Античная философия. Философская мысль Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 14:15, контрольная работа

Описание работы

Философская мысль человечества зарождается в эпоху, когда на смену первобытнообщинному строю приходили первые классовые общества и государства. Рассматривая религиозно-идеологическую систему, Западная региональная цивилизация складывалась тысячелетиями и стала к настоящему времени такой, какой мы её знаем. Однако сама Западная региональная цивилизация начала складываться на базе ряда национально-государственных религиозных систем, изначально базирующихся в регионах древнего Востока. Когда-то возникли религиозные системы Древнего Междуречья, Древнего Египта, Древних Сирии, Финикии, Палестины, Древней Греции и прочие. А уже на базе религиозной системы Древней Греции была создана религиозная система Древнего Рима, — после которой в римской национально-государственной религиозной системе возникло первое библейское христианство, положившее начало современному Западу.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………….. 3
2. Понимание бытия в иудаизме, зороастризме. ……………………….
3. Религиозно-философская мысль в Древней Индии. …………………
4. Классическая индийская философия, ориентированная на авторитет
Вед и неортодоксальные течения: чарвака, джейнизм, буддизм, йога...
5. Философские школы в Древнем Китае: конфуцианство, даосизм…..
6. Заключение………………………………………………………………
7. Список использованной литературы…………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая философия.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

В целом в истории индийской философии выделяются шесть основных периодов:

1. шраманский период (V в. до н. э.);

2. период ранних школ (IV в. до н. э. – II в. н.э.);

3. классический период – формирование  основных систем (II-IX вв.);

4. позднесхоластический период (X-XVII вв.);

5. новый период (XVIII- 1-я пол.XX в.);

6. современный период (с 1947г. по настоящее время).

 

Шраманский период (V в. до н. э.). к началу проповеди Будды в Индии сложились четыре основные религиозные группы, к которым буддисты присоединились в качестве пятой. Буддийские тексты выделяют кроме брахманистов общины аскетов-тапасвинов (среди которых также выделялись «неодетые» аскеты – ачелаки, напоминавшие греческих киников), адживиков и свободные объединения париббаджаков включавшие и мужчин и женщин.  Адживики и свободные объединения париббаджаков («пилигримы») прославились как учителя красноречия и распространители популярных знаний. Четвертую, составляли первые представители джайнизма.

Похоже, что именно париббаджаки сформулировали проблемы, обсуждавшиеся шраманскими философами. Безначальны ли Атман (индивидуальное духовное начало) и мир или они имеют начало? Безгранична ли Вселенная или она имеет границы? Отлична ли душа от тела или они идентичны? Существует ли воздаяние за действия индивида в его настоящей и будущей жизни или его действия для него нерезультативны? Возможно ли бытие «нерожденных существ» в том мире? Следует ли считать «совершенного» (Татхагата) существующим после распада тела или несуществующим? Ставили также вопросы о соотношении знания и сознания и об их происхождениях, об идентичности состояний сознания Атману, о сохранении души после смерти в сознательном или бессознательном состоянии, об определении блага и не-блага, о критериях духовного совершенства и возможности достижения блаженства в этой жизни.

Основным предметом философских дискуссий этого периода был вопрос о плодах и воздоянии за совершенные дела. Как буддийские, так и джайнские канонические тексты распределяют всех мыслителей этого периода на признающих результативность действий (кириявадины)  и отрицающих ее (акириявадины). Ко вторым относились адживики во главе с Маккхали Госалой, к первым – Джина и Будда.

Период ранних школ (IV в. до н. э. – II в. н.э.). К традициям шраманского происхождения (представители локаяты,санкхьи, йоги, адживики, джайнизма и буддизма) добавились новые брахманистские направления (вайшешика, ньяя, миманса, веданта и философствовавшие грамманисты). Разделение на множество школ и ветвей в этот период характерно для буддизма (буддийская традиция говорит о 18 школах, но ученые насчитывают около 25-26), санкхьи (буддисты так же упоминали 18 ее школ), джайнизма (раскол на шветамбаров и дигамбаров) и др. Приоритетом в этот период стал вопрос о существовании Атмана. Материалисты и буддисты его отрицали. Предметами дискуссий были соотношение непроявленных и проявленных состояний аффектов, статус особого промежуточного состояния между смертью и будущим рождением, а так же вопрос об этическом статусе материи, что она может быть благой или неблагой, участвуя – через посредство человеческого тела – в добрых и дурных делах.

Классический период (II-IX вв.). В этот период была создана иерархия базовых текстов (прозаические сутры и стихотворные карики), над которыми надстраивались комментарии в различных жанрах, а также учебные пособия и трактаты полемического или исследовательского характера. Этот период может быть условно разделен на два «подпериода» - когда была завершена кодификация базовых текстов основных философских направлений (до V в.) и когда было завершено создание основополагающих комментариев к ним (до IXв.).

Во II-III вв. н. э. Умасвати сформулировал основные принципы джайнизма в «Таттвартха-адхигама-сутре», которую приняли и шветамбары, и дигамбары.

