Гносеология – философское учение о познании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

1. Задание первое. Выписать из словаря (или энциклопедии) и уяснить следующие понятия данной темы.
2. Гносеология – учение о познании» (сочинение).
3. Сравните метод познания, разработанный Ф. Бэконом, с картезианским методом познания.

Файлы: 1 файл

ИТЗ по философии Чистовик.docx

— 45.44 Кб (Скачать файл)

Некоторые критерии (согласованность, эффективность, согласие) выходят за пределы классического понимания  истины, поэтому говорят о неклассической (соответственно когерентной, прагматической и конвенциональной) трактовке истины. Марксистский принцип практики пытается соединить воедино прагматизм и  классическое понимание истины. Поскольку у каждого критерия истины имеются свои недостатки, все критерии можно рассматривать и как взаимодополняющие. В таком случае истиной однозначно можно назвать только то, что удовлетворяет всем критериям. Имеются и альтернативные трактовки истинности. Так, в религии говорится о сверхразумной истине, основанием которой является Священное Писание. Многие современные течения (например, постмодернизм) вообще отрицают существование какой-либо объективной истины.

Современная наука придерживается классической трактовки истины и  считает, что истина всегда объективна (не зависит от желаний и настроений человека), конкретна (не бывает истины «вообще», вне четких условий), процессуальна(находится в процессе постоянного развития). Последнее свойство раскрывается в понятиях относительной и абсолютной истины.

5.Научное  познание и его особенности. 

Человек с самого момента  своего появления на свет стремится  познать мир. Делает он это разнообразными путями. Одним из самых верных способов сделать происходящее в мире понятным и открытым является научное познание. Поговорим о том, чем же оно  отличается, например, от ненаучного познания. Самая первая особенность, которой  обладает научное познание – это  его объективность. Человек, приверженный к научным взглядам, понимает, что  все в мире развивается независимо от того, нравится нам это или  нет. Частные мнения и авторитеты ничего с этим поделать не могут. И  это замечательно, потому что невозможно себе представить иную ситуацию. Мир  бы просто оказался в хаосе и вряд ли смог бы существовать. Другое отличие  научного познания – это направленность его результатов в будущее. Не всегда научные открытия дают сиюминутные  плоды. Многие из них подвергаются сомнения и гонениям со стороны личностей, которые не хотят признать объективности  явлений. Проходит огромное количество времени, пока истинное научное открытие признается состоявшимся. Далеко ходить за примерами не надо. Достаточно вспомнить  судьбу открытий  Коперника и  Галилео Галилея относительно тел  солнечной Галактики.  Научное  и ненаучное познание всегда находились в противоборстве и это определило еще одну особенность научного познания. Оно обязательно проходит такие этапы, как наблюдение, классификация, описание, эксперимент и объяснение изучаемых естественных  явлений. Другим видам эти этапы не присущи вовсе или же они присутствуют в них разрозненно. Научное познание и научное знание имеют два уровня: эмпирический и теоретический. Эмпирическое научное познание заключается в исследовании фактов и законов, устанавливаемых путем обобщения и систематизации тех результатов, которые получаются путем наблюдений и экспериментов. Эмпирическим способом выявлены, например, закон Шарля о зависимости давления газа и его температуры, закон Гей-Люссака о зависимости объема газа и его температуры, закон Ома о зависимости силы ток от его напряжения и сопротивления. А теоретическое научное познание более абстрактно рассматривает естественные явления, потому что имеет дело с объектами, которые в обычных условиях наблюдать и изучать невозможно. Таким путем были открыты: закон о всемирном тяготении, о превращении одного вида энергии в другую и его сохранении. Так развивается электронная и генная инженерия. Этот вид познания основан на построении в тесной связи друг с другом принципов, понятий, теоретических схем и логических следствий, вытекающих из исходных утверждений. Научное  познание и научное знание добываются в ходе наблюдений и экспериментов. Эксперимент  отличается от наблюдения тем, что у ученого появляется возможность изолировать изучаемый предмет от внешнего воздействия, окружая его специальными, искусственно созданными условиями.  Эксперимент может существовать и  в мысленном виде. Это происходит тогда, когда невозможно изучать объект из-за дороговизны и сложности требуемого оборудования. Тут используется  научное моделирование, в ход пускается творческое воображение ученого, который выдвигает гипотезы. Научное  и ненаучное познание всегда шагают рядом. И хотя они, чаще всего, находятся в противоборстве, нужно сказать о том, что первое невозможно без второго. Нельзя представить себе современную науку без пытливого народного ума, который придумывал мифы, изучал явления в ходе жизненной практики, оставил нашему поколению бесценную копилку народных мудростей, в которых заключен здравый смысл, помогающий нам руководствоваться в жизни. Большая роль в познании мира отводится и предметам искусства. Насколько разнообразна жизнь, настолько многообразны и способы познания ее законов.

