Философское учение об истине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 07:27, контрольная работа

Описание работы

Во все времена человечество пыталось узнать и постичь истину. Человек развивая сознание, всегда ищет истину. В поисках истины он учится осознавать себя и мир, в котором родился и существует. Каждый человек индивидуален и борется за свою правду, поэтому и возникает постоянные подмены понятий истины. А изначально, зачастую, человек не видит разницу между этими понятиями, как истина и правда, откуда и возникает проблема в постижении истины. Так в чём же заключается истина? Нередко мы задаёмся этим вопросом, когда хотим добиться правды и правосудия. Тут то и возникает вся сложность остаться объективным, не поддаться эмоциям и не мыслить только так как ты привык и как ты считаешь верным.

Содержание работы

Содержание

Введение ………………………………………………………………………...3
Глава 1. Истина в моём понимании ……………………………………………4
Глава 2. Определение истины ……………………………………………….....5
2.1. Виды истин ………………………………………………………….6
2.1.1. Абсолютная истина ………………………………………………..6
2.1.2. Относительная истина …………………………………………….8
2.1.3. Объективная истина ……………………………………………….8
Глава 3. Классическая и неклассическая концепция истины……………….9

Глава 4. Понятие истины в философии ………………………………………..13

4.1. История понятия истины ……………………………………………13
4.2. Проблема истины в философии и роль научной рациональности..16
Заключение ………………………………………………………………………20
Список использованных источников …………………………………………..21

Файлы: 1 файл

Философское учение об истине.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)


 

 

                                                       Содержание

 

 

Введение ………………………………………………………………………...3                                                                                                               

 

Глава 1. Истина в моём понимании ……………………………………………4                                                                   

 

Глава 2. Определение истины ……………………………………………….....5                                                                            

 

          2.1. Виды истин  ………………………………………………………….6                                                                                        

 

          2.1.1. Абсолютная истина ………………………………………………..6                                                                         

 

          2.1.2. Относительная истина …………………………………………….8                                                                    

 

          2.1.3. Объективная истина ……………………………………………….8                                                                        

 

Глава 3. Классическая и неклассическая концепция истины……………….9

 

Глава 4. Понятие истины в философии ………………………………………..13

        

         4.1. История понятия истины ……………………………………………13                                                                  

 

          4.2. Проблема истины в философии и роль научной рациональности..16 

 

Заключение ………………………………………………………………………20                                                                                                          

 

Список использованных источников …………………………………………..21                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Введение

 

          Во все времена человечество пыталось узнать и постичь истину. Человек развивая сознание, всегда ищет истину. В поисках истины он учится осознавать себя и мир, в котором родился и существует. Каждый человек индивидуален и борется за свою правду, поэтому и возникает постоянные подмены понятий истины. А изначально, зачастую, человек не видит разницу между этими понятиями, как истина и правда, откуда и возникает проблема в постижении истины. Так в чём же заключается  истина? Нередко мы задаёмся этим вопросом, когда хотим добиться правды и правосудия. Тут то и возникает вся сложность остаться объективным, не поддаться эмоциям и не мыслить только так как ты привык и как ты считаешь верным.

          Так что же всё-таки такое истина и существует ли она? Какое определение, какой смысл в него вкладывает философия? Смысл, к которому еще с древних времён неустанно стремилась философская мысль. Как говориться: многие пытались «расколоть» этот таинственный «философский камень». Настолько сложно узнать истину, она стала настолько таинственной, что именно такие люди, как философы, отдавали и отдают огромное количество секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет, и из века в век, чтобы раскрыть эту тайну. Очень долго не получалось найти однозначный ответ. И что мы имеем на сегодняшний день? Мы только можем знать точно, что такое истина, но в чём конкретно заключается истина, на мой взгляд, нельзя сказать по сей день.

          То, что истина это верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания, человек принимает и соглашается, но найти, увидеть и разглядеть истину невероятно сложно.

