Гносеология – философское учение о познании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

1. Задание первое. Выписать из словаря (или энциклопедии) и уяснить следующие понятия данной темы.
2. Гносеология – учение о познании» (сочинение).
3. Сравните метод познания, разработанный Ф. Бэконом, с картезианским методом познания.

Файлы: 1 файл

ИТЗ по философии Чистовик.docx

— 45.44 Кб (Скачать файл)

ИТЗ № 19. Тема: «Гносеология – философское учение о познании».

 

Задание первое. Выписать из словаря (или энциклопедии) и уяснить  следующие понятия данной темы:

 

Абстракция – отвлеченное понятие, теоретическое обобщение опыта.

Агностицизм – учение о реальности недоступных познанию вещей.

Восприятие – целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения.

Герменевтика – направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления.

Гносеология – философская теория познания.

Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним.

Глупость – умственная ограниченность, неспособность к здравому рассуждению; неумный поступок; неумное высказывание, неумная мысль без проверки.

Знание – результаты познания, научные сведения.

Незнание – область преимущественно рационального планирования познавательной деятельности.

Интуиция – это непосредственное неосознанно полученное знание.

Иррационализм – философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т.п.

Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Категория – общее понятия, отражающее наиболее существенные связи и отношения реальной действительности и познания.

Критерий истины – объективность: конечная обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей.

Метод – способ познания.

Методология – учение о методах.

Моделирование – метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности.

Наблюдение – целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающиеся в основном на данные органов чувств.

Наука – выработка и теоретическая систематизация знания.

Объект – то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление внешнего мира.

Субъект – познающий и действующий человек, существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания.

Парадигма – совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию.

Парадокс – это неожиданное высказывание, апория – это затруднение, недоумение, трудноразрешимая задача.

Понимание – постижение смысла того или иного явления, его места в мире, его функции в системе целого.

Предметная область – множество объектов, рассматриваемых в пределах данного контекста.

Представление – это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека и потом восстанавливаются по сохранившимся в мозгу связям.

Рационализм – направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

Редукция – переход, сведение сложного к простому.

Сенсуализм – философское направление, признающее ощущения, восприятия единственным источником познания.

Скептицизм – философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности.

Факт – явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства отношения.

Эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.

Эмпирический – 1. Прил. к «эмпиризм», свойственный эмпиризму. 2. Прил. к «эмпирия», опытный, данный в опыте.

Эмпиризм – философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, недооценивающее значение понятий, теоретических обобщений при изучении отдельных фактов, явлений.

Эпистема – структура, существенно обусловливающая возможность определенных взглядов, концепций, научных теорий и собственно наук в тот или иной исторический период.

Эпистемология – то же, что теория познания.

 

Задание второе.  «Гносеология – учение о познании» (сочинение).

 

1.Основные  этапы разработки проблем познания  в истории философии. 

Проблема познания является одной из важнейших, которыми занимается философия, наряду с такими проблемами, как сущность бытия, человека и общества. Ее решение находится в тесной связи, а зачастую и в прямой зависимости  от того, как решаются проблемы бытия. Вспомним древнегреческого философа-материалиста Демокрита. Все вещи состоят из мельчайших неделимых частиц – атомов. От вещей отделяются тончайшие оболочки – эйдосы. Эйдос Демокрита – это материальная форма вещи. Попадая в человека через глаза, эйдосы отпечатываются на душе, как печать на мягком воске. Итак, два процесса определяют познание: истечение эйдосов и их впечатывание в душу. Он признает и активную деятельность ума. Именно ум способен увидеть невидимые глазу атомы, именно ум способен представить множественность миров людям, живущим в этом мире. Поэтому Демокрит делит познание на два вида: темное, осуществимое чувствами, и светлое, осуществимое умом. Помимо этого подразделения древнегреческие философы любили использовать антитезу: по истине и по мнению. Первое – это то, что дает философия, поднимающаяся над обычными взглядами необразованных людей. Второе – это мнение толпы. Современная теория познания не противопоставляет органы чувств, как инструмент познания, уму, способности человека давать логическую, понятийную картину мира. Но все же следует заметить, что органы чувств дают лишь внешнюю картину явлений, изучаемых человеком.  Проблемы теории познания в достаточно строгой форме разработал Аристотель. Он уделял большое внимание анализу выводного знания. Силлогистика Аристотеля на многие столетия определила развитие логики. Группа логических работ Аристотеля уже в древности была объединена и получила название «Органон», т. е. инструмент для получения истинного знания. В Новое время теория познания получила импульсы к развитию. У истоков этого процесса стоял Ф. Бэкон с его замечательной работой, критический характер которой отражен уже в самом ее заглавии: «Новый органон». Бэкон поставил на обсуждение целый ряд вопросов, имеющих большое значение для разработки теории познания.  Одной из заметных тенденций в теории познания XVIII в. стала тенденция агностицизма, т. е. создание таких философских теорий, которые отрицали познаваемость мира. Крупнейшими представителями этого направления были английский философ Дэвид Юм и немецкий философ Иммануил Кант. Агностицизм Юма основывался на предпосылке, согласно которой человек может судить о чем бы то ни было только на основании тех впечатлений, которые есть в его сознании, а выход за пределы сознания, за пределы впечатлений является теоретически незаконным. Получалось, что впечатления, восприятия отгораживают человека от внешнего мира. И Юм отгораживается, таким образом, как от самого внешнего мира, замыкаясь в себе, в своем сознании, так и от теорий, согласно которым сами впечатления субъекта отражают внешний мир. В середине XIX в. возникает и развивается новое направление в философии – диалектический материализм, внутри которого получили разрешение многие проблемы теории познания, сформулированные в ходе предшествующего развития философии. Прежде всего следует обратить внимание на то, что концепция диалектического материализма выходит за рамки традиционной философии, замыкавшейся в сфере абстрактно-теоретического мышления, и вводит практику в основу теории познания. Этот шаг был сделан уже на раннем этапе развития диалектического материализма. В «Тезисах о Фейербахе», написанных в 1845 г., К. Маркс сформулировал ряд принципиальных положений. «Общественная жизнь, – писал он, – является по существу практической. Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики»

