Гносеология - философское учение о познании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 09:57, контрольная работа

Описание работы

Задание первое. Выпишите из словаря (энциклопедии) и уясните следующие понятия темы:
Абстракция - отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей объекта (предмета или явления) с целью выделения их существенных, закономерных признаков.

Содержание работы

Задание первое 3
Задание второе 7
Задание третье 13
Задание четвертое 14
Задание пятое 15
Список используемой литературы 18

Файлы: 1 файл

контрольная по философии.docx

— 47.09 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Тихоокеанский  Государственный  Университет»

 

 

 

 

Контрольная работа

по Философии

на тему:

«Гносеология - философское учение о познании»

 

 

 

Выполнила студентка 1 курса

Специальность ОБД

Шифр №10043555

Глянцева Екатерина Михайлова

 

 

 

 

 

г. Хабаровск

2012 год

 

Содержание

Задание первое3

Задание второе7

Задание третье13

Задание четвертое14

Задание пятое15

Список используемой литературы18

 

 

 

Задание первое. Выпишите из словаря (энциклопедии) и уясните следующие понятия темы:

Абстракция - отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей объекта (предмета или явления) с целью выделения их существенных, закономерных признаков.

Агностицизм - позиция, существующая в философии, теории познания и теологии, полагающая принципиально возможным познание только через опыт (познание объективной действительности), и невозможным познание любых предельных и абсолютных оснований реальности.

Восприятие – познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира.

Герменевтика – теория и методология истолкования текстов («искусство понимания»); направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

Гипотеза – предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств.

Гносеология –  это раздел философских знаний (философская наука, философская дисциплина), в которой исследуется возможность познания человеком мира, а также познание человеком самого себя; исследуется движение познания от незнания к знанию; исследуется природа знаний самих по себе и в соотношении с познаваемыми предметами.

Заблуждение – неадекватное отражение действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно-исторической практики и знания, а также абсолютизацией наличных взглядов, приемов, подходов.

Глупость – самодовольное непонимание, соединяемое с отказом быть внутренне самостоятельным в мышлении и поступках, сопротивление истине, нередко опасное для других.

Знание и незнание – понятия для обозначения разных аспектов познавательного процесса: знание - информация об окружающем мире и самом человеке, незнание - отсутствие таковой.

Интуиция – непосредственное усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесообразного, нравственно доброго или прекрасного.

Иррационализм – направление в философии, отрицающее возможности разума в процессе познания и преобразования действительности, признающее основным видом познания откровение, веру, волю, интуицию или другие внемыслительные аспекты духовной жизни.

Истина – правильные знания, подтвержденные на практике.

Категория – философское понятие, являющееся формой мышления и отражающее наиболее общие и существенные связи и отношения предметов и явлений в действительности.

Критерий истины – традиционно выработано в период становления классической науки понимание того, что абсолютным, главным и окончательным критерием истины является практика.

Метод – способ подхода к действительности, способ изучения, исследования явлений природы и общества. 

Методология – учение о методе,  способе исследования; совокупность приемов, методов исследования, применяемых в какой-нибудь науке;  логика научного поиска.

Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на др. объекте, специально созданном для их изучения. 

Наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования.

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

Объект и субъект – фундаментальные категории философии. Субъект - носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности объекта. Соответственно объект - то, что находится в зависимости от субъекта и лишено самостоятельной сущности. 

Парадигма – 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки - система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. 

Парадокс – совмещение двух логически отрицающих друг друга утверждений, например, утверждение о том, что элементарная частица является одновременно волной и корпускулой.

Понимание – процесс постижения или порождения смысла.

Предметная область – область объектов, класс объектов, рассматриваемых в пределах данного подхода, контекста.

Представление – форма чувственного познания, связанная с воспроизведением образа ранее воспринятого предмета или явления, а также образа, созданного продуктивным воображением в памяти.

Рационализм –  направление в гносеологии и праксиологии, признающее приоритет разума человека, как в познании, так и в деятельности по отношению к чувственным формам познания (ощущениям, восприятиям, представлениям). 

Рефлексия – принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя.

Редукция –  методологический прием, заключающийся в приведении некоторых данных, задач, процедур, правил в удобный для их анализа или решения вид, а также в восстановлении прежнего состояния, развившегося объекта или знания о нем, приведении сложного к более простому.

Сенсуализм – гносеологическая традиция, фундированная трактовкой сенсорного опыта как семантически исчерпывающей основы познавательного процесса, а чувственных форм познания - как приоритетных когнитивных процедур.

