метода дизайн-проектирования 
Обучению студентов на всех факультетах предшествовала общая художественная подготовка. Преподавание в Мастерских велось по концентрам (направлениям): графический, плоскостно-цветовой, объемно-пространственный, пространственный. Дисциплины: “Графика”, “Цвет”, “Объем” и “Пространство” преподавались студентам всех специализаций. Тем самым закладывался как бы единый фундамент художественных средств формообразования для “инженеров-художников” всех отраслей промышленности.

Информация о работе Дизайн как форма проектного сознания