Философское учение Конфуция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 18:55, реферат

Описание работы

Целью моей работы является:
раскрытие основных положений учения Конфуция.
В рамках этой цели моими задачами являются:
Определение влияния судьбы Конфуция на его учение
Рассмотрение эволюции конфуцианства

Содержание работы

Введение 3
1. Личность и судьба Конфуция 4
2. История конфуцианства 8
3. Учение Конфуция 10
3.1. О человеке 10
3.2. Об обществе 14
3.3. О государстве 17
Заключение 19
Список использованной литературы: 20

Файлы: 1 файл

реферат по философии.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Российской Федерации

Государственная Полярная Академия

Кафедра философии и  социально-гуманитарных наук

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по философии на тему

«Философское учение Конфуция»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 2 курса

группы 0611

Шестакова Е.Н.

 

Проверила: Федоренко Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 

Содержание:

 

 

 

 

 

Введение

 

Философское учение Конфуция заинтересовало меня по той простой  причине, что оно старо как  мир, как говорится, но до сих пор имеет влияние в современном Китае. Когда мы смотрим современные фильмы про трудности жизни в Поднебесной, то сталкиваемся с проявлением конфуцианства в повседневной жизни главных героев.

Кто же такой Конфуций и в чём суть его учения?

Тема довольно актуальна, потому что вопросы идеального государства и личности, освещаемые в данном учении, рассматриваются и в наше время.

Целью моей работы является:

    • раскрытие основных положений учения Конфуция.

 

В рамках этой цели моими  задачами являются:

 

    • Определение влияния судьбы Конфуция на его учение
    • Рассмотрение эволюции конфуцианства

 

При написании реферата основным историческим источником являлся  «Лунь юй» в переводе Л.С. Переломова. «Лун-юй» – книга изречений и афоризмов Конфуция и его учеников. В работе Маслова А.А. также присутствует «Лунь юй», но он сопровождает его различными комментариями, что явялется большой помощью в понимании изречений. Переводы разные, отличия в основном незначительные, хотя кое-где разняться существенно.

Работы Малявина В.В. «Конфуций» и Переломова Л.С. «Конфуций: жизнь, учение, судьба» позволили лучше рассмотреть личность философа, взглянуть на его судьбу и происхождение с разных точек зрения.

Стоит отметить, что в  работе Переломова Л.С. большое значение уделяется самому учению, есть отсылки к переводам «Лунь юя», рассмотрены разные подходы к учению других философов. В работе Малявина В.В. хорошо показана эволюция конфуцианства, его изменение в течение веков, причины, а также личности, развивающие учение Конфуция.

Трудно сказать, удалось ли мне достигнуть поставленной цели, но для себя лично мне удалось прояснить многие моменты. 

  1. Личность и судьба Конфуция

 

Имя Конфуция на слуху  у многих, даже тех, кто его никогда  не читал. Возможно, мы не вспомним ни одного его изречения, но всё-таки некий образ вырисовывается у нас в сознании.

Стоит сказать, что известная  нам форма его имени является латинизированной, настоящее же его  имя Кун Цю, в литературе его  именуют чаще всего Кун Фу-Цзы, «учитель Кун».

Конфуций родился в 551 году до нашей эры, и отцом его был великий воин своего времени, прославившийся своими подвигами Шу Лянхэ [2; 25].

Для лучшего понимания  положения семьи Конфуция, стоит  обратиться к его предкам. О них  известно не так уж много, и по большей  части это предки по линии отца.

Вэй-цзы являлся основателем рода, он служил чжоускому правителю Чэнь-вану и помог ему в своё время разгромить остатки войск пришедшей в упадок династии Инь. Чэнь-ван основал династию Чжоу (XI до н.э.) и пожаловал Вэй-цзы удел Сун. Так, предок Конфуция стал первым правителем царства Сун. Он учил своих потомков быть храбрыми войнами, что не могло не отразиться на воспитании Кун Цю.

Фу Фухэ был старшим  сыном сунского царя, то есть так  или иначе трон должен был достаться  ему, но Фу Фухе уступил трон своему решительному брату, то есть после него предки Конфуция уже не имели прав на царский престол, однако все они занимали высокое положение в царстве.

Чжэн Каофу, являясь  чиновником, служил трём правителям и  его служебный стаж составлял  более полусотни лет. Он учил потомков тому, что не следует предаваться гордыне, несмотря на то, что ты стоишь высоко по карьерной лестнице, нужно быть ещё более старательным. Его сын, Кун Фуцзя, с которого фамильным иероглифом стал знак «Кун», не был вежлив и учтив как его отец, и поэтому во время стычки был убит заодно с сунским правителем. Сын Кун Фуцзя вследствие дворцовых интриг вынужден был бежать из Сун в царство Лу. Му Цзинфу поселился в Цзоу, где отец Конфуция стал управителем.