Скептицизм – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности.

Теория – система обобщенного достоверного знания о том или ином “фрагменте” действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов.

Факт –  понятие, имеющее выраженную субъект-объектную природу, фиксирующее реальное событие или результат деятельности и употребляющееся для характеристики особого типа эмпирического знания, которое, с одной стороны, реализует исходные эмпирические обобщения, являясь непосредственным базисом теории или гипотезы, а с другой - несет в своем содержании следы семантического воздействия последних. 

Эксперимент – метод эмпирического познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях (зачастую специально конструируемых) получают знание относительно связей (чаще всего причинных) между явлениями и объектами или обнаруживают новые свойства объектов или явлений.

Эмпирический – непосредственно основанный на опытных данных, на материале практики.

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте.

Эпистема – концепция, теория, модельный конструкт, создаваемый в рамках эпистемологии.

Эпистемология – философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие.

 

Задание второе. Познавательный процесс как единство чувственного и абстрактно-мысленного (сочинение).

1. Процесс познания  как движение мысли от "живого  созерцания" к абстрактному мышлению и от него к практике.

В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени: чувственное отражение действительности и рациональное отражение. Затем, когда все больше прояснялось, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что ступенями (или уровнями, этапами) познания являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное – это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое.

С нашей точки зрения, такое представление более адекватно  реальной структуре познавательной деятельности, однако оно нуждается  в дальнейшей конкретизации и  терминологическом уточнении. При  таком подходе не замечается еще один, причем исходный уровень познания – «живое созерцание»; этот этап познания оказывается не выделенным из эмпирического. Между тем живое созерцание имеет место при обыденном и художественном познании, в то время как эмпирический уровень характерен только для особого вида познавательной деятельности - научного познания. Да и научное познание невозможно без опоры на живое созерцание.

Живое созерцание – это  скорее не познавательная способность, а результат реализации этих способностей или сам процесс познания указанной стороны объектов.

Процесс познания во всех своих  существенных моментах связан с практикой.

Практика – это основа формирования и развития познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания.

Таким образом, познавательное и практическое взаимосвязаны, друг без друга не существуют.

 

2. "Живое созерцание", или чувственное познание, его  особенности, формы и роль в  процессе познания.

Чувственное познание (или  «живое созерцание») осуществляется посредством органов чувств – зрения, слуха, осязания и др., которые у человека есть «продукты всемирной истории», а не только биологической эволюции.

Кроме того, у человека имеются  возможности для значительного  расширения диапазона чувствительности. Во-первых, это изготовление и применение приборов, позволяющих воспринимать рентгеновские лучи, магнитные поля и пр., т.е. то, что в повседневной практике не требуется воспринимать и что не характеризует его уже только как биологическое существо. Во-вторых, это мышление, мыслительная деятельность человека, обладающая по сути дела, неограниченными возможностями для познания объективной действительности. Мысль стала направлять органы чувств на отражение таких сторон, которые в других ситуациях не могли стать объектом отражения.

Будучи моментом чувственно-предметной деятельности (практики), живое созерцание осуществляется в трех формах: ощущения, восприятие, представление.

Ощущения представляют собой  отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные (играющие наиболее важную роль), слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные. В зависимости от других оснований выделяют ощущения тактильные (ощущения прикосновения), температурные, болевые, вибрационные, ощущения равновесия, ускорения и др. Ощущения, как правило, выступают в качестве компонента более сложного образа – восприятия.

Восприятие – это целостный  образ предмета, непосредственно  данный в живом созерцании в совокупности всех сторон, синтез данных отдельных  ощущений. При этом восприятие не сводится к суме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень  чувственного познания с присущими  ей особенностями. Среди последних  наиболее важными считаются предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.

Следует иметь в виду, что восприятие зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта, от его прошлого опыта: при восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Кроме того, содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей и мотивами его деятельности. Из видов восприятий чаще всего выделяют восприятие пространства, времени и движения.

Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относят образы памяти, образы воображения и др. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных, случайных.

Для живого созерцания в  целом характерно отражение внешнего мира в наглядной форме, наличие  непосредственной связи человека с  реальной действительностью, отражение  преимущественно внешних сторон и связей, начало постижения внутренних зависимостей на основе первоначального  обобщения чувственных данных.

В заключение отметим, что  роль чувственного отражения действительности в обеспечении всего человеческого познания очень значительна:

Информация о работе Гносеология - философское учение о познании