 

 

 

 

Глава 1.  Истина в моём понимании

 

          Что есть истина?  Вопрос непростой. Истина бывает разной. Научной, социологической, просветительской… Истина в каждом деле своя. Я же хочу поговорить о духовной истине. Что есть духовная истина?

          На мой взгляд, истина – это однозначность в решении. Такая однозначность, которая согласуется с сердцем. Что это значит? Допустим, некто говорит о мере греха, которую он видит в другом человеке. Он говорит о том, что кажется ему истинным. То есть его сердце не сопротивляется выводам разума. И это я называю истиной. Но! Такая истина будет относительной. Для него, для размышляющего о грехе человека, наверняка его суждения будут не противоречащими его же познаниям. И это значит, что он – находит в своих словах истину. Думаю, этот вывод понятен.

          Теперь, что же такое абсолютная истина?  Как это можно представить- абсолютная истина, это выводы разума о чём-либо, согласующиеся с истинным сердцем. С таким сердцем, которое, подобно сердцу Бога. Это легко понять на следующем примере.

          Вот он: человек (любой) рассуждает о красоте. Рассуждает, пользуясь знаниями концептуального, философского, текстологического и иных порядков. В этом случае этот человек пытается различить с помощью разума логику и меру чувственного наполнения в предъявленном на его суд шедевре. Такой человек будет выискивать элементы красоты, чарующие его личную суть. То есть – этот человек будет механически опознавать элементы красоты, позволяющие ему сказать искренне слова восхищения этим шедевром.

          По-другому о том же: человек всегда ограничен в своих оценках мерой своего знания, мерой своей сердечности и мерой согласованности этих двух важных составляющих в своей сути. Никто в мире не сможет выявить красоту в предъявленном ему шедевре – не обладая разумным видением и сердечным вниманием, соответствующим порядку этого предъявленного шедевра. По-простому о том же: я, например, не видела раньше некоторых черт характера в близких мне людях, общаясь с ними потому, что была не знаком с такими чертами, как с образами духовной целостности.

          Я не различала тех черт характера в близких мне людях при своём общении с ними, к которым была иногда сердечно невнимательна и к которым не чувствовала притяжения. Иными словами, я была слепа и глуха по отношению к таким чертам характера. Но с годами получаешь определённый опыт и знания, и начинаешь различать эти черты характера. Потому, что начала понимать ценность таких черт. Потому, что начинаешь видеть и прочувствовать степень могущественности этих черт в сердцах людей. Всё это приходит к нам только через личный опыт. Через опыт боли, разочарований и поражений.

 

 

                              Глава 2.  Определение истины

 

          Чтобы дальше работать и разбирать разные темы и вопросы об истине, хотелось бы тщательней углубиться в понятие истины.

          Истина - отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Истиной может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом, истина есть универсальная абстрактная категория, понятие, используемое, в частности, как в религии и философии, так и в рамках научного познания.

          Можно сделать множество примеров для того, чтобы на практике было легче понять, что же такое истина. Я приведу лёгкий и часто применяемый пример: ребёнок сидит за столом и завтракает. Ему захотелось взять конфету, и он потянулся к вазе, а локтем зацепил чашку, стоящую на краю стола. Чашка упала и разбилась. Входит мама, видит разбитую чашку и спрашивает, кто её разбил. Ребёнок отвечает, что он не разбивал. Мама утверждает, что разбить чашку мог только он. Столкнулись две правды: ребёнок прав, потому что он не разбивал чашку и даже к ней не прикасался; мама права, потому что кроме ребёнка чашку никто разбить не мог. А истина заключается в том, что чашка была разбита случайно, её никто не разбивал специально.

          Сделаю вывод, что мы не всегда можем связать воедино причину и следствие, что и становиться результатом того, что у людей разные истины и происходит недопонимание.

