Античная философия. Философская мысль Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 14:15, контрольная работа

Описание работы

Философская мысль человечества зарождается в эпоху, когда на смену первобытнообщинному строю приходили первые классовые общества и государства. Рассматривая религиозно-идеологическую систему, Западная региональная цивилизация складывалась тысячелетиями и стала к настоящему времени такой, какой мы её знаем. Однако сама Западная региональная цивилизация начала складываться на базе ряда национально-государственных религиозных систем, изначально базирующихся в регионах древнего Востока. Когда-то возникли религиозные системы Древнего Междуречья, Древнего Египта, Древних Сирии, Финикии, Палестины, Древней Греции и прочие. А уже на базе религиозной системы Древней Греции была создана религиозная система Древнего Рима, — после которой в римской национально-государственной религиозной системе возникло первое библейское христианство, положившее начало современному Западу.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………….. 3
2. Понимание бытия в иудаизме, зороастризме. ……………………….
3. Религиозно-философская мысль в Древней Индии. …………………
4. Классическая индийская философия, ориентированная на авторитет
Вед и неортодоксальные течения: чарвака, джейнизм, буддизм, йога...
5. Философские школы в Древнем Китае: конфуцианство, даосизм…..
6. Заключение………………………………………………………………
7. Список использованной литературы…………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая философия.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Каждое из перечисленных направлений прошло исторический путь возникновения, развития, изменения и расслоения. После создания Кун Цю (Конфуцием) «школы служивых людей» «конфуцианство разделилось на восемь течений» (Хань Фэй-цзы, гл. 19,с. 351), из которых наиболее известными являются конфуцианство, представленное Цзы-сы, представленное Мэном (Мэн Кэ), и конфуцианство, представленное Сунем (Сюнь Цином).

В середине периода Чжаньго в царстве Ци. Вблизи столицы, существовал «дворец науки в Цзися», в котором были собраны «ученые» в количестве, «на несколько сот человек превышающем тысячю». Среди них более семидесяти человек занимали высокое положение, «им были пожалованы подворья, они занимали должности старших советников и, не участвуя в делах управления, участвовали только в обсуждениях дел». Именно эти люди, овладевшие специальными знаниями в области культуры и примыкавшие к различным классам и прослойкам, являлись выразителями идей различных классов и прослоек в этот период.

Изменение общественной формации и развитие науки выдвинули множество новых социальных проблем и философских задач. Например, управление на основе правил поведения или на основе закона, управление на основе добродетели или на основе силы и страха, древность и современность, Небо и человек, название и сущность, характер природы человека, положительные и отрицательные стороны учения о дао и дэ, происхождение мира и т.д. На все перечисленные вопросы интеллигенция, представлявшая различные классы и прослойки, высказывала различные взгляды, предлагала различные философские системы, отличавшиеся разными формами, содержанием и особенностями, вследствие чего и прошло разделение на отдельные философские школы. Которые получили возможность свободно «соперничать» и в течении длительного времени «сосуществовать».

Канонизация конфуцианства, которое с самого начала в лице Конфуция выразило свое крайне пренебрежительное отношение ко всем естественнонаучным наблюдениям и прикладным знаниям, которое считало основной задачей самосовершенствование нравственности человека, воспитание и освоение сложного ритуала отношений между высшими и низшими, между отцом и детьми, между старшими и младшими и т. д., создала идеологический заслон для привлечения данных естественных наук в философские и политические рассуждения, принизила общественный статус естественнонаучных наблюдений и прикладных знаний. Они молчаливо были признаны уделом людей низших, лишенных возвышенных идей. Конфуцианство, выражавшее по преимуществу интересы родовой знати, господство которой приходило в упадок.

Конфуций (Кун Фу-цзы, 551-479 до н.э.) – виднейший мыслитель, политический деятель и педагог Древнего Китая. Основатель первой китайской философской школы. Происходил из знатной семьи, был советником при правительстве царства Лу, но добровольно ушел в отставку. Основав собственную школу. Занимался упорядочением древних книг, стремясь к восстановлению древних обрядов и порядков. Выдвинул ряд этических правил, как «почтение к родителям», «почтение к старшему брату», «верность правителю и своему господину» и др. Придавал важное значение учебе и воспитанию человека. Считал, что лишь представители знати могут обладать мудростью, которая основана на врожденном знании. Знания, приобретенные в процессе обучения, он рассматривал как более низкие, а знания, полученные из непосредственного опыта самого человека, «приобретенные в итоге одоления трудностей», - как самые низкие. Народу нужно сообщать лишь столько знаний, сколько необходимо для понимания того, что нужно делать, «но нельзя объяснять ему о намерениях правителя». Изучение земледелия, огородничества, ремесел, торговли удел «низших людей».