Вторую половину периода можно охарактеризовать как эпоху составления основных комментариев к базовым текстам, в результате чего кодифицированные на предыдущей стадии школы становятся полноценными философскими системами – даршанами.

Позднесхоластический период (X-XVII вв.). с окончательным уходом буддизма круг основных участников общеиндийского дискуссионного клуба сужается, а конкуренция среди классических и новых школ заметно обостряется. Джайны продолжали разрабатывать эпистемологию и логику, считая свою позицию срединным путем между крайностями других типов философствования.

В своей постоянной полемике индийские философы всегда что-то заимствовали друг у друга, в период «высокой схоластики» объем этих взаимозаимствований  резко увеличился. В дискуссии по логике найяики видели средство убеждения, буддисты – доказывания. В центре дискуссий был вопрос о том, какие источники знания следует считать достоверными и несводимыми к другим. Материалисты – чарваки признавали только чувственное восприятие, буддисты  и вайшешики добавляли к нему умозаключение, йогины – словесное свидетельство, ведантисты – невосприятие, интуитивное воображение, предание, соответствие (типа «в одном метре сто сантиметров») и жесты (как невербальной передачи информации). Каждая предыдущая подвергала критике каждую последующую за введение  «лишних» источников знания, а каждая последующая доказывала несводимость последних к другим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Классическая индийская  философия, ориентированная 

на авторитет Вед и неортодоксальные течения:

чарвака, джейнизм, буддизм, йога.

 

Философия раннего средневековья (классического периода) достигает высокой стадии развития.

Веды – «священное знание» - обозначение сакральной и исторически начальной текстовой традиции Индии, включающей: 1) собрания  (самхиты) священных гимнов, жреческих и магических формул (мантры); 2) экзегетич. тексты (брахманы) – истолкования значения обрядовых действий, а также сопровождающих их мантр; араньяки – «лесные книги», предназначенные для дополнительного и «тайного» истолкования ритуала; упанишады – своего рода антологии эзотерич. Интерпретации реалий предыдущих памятников в контексте посвящения адепта в мистерию «сокровенного знания»; 3) руководства – сутры (букв. «нить») для работы жреческих школ со священным языком и обрядом в виде дисциплин, именуемых «веданги» - фонетика, грамматика, этимология, просодия, ритуаловедение и астрономия. Преимущественно Веды понимаются в значении, как собрания гимнов.

Основной формой развития философии становятся философские щколы, или системы (даршаны): буддийская философия (четыре главные школы – вайбхашика, сарвастивада, шуньявада, или мадхьямика, виджнянавада, или йогачара), джайнистская философия, философия чарвака (или локаята), ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса, веданта; по общности некоторых важнейших принципов последние шесть школ иногда объединяют попарно.

Чарвака (по народной этимологии – «чарующая речь») – материалистическо-атеистическая школа, не сыгравшая существенной роли в философской жизни, но получившая известность. Истоки восходят к шраманскому периоду (V в. до н. э.). в классический период индийской философии чарвака отождествляется с локаятой.

Так школа чарвака-локаята отличается своим бескомпромиссно материалистическим характером: она категорически отрицает бога и душу, конечными основами бытия считает четыре или пять первоэлементов (бхута). Провозглашает земную, мирскую жизнь со всеми ее радостями, удовольствиями и страданиямивысшим и единственно возможным благом для человека. Все школы буддизма отвергают субстанцинальность существующего и подчеркивают его изменчивую, непостоянную природу, сводя его к сложной системе групп первичных элементов (скандх, дхарм и т.д.), куда входят как физические (рупа), так и психические, духовные (ведана, виджаняна,читта) элементы, сочетания которых образуют вечный поток порождающих и обусловливающих друг друга мгновенных состояний (кшаника) бытия. Джайнизм провозглашает все в мире имеющим душу и требует соблюдения ненасилия (ахимса); он признает за каждой вещью и явлением бесчисленное множество свойств и определений.

Йога разрабатывает преимущественно психологические вопросы о путях и средствах «отвлечения», «очищения» сознания, души от предметного мира.

Веданта известна как наиболее влиятельная система монистического объективного идеализма. Она продолжает учение Упанишад о Брахмане-атмане как духовном источнике и основе всего сущего, доводя его до провозглашения материального мира ложной видимостью, иллюзией (майя), проистекающей из незнания подлинной природы Брахмана-атмана.

В философии раннего средневековья существует несколько подходов. Школа чарвака-локаята провозглашает сознание непосредственным продуктом материи, результатом комбинации вещественных элементов (бхута); обладает прямолинейностью и элементарностью: сознание здесь рассматривается лишь в индивидуально-психологическом плане.