2.Многообразие  форм знания и познавательной  деятельности.

Современная философия более  не повторяет ошибки философии классической, которая все возможные виды знания отождествляла только с научным, либо "подтягивая" их к модели научного знания, либо вовсе отбрасывая как недостоверные. Помимо научного, современная теория познания выделяет обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское, квазинаучное знание, рассматривая их как равноценные  для культуры и одинаково необходимые  для понимания сущности познавательной деятельности .

          Обыденное или житейское знание основано на повседневном опыте, хорошо согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает. Обыденное знание сводится к констатации и описанию фактов. По мере расширения универсума фактов, о которых знает человек, т.е. по мере развития науки, философии, искусства и т.п., сфера обыденного знания также расширяется и изменяется. Житейское знание выступает основой всех других видов знания, поэтому его значимость не следует преуменьшать.

          Художественное знание формируется в сфере искусства и, в отличие от научного или философского знания, не стремится быть доказательным и обоснованным. Форма существования этого вида знания - художественный образ. Главная особенность художественных образов - самоочевидность и убедительность вне и независимо от любого доказательства. В искусстве в отличие от науки и философии допускается и даже приветствуется вымысел. Поэтому тот образ мира, который предлагается искусством, всегда более или менее условен. Но вымысел существует именно для того, чтобы яснее и выразительнее выявить какое-то знание о реальности. Искусство интересует по большей части не природная, а культурная и человеческая реальность, которая в науке находит весьма ограниченное отражение. Если задача науки вывести общие и необходимые закономерности, то задача искусства сохранить и предъявить единичное и особенное и через них сказать что-то об общем. Искусство, опираясь на собственные средства, стремится осмыслить уникальное как своего рода квинтэссенцию реальности. Безусловно, познание - не главная функция искусства, поэтому художественное знание существует как своего рода побочный продукт. Тем не менее, совершенно отрицать гносеологическую ценность искусства было бы неверно.

          Мифологическое знание представляет собой синкретическое единство рационального и эмоционального отражения действительности. В мифологическом знании собственно знание и переживание существуют в нерасчленимом единстве. В мифологическом знании наблюдения об окружающем мире не осмысливаются рационально. Мифологическое знание это не столько объективное отражение действительности, сколько отражение переживаний людей по поводу действительности. В первобытных обществах мифологическое знание играло очень существенную роль, обеспечивая стабильность первобытного социума и трансляцию значимой информации от одних поколений к другим. С помощью мифологического знания первобытный человек структурировал реальность, т.е., в конечном итоге, познавал ее. Эта первоначальная мифологическая структуризация мира послужила основой возникновения в дальнейшем рациональных форм знания.