Идея покорности сверху донизу – одна из основных идей этики конфуцианства.

Признавая существование «владыки неба» и духов, Конфуций верил в судьбу.

«Путь золотой середины» - методология реформизма Конфуция. Между двумя стоящими друг против друга противоречиями выбирается «средний путь», не допускающий как «чрезмерности», так и «отставания», с тем чтобы смягчить противоречия и предотвратить их обострение. Фактически это теория компромисса и теория смягчения противоречий.

Во II в.до н.э. при императоре У-ди принципы конфуцианства были канонизированы и объявлены официальной идеологией. Сам же Конфуций был обожествлен.

Конфуций ставил перед собой двоякую цель:

      1. упорядочить отношения родства среди самой родовой знати, упорядочить ее взаимные отношения, сплотить родовую рабовладельческую аристократию перед лицом нависшей угрозы потери ею власти и захвата ее «низшими» людьми – новыми землевладельцами, торговцами и крестьянами.
      2. Обосновать идеологически привилегированное положение родовой знати, показать ее «право» на знатность и господство, сгладить недовольство низов господством родовой аристократии.

           Конфуций  осудил тех, кто привлекал к  власти чужих людей и отстранял  своих родственников. По его мнению, это ослабляло господство наследственной  аристократии.

Жэнь (буквально «человеколюбие») – категория конфуцианской этики. Принцип жэнь гласит: «Чего не желаешь себе, того не делай и другим». Фактически это был призыв к господствующему классу проявлять в отношениях между собой любовь и солидарность. Конфуций отрицал, что народные низы могут быть «гуманными».

Ли (буквально «почтительность», «церемониал», «ритуал») – понятие конфуцианской этики, объединяющее широкий круг правил, имевших целью регулирование отношений между правителями и их подданными, между всеми общественными группами (сословиями, родами, семьями) и внутри их, а также отношений между отдельными людьми. Главным субъектом, который должен осуществлять принцип ли, является «благородный муж» (цзюньцзы) – идеализированный образ правителя. Соблюдение ли должно было, по мысли Конфуция, обеспечить вечное и неизменное господство наследственной аристократии. 

В деле укрепления кровнородственных отношений Конфуций придавал большое значение жертвоприношениям духам предков. Только благородные люди имеют духов.

Идеология конфуцианства в целом разделяла традиционные представления о небе и небесной судьбе, в частности изложенные в «Ши цзин». В VI в. до н.э. конфуцианцы и их главный представитель Конфуций делали упор не на проповедь величия неба, а на страх перед небом, перед его карающей силой и неотвратимостью небесной судьбы.

Конфуций почитал небо как грозного, всеединого и сверхестественного повелителя, обладающего при этом известными антропоморфическими свойствами. Небо Конфуция определяет для каждого человека его место в обществе, награждает, наказывает и т.п. верховная власть сына неба священна, и только на нее, как на представляющую волю неба, может опираться общественная и государственная жизнь.

Лао-цзы (учитель Лао), он же Лао Дань, был несколько старше Конфуция, какое то время занимал должность хранителя архива при дворе династии Чжоу. С отвращением отвергал господствовавший в прежнем рабовладельческом обществе принцип «управление на основе правил поведения» и горестно сетовал: «Правила поведения – они подрывают преданность и доверие, кладут начало смутам». Также протестовал против прогрессивной политики «почитания мудрых» и выступал против захватнических войн, которые вели между собой правители отдельных царств. Лао-цзы ушел со службы, поселился в уединении.

Иероглиф дао состоит из двух частей: шоу – голова и цзоу – идти, поэтому основное значения этого иероглифа – дорога, по которой ходят люди, но в дальнейшем этот переносный смысл и стал означать закономерность, закон. Лао-цзы, приняв дао за высшую категорию своей философии, придал ей не только смысл всеобщего закона, но и рассматривает ее как источник происхождения мира. Он считал, что дао – это «корень неба и земли», «мать всех вещей, что дао лежит на основе мира. Лао-Цзы говорил: «Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три рождает все существа». Другими словами, через противостояние темного и светлого начал рождается новое, единое тело (гармония). Лао – цзы считал, что дао нельзя выразить в словах, оно не имеет вида, не издает звуков, не обладает формой. Требовал, чтобы правители считали для себя дао законом и, подобно дао, «очищали сердца» (делая их пустыми) и не «желали чрезмерно много», «постоянно стремились к тому, чтобы у народа не было знаний и желаний».