 

          2.1.  Виды истин

 

          Говоря об истине и давая ей определения, мы не должны забывать, что истина была разделена на несколько видов. Зная и понимая эти различия, нам легче будет в постижении истины.

 

           2.1.1Абсолютная истина

 

 

          Абсолютная истина - источник всего, то, из чего все изошло. Абсолютная истина не есть истина как процесс, она статична, неизменна (если она динамична, то она может стать более или менее абсолютной, следовательно, становится относительной истиной). Именно познание абсолютной истины есть то благо, к которому должна стремиться философия, однако чаще наблюдается уход современной философии от онтологических вопросов. Человеческий разум всегда будет ограничен определенными рамками, и у него нет возможности раскрыть полностью абсолютную истину. В некоторых религиях (в частности, в христианстве) эта проблема преодолевается тем, что абсолютная истина сама открывается человеку, поскольку признается личностность последней (абсолютная истина есть Бог). Другого адекватного решения вопроса об абсолютной истине философия предложить не смогла, т.к. философские системы ограничены по вышеуказанной причине ограниченности создавшего их человеческого разума, и создаваемые ими категории, претендующие на название "абсолютная истина", отрицают сами себя (кстати, в диалектическом развитии), что в приводит к нигилизму. Последний в общих чертах сводится к утверждению, что "всякая истина относительна", которое тоже характеризуется самоотрицанием, поскольку носит характер абсолютный.

          Есть такое стихотворение "Что есть истина?". Оно ходило в рукописях в среде гонимых христиан СССР. Описывает Пилата, который спрашивает Иисуса: "Что есть истина?"- и не выслушав ответ тут же разворачивается и уходит к толпе.

 

«Веками слышится вопрос:

 

Скажите, что есть истина?

 

Я - Истина, - сказал Христос,

 

И это слово истинно!

 

Раз шел в претории допрос,

 

Народ кричал неистово.

 

Глас слышит Мой, - сказал Христос, -

 

Тот, кто есть сам от Истины.

 

Такой ответ как будто прост,

 

Пилат в нем видит искренность,

 

И все же задает вопрос:

 

А что такое истина?

 

Так, глядя Истине в глаза,

 

Мы гоним ее истово,

 

Забыв, что Сам Христос сказал:

 

Я - Путь и Жизнь и Истина!»

 

          Иисус сделал переворот, указав, что истина это не "что", а "кто". Истина - живая. Пилату это в голову не приходило...

          Тут, я думаю, можно сделать один из выводов, что в глазах, понятиях человека всегда истина будет разной пока у нас разная информация и разные знания, разные ценности и чувства.

 

          2.1.2.  Относительная истина

 

 

         Относительная истина - философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) труднодостижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины - релятивизмом. Понятие относительной истины используется в учении о диалектике. Разновидностью относительной истины является правда. Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений. Например, утверждение «Земля   вертится» - абсолютная истина, а утверждение о том, что вращение Земли происходит с такой-то скоростью,- относительная истина, которая зависит от методов и точности измерения этой скорости.

 

 

           2.1.3.  Объективная истина

 

          Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны и не имеют ничего общего с относительным понятием иррационалистической философии.

          Рассмотрев три вида истины, я понимаю, что в философии концентрируются на абсолютную и относительную истину. Следующие же рассуждения будут о том, как эти истины трактуются в философии подробно и как они возникали.

 

 

               Глава 3. Классическая и неклассическая концепция истины

Проблема истины - центральная в гносеологии. Интерпретация этой темытребует ответа на два вопроса:

o         о средствах и путях достижения истины, т.е. о познавательных способностях человека;

o         о формах существования истины.

