Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 20:54, лекция

Описание работы

Большую роль в подготовке античной философии сыграли "семь мудрецов". Слова "семь мудрецов" ставят в кавычки, потому что этих мудрецов было больше; существовали различные списки мудрецов, но в каждом списке их было обязательно семь. Это говорит, о том, что здесь проявлялась характерная для предфилосфского сознания магия чисел.

Файлы: 1 файл

Семинар №3 мой.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

 

Семинар №3.

 

Античная философия.

 

Античная философия возникла в греческих городах-государствах («полисах») на рубеже 8 - 6 вв. до н.э. Испытав период блестящего расцвета  в  6 -5  вв.  до н.э.  она  продолжала развиваться  в  эпоху Александра Македонского и Римской империи вплоть до начала 6 в. н.э.

Периоды античной философии:

1) натуралистический (проблемы космоса и поиска первоначала

бытия) – милетская школа, пифагорейцы, элеаты, физики-эклектики.

2)  гуманистический или классический (софисты, Сократ) – пытались определить сущность и человека, рассматривались вопросы счастья, свободы, морали.

3) период большого синтеза Платона и Аристотеля – открытие

идеального бытия, формулировка  основных философских проблем, построение первых крупных метафизических систем.

4)  эллинистические школы  эпохи  завоеваний Александра

Македонского  и  до  конца  языческой  эры  –  кинизм,  эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.

Большую роль в подготовке античной философии сыграли "семь мудрецов". Слова "семь мудрецов" ставят в кавычки, потому что этих мудрецов было больше; существовали различные списки мудрецов, но в каждом списке их было обязательно семь. Это говорит, о том, что здесь проявлялась характерная для предфилосфского сознания магия чисел.

Разные источники определяют состав "семи мудрецов"

неоднозначно. Самый ранний из дошедших до нас списков принадлежит Платону. Это 4 в. до н. э. В диалоге Платона "Протагор" о мудрецах сказано: "К таким людям принадлежали и Фалес Милотский, и Питтак Митиленский, и Биант из Приены, и наш Солон, и Клеобул Линдийский, и Мисон Хенейский, а седьмым между ними считался наконец Хилон". Позднее у Диогена Лаэрция место малоизвестного Мисона с большим на то правом занимает Периандр – коринфский тиран. Полагают, что Платон вывел Периандра из состава "семи" из-за своей ненависти к тирании и тиранам. Были и другие списки. Но во всех семерках неизменно присутствовало четыре имени: Фалес, Солон, Биант и Питтак. Со временем имена мудрецов были окружены легендами. Например, Плутарх в своем произведении "Пир семи мудрецов" описал явно вымышленную их встречу в Коринфе у Периандра.

По всей вероятности, мудрость одного только Фалеса вышла за границы практических нужд и пошла дальше них в умозрении, а остальные снискали имя «мудрецов» за свои политические заслуги.

 

    1. Натурфилософия Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

 

Философия древней Греции возникла примерно в 6-7 веках до нашей эры и связана с учениями философов Милетской (Ионической) школ: Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом. Эти философы выступали против мифологического мировоззрения. Они опровергали чувственно-образную картину мира, основанную на вере в богов, и строили свое рассуждение с помощью доказательств и аргументации. Главным философским вопросом представителей милетской школы был поиск архэ (первоначала). Под архэ эти философы понимали фюсис (от греч. природа). Каждый из этих философов в качестве первоначала рассматривал какой-то природный первоэлемент, лежащий в основе всех вещей. Основатель милетской школы Фалес (640 – 545 гг. до н. э.) в качестве архэ рассматривал воду. Фалес был одним из 7 греческих мудрецов, прославившихся мудрыми высказываниями. «Вода – есть наилучшее». Фалес был основателем учения о гидрокосмогонии (учения о происхождении космоса из воды). Земля плавает по воде как пробка. Фалес был сторонником панпсихизма (псюхо – душа, пан – во всем) – учения о всеобщей одушевленности вещей. Существенной чертой учения Фалеса является философское учение гилозоизм (от греческого материя и жизнь) – представление о неотъемлемом единстве материи и жизни. Без воды жизни не существует. Фалес был известным ученым своего времени. Фалес впервые измеряет длину окружности, вводит понятие площади, Евклид дополняет теоремы Фалеса. В древнем Египте он измерил высоту египетских пирамид по тени и предсказал время выхода Нила из берегов.