          Сущностная характеристика религиозного знания - связь с верой в сверхъестественное и эмоционально-образным отражением действительности. В религиозном знании акцент делается на веру, а не на доказательство и аргументацию. Результаты религиозного размышления формулируются в конкретных, наглядно-чувственных образах. Религия предлагает человеку верить, переживать и сопереживать, а не размышлять и делать выводы. Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности, во всяком случае, она называет их таковыми. Но несмотря на апелляцию к эмоционально-чувственной стороне человеческой природы, любая развитая религиозная система несет на себе отпечаток выраженной системности, т.е., так же как и философия, носит характер умопостигаемой мировоззренческой доктрины. Религия, будучи одним из вариантов ответа на мировоззренческие вопросы, представляет собственную версию картины мира.

       Все перечисленные виды знания отличаются друг от друга по форме и содержанию, т.е. существуют относительно независимо друг от друга. Теория познания выявляет специфические особенности каждого из них, соотносит с другими культурными формами и определяет их место в культурном универсуме.

3.Понятие  субъекта и объекта познания.

Познание предполагает раздвоенность  мира на объект и субъект. Какие бы вопросы ни решал человек в  своей жизни, теоретические или  практические, материальные ил духовные, личные или общественные, он, по словам И.А. Ильина, обязан всегда считаться  с реальностью, с данными ему  объективными обстоятельствами и законами. Правда, он может и не считаться с ними, а может быть и целый поток страданий и бед. Так что для сознания характерно  постоянное выхождение за пределы самого себя: оно постоянно ищет объект,  и без этого ему жизнь не в жизнь. Мир существует  для нас лишь в аспекте его  данности познающему субъекту. Понятия «субъект» и «объект»  соотносительны. Субъект представляет собой сложную иерархию, фундаментом которой является все социальное целое. В конечном счете, высший производитель  знания и мудрости – все человечество.  В его историческом развитии выделяются менее крупные общности, в качестве которых выступают отдельные народы. Каждый народ, производя нормы, идее и ценности, фиксируемые в его культуре, выступает так же как особый субъект познавательной деятельности. По крупицам, из века в век. Накапливает он сведения о явлениях природы, о животных, или например о целебных свойствах растений, свойствах различных материалов, о нравах и обычаях различных народов. В обществе исторически выделяются группы индивидов, специальным назначением и занятием которых является производство знаний, имеющих обую жизненную ценность. Таковы в частности, научные знания, субъектом которых выступает сообщество ученых. В этом сообществе выделяются отдельные индивиды способности, талант и гений которых обусловливает их особо высокие познавательные достижения. Подлинный субъект познания никогда не бывает  только гносеологическим : это живая личность с её страстями, интересами, чертами характера, темперамента, и др. Если же субъектом познания  является научное сообщество, то тут свои особенности : межличностные отношения , зависимости, противоречия и.т.д. Но часто под субъектом познания все – таки имеют  в виду некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности. Субъект и его познавательная деятельность  могут быть адекватно понят лишь в их конкретно – историческом контексте. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности, т.е. осознание условий, приемов, норм и методов исследовательской активности , учёт традиций. Фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, становится  в определенном смысле  «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно – объектное отношение. Следовательно, есть реальность, вступившая в это отношение. С точки зрения познавательной деятельности субъект не существует без объекта, а объект  - без субъекта. С современной гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания – это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Известно, что человек является творцом , субъектом истории, сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Следовательно, объект социально-исторического познания не только познается, но и создается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован.

4.Концепция  критерия истины.

Для того чтобы доказать истинность того или иного утверждения, необходимо каким-то образом проверить  его. Средство такой проверки называется критерием истины (от греч. kriterion — мерило для оценки).

Основные концепции истины:

Концепция истины

Определение истины

Критерий истины

Классическая

Истина есть соответствие мыслей и высказывании действительности

Чувственный опыт и/или ясность и отчетливость

Когерентная

Истина есть согласованность  знаний

Согласованность с общей  системой знаний

Прагматическая

Истина есть практически  полезное знание

Эффективность, практика

Конвенциональная

Истина есть соглашение

Всеобщее согласие


Учеными предложены различные  критерии того, как отличить истинное от ложного:

  • Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями.
  • Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Для них основным критерием истины выступают ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается математика, где каждый вывод требует четких доказательств.
  • Дальнейшее развитие рационализм находит в концепции когерентности (от лат. cohaerentia — сцепление, связь), согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний. Например, «2х2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний.
  • Сторонники прагматизма (от греч. pragma — дело) считают критерием истины эффективность знаний. Истинное знание — это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах.
  • В марксизме критерием истины объявляется практика (от греч. praktikos — деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение.
  • Для сторонников конвенционализма (от лат. convcntio — соглашение) критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.

Информация о работе Гносеология – философское учение о познании