В истории философии стоит различать два принципиальных подхода кистине: онтологический и гносеологический. Наиболее древний из них –онтологический В рамках этого подхода истина рассматривается как особогорода бытие. Пример онтологического отношения к истине - философскаяконцепция Платона. Платон понимал истину как одну из идей,существующих автономно от человека в особом царстве мысли. Истина, как и другие эйдосы, обладает собственным онтологическим статусом и ненуждается в человеке для своего проявления.
Другой пример онтологизма - теологическое представление о Боге какединственной истине. В современной философии к онтологизму тяготеетфеноменологическая концепция Э. Гуссерля
Суть онтологизма, независимо от различных вариаций внутри этой парадигмы, остается одной и той же: истина это независящая от субъекта реальность, либо одна из составляющих бытия, либо бытие в своей полноте
          Онтологизму противостоит гносеологическое понимание истины как особого свойства знания. В рамках этой концепции истина это характеристика знания, не существующая в отрыве от него, а значит и от познающего субъекта, этим знанием обладающего. Именно гносеологическая парадигма получила наибольшее распространение в философии.
          Общепризнанной в рамках гносеологизма является классическая концепция, в которой истина понимается как соответствие знаний действительности. Классическое представление об истине разделяют и материалисты, и идеалисты. Различие в материалистической и идеалистической трактовках проходит по вопросу о том, что такое действительность. Если бытие понимается как материя, то реализуется материалистический вариант классической концепции истины, если бытие понимается как сознание, дух, то - идеалистический. Классического понимания истины придерживались Дж. Локк, Б. Спиноза, философы - просветители, Г. Гегель и диалектические материалисты
          В классической концепции истине приписывается ряд характеристик. Объективность истины предполагает независимость содержания истинного знания от познающего субъекта. Если по содержанию истина объективна, то по форме она всегда субъективна. Истинное знание существует только через человека и выражается в субъективной, индивидуальной форме. Субъективность истины связана с пониманием ее как свойства знания, а не самого бытия, существующего вне субъекта.
          Абсолютность истины понимается как ее полнота, безусловность и окончательность. Абсолютно истинным считается такое знание, которое сохраняет свое содержание в любую историческую эпоху. Это идеал знания В качестве такого идеала абсолютная истина существует как нормативный, регулятивный принцип познавательной деятельности, но не как реальное содержание знания.
          В реальном познании истина существует в относительной форме. Относительность истины означает ее неполноту, незавершенность, условность. В истине есть такие компоненты, которые в процессе развития знания устраняются или ограничиваются определенной сферой своего применения.
          Единство относительности и абсолютности, объективности и субъективности в знании определяет еще одно свойство истины - динамичность. Истина динамична, поскольку абсолютное в ней существует через относительное, а объективное через субъективное. Поэтому следующее свойство истины - процессуальность. Истина существует в движении - не как окончательный результат познания, а как сам процесс познания, последовательное преемственное движение познания от менее совершенных форм к более совершенным.
          Конкретность истины означает, что не существует неизменной для всех ситуаций истины, истинное знание спроецировано на те обстоятельства, в которых оно получено, на условия места и времени. Конкретность истины связана с ее относительностью.
          В рамках гносеологической парадигмы помимо классической концепции истины, существует и ряд других. Так, например, конвенциональная концепция истины, получившая широкое распространение в современной философии, трактует истину как соглашение между членами научного сообщества В прагматической концепции истина понимается как полезность знания, истинным признается такое знание, которое ведет к успеху Когерентная концепция рассматривает истину как согласованность знания, которая устанавливается на разных уровнях: внутри теории, между различными теориями в рамках одной научной дисциплины, между различными дисциплинами, между наукой в целом и другими элементами духовной культуры. Истинным в рамках когерентной концепции признается такое знание, которое вписывается в уже существующую систему общепринятого знания
          Неклассические концепции истины, получили широкое распространение в современной философии, которая столкнулась с рядом проблем, связанных с классическими представлениями о разуме, науке и человеке. Неклассические концепции указывают на такие свойства истины, о которых умалчивает классическая теория: простота, красота, непротиворечивость, прагматичность, системность, эвристичность.

Информация о работе Философское учение об истине