Известным учеником Фалеса был Анаксимандр (610 – 546 гг. до н. э.). В качестве первоначала Анаксимандр рассматривал апейрон. Апейрон – это безграничная вечная первосубстанция, дающая начало всем природным первоэлементам. Апейрон рассматривается как образ бесконечного тела без определения. Отдельные природные элементы не могут рассматриваться в качестве архэ, так как сам элемент порождает только самого себя. Все природные элементы находятся друг к другу в отношении противоположности и борьбы. Если бы апейроном был только один природный элемент, то остальные должны были бы погибнуть. Происхождение всех природных элементов из одного не возможно. Поляризация и противоположность всех элементов движет космосом. Из каких стихий возникают вещи, в те же самые они уничтожаются. В теле они смесь.

Анаксимандр был известным ученым своего времени. Он создал солнечные часы первую географическую карты, а так же вычитал количество дней в году и разделил все временные периоды на сутки. Солнечные часы Анаксимандра пользовались популярностью вплоть до средневековья.

Третий философ милетской школы – Анаксимен (588 – 525 гг. до н. э.). Он в качестве архэ рассматривал воздух (пневму). «Из воздуха происходит все путем сгущения и разряжения», - говорил он. Душа состоит из воздуха, огонь – разряженный воздух. Сгущаясь, воздух становится сначала водой, затем землей и камнем. Воздух объединяет человека и космос. Подобно тому, как душа, будучи воздухом, удерживает тело от распада, так и вест космос объемлет воздух  и дыхание.

Философия милетской школы дала импульс для дальнейшего развития философии древней Греции. Взгляды этих философов обобщил в своих трудах афинский  мыслитель Эмпедокл, который считал в 5 веке до нашей эры, что в основе космоса лежат все четыре первоэлемента – вода, воздух, огонь, земля. Основным источником развития с точки зрения Эмпедокла является 2 силы: любви и вражды (притяжения и отталкивания). С этого начинается история греческой натурфилософии – философии природы.

Вывод: спецификой  греческой  философии,  особенно  в  начальный  период  её развития, является стремление  понять  сущность  природы,  космоса,  мира  в целом. Не  случайно  первых  греческих  философов – Фалеса,  Анаксимандра,

Анаксимена, представителей так называемой милетской школы, несколько позднее – пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла так и  называли "физиками", от  греческого  слова  physis – природа.  Направленность  их интересов определялась в первую очередь характером  мифологии,  традиционных языческих верований и культов. А греческая мифология была религией  природы,

и одним из важнейших вопросов в ней был  вопрос  о  происхождении  мира.  Но между философией и мифологией было существенное различие. Миф повествовал  о том, кто родил всё сущее, а философия спрашивала, из чего оно  произошло. Таким образом, в отличие от мифологии и религии сама природа, а не что-то внеприродное, у первых древнегреческих философов становится причиной всего того, что происходит в природе и с природой.

 

    1. Учение о бытии школы Элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс).

 

Элеаты – представители  элейской философской школы, существовавшей в VI - V вв. до н. э. в древнегреческом  полисе Элея на территории современной Италии.

Наиболее известными философами  данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

Элеаты:

  • изучали проблемы познания;
  • жестко разделяли  чувственное познание (мнение,  "докса") и высшее духовное  идеалистическое;
  • были сторонниками монизма – выводили  всю множественность явлений из единого первоначала;
  • считали все сущее  материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

Философская школа, возникшая в итальянском городе Элея, создает новое учение о бытии. Основатель – Ксенофан (6-5 вв. до н. э.). К основным идеям Ксенофана можно отнести:

- отрицание идеи существования  множества богов;

- не наделял их физическими  чертами и пороками людей;

- с точки зрения Ксенофана, мир  вечен и не уничтожим, а природа  и бог представляют собой единое  целое. Ксенофан впервые предлагает  идею пантеизма (бог во всем) – учении о тождестве природы и бога;

- в процесс познания Ксенофан  выделяет путь истины и путь мнения. Путь истины строится на мышлении и разуме (только на уровне мышления можно постичь истину). Путь мнения – ложный, строиться на ощущениях.