 

Задание третье. Сравните метод познания, разработанный Ф. Бэконом, с картезианским методом  познания.

 

Метод

Что является источником истины?

Из чего выводится всеобщий и  необходимый характер знания?

Какому логическому методу отдается предпочтение?

Эмпиризм Бэкона

Форма в его понимании – это  материальная сущность принадлежащего предмету свойства. Он полемизирует с  умозрительным пониманием формы  Платоном и Аристотелем. По Бэкону, форма – это род движения материальных частиц, из которых состоит тело. Но эти частицы – не атомы. Ф. Бэкон  отрицательно относился к учению древних философов об атомистическом строении материи и особенно к учению о существовании пустоты. Он не считал пространство пустотой: для него оно было связано с местом, постоянно занимаемым материей. Фактически он отождествлял пространство с протяженностью материальных объектов. О времени Бэкон писал как об объективной мере скорости материальных тел. Такой подход к рассмотрению сущности времени достоин внимания, ибо время признается неким внутренним свойством самой материи, состоящим в продолжительности, длительности происходящих изменений материальных тел и характеризующим темп этих изменений. Таким образом, время органически связывается с движением.

Ф. Бэкон, который трактовал индукцию как важнейшим методом открытия новых истин в науке. Индукция широко применяется в научном  познании для нахождения эмпирических зависимостей между экспериментально наблюдаемыми свойствами объектов и  явлений. Например, на основании многочисленных единичных опытов по электропроводности отдельных металлов в физике был  сделан общий вывод об электропроводности всех металлов. По мере развития естествознания становилось все более очевидным, что методы классической индукции далеко не всегда могут рассматриваться  как универсальное средство в  научном познании, которую им приписывали  Ф. Бэкон и его последователи вплоть до конца XIX в.

Движение, по Бэкону, - это прирожденное свойство материи. Как вечна материя, так вечно и движение. Он назвал 19 видов или форм движения в природе: колебание, стремление, напряжение, жизненный  дух, мука и др. Эти формы фактически были характеристиками механической формы  движения материи, которая в то время  наиболее полно была исследована  наукой. Вместе с тем Ф. Бэкон стремился  исследовать и объяснить многокачественность материального мира, правильно чувствуя, что причина кроется в специфике форм движения материи.

Рационализм Декарта

Декарт хочет предложить, как  он сам пишет а «Правилах для  руководства ума», «четкие и легкие правила, которые не позволят тому, кто ими будет пользоваться, принять  ложное за истинное. 1. «Никогда не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен; иными словами, старательно избегать поспешности и предупреждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению». 2. «Разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения». Расчленяя сложное на простое, мы достигаем очевидности. 3. Разложения сложного на простое недостаточно, поскольку оно дает сумму раздельных элементов, но не прочную связь, создающую из них сложное и живое целое. Поэтому за анализом должен следовать синтез. Имеется в виду восстановление порядка востроением цепочки рассуждений от простого к сложному. 4. И, наконец, чтобы избежать спешки, матери всех ошибок, следует контролировать отдельные этапы работы.