Буддизм – европейское обозначение древнейшей мировой религии, возникшей в Северо-Восточной Индии в сер. I тыс. до н. э. и восходящей к учению отшельника Сиддхартхи Гаутамы, носящего титул Будды Шакьямуни. Сами буддисты называют себя бауддха (последователи Будды), а свое вероисповедание  баудха дхарма («Закон (Учение) Будды). Буддизм как религия и философия учение зиждется на учении Будды, модели его жизненного пути и прежде всего – опыта «пробуждения» (бодхи), в котором ему открылась Истина (дхарма) о природе человека и о возможности его спасения (нирвана). В ходе исторического развития Буддизм, распространившейся из Индии в Тибет, Центральную Азию, Шри-Ланку, Юго-Восточную и Восточную Азию, а в XX в. проникший в Европу, Америку и Австралию, стал объектом культурного и религиозного влияния принявших его стран и претерпел серьезную внутреннюю трансформацию, обретя множество разных и порой несовместимых друг с другом форм. Неграмотный тибетский крестьянин, вращающий барабан с записанными на нем молитвами, верящий в богов, духов предков и магические обряды, имеет мало общего с дзенским подвижником, который ради обретения интуитивного озарения способен годами созерцать голую стену, а тот – с мирянином-смидаистом, сотни раз в день повторяющим имя Будды Амиды. Столь же мало общего между тхеравадинским монахом, строго придерживающимся целибата и вегетарианства, и последователем тантризма, практикующим употребление мяса, опьяняющих напитков и слияния с партнершей. Тем не менее, речь идет не о разных учениях, искусственно соединенных именем Будды, а о разных формах, которое приняло в своем историческом развитии одно учение буддизм.

Этой религии нельзя принадлежать по рождению, обращение в буддизм есть результат осознанного выбора. Шраманское движение, не смотря на свою неоднородность, разделяло ряд общих идей: 1) сомнение в действенности ведийского ритуала и в священном характере текстов Вед; 2) неприятие социальной иерархии, в которой доминирующее положение занимали жрецы-брахманы; 3) вера в карму как безличный моральный закон и сансару – цикл перерождений; 4) убеждение в том, что освобождения от страданий (мокша, нирвана) можно достичь лишь вне обстоятельства, ведя бродячий образ жизни, практикуя ненасилие (ахимса), аскетическое ограничение, йогу и медитацию. Хотя многие последователи Будды по своему происхождению принадлежали к брахманскому сословию, буддизм был всецело продуктом шраманского движения.

Учение о спасении. Если в основе других мировых религий лежит вера во всемогущего Бога, создавшего м Ир, то с точки зрения буддизма мир никем не создан и никем не управляется, а вера в Бога – властителя и мироуправителя - Ишвару подрывает основы закона индивидуального морального воздаяния – кармы (если «люди становятся убийцами и ворами, невоздержанными, лжецами, клеветниками, насильниками, скупыми, лжемыслящими… благодаря Ишваре, то… нет ни побуждения к действию, ни усилия, ни необходимости что-то сделать или что-то не сделать, а раз так, то термин шрамана (совершающий усилие) к ним неприменим, ибо их ум находится в замешательстве, а познавательные способности бесконтрольны».

Буддизм, отрицающий субстанциальность сознания и единство его природы, но признающий реальность психического «я», понимает сознание как непрерывный поток мгновенных состояний психики; одна из его школ – виджнянавада – состоит на позициях субъективного идеализма, считая сознание (виджняна) единственной реальностью. В веданте высшей способностью сознания наделяется духовный обсолют – Брахман – Атман.

В школах раннего средневековья гораздо большее внимание уделяется проблемам гносеологии и логики. Разные школы признают различное количество источников или средств познания (прамана), начиная от одного (восприятие) – в школе чарвака-локаята и кончая шестью – в школе миманса. Однако все это количество сводится к трем основным: восприятию (пратьякша, т.е. чувственная ступень познания), умозаключению, или выводному знанию (анумана, т.е. рациональная ступень познания), и шабде. Шабда (буквально»звук», «слово») приравнивается обычно к свидетельству священного писания, т.е. Вед, как источника высшего знания и высшей мудрости на основании чего все школы, признающие шабду в качестве источника знания, зачисляются в разряд религиозно-ортодаксальных. В большинстве школ шабда понимается, как знание, полученное от умудренных опытом и заслуживающих доверия людей (аптпвачана), живших или живущих.

В отдельных философских произведениях этого периода (главным образом буддийских и джайнистских) говорится о равенстве всех варн, выдвигается идея договорного происхождения государства, содержаться призывы к миру и дружбе между людьми, народами и государствами. Высказывается мысль о том, что основой социальной жизни является хозяйствование, экономика. Многие мыслители, и особенно чарваки-локаятики, выступали с разоблачением паразитизма жречества (брахманов), заявляли о том, что религия является обманом народа.

Книга «Артхашастра, или Наука политики» (определение философии и ее места среди других наук). Философия, учение о трех Ведах, учение о хозяйстве о государственном управлении – это науки… Философия – это санкхья, йога и локаята. Исследуя при помощи логических доказательств: в учении о трех Ведах – законное и незаконное, в учении о хозяйстве – пользу и вред, в учении о государственном управлении – верную и неверную политику, философия исследует и сильные, и слабые стороны этих наук, приносит пользу людям, укрепляет дух в бедствии и в счастие и дает умение рассуждать, говорить и действовать…

Информация о работе Античная философия. Философская мысль Древнего Востока