Некоторые излишне критически настроенные  современные историки ставят под сомнение генеалогию Конфуция на том основании, что она встречается лишь в поздних источниках, и сам Конфуций ни разу не упомянул о ней. Современные критики конфуцианства полагают, что версия о «царском происхождении» Учителя Куна была сочинена его последователями для того, чтобы поднять авторитет родоначальника школы. Известно, что сам Конфуций считал себя потомком сунской знати, а в Сунском царстве был один клан Кун. Стоит отметить, что сыну простого военачальника не с руки было подчеркивать свое благородное происхождение перед лицом куда более именитых и могущественных людей.

К моменту рождения Конфуция у Шу Лянхэ было уже девять дочерей и сын, слабый от рождения, поэтому, когда третья молодая жена Шу Лянхэ забеременела, Шу поспешил совершить богослужение в глиняном гроте. В этом гроте и родился будущий философ. Счастливый отец назвал сына Цю, что в переводе с китайского означает «холм», и дал прозвище Чжун Ни, «второй из глины». Ребенок унаследовал родовое имя Кун и был известен позднее как Кун Цю или Чжун Ни. Важно, что брак Шу Лянхэ и его третьей жены Янь Чжи был «диким», то есть не соответствующим нормам, потому что, по мнению китайцев, мужчина после 64 лет не может жениться, тем более на совсем ещё юной девушке.

Когда мальчику было два года и три месяца, Шу Лянхэ скончался.[4; 45-47] Янь Чжи покинула дом, причиной чего, возможно, являлись напряжённые отношения с первой женой Шу Лянхе и её дочерьми, чему свидетельство то, что мать Конфуция даже не узнала, где похоронен ее муж. Юную вдову не приняли обратно в семью, и она поселилась в Цюйфу. Её социальный статус был вполне благополучным, потому что она была вдовой дай фу – «прославившегося храбростью и силой среди чжу хоу», но это не означает, что в материальном плане всё было хорошо.

Конфуций сам говорил: «В детстве я был беден, поэтому  приходилось заниматься многими  презираемыми делами». Суждение, ничуть не принижавшее Конфуция в глазах потомков. Недаром с древности  выражение «был беден и терпел лишения» стало привычным клише  в биографиях достойных мужей Китая. Часто бывает так, что нужда и обиды, пережитые в детстве, отнимают у человека веру в добро, прививают ему злобу и мстительность. С Конфуцием вышло наоборот. Трудное детство только обострило в нем нравственное чувство. Благодаря трудолюбию и скромности, Янь Чжи с сыном могла обеспечить своё существование. О помощи родственников речи не идёт, потому что всё-таки мать Конфуция нанесла ущерб семейному престижу, к тому же в этот момент в Китае наблюдается рост частнособственнических отношений, оказывавший негативное влияние на традиционные семейные связи. [2; 41]

Уже в детстве Конфуций отличался от сверстников обостренным восприятием несправедливости, любви к родителям, знанием многих религиозных обрядов. Это, кстати, связано с тем, что его мать, исполняя долг жены, каждый день читала молитвы по усопшему мужу. Несмотря на бедность, мать растила Кун Цю достойным преемником знаменитого отца.

Конфуций в детстве играл с ритуальными сосудами, и за этим крылись уроки истории семьи, рода. [2; 45] Янь Чжи от мужа знала семейные предания и истории, поклонялась таблицам предков, и, по мере того как подрастал сын, она во время совместных молитв рассказывала ему об основателе рода и других известных личностях. Поэтому уже в самом юном возрасте Конфуций знал о деяниях Вэй-цзы, Фу Фухэ, Чжен Каофу, Кун Фуцзя и других.

Конфуций знал историю  своего рода, насчитывающую не одно столетие. Узнав об опыте своих предков, среди которых были талантливые люди, проявившие себя во многих областях человеческой деятельности, он сделал вывод, что упорства и военной доблести недостаточно для достижения желаемого, нужны и другие достоинства. Возможно, это и повлияло на будущее становление его учения.

Когда Конфуцию было семнадцать лет, умерла его мать, что стало жестоким ударом судьбы. С огромным трудом Конфуций разыскал могилу отца и в соответствии с религиозными обрядами похоронил рядом мать.

Выполнив свой сыновний долг, юноша возвращается домой и живет один. Из-за бедности он вынужден был делать даже женскую работу, которой раньше занималась его умершая мать. В то же время Конфуций помнил о своей принадлежности к высшим слоям общества и занимался самообразованием. Сложно сказать, как Конфуций относился к физическому труду. Ряд исследователей считает, что, по мнению Кун Цю, физический труд был «низким трудом», другие полагают обратное.