Основная черта философского мировоззрения  Декарта – дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Отождествляя материю с протяжением, Декарт понимает ее не столько как  вещество физики, сколько как пространство стереометрии. В противоположность средневековым представлениям о конечности мира и качеств, разнообразии природных явлений Декарт утверждает, что мировая материя (пространство) беспредельна и однородна; она не имеет пустот и делима до беспредельности (это противоречило идеям возрожденной во времена Декарта античной атомистики, которая мыслила мир состоящим из неделимых частиц, разделенных пустотами.

В науке Нового времени начинает осозноваться роль дедуктивного метода в познании. Его основоположником является математик и философ Р. Декарт. Дедуктивная методология Декарта была прямой противоположностью эмпирическому индуктивизму – методу Бэкона. Декарт преувеличивал роль интеллектуальной стороны познания за счет опытной. Дедуктивные умозаключения характеризуют процесс получения частных выводов на основе знания каких-то общих положений. Другими словами, это есть движение нашего мышления от общего к частному, единичному. Например, из общего положения, что все металлы обладают электропроводностью, можно сделать дедуктивное умозаключение об электропроводности конкретной железной проволоки( зная, что железо – металл). 


 

Задание четвертое. Упражнения, логические задачи, комментарии.

1.В  чем отличие предмета познания  от объекта познания?

Предмет познания формируется  в результате определенных познавательных операций с объектом познания. Предмет  познания представляет собой совокупность свойств, связей и законов, изучаемых  данной наукой и получивших выражение  в определенных логических и знаковых формах. Этим предмет познания отличается от объекта познания, который существует независимо от познающего субъекта. Отличие предмета от объекта познания состоит также в том, что один и тот же объект может изучаться многими науками, каждая из которых обязательно имеет свой особый предмет познания. Например, космические объекты изучаются астрономией, астрофизикой, астроботаникой и т.д. Общество как объект познания изучается историей, политэкономией, философией, демографией и т. д. Все эти науки имеют свой особый предмет познания.

2.Назовите  в порядке последовательности  формы чувственного и абстрактно-мысленного  отражения действительности и  раскройте их суть.

Чувственное познание – это отражение действительности в чувственных образах, рациональное – в понятиях, суждениях, умозаключениях. Основные формы чувственного познания:

1. Ощущение - это отражение  свойств, признаков, сторон отдельных  материальных предметов, вещей,  явлений (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные: цвет, свет, звук, запах, вкус и др.).

2. Восприятие - это целостный  образ предмета, объекта, воздействующего  на органы чувств. Этот образ  возникает в результате одновременной,  взаимосогласованной работы нескольких  органов чувств.

3. Представление - это  образы предметов, восстановленные  благодаря сохранившимся в нашем  мозге следам, но при отсутствии  самих предметов.

Рациональное познание (абстрактное  мышление) возникает в процессе трудовой и коммуникативной деятельности человека, в одном комплексе с  языком и мышлением. Существует три  формы абстрактно-мысленного отражения: понятие, суждение и умозаключение. Понятие – результат обобщения  предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса признаков. Суждение – это форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. (Отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками). Умозаключение – рассуждение, в ходе которого логически выводится новое суждение. Отличительные особенности абстрактного мышления по сравнению с чувственным отражением:

1) Способность к отражению  общего в предметах. При сенситивном  отражении в отдельных предметах  не дифференцируются общие и  единичные признаки; они не разделены,  слиты в единый гомогенный  образ.

2) Способность к отражению  существенного в предметах. В  результате сенситивного отражения  существенное не отграничивается  от несущественного.

3) Способность к конструированию  на основе познания сущности  предметов понятий-идей, подлежащих  опредмечиванию.

4) Опосредованное познание  действительности – как через  посредство сенситивного отражения,  так и с помощью рассуждений,  умозаключений и применения приборов.