Все эти воззрения не носили системы.

Другим представителем школы элеатов был Парменид (540- 470 гг. до н. э.). Его основное произведение «О природе» состоит из 2х частей:

-путь истины;

-путь мнения.

В основе учения Парменида лежит понятие бытия. Бытие неподвижно и совершенно и познаваемо только с помощью мышления. Только на уровне разума бытие представляется непротиворечивым, единым и закономерным. Путь мнения, который строится на ощущениях, делает мир множественным, движущимся и несовершенным. Парменид отрицает существование противоположностей (у мира нет начала и конца). Если бы одновременно существовали бытие и небытие, то мир не появился  бы вообще. Парменид учит смотреть не на внешний вид вещей, а на сущность вещей, их истину.

Основные положения философии Парменида пытается доказать его ученик Зенон (490-430гг. до н. э) с помощью логических парадоксов. Он доказал отсутствие множества и движения, основываясь на аргументации от противного.

Парадоксы (апории):

- дихотомия (деление пополам);

- летящая стрела;

- Ахиллес и черепаха;

- медимн зерна;

- предикация;

- место.

В апории «Дихотомия» утверждается, что, прежде чем пройти какое–либо расстояние, необходимо пройти его половину, чтобы пройти половину, нужно пройти половину этой половины и т. д. до бесконечности. Отсюда делается вывод: движение и не может начаться.

В апории «Летящая стрела» Зенон доказывает, что, двигаясь, стрела в каждый момент времени занимает данное место пространства. Так как каждое мгновение неделимо (это что-то вроде точки во времени), то в его пределах стрела не может изменить своего положения. А если она неподвижна в каждую данную единицу времени, она неподвижна и в данный промежуток его. Движущееся тело не движется ни в том месте, которое оно занимает, ни в том, которое оно не занимает. Поскольку время состоит из отдельных моментов, постольку движение стрелы должно складываться из суммы состояний покоя. Это также делает возможным движение. Поскольку стрела в каждом пункте своего пути занимает вполне определенное место, равное своему объему, а движение невозможно, если тело занимает равное себе место (для движения предмет нуждается в пространстве, большим себя), то в каждом месте тело покоится. Словом, из того соображения, что стрела постоянно находится в определенных, но неразличимых «здесь» и «теперь», вытекает, что положение стрелы также неразличимы: она покоится.

В апории «Ахиллес и черепаха» говорится, что быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепахи, т. к. за то время, пока бегун достигает того места, где находилась черепаха в момент «старта», черепаха успеет продвинуться на какое–то расстояние вперёд и т. д. Верно подметив противоречивость движения, но не поняв единства его противоположных моментов, Зенон сделал вывод о немыслимости, а тем самым о невозможности движения вообще.

В апории «Медимн зерна» (примерно мешок зерна) говорится следующее. Большая масса мелких зерен при падении на землю всегда производит шум. Он складывается из шума отдельных зерен, и, значит, каждое зерно и каждая малейшая часть зерна должны, падая, производить шум. Однако отдельное зерно падает на землю совершенно бесшумно. Значит, и падающий на землю медимн зерна не должен был бы производить шум, ведь он состоит из множества зерен, каждое из которых падает бесшумно. Но все-таки медимн зерна падает с шумом!

Человек слышит не все звуки, а только достигающие определенной силы. Падение отдельного зерна производит шум, но он настолько слаб, что лежит за пределами человеческого слуха. Падение же многих зерен дает шум, улавливаемый человеком. «Если бы Зенон был знаком с теорией звука, — писал тогда немецкий философ Т.Брентано, — он не измыслил бы, конечно, своего аргумента».