Образованным же в то время считался тот человек, который в совершенстве владел шестью видами умений: выполнять ритуалы, понимать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, читать и считать. Юноша сумел хорошо освоить их. Ко всему прочему, он приходился сыном храброго ши из некогда известной фамилии и матери большого знатного рода, живущего в столице. Именно поэтому высшая знать царства Лу стала привечать Конфуция [4; 51-67]

В девятнадцать лет Конфуций женился на девушке из семьи Ци проживавшей на территории царства Сун. Она сопровождала его всю свою жизнь. Вскоре после свадьбы у них родился сын, названный Ли, что означает «карп». Назван он был так в честь подарка – карпа, полученного Конфуцием от одного знатного человека. Стоит отметить, что Конфуций боялся повторения ситуации с его отцом, но всё обошлось как нельзя лучше.

Выполняя обязанности отца семейства, Конфуций поступает на службу к богатому аристократу Цзи, сначала управляющим складов, затем домашним слугой и учителем. Здесь впервые убедился Конфуций в необходимости наличия образования.

Служил Конфуций до обретения зрелости, чувство которой пришло к нему в возрасте тридцати лет. Позднее он скажет: «В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет я освободился от сомнений. В шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала».

К тридцати годам сложились этико-философские концепции, в основном касающиеся управления государством и обществом. Конфуций открывает частную школу, появляются первые ученики, причём некоторые из них сопровождали Учителя в течении всей своей жизни. Желая использовать свои учения в практической деятельности, Конфуций присоединяется к изгнанному высшей аристократией царю и бежит в соседнее царство. Там он знакомится с советником могущественного царя Цзин Гуна - Янь Ином и, беседуя с ним, производит очень хорошее впечатление. Воспользовавшись этим, Конфуций добивается встречи с самим царем, и, разговаривая с ним, потрясает Цзин Гуна глубиной и широтой своих познаний, смелостью и необычностью суждений, интересностью взглядов, высказывает свои рекомендации по управлению государством.

Возвратившись в родное царство, Конфуций становится известным человеком. По личным мотивам он отказывается от нескольких возможностей стать чиновником. Однако вскоре отвечает согласием на приглашение царя Дин-гуна и, продвигаясь по служебной лестнице, занимает пост сычкоу, то есть главного советника самого царя. На этом посту Конфуций прославился многими мудрыми решениями. Вскоре обеспокоенное его увеличивающимся влиянием окружение царя вынуждает его «добровольно» покинуть свой пост. После этого для Конфуция наступает пора странствий .

Долгие четырнадцать лет он в окружении учеников путешествует по Китаю, прославившись еще больше. Однако его желание вернуться на родину усиливается, и вскоре при содействии одного из бывших учеников Конфуций с большими почестями возвращается домой как очень уважаемый человек. К его помощи прибегают цари, многие из которых зовут его к себе на службу, но Конфуций прекращает поиски «идеального» государства и все больше внимания уделяет своим ученикам. Вскоре он открывает частную школу. С целью сделать ее более доступной Учитель назначает минимальную плату за обучение.

Занятия в школе становились  все более насыщенными и интенсивными. Авторитет Конфуция рос прямо  на глазах, а в Лу его стали  именовать «почтенным старцем государства».

Перегрузка не могла  не сказаться на здоровье, но Конфуций мужественно боролся с недугом. Когда ему исполнилось 70 лет, он в беседе с учениками выявил основные периоды своей жизни, которые стали своеобразными этапами становления личности для будущих поколений. В том же году скончался единственный сын Конфуция, Ли. Утешением Кун Цю был внук Цзи, продолжатель рода Кунов. Но через год умер любимый ученик Конфуция – Янь Хуэй, а ещё через год погиб Цзы Лу – преданный и любимый спорщик. Свалившиеся беду ускорили наступление смерти Конфуция в 478 году до нашей эры. Учителя хоронила вся столица. [4; 132-159]

Как мы видим, на взгляды  Конфуция повлияли и его происхождение, и судьба.

 

  1. История конфуцианства

 

История конфуцианства идёт рука об руку с историей Китая. На протяжении тысячелетий это учение являлось основой управления государством и обществом, и оставалось им до соприкосновения с западным типом цивилизации.

Конфуцианство в качестве самостоятельной идеологической системы и соответствующей школы связывается с деятельностью определённого человека, который за пределами Китая известен под именем Конфуций.

После смерти Конфуция образовалось много и в III веке до н. э. их было около десяти. Самыми важными его последователями являются два мыслителя: Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Конфуцианство превратилось в авторитетную политическую и идейную силу и его последователям пришлось выдерживать репрессии в империи Цинь (221-209 годы до н. э.). Тексты конфуцинских книг уничтожались, учёные-конфуцианцы отстранялись от политической власти. Дошедшие до наших дней книги были восстановлены по устной передаче уже во II веке до н. э. Этот период в развитии конфуцианства именуется ранним конфуцианством.

Информация о работе Философское учение Конфуция