3.Объясните  сущность основных характеристик  истины: объективность и субъективность; абсолютность и относительность;  конкретность и всеобщность; проблемность или парадоксальность.  

Основные свойства истины выражаются при помощи парных категорий, например: объективность – субъективность; абсолютность – относительность; всеобщность  – конкретность. Так истинное знание – объективно, поскольку оно не зависит от мнения отдельного человека или конечной группы людей (т.е. истина объективна по содержанию). Но в то же время оно субъективно, поскольку является именно человеческим знанием. Истинное суждение – абсолютно, поскольку имеет содержание, которое не может быть исправлено дальнейшим развитием познания, но в то же время и относительно, ибо нет такого знания, которое не могло бы быть уточнено и дополнено. Таким образом, об абсолютной истине (абсолютное в объективной истине – устойчивое, неизменное) мы можем сказать то, что это гносеологический идеал, который недостижим, т.е. недостижимо полное, исчерпывающее знание о действительности. Абсолютными знаниями могут представляться знания об отдельных сторонах предметов, аспектах действительности. Истинное знание конкретно, поскольку всегда предполагает условия, при которых оно соответствует действительности (если условия не предполагаются, то это будет или заблуждение, или глупость), но в то же время оно носит всеобщий характер, поскольку предполагает, что конкретная ситуация соответствует всеобщему порядку. И хотя мы знаем, что в истинном знании имеются все эти противоположные определения, но в точности указать меру объективного субъективного, абсолютного – относительного, конкретного – всеобщего, не можем. В этом состоит проблемность или парадоксальность или неразрешимость истинного знания. Когда знание забывает о своей проблемности, о существовании парадоксальной границы между его противоположными определениями, оно становится заблуждением, а еще далее – глупостью.

 

Задание пятое. Тестовая проверка знаний.

1.Философская дисциплина, предметом которой является научное  познание в его специфических  характеристиках, есть:

а. Аксиология.

б. Эпистемология

в. Праксиология.

г. Онтология.

2.Направление в теории  познания, которое основным источником  знания считает данные органов  чувств (чувственный опыт), называется:

а. Рационализм 

б. Мистицизм

в. Сенсуализм

г. Эмпиризм

3.Для какой эпохи характерен  «гносеологический поворот» в  философии?

а. Современная эпоха (XX-XXI в.)

б. Эпоха Возрождения

в. Средневековье 

г. Новое Время.

4.Какие из указанных  методов научного познания используются  сугубо на теоретическом уровне  исследования?

а. Формализация

б. Сравнение

в. Идеализация

г. Эксперимент 

5. Какой из ниже перечисленных критериев истинности положен в основу данного определения: «Истина – это полезность, эффективность знания»?

а. Герменевтический критерий

б. Прагматический критерий

в. Критерий практики

г. Критерий логической полноты  и непротиворечивости.

6. К формам чувственного  отражения действительности относятся: 

а. Понятие 

б. Представление

в. Восприятие

г. Суждение

7. Философская концепция,  выдвигающая сомнение в качестве  главного принципа познания, называется:

а. Агностицизм.

б. Релятивизм.

в. Скептицизм.

8. В качестве основных  познавательных способностей человека  в иррационализме выдвигаются: 

а. Вера

б. Разум

в. Мистическая интуиция

г. Рассудок

9. Среди предположенных  суждений выберите верное:

а. Практика – чувственное  восприятие мира

б. Практика – только материально-производственная деятельность людей.

в. Практика – логическое обоснование действительности

г. Практика – многообразная и разносторонняя, целеполагающая и целесообразная, чувственно- предметная деятельность людей, направленная на освоение и преобразование мира.

10.Какое из перечисленных  пониманий истины является классическим  в истории философии? 

а. Истина- это полезность знания, его эффективность.

б. Истина – это соответствие знаний действительности.

в. Истина – это свойство самосогласованности знаний.

г. Истина – это соглашение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Гносеология – философское учение о познании