Даосисты в области теории познания занимали очень непоследовательную позицию, в сущности близкую к объективному идеализму. Так, признавая объективность мира, отрицая бога и волю неба, они все же в конце концов объявляли идеальное, извечное, неизменное дао «началом неба и земли», «матерью всех вещей». Даосисты отрицали роль чувственных знаний, требовали ухода из жизни, от активной деятельности. «Не выходя со двора можно познать мир…». Чем больше человек знает, тем дальше он уходит от истинного дао.

Даосизм в IV-III вв. до н. э. развивал материалистические тенденции в понимании неба и природы. Небо рассматривается как составная часть природы, противоположная земле. Образуется из легких частиц ян-ци и изменяется согласно дао. «Небо и земля не обладают человеколюбием и предоставляют всем существам возможность жить собственной жизнью» (п. 5). Изменения в мире происходят согласно принципам естественности, выражающимися в Дао и материализующимся в дэ. Ранее всемогущее небо подчинается дао. Сторонники учения о дао утверждали: «Человек следует законам земли. Земля следует законам неба. Небо следует законам дао, а дао следует самому себе». «Дао пусто, но в применении неисчерпаемо…». «Содержание великого дэ подчиняется только дао. Дао туманно и неопределенно.

Одни из представителей даосизма:

1. Мен-цзы. Проповедовал идею «просвещенного»  деспотизма. Догмы Конфуция о  предустановленном и неизменном разделении людей на высокопоставленных и низкопоставленных, о принципах управления и связанных с этим нормах этикета и церемониях получают у Мэн-цзы дальнейшее развитие.

Развивая идеи Конфуция, пологал, что небо (природа) и сердце (внутренний мир человека) едины. Познание нашего сердца – это и есть познание неба, природы.

2. Чжуан-цзы афоризмы в сочинениях «Даодэцзин»).

Состояние Вселенной неуловимое, ее изменения бесконечны. Умирает или живет человек в этих бесконечных изменениях? Погибает ли тело, а дух бродит в одиночестве? Где бродит? Чжуан-цзы усердно размышлял над этим.

Дао присущи стремления и искренность. Оно находится в состоянии бездействия и лишено формы. О дао можно рассуждать, но его нельзя потрогать. Дао можно постигать, но его нельзя видеть. Дао – корень и основа самого себя. Оно было прежде неба и земли и существует извечно. Дао движется духом и одухотворяет владыку, порождает небо и землю.

Небо и земля существуют вместе со мной, все сущее составляет со мной единое целое.

-«Нет такого места, где бы не находилось дао».

Отрицая возможность достижения истины в познании, он выступал против споров как метода достижения истины. Пришел к абсолютному релятивизму, отрицающему существование грани между истиной и ложью. «Вследствие того что существует правда, существует неправда; вследствие того что существует неправда, существует правда».  Главный тезис в вопросе о достижении истины: «Прогоните мудрецов и отрекитесь от знания», «не уясняй истины и лжи».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Заключение.

 

Философия занимает важное место в духовной культуре любого народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

  1. Шохин В.К. Индийская философия. Шраманский период (середина I тысячелетия до н. э.): Учеб. пособие. – СПб., 2007.
  2. Виденгрен Г. Мани и манихейство. – СПб., 2001.
  3. Томпсон М. Восточная философия. – М., 2000.
  4. Мюллер М. Шесть систем индийской философии. – М., 1995.
  5. История китайской философии. / Пер. с кит. Гл.1-3. – М., 1989.
  6. Мудрецы Китая: Ян Чжу, Лецзы, Чжканцзы. – СПб.,1994.
  7. Антология мировой философии: в 4-х томах. Т.1, ч.1. – М., 1969.
  8. Древнекитайская философия. Собр. текстов в 2-х томах. – М., 1972.
  9. Антология даосской философии. – М., 1994.
  10. Философия Йоги. – М., 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Античная философия. Философская мысль Древнего Востока