К числу более сомнительных парадоксов, приписываемых Зенону, относится рассуждение о предикации (Предикат – в традиционной логике один из двух терминов суждения, а именно тот, в котором что-то говорится о предмете речи (субъекте)). В нем Зенон утверждает, что вещь не может в одно и то же время быть единой и иметь множество предикатов; таким же точно доводом пользовались афинские софисты. В Пармениде Платона это рассуждение выглядит так: «Если вещи множественны, они должны быть и подобными, и неподобными [неподобными, поскольку они не являются одним и тем же, и подобными, поскольку общее у них то, что они не являются одним и тем же]. Однако это невозможно, поскольку неподобные вещи не могут быть подобными, а подобные неподобными. Следовательно, вещи не могут быть множественны».

Здесь мы видим критику множественности и столь характерный косвенный тип доказательства, и потому этот парадокс был также приписан Зенону.

Аристотель приписывает Зенону парадокс «Место», похожие рассуждения приводят Симплиций и Филопон в 6 в. н.э. В Физике Аристотеля эта проблема излагается следующим образом: «Далее, если существует место само по себе, где оно находится? Ведь затруднение, к которому приходит Зенон, нуждается в каком-то объяснении. Поскольку все, что существует, имеет место, очевидно, что место тоже должно иметь место и т.д. до бесконечности». Считается, что парадокс возникает здесь потому, что ничто не может содержаться само в себе или отличаться от самого себя. Филопон добавляет, что, показав самопротиворечивость понятия «места», Зенон желал доказать несостоятельность концепции множественности.

Другим представителем школы Элеатов был Мелисс – древнегреческий философ, последний представитель Элейской школы. Мелисс – автор философского трактата О природе, или О сущем (известен по фрагментам), в котором дает ясное прозаическое изложение поэмы Парменида с развернутой аргументацией. Самое заметное отступление Мелисса от Парменида – в тезисе о бесконечности бытия. Указание на отсутствие «боли» и «печали» в бытии свидетельствует об этико-психологическом измерении сущего – бытие становится образцом внутреннего спокойствия и душевной неуязвимости мудреца. Мелис также выступал в качестве сторонника теории бытия как неизменного, абсолютного и вечного первоначала. Мишенью он избрал понятие времени. Мелис утверждает, что времени не существует. Мир неподвижен и живет настоящим. Один момент существования не похож на другой.

 

    1. Учение Гераклита Эфесского о началах мироздания (Архе, Логос, Космос).

 

Гераклит из города Эфеса (530 – 470 гг. до н. э.) был создателем первого диалектического философского учения. Его главная работа называлась «О природе», в которой было три главы:

- о вселенной;

- о боге;

-о государстве.

Эта книга отличается оригинальностью содержания, образностью и афористичностью языка. Вместе с тем книга трудна для понимания, за что уже в античные времена Гераклит получил прозвище Скутинос (Темный).

«Этот космос еще не создал никто из известных богов. Космосом управляет некий высший бог – Логос (разум)», - учил Гераклит. В качестве природного первоначала Гераклит рассматривал огонь. «Этот космос был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимися и потухающими». Огонь – воплощение борьбы и одновременно гармонии разных стихий. Космос состоит из борющихся противоположностей (пример – день, ночь), которые, однако, тождественны и полностью совпадают. Гераклиту принадлежит выражение: «Явленное как два, по природе одно». Одним из самых известных выражений Гераклита является выражение: «Все течет, все меняется. В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Многие современные философы упрекали Гераклита в релятивизме – учении об относительности свойств вещей. Учение Гераклита нельзя считать релятивистским, так как в нем содержится учение о мере – границе взаимоперехода из одной противоположности в другую. Выражением этой меры является космический разум или логос. С точки зрения Гераклита, противоположности в космосе не только тождественны, но и равны. Все противоположности количественно пропорциональны¸ что обеспечивает мировую гармонию. Сколько убывает из одного места, столько появляется в другом.

Информация о